15. ИЕРАРХИЯ МАНВАНТАР, ФРАКТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВСЕЛЕННОЙ И ПРОЦЕССОВ ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ

 

Здесь мы подошли в нашем изложении к возможности выразить мысль, может быть одну из наиболее величественных и грандиозных, когда–либо посещавших человеческий ум. По–видимому, наиболее древнее ее выражение принадлежит Гермесу Трисмегисту, которого иногда отождествляют с самим богом Тотом. В Изумрудных Скрижалях она выражена до предела кратко: "Каждая нить в великой ткани мироздания проходит от самого верха до самого низа. Что вверху, то и внизу". Очевидно, в этом высказывании речь идет не только о подобии структур систем различного масштаба и принадлежащих различным уровням Бытия, но и о подобии характерных для них динамических закономерностей: "Каждая система в Космосе в своей индивидуальной эволюции подчиняется тем же фундаментальным закономерностям, что Вселенная–в–Целом". С этой идеей тесно связана эзотерическая концепция тождества основных законов Вселенной и Человека, равенство в определенном смысле Макрокосма и Микрокосма, и возможно с этим связанный великий Сократовский призыв "Познай Себя и ты познаешь Все".

Современная наука дала нам "новые" понятия, которые позволяют увидеть в этих вечных бриллиантах истины блеск новых граней и лучей. Важнейшим из этих "новых" понятий является понятие "фрактальной структуры" или просто фрактала. Фрактальной называется структура, состоящая из элементов, которые во всем тождественны структуре в целом, кроме масштаба, т.е. подобны Целому. Фрактальная структура строится путем последовательного применения одних и тех же законов дифференциации сначала к элементам всей структуры в целом (т.е. к элементам 1–го уровня подобия), затем к сгенерированных таким образом элементам этих элементов (т.е. к элементам 2–го уровня подобия) и так далее в принципе до бесконечности.

Примерами фрактальных структур, встречающихся в природе, являются галактики, улитки, снежинки, листья папоротников, деревья. Очень известным и ярким примером такого рода структуры является так называемое множество Мандельброта, которое имеет великолепную компьютерную визуализацию.

Существуют теории, например теория Фридмонов, разработанная советским академиком Марковым, позволяющие рассматривать элемент фрактального множества как тождественный Целому не только по своей структуре, динамическим и функциональным закономерностям, но и в буквальном смысле. Эта теория разработана на основе Общей теории относительности (ОТО) Альберта Эйнштейна и приводит в выводу, что Вселенная–в–Целом может для внешнего наблюдателя иметь вид элементарной частицы (они получили название "Фридмоны") с микроскопическими размерами, а также с микроскопическими внешне наблюдаемой массой и зарядом. Но известно, что Вселенная и сама состоит из такого же рода частиц...

В данном разделе мы имели возможность убедиться, что имеется громадная, чрезвычайно глубокая и плодотворная аналогия между процессом движения элементарной частицы и процессом развития человека и его сознания в процессе последовательных реинкарнаций. В течение одного воплощения и даже одних суток в физическом теле человека сменяются бесчисленные поколения клеток. Но и сам человек в процессе индивидуальных реинкарнаций последовательно проходит через развоплощенные и воплощенные состояния, аналогичные соответственно Ночи и Дню Брамы Вселенной–в–Целом.

Автор убежден, что это более чем аналогии. За такими с позволения сказать "аналогиями", как эта, совершенно очевидно просвечивает какая–то очень важная истина. Бывают моменты, когда Свет падает на покрывало Изиды так, что бывает виден блеск ее прекрасных глаз и даже румянец, проступающий на щеках от нашего пристального взгляда. Попробуем же вместе "нащупать" хотя бы контуры этой истины, одно дуновение которой у одних заставляет радостно трепетать сердце, а у других вызывает озноб на коже.

По–видимому, существует иерархия манвантар различного уровня: от Великой манвантары Вселенной–в–Целом с ее циклом Сансары длительностью около 1015 лет, и до манвантары полевого цветка, распускающегося утром, чтобы вечером опять закрыться.

 

Увидеть Мир в одной песчинке,

Небо – в полевом цветке,

Вечность в миг вместить единый,

Бесконечность сжать в руке...

/Уильям Блейк/

 

СПРАВКА: Восточные эзотерические космогонические учения (см., например, Е.И.Рерих, "Космические легенды Востока") говорят о том, что история Вселенной представляет собой бесконечное чередование периодов Бытия – Великих Манвантар, и Не–Бытия, называемого Маха Пралайя, которые полагаются равными друг другу и имеют длительность около 1015 лет.

Великая Манвантара делится на дни – Дни Брамы, или Малые Манвантары, и ночи – Ночи Брамы, или Малые Пралайи... Во время Малой Пралайи мир не исчезает, но умирает все живое, чтобы ожить во время Дня Брамы. (В этом смысле День и ночь Брамы может быть больше похожи на времена года: на "Лето и Зиму Брамы", авт.) Продолжительность Дня или Ночи Брамы составляет четыре с лишним миллиарда лет. 360 Дней и Ночей Брамы равны одному году Брамы, а сто лет Брамы соответствуют веку Брамы или Великой Манвантаре.

Маха Пралайя описывается следующим образом: "Не было ничего. Единая Тьма наполняла беспредельное Все... Не было времени... (Сравните библейское: "И было время, когда времени не было...". Похоже наш язык мало подходит