СОДЕРЖАНИЕ
Что же такое АСК-анализ?
Работы каких ученых сыграли большую роль в создании АСК-анализа?
Кем и когда создан АСК-анализ?
Что включает АСК-анализ?
Какие ученые принимали и сейчас принимают участие в развитии АСК-анализа?
Каков индекс цитирования ученых, принимающих участие в развитии
АСК-анализа?
Сколько докторских и кандидатских диссертаций защищено с применением АСК-анализа
и в каких областях науки?
Сколько грантов РФФИ и РГНФ выполнено и выполняется с применением
СК-анализа?
Сколько монографий, патентов, публикаций входящих в Перечень ВАК есть по
АСК-анализу?
В каких областях уже применялся АСК-анализ?
В каких областях может применяться АСК-анализ?
Internet-ссылки по АСК-анализу
О плагиаторах, использующих работы по АСК-анализу, находящиеся в Internet
в открытом доступе
О возможностях применения АСК-анализа для сопоставимой оценки
эффективности вузов
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ:
БАЗОВАЯ СИСТЕМА «ЭЙДОС» И СИСТЕМЫ ОКРУЖЕНИЯ
1.1. Базовая система «Эйдос»
1.1.1. Кратко о системе «Эйдос»
1.1.2. Назначение и состав системы "Эйдос"
1.1.2.1. Цели и основные функции системы "Эйдос"
Синтез содержательной информационной модели предметной области
Идентификация и прогнозирование состояния объекта управления, выработка
управляющих воздействий
Углубленный анализ содержательной информационной модели предметной области
1.1.2.2. Обобщенная структура системы "Эйдос"
1.1.3. Пользовательский интерфейс, технология разработки и эксплуатации
приложений управления знаниями в системе "ЭЙДОС"
1.1.3.1. Начальный этап синтеза модели: когнитивная структуризация и
формализация предметной области, подготовка исходных данных (подсистема "Словари")
(БКОСА-1, БКОСА-2)
Классификационные шкалы и градации (БКОСА-1.1)
Описательные шкалы и градации (БКОСА-1.2)
Ввод-корректировка обучающей информации (БКОСА-2.1)
Управление составом обучающей информации (БКОСА-2.2)
1.1.3.2. Синтез модели: пакетное обучение системы распознавания
(подсистема "Обучение") (БКОСА-3)
Расчет матрицы абсолютных частот (БКОСА-3.1.1)
Исключение артефактов (робастная процедура) (БКОСА-3.1.2)
Расчет матриц информативностей (БКОСА-3.1.3, 3.2, 3.3)
Измерение сходимости и устойчивости модели
1.1.3.3. Оптимизация модели (подсистема "Оптимизация") (БКОСА-4)
Формирование ортонормированного базиса классов (БКОСА-4.2)
Исключение признаков с низкой селективной силой (БКОСА-4.1)
Удаление классов и признаков, по которым недостаточно данных
Разделение классов на типичную и нетипичные части
1.1.3.4. Верификация модели (оценка ее адекватности) (БКОСА-5)
1.1.3.5. Эксплуатация приложения в режиме адаптации и периодического
синтеза модели (БКОСА-7, БКОСА-9, БКОСА-10)
Идентификация и прогнозирование (подсистема "Распознавание")
(БКОСА-7)
Информационные портреты классов
(БКОСА-9.1)
Расчет матрицы сходства эталонов классов (БКОСА-10.1.1)
Генерация кластеров и конструктов классов (БКОСА-10.1.2)
Автоматическое выполнение режимов 1-2-3
Вывод 2d-семантических сетей классов (БКОСА-10.1.3)
Когнитивные диаграммы классов (БКОСА-10.3.1, 10.3.2)
Семантические портреты атрибутов (БКОСА-9.2)
Расчет матрицы сходства атрибутов (БКОСА-10.2.1)
Генерация кластеров и конструктов атрибутов (БКОСА-10.2.2)
Вывод 2d-семантических сетей атрибутов (БКОСА-10.2.3)
Когнитивные диаграммы атрибутов (БКОСА-10.4.1, 10.4.2)
Оценка достоверности заполнения анкет
1.1.4. Технические характеристики и обеспечение эксплуатации системы
"ЭЙДОС" (версии 12.5)
1.1.4.1. Состав системы "Эйдос": базовая система, системы
окружения и программные интерфейсы импорта данных
1.1.4.2. Отличия системы "Эйдос" от аналогов: экспертных и
статистических систем
1.1.4.3. Некоторые количественные характеристики системы "Эйдос"
1.1.4.4. Обеспечение эксплуатации системы "Эйдос"
1.1.5. АСК-анализ, как технология синтеза и эксплуатации рефлексивных АСУ
активными объектами
1.1.6. Перспективы развития системы «Эйдос»
1.1.7. Выводы
1.2. Система окружения «Эйдос-фонд»
1.3. Система окружения «Эйдос-Ψ»
1.4. Система окружения «Эйдос-астра»
Технология моделирования социально-экономических и природных процессов на
основе системы искусственного интеллекта «Эйдос-астра»
2.1. Перспективная когнитивная концепция
2.2. Базовая когнитивная концепция и синтез
когнитивного конфигуратора
2.2.1. Понятие когнитивного конфигуратора и необходимость естественнонаучной
(формализуемой) когнитивной концепции
Определение понятия конфигуратора
Понятие когнитивного конфигуратора
Когнитивные концепции и операции
2.2.2. Предлагаемая когнитивная концепция
2.2.3. Предлагаемый когнитивный конфигуратор
2.3. Формализация базовых когнитивных операций
системного анализа
2.3.1. Исходные теоретические положения когнитивной концепции
2.3.2. Когнитивный конфигуратор и базовые когнитивные операции системного
анализа
2.3.3. Задачи формализации базовых когнитивных операций системного анализа
Выбор единой интерпретируемой численной меры для классов и атрибутов
Выбор неметрической меры сходства объектов в семантических пространствах
Определение идентификационной и прогностической ценности атрибутов
Ортонормирование семантических пространств классов и атрибутов
(Парето-оптимизация)
2.3.4. Структурирование системного анализа до уровня базовых когнитивных
операций
2.3.5. Описание алгоритмов базовых когнитивных операций системного анализа
БКОСА-2.1. "Восприятие и запоминание исходной обучающей
информации"
БКОСА-2.2. "Репрезентация. Сопоставление индивидуального опыта с
коллективным (общественным)"
БКОСА-3.1.1. "Обобщение (синтез, индукция). Накопление первичных
данных"
БКОСА-3.1.2. "Обобщение (синтез, индукция). Исключение
артефактов"
БКОСА-3.1.3. "Обобщение (синтез, индукция). Расчет степени истинности
содержательных смысловых связей между предпосылками и результатами (обобщенных
таблиц решений)"
БКОСА-3.2. "Определение значимости шкал и градаций факторов, уровней
Мерлина"
БКОСА-3.3. "Определение значимости шкал и градаций классов, уровней
Мерлина"
БКОСА-4.1. "Абстрагирование факторов (снижение размерности
семантического пространства факторов)"
БКОСА-4.2. "Абстрагирование классов (снижение размерности семантического
пространства классов)"
БКОСА-5. "Оценка адекватности информационной модели предметной
области"
БКОСА-7. "Сравнение, идентификация и прогнозирование. Распознавание
состояний конкретных объектов (объектный анализ)"
БКОСА-9.1. "Дедукция и абдукция классов (семантический анализ
обобщенных образов классов, решение обратной задачи прогнозирования)"
БКОСА-9.2. "Дедукция и абдукция факторов (семантический анализ
факторов)"
БКОСА-10.1.1. "Классификация обобщенных образов классов"
БКОСА-10.1.2. "Формирование бинерных конструктов классов"
БКОСА-10.1.3. "Визуализация семантических сетей классов"
БКОСА-10.2.1. "Классификация факторов"
БКОСА-10.2.2. "Формирование бинерных конструктов факторов"
БКОСА-10.2.3. "Визуализация семантических сетей факторов"
БКОСА-10.3.1. "Содержательное сравнение классов"
БКОСА-10.3.2. "Расчет и отображение многомногозначных когнитивных
диаграмм, в т.ч. диаграмм Вольфа Мерлина"
БКОСА-10.4.1. "Содержательное сравнение факторов"
БКОСА-10.4.2. "Расчет и отображение многомногозначных когнитивных
