16. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЕЛИКОГО УЧЕНИЯ ТЁДОЛ
Изложение этих мыслей не может считаться завершенным без рассмотрения основных принципов Великого Учения Тёдол, составляющего содержание Тибетской книги мертвых. Глубочайшее
Учение Тёдол освобождает слушанием и видением, принося Освобождение на Тайном Пути даже тем, кто имеет очень плохую карму.
Тибетская книга мертвых описывает состояние конечного освобождения сознания Дхарма–Кайя и шесть промежуточных состояний сознания, которые имеют общее название Бардо:
* Кинай Бардо – промежуточное состояние в месте рождения (в чреве матери);
* Милам Бардо – промежуточное состояние во время сна;
* Тингецин–Самтам Бардо – промежуточное состояние во время дхьяны (медитации) в самадхи (экстатическое равновесие);
* Чигай Бардо – промежуточное состояние в момент умирания (или в момент смерти);
* Чёнид Бардо – промежуточное состояние во время постижения Реальности;
* Луюн–Сидпай Бардо (Сидпа Бардо) – промежуточное состояние в процессе возвращения к сансарическому (земному) бытию, состояние, в котором Познающий стремится к новому рождению.
Все промежуточные состояния называются Бардо, т.к. в них человек видит иллюзии и ошибочно принимает их за Реальность. Состояние освобождения – цель эволюции сознания, называется Дхарма–Кайя, в этом состоянии невозможно никакое Бардо.
Каждое состояние Бардо имеет свои признаки, по которым Познающий (субъект) сам может идентифицировать (определить) свое состояние в соответствии с классификацией Великого Учения Тёдол, находясь в этом состоянии. Кроме того Лама также может точно определить состояние сознания человека, скитающегося в Бардо.
Из каждого состояния Бардо есть всего два пути: 1–й к состоянию Дхарма–Кайя или рождению в различных высших мирах, и 2–й – в следующее состояние Бардо на пути к воплощению, причем 1–й путь возможен из всех Бардо, за исключением Сидпа Бардо.
Для освобождения из состояния Бардо необходимо осознать, в каком состоянии ты находишься и осуществить выбор Высшего Пути Вверх.
Человек, хотя бы раз слышавший Великое Учение Тёдол в течение жизни, находящийся в одном из состояний Бардо всегда вспоминает Учение и может сделать свободный сознательный выбор Пути. Однако на выбор влияют кармические склонности, которые часто делают для него предпочтительным выбор следующего Бардо, ведущего к воплощению.
Ясному осознанию человеком своего состояния Бардо способствует чтение Великого Учения Тёдол Ламой или другом около физического тела умершего или даже с мыслью о нем. То есть считается, что человеку, находящемуся в Бардо, можно сообщить адекватную информацию о его состоянии с помощью голоса, и это может очень помочь ему перейти из этого состояния в более высокое состояние сознания или даже достичь освобождения – Дхарма–Кайя.
Таким образом, согласно Великому Учению Тёдол для достижения состояния Дхарма–Кайя освобождения сознания необходимо и достаточно осознать, что ты находишься в состоянии Бардо, в котором за Реальность принимаются иллюзии данного вида Бардо, и предпринять усилие к Переносу сознания к Изначальному Чистому Свету, т.е. усилие к освобождению от иллюзий и освобождению.
Необходимо подчеркнуть, что эти принципы очень близки, если не сказать тождественны тем, которые развивались в данной работе при описании методики перехода из сна в астральное сознание, а из него в ментальное. Понятно, что так и должно быть, если принять во внимание подобие сансары суточного цикла сознания, которая довольно подробно рассмотрена в данной работе, и сансары реинкарнационного цикла, являющейся предметом Тибетской книги мертвых – Бардо Тёдол.
Кроме состояний Бардо, которые человек проходит после смерти, и которые являются предметом рассмотрения Тибетской книги мертвых – Бардо Тёдол, существуют состояния Бардо, характерные для воплощенного состояния, которые могли бы быть описаны в "Тибетской книге живых", но такая книга автору неизвестна. Вместе с тем некоторые из вышеперечисленных состояний Бардо, например Милам Бардо – промежуточное состояние во время сна, наблюдаются и в воплощенном состоянии.