2. ДИАЛЕКТИКА СМЕНЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ

"О Египет, Египет! Придет день, когда от твоей религии останется только сказка, сказка невероятная для твоих потомков; сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях..."

Гермес Трисмегист

 

Мы ясно видим три основных этапа развития и смены идеологических парадигм в истории человечества: магия (языческий политеизм), монотеизм и наука. Очевидно также, что и этим дело не ограничивается...

 

2.1. МАГИЯ И ЯЗЫЧЕСКИЙ ПОЛИТЕИЗМ

 

Исторически первым возникло представление о всеобщей одухотворенности природных объектов. По аналогии с человеком, лишь недавно осознавшим свою психику как нечто субъективное, и все объекты окружающей Природы: животные и деревья, реки, цветы и облака, морские волны и ветер, даже Луна, Звезды и само Солнце – все воспринималось имеющим свою душу. И действительно, уровни строения материи, информационно поддерживающие все эти природные явления и объективно являющиеся их душой, не только существовали, но и продолжали непосредственно осознаваться первобытными людьми как "духи природы" (стихиали, джины и т.п.). "Духи природы" имеют неантропоморфный вид, но принимают его при общении с человеком, как вода принимают форму сосуда. В этот период люди ЕЩЕ не до конца потеряли связь с дофизическим астралом и ЕЩЕ не до конца окунулись в темные глубины океана физической материи.

При этом Природа осознавалась как некая органическая и одухотворенная целостность, в которую человек ЕЩЕ вписывался без каких – либо противоречий. Он ЕЩЕ мог слышать и понимать голоса зверей и птиц и находился в определенных эмоциональных и, можно сказать, социальных отношениях с духами ветра и дождя, леса и реки, которым он поклонялся и пытался задобрить.

Первоначально соответствующие представления не могли быть и не были идеологически оформлены, т.к. человеческий символический язык только начал формироваться. Первобытные формы мышления были непосредственно вплетены в деятельность моделирующую, имитирующую те ситуации, объекты и явления, которые обсуждались или планировались. Так когда охотники палеолита обсуждали план будущей охоты, то это выглядело как дикие крики и танцы с дротиками вокруг бизона, нарисованного охрой на скале. Сейчас "ученые" наивно объясняют все это действо как бессмысленный МАГИЧЕСКИЙ ритуал, основанный на диких и невежественных ЯЗЫЧЕСКИХ представлениях. В лучшем случае они видят в этом что–то вроде народного творчества. Однако наши первобытные предки именно в такой форме РЕШАЛИ, каким образом воспользовавшись засадой застать животное врасплох, или как лишить его маневра, кому, когда, откуда и в какое место лучше нанести смертельный удар.

Постепенно языческие боги, которым поклонялись наши предки, были классифицированы, в результате чего оформилась определенная их Иерархия. Со временем высший бог пантеона, занимающий вершину Иерархии, стал основным объектом поклонения. Но и остальные менее значительные боги также продолжали считаться богами, были объектами поклонения и получали свою долю внимания от определенных групп населения или по определенным поводам.

Исторически первую идеологическую парадигму мы будем называть "магической парадигмой". Ее формирование было завершено в эзотерических учениях Гермеса Трисмегиста и других Великих Посвященных. Практическая сторона этой парадигмы нашла свое совершенное воплощение в Мистериях, системах Йоги и Высшей Магии, а внешняя "народная" сторона приняла вид языческой религии.

Магическая парадигма реализовала свой прогрессивный потенциал в период от возникновения человечества и до утверждения монотеистических религий. Последним ее блистательным всплеском была прекрасная Эллада.

Высшее на службе низшего – это зло. Использование способностей высших форм сознания для достижения целей, лежащих в низших планах – это черная магия. Часто зло начинается со слов: "Все средства хороши". Зарабатывать деньги – само по себе не зло, однако синтезировать их методом психосинтеза – это черная магия. Вся наша жизнь буквально пронизана злом. Вот как говорит об этом в своем гениальном сонете № 66 Вильям Шекспир (перевод С.Маршака):

 

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в раскошном одеяние,

И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместной почести позор,

И мощь в плену и немощи беззубой,

И прямоту, что глупостью слывет,

И глупость в маске мудреца, пророка,

И вдохновенья зажатый рот,

И праведность на службе у порока.

Все мерзостно, что вижу я вокруг,

Но как тебя покинуть, милый друг.