диаграмм, в т.ч. инвертированных диаграмм Мерлина"
БКОСА-11. "Многовариантное планирование и принятие решения о
применении системы управляющих факторов"
2.3.6. Детальные алгоритмы БКОСА
2.4. Системная теория информации – математическая
модель системы «Эйдос»
Взаимосвязь системной меры целесообразности информации
со статистикой c2 и новая мера уровня системности
предметной области
Сравнение, идентификация и прогнозирование как разложение
векторов объектов в ряд по векторам классов (объектный анализ)
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ «ЭЙДОС» В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
3.1. Экономика
3.1.1. Когнитивная структуризация и формализация предметной области
3.1.2. Исходные данные для прогноза: биржевые базы данных
3.1.3. Формирование точечных прогнозов
3.1.4. Формирование средневзвешенного прогноза
3.1.5. Оценка адекватности модели
3.1.6. Детерминистские и бифуркационные участки траектории
3.1.7. Прогнозирования времени перехода системы в бифуркационное состояние
3.1.9. Исследование семантической информационной модели
Ослабление влияния факторов со временем
Старение информации и периоды эргодичности процессов в предметной области
Автоколебания фондового рынка
Время реакции системы на изменение факторов (ригидность)
Управление фондовым рынком на детерминистских участках траектории
Управление фондовым рынком в точках бифуркации
3.2. Технические науки
3.3. Психология
3.3.1. Синтез и решение задач управления качеством подготовки специалистов
(на примере КЮИ МВД РФ)
3.3.1.1. Вводные замечания
3.3.1.2. Некоторые теоретические аспекты постановки задачи
3.3.1.3. Характеристика источников информации, исходных данных и организационно-юридических
форм их получения
3.3.1.4. Мониторинг качества подготовки специалистов
3.3.1.5. Изучение влияния факторов на качество подготовки специалистов и
прогнозирование
3.3.1.6. Анализ результатов и перспективы развития предложенной технологии
3.3.2. Формироване психолоических профилей успешных и неуспешных
руковолителей
3.3.3. Прогнозирование вероятности совершения ошибки оператором в реальном
времени на основе его электроэнцефалограммы (ЭЭГ)
3.3.4. Образ-Я и стилевые особенности деятельности сотрудников органов
внутренних дел в экстремальных условиях
3.3.5. Разработка психологических тестов в среде системы «Эйдос» без
программирования и их эксплуатация в адаптивном режиме
3.3.6. Реализация готовых психологических тестов в среде системы «Эйдос» без
програмирования
Тестовый материал
Ключ к тесту
3.4. Медицина
3.5. Исследование глобальных геосистем в
космической среде
3.6. Сельское хозяйство
ГЛАВА 4. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ «ЭЙДОС» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
4.1. Обзор учебных дисциплин, при преподавании
которых используется система «Эйдос»
4.2. Дисциплина: «Интеллектуальные информационные
системы»
4.2.1. Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины
Задачи изучения дисциплины
4.2.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
4.2.3. Содержание дисциплины
4.2.4. Практические (семинарские) занятия
4.2.5. Лабораторный практикум
4.3. Дисциплина: «Представление знаний в
интеллектуальных информационных системах»
4.3.1. Сопоставление основных моделей представления знаний и место модели
знаний системно-когнитивного анализа среди них
4.3.2. Кластеризация в системно-когнитивном анализе и интеллектуальной
системе «Эйдос» (метод когнитивной кластеризации или кластеризация
на основе знаний)
4.4. Дисциплина: «Управление знаниями (магистратура)»
4.4.1. О целях корпорации и перспективах контроллинга
4.4.2. Информационная модель деятельности менеджера и место систем
искусственного интеллекта в этой деятельности
4.4.3. Обоснование целесообразности применения метода системно-когнитивного
анализа для решения поставленных задач
4.4.4. Двухуровневая АСУ качеством подготовки специалистов, как АСУ ТП в
образовании
4.4.4.1. Специфика применения АСУ в вузе
4.4.4.2. Двухконтурная модель рефлексивной
АСУ качеством подготовки менеджеров
Концепция рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров и технология
QFD (технология развертывания функций качества)
Рефлексивная АСУ качеством подготовки менеджеров группы Б: 1-й контур:
"Образовательный процесс – студент"
Рефлексивная АСУ качеством подготовки менеджеров группы А: 2-й контур:
"Руководство вузом – образовательный процесс"
Двухконтурная модель и обобщенная схема рефлексивной АСУ качеством
подготовки менеджеров
4.4.4.3. Двухуровневая рефлексивная АСУ качеством подготовки менеджеров,
как АСУ ТП в образовании: сходство и различие
Цель рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров
Структура окружающей среды рефлексивной АСУ качеством подготовки
менеджеров
Студент, как объект управления рефлексивной АСУ качеством подготовки
менеджеров
4.4.5. Knowledge management и информационная безопасность самообучающейся
организации
4.4.6. Бенчмаркинг в торговой фирме
4.4.7. Управление технологическими знаниями в производственной фирме
4.4.8. Управление персоналом фирмы путем решения обобщенной задачи о
назначениях
4.5. Дисциплина: «Функционально-стоимостной анализ
системы и технологии управления персоналом (магистратура)»
4.5.1. Система «Эйдос» как инструментарий для управления персоналом фирмы
4.5.2. Когнитивная структуризация
предметной области
4.5.3. Формализация предметной области
4.5.4. Синтез, верификация и повышение качества семантической
информационной модели предметной области
4.5.5. Решение задач прогнозирования и поддержки принятия решений, а также
исследования предметной области на основе семантической информационной модели
4.6. Дисциплина: «Основы теории управления (теория
автоматического управления)"
ГЛАВА 5. НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ «ЭЙДОС»
5.1. Система «Эйдос-Х++» – новый инструментарий
системно-когнитивного анализа
5.2. Некоторые перспективы применения технологий
АСК-анализа
5.3. Развитие АСК-анализа с применением теории
нечетких множеств и неклассической логики
5.4. Динамика взаимодействующих семантических
пространств и создание континуального АСК-анализа
5.5. Интеллекутальная адаптивная система
управления состоянием пациента
5.6. Некоторые перспективы применения системы
«Эйдос» в психологии
Разработка оптимальных адаптивных тестов и профессиограмм
Актуальность
Предлагаемый подход
Результаты и перспективы
Комплексное психологическое тестирование и прогнозирование
Актуальность
Предлагаемый подход
Результаты и перспективы
Управление персоналом
Актуальность
Предлагаемый подход
Результаты и перспективы
Транспортная психология
Актуальность
Предлагаемый подход
Результаты и перспективы
Когнитивная психология
Актуальность
Предлагаемый подход
Результаты и перспективы
Компьютерные Y–технологии
Актуальность
Предлагаемый подход
Результаты и перспективы
5.7. Некоторые перспективы применения системы
«Эйдос» в правоохранительной сфере
5.8. Разработка интеллектуальных порталов,
оказывающих интеллектуальные on-line услуги через Internet
Приложение 1 – Глоссарий (краткий толковый словарь
терминов по и системно-когнитивному анализу)
Приложение 2 – Акты внедрения ранних версий системы
«Эйдос»