 

Поверхностные исследователи (например, Бердяев), считают, что магия ориентирована на изменение физического мира. Может быть это частично верно по отношению к низшей магии. Однако в действительности истинная цель Высшей Магии состоит в Освобождении Духа, алхимической трансмутации Души человека и его вознесении из низшего состояния в высшее.

 

2.2. МОНОТЕИЗМ

 

Ситуация качественно изменилась с возникновением монотеистической религии ("религиозной парадигмы"), которая ввела поклонение Единому Богу – Богу Всей Вселенной, а всех остальных богов, в том числе Солнечный Логос и Планетарные Логосы (Зевс – Юпитер, Гера – Земля, Посейдон – Нептун, Марс - Арес, Венера - Афродита, Меркурий, Селена – Луна и др.) низвела на положение существ различных уровней Космической Иерархии или даже "Духов природы". В последующем многие из них были причислены апологетами к "демоническим силам". Монотеистическая религия, реализуя свой прогрессивный потенциал, вступила в непримиримую борьбу с древними языческими и магическими традициями и вышла победителем в этой исторической борьбе.

Однако будучи вытесненной с поверхности океана жизни магия не прекратила своего существования и продолжала скрытое развитие в многочисленных секретных обществах, т.е. в своеобразном "подполье". Причем в этом своем развитии магия следовала той же внутренней логике, которая привела к возникновению монотеистической религии. Поэтому Магия со своей стороны никогда не отрицала религию, а рассматривала ее как Высшую Магию. Пророков монотеистических религий маги называют "Вознесенными Мастерами". Это означает, что сами маги глубоко религиозны, причем в традиционном для религии смысле.

Христианством впервые была чрезвычайно отчетливо и не для отдельных избранных, а "для всего человечества" сформулирована сверхцель человеческого существования: "Спасение Души", т.е. раскрытие и реализация ее божественности. Самой своей жизнью, смертью и воскресением Христос огненными буквами навсегда впечатал в коллективное сознание человечества все тот же вечный сюжет древних Мистерий, эзотерический смысл которого всегда был, да и сегодня остается доступным лишь Посвященным. Очень важно, что это было сделано непосредственно перед вступлением человеческого общества в наиболее темный исторический период, в котором была достигнута наивысшая степень материализации, соответствующая самой нижней точке круга Сансары человеческого потока эволюции...

После провозглашения Христианства падение человечества в глубины материи продолжалось еще около тысячи лет. На этом пути "вперед и вниз" живая душа "религиозной парадигмы" постепенно оказалась погребенной под толстым слоем пепла сухой и бесплодной схоластики. Над еле тлеющим костром истинной Религиозности пышным чертополохом расцвели различные извращения, ереси, эпидемии массового безумия и борьба с ними, естественно, "Именем Христа" такими же безумными и извращенными методами. Кульминацией этого процесса стал так называемый период "средневекового застоя" в Европе. (Интересно, что этот период практически совпал с периодом расцвета Ислама и арабской цивилизации).

Период средневекового застоя уже одним своим существованием убедительно показал, что даже самые блистательные достижения прошлого больше уже не в состоянии обеспечивать поступательное движение человечества, явился проявлением того, что религиозная парадигма уже практически исчерпала свой эволюционный потенциал.

С другой стороны период средневековья представляет собой процесс скрытой работы человечества, процесс поиска им того Нового, что одно только может обеспечить новый творческий бросок в его развитии. Во тьме средневековья человеческий дух мучительно искал пути выхода к той Реальности, опираясь на которую можно идти дальше.

 

2.3. НАУКА

 

Процесс скрытого накопления сил для следующего шага в эволюции и представляет собой позитивное содержание периода средневекового застоя. То, что это действительно так доказывается просто тем, что за периодом "застоя" последовал блестящий взлет человечества – эпоха Возрождения.

Крестовые походы положили конец теократическому направлению в жизни Европы и явились заключительными актами эпохи "религиозного автоматизма", эпохи, когда жизнь внешне еще продолжала двигаться в религиозном русле, но душа религиозной парадигмы уже отлетела и фактически освободила место для формирования принципиально Нового подхода к явлениям.

Новая "научная парадигма" первоначально не могла быть выражена на собственном языке, т.к. научного языка просто ещё не существовало. Кроме того научная парадигма сразу вступила в антагонизм с безраздельно господствующей религиозной парадигмой, причем "на её территории", т.к. другой территории тоже еще не существовало. Поэтому естественно, что ранний этап формирования научной парадигмы понятийно и терминологически тесно связан с магией. Первые выдающиеся ученые были одновременно и выдающимися магами. Были, конечно, и такие, которые стали учеными потому, что ничего не поняли в магии, но не они являются торцами науки. Интересно, что в рамках религиозной парадигмы и магия, и наука называются одинаково: "Эллинство".

Страсть к познанию неизведанного считалась таким же грехом, как и любая другая страсть. Похоже, что в этой страсти действительно есть какой–то тонкий яд, нечто патологическое, основанное на гордыне (приятно, все же, что–то узнать новое, а такие книжки, как эта, и вообще писать нескромно). В действительности, конечно, наука отличается от магии, являясь отрицанием её отрицания (если считать, что отрицанием магии является религия).

История сохранила многочисленные драматические эпизоды борьбы религии с наукой (Галилей, Коперник, Джордано Бруно). Может показаться, что это отношение к науке уже в далеком прошлом, но это далеко не так, несколько изменились лишь формы. Религия до сих пор сохранила ненависть к науке и к основанному на ней технологическому прогрессу.

В чём же заключалась новизна и "историческая необходимость" возникновения науки, если уже существовали с одной стороны магия, а с другой стороны религия?

Дело в том, что первоначально магия основывалась на прямом осознанном восприятии и утилитарном использовании высших миров (прежде всего эфирного плана и Астрала), тогда как логика развития человеческой цивилизации постоянно уводила основную массу людей все дальше и дальше вглубь материи, что уменьшало возможности такого восприятия. "Волшебный мир" погибал, у него не было будущего в этой цивилизации. Со временем сама магия выхолостилась и стала "почти слепой", скрытый смысл магических действий был практически утерян и от них осталась лишь форма, причем часто форма искаженная, древние магические действия и формулы воспроизводились без понимания источников их внутренней силы и эффективности. Этот процесс приводил и к уменьшению количества истинных магов, т.е. магов, способных не только применять, но и развивать магию. По этим причинам магия не могла стать основой подъёма человечества из точки максимальной материализации круга Сансары, вывода его из того состояния, в котором человечество оказалось в период средневекового застоя. Конечно, с точки зрения Посвященных магов, наука и обычная "светская" философия представляют собой, по меткому выражению Рене Генона, "знание невежд", однако высшее эзотерическое знание для этих невежд всегда было недоступно, а наука явилась их собственным инструментом, который они понимали и в состоянии были совершенствовать, подойдя в настоящее время вплотную к рубежу эзотерических знаний.

Религия дала человеку истинную сверхцель, дала она и способ ее достижения: религиозное усилие – "стяжание Славы Божьей", как говорил святой Серафим Саровский (в Исламе аналогичное понятие обозначается термином "Джихад"), религиозное служение и подвижничество. Религия дает нам вдохновляющие примеры Святых, продвинувшихся на этом Пути. Однако, этот Путь, очевидно, также не мог быть массовым. Поэтому для основной массы людей Религия неизбежно превратилась из Пути Освобождения по которому надо идти, в морально–этическую систему, которой надо следовать. Религия так и не признала эволюционную ценность для человечества его "долгого пути наверх через материю". Традиционно "Изгнание из Эдема" и возникновение самого человечества рассматривается как негативный момент в его истории. Церковь, возникшая и существующая в этой истории, с этой точки зрения является постоянным и прямым укором человечеству, напоминанием о его первородном грехе. Но Врата Церкви открыты сегодня также, как в свой Первый День, и являются началом Пути Наверх. Однако, это Путь из нашего общества, Путь, по которому человек может идти только не оборачиваясь назад и не взяв с собой ничего из того, что было им достигнуто после изгнания из Эдема. (Речь, конечно не идет о Земных богатствах, и даже не о физическом теле, хотя некоторые не прочь захватить с собой и то, и другое. Но уже было сказано, что таким труднее попасть в Царство Божье, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко). Возникает закономерный вопрос: "А было ли достигнуто в Земной человеческой истории чего–либо ценное, и если да, то что именно?" Если в Земной человеческой истории не достигается ничего ценного для Человеческой Души и для Вселенной–в–Целом, то теряет всякий смысл вообще возникновение и существование Проявленной Вселенной, теряет смысл вся эволюция Вселенной в Круге Сансары, теряет смысл существование всех существ различных форм жизни и уровней Иерархии. Однако "все это имеет место, следовательно, это для чего–то и для кого–то нужно" (возможно, для "Создателя Звезд"). При этом автор, конечно, далек от такого уровня понимания, что "мыши нужны для того, чтобы их ели кошки, а кошки для того, чтобы за ними гонялись собаки и гладили дети"... Может быть опыт воплощения Духа в различных формах материи в круге Сансары все же может дать Духу что–то новое?

Суть исходной исторической ситуации для возникновения науки заключалась в том, что человечество существовало и находилось в состоянии максимальной материализации, т.е. в нижней точке круга Сансары. Из этого факта предстояло исходить и из этой ситуации как–то выкарабкиваться, причем не по одному, а всему Человечеству–в–Целом, человечеству как единой системе. Наука и явилась тем средством, которое было создано человечеством с целью пробить всю толщу различных форм материи и пройти сквозь неё к сущности, которая, естественно, оказалась Психической Объективной Реальностью, той самой, которую мы осознаем внутри себя как Дух. Все это подозрительно напоминает историю с лягушкой, попавшей волей судьбы (или потому, что что–то не то съела) в кувшин со сметаной. Как известно она не погибла, а барахталась в сметане до тех пор, пока не взбила ее до состояния масла, оперевшись на которое она просто выпрыгнула из кувшина живой и обогащенной новым ценным опытом.

Поняв бесплодность схоластических и метафизических исканий, раз они не связаны с данными опыта, гуманисты XV – XVI веков поставили своим девизом изучение прежде всего того, что может быть исследовано эмпирическим путем. Время расцвета гуманизма и успеха Реформации есть начало современной науки, и все то, что сейчас составляет гордость нашей цивилизации, достигнуто на своей собственной основе лишь начиная с XV века. С этого времени интенсивно пошел процесс, начатый еще греками: изучение отдельных явлений, исследование отдельных вопросов, создание отдельных отраслей знания (так что термин "Эллинство" вполне адекватен). Процесс отчуждения новых наук от синтетической преднауки – философии нарастал лавинообразно.

Первым титаном новой эпохи был сэр Исаак Ньютон. Он был не только гениальным ученым, заложившим фундамент нового мировоззрения. Сэр Исаак был также, а может быть и прежде всего, великим алхимиком (магом) и глубоко религиозным человеком. Но и это не все. Он был Человеком, для которого не существовало противоречий между всеми этими направлениями усилий человеческого Духа на пути к Высшему, это значит, что скорее всего (по мнению автора) сэр Исаак Ньютон владел Новым Синтезом, который еще не достигнут человечеством и в настоящее время. Судя по всему сэр Исаак Ньютон осознанно и совершенно четко понимал, что именно в данный момент нужно человечеству и не публиковал никаких своих трудов, кроме научных. Надо сказать, что в так называемой "официальной науке" глубина понимания этих вопросов, характерная для истинных Творцов Науки, была впоследствии утеряна. Созданный Ньютоном естественно–научный метод исследования стал идеалом на длительный исторический период, а физика – лидером естествознания, т.к. она целиком основывалась на данных опыта и выражала свои понятия на точном языке математики.

Примечание: суть естественно–научного метода состоит в следующем. Эмпирическим (опытным) путем изучается некоторая предметная область. Выявляется некоторая закономерность, которая вербализуется или даже формализуется (выражается в словах или даже математической форме). Это и есть эмпирический закон. Определяются границы применимости найденного эмпирического закона (находят "исключения"). Выясняются причины, почему данный эмпирический закон действует во вполне определенной предметной области и теряет силу за ее пределами. Эмпирический закон обобщается на всю область Реальности, в том числе и на еще не исследованную эмпирически, в которой имеют место выявленные причины применимости данного закона (это метод научной индукции). На этой основе разрабатывается новая формулировка закона, который называется уже научным законом.

Вслед за физикой на почву эмпирической Реальности и научного метода переходили и другие науки, причем сложность предметов этих наук возрастала в такой же последовательности, в какой одна форма движения материи снимает другую в их общей иерархии: (физика, химия, биология, экономика и история ...). Диалектика смены научных парадигм блестяще раскрыта в работе Т.С.Куна "Структура научных революций" ("Прогресс", М., 1977, 300с.).

 

2.4. НА ПУТИ К НОВОМУ СИНТЕЗУ

 

Процесс дифференциации наук продолжался до попытки создания Марксом науки о развитии общества, целиком основанной на данных опыта. Провозглашая материалистический взгляд на историю Маркс следовал именно этой программе, но не смог довести ее до логического завершения, т.к. был непоследователен и под дурным влиянием друзей увлекся волюнтаристскими, насильственными и идеалистическим по своей сущности методами воздействия на ход истории. Кроме того исследование явлений такого масштаба, как человеческая история уже не может быть адекватным без учета эзотерических знаний. Тем не менее работа, проведенная Марксом произвела революцию в философии, изменив её содержание, исключив из неё все то, что ранее называлось "Философия Истории". В результате этого в качестве предмета философии в явной форме был выделен основной вопрос философии, а также диалектика, логика и теория познания (что почти одно и тоже).

Таким образом основной вопрос философии представляет собой последний оплот ненаучного, не основанного на опыте и корректном научном обобщении мышления.

Естественно–научная постановка и решение основного вопроса философии на основе непосредственного экспериментального исследования существа предмета и научного обобщения методами естественных наук, очевидно, даст Реальный Синтез возвышенных полетов человеческого Духа древних, для которых единая сущность всех явлений есть родной дом (а сами эти явления представляют собой нечто чуждое), с могучей опытной наукой Нового времени, целиком опирающейся на эмпирическую Реальность и проникающей сквозь эту Реальность к той же самой сущности.

 

2.5. ОТ ПАРАДИГМ ФИЗИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ К ЭЗОТЕРИЗМУ

 

Дадим краткую характеристику рассмотренным ранее идеологическим парадигмам с трех точек зрения:

1. позицию каких форм сознания они представляют;

2. на применение в каких формах сознания они ориентированы;

3. какие цели они ставят перед человеком и человечеством.

 

Позиция

Применение

Цели

Магия

Астральное, Ментальное

Физическое, Астральное, Ментальное

Индивидуальное освобождение. Управление людьми, животными и природными явлениями путем воздействия на их эфирный, астральный и ментальный уровни, а также за счет взаимодействия с богами и духами природы

Языческий политеизм

Астральное, Ментальное

Физическое

“Вымаливание” у богов и духов природы более благоприятных для физической жизни обстоятельств, в том числе путем задабривания жертвами и другими способами

Монотеизм

Будхическое и более высокие, в том числе Божественное

Физическое

Индивидуальное освобождение – спасение

Наука

Физическое

Физическое

Познание сущности физической Реальности. Управление людьми, животными и природными явлениями путем воздействия на их физическую природу

Новый
синтез

Астральное, Ментальное

Физическое, Астральное, Ментальное

Познание Истины, индивидуальное и общественное освобождение, гармония в отношениях с людьми, другими разумными существами (в т.ч. неантропоморфными), а также с животными и природой

 

Наука, являясь господствующей в настоящее время идеологической парадигмой, во многом определила наши представления о других парадигмах и стала своего рода штампом или эталоном парадигмы вообще. Это проявляется в том, что мы часто совершенно несознательно переносим основные характеристики научной парадигмы на другие системы взглядов на Человека и Реальность. Конечно, это совершенно неправомерно, но тем не менее это фактически имеет место. Часто такое упрощенное понимание приводит к явным заблуждениям.

Например, мы обычно считаем как бы само–собой разумеющимся, что философы проводили свои исследования, разрабатывали философские концепции и писали свои работы с целью что–то интеллектуально познать, понять и это свое понимание донести до нас, объяснить нам. При этом мы как правило думаем, что эти философы сами работали в физической форме сознания и представляли себе своих будущих читателей также находящимися в физическом сознании. Однако все это верно только относительно обычных "европейских" ученых – философов XV – XX веков, да и то не всех.

До нашего времени дошли многочисленные древние тексты, которые мы безосновательно принимаем за научно – философские, тогда как в действительности – это тексты непосредственно предназначены для модификации сознания и приближения читателя к цели индивидуального освобождения. (Подобную мысль сформулировал и Маркс, в 1945 году написавший в своих "Тезисах о Фейрбахе": "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его"). Это высказывание Маркса звучит весьма "алхимично". Действительно, алхимики ставили себе цель не объяснить что–либо своему последователю, а изменить его. Таким образом, пытаясь просто интеллектуально понять эти тексты мы используем их не по прямому назначению, примерно как в ноты заворачивать рыбу (для Маэстро это, конечно, выглядит дико). Примерами таких текстов являются многие произведения Сократа, который, как известно, задавал так называемые "риторические" вопросы не для того, чтобы что–либо узнать у собеседника, а для того, чтобы заставить последнего задуматься над некоторыми вопросами своей жизни и этим приблизиться к решению определенных своих проблем. К этой же категории относятся и Коаны в Дзен–буддизме, и, во многом, сама Библия. Из более современных текстов классическим примером такого рода являются произведения Гурджиева, работы по НейроЛингвистическому Программированию (НЛП), психоанализу и "терапии прошлых жизней".

Особую категорию составляют так называемые "эзотерические тексты", которые вообще не предназначены для осмысления в физическом сознании. Так мы во многих древних и современных учениях встречаем повторяющийся мотив: "Все это – сон. Освободитесь от иллюзий (майи). Пробудитесь. Бодрствуйте". Как все это понимать? Неужели Учителя Мудрости считали объекты физической Реальности да и нас самих (к которым обращены их слова) такими же порождениями воображения, как и образы сновидений? Конечно, нет. Но в их словах содержится глубочайшее по смыслу утверждение о том, что все состояния Сансары (по Тёдол – состояния Бардо) принципиально не отличаются друг от друга по степени Реальности. Так, например, телекинез, представляющий собой управление физической материей усилием воли, очень напоминает управление осознанным сновидением, также усилием воли.

Но почему мы эти истины пытаемся осознать именно в физической форме сознания, для которой они выглядят мягко говоря некоторой натяжкой? Почему бы не попытаться сделать это в той форме сознания, при которой эти высказывания являются буквально истинными, т.е. в состоянии сна со сновидениями? ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ЭТО – ТО ЧЕЛОВЕК СРАЗУ ПЕРЕХОДИТ ИЗ СОСТОЯНИЯ СНА В АСТРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ. В этом состоит суть техники намерения Тибетской йоги осознания сна (Тартанг Тулку, Стивен Лаберж, Эванс–Венц). Так может быть это учение и предназначено только для того, чтобы быть осознанным и примененным именно в состоянии сна, в котором оно составляет буквальную и простую Истину, Истину, которая будучи примененной сразу приводит к трансформации сна в форму сознания, более высокую, чем бодрствование?

Совершенно аналогично, существуют тексты, представляющие собой буквальную констатацию Истины в теоретической форме, а также совершенно простые и четкие практические инструкции по тому, какие действия необходимо совершить, чтобы перейти из астрального сознания в ментальное. Естественно, эти тексты могут быть адекватно содержательно осознаны и применены только в астральном сознании. Если же читатель прочитает их в физическом сознании, то он в лучшем случае может интеллектуально понять их формально–логическую правильность с точки зрения соответствия определенной концепции. Также существуют аналогичные тексты и для ментального, и для более высоких форм сознания. Справедливости ради надо признать, что конечно существуют подобные тексты, предназначенные и для физической формы сознания.

Все эти тексты называются эзотерическими, т.к. для их адекватного (полного, правильного, неискаженного и неизвращенного) понимания необходимо посвящение, т.е. способность ученика воспринимать данный текст в измененной форме сознания, причем не просто в какой–либо, а во вполне определенной форме сознания в каждом конкретном случае.

И все же, какая Истина может скрываться за метафорой: "Все это – сон" (конечно, если это метафора)? Автор может только предполагать следующее. Человек, хотя бы раз осознавший в состоянии обычного сна, который он до этого совершенно серьезно принимал за физическую реальность, что он в действительности спит, осознавший, что то, что он только–что принимал за реальные объекты представляют собой не более, чем плод его воображения, убравший все эти галлюцинации и увидевший одновременно и физическую, и астральную Реальность ("кстати", включая и галлюцинации), такой человек испытывает определенное "мировоззренческое потрясение". Оно состоит в том, что, во–первых, границы Реальности для данного человека качественно расширяются, и, во–вторых, становится совершенно очевидным, что если это произошло один раз в некоторой определенной форме сознания, то что–то подобное может произойти и еще много–много раз в других формах сознания. В том числе становится в принципе понятным, что по–видимому, возможен переход из состояния бодрствования в некоторую более высокую форму сознания, который также может осознаваться человеком как пробуждение. Возможно, после этого перехода в словах Учителя: "Все это – сон" мы увидим Истину, верную и в том случае, когда под "это", понимается сама физическая Реальность. Переход в более высокую форму сознания человек всегда осознает как пробуждение, будь это переход из сна в бодрствование (как обычно), из сна в астральное сознание, из астрального сознания в ментальное или из физического сознания в ментальное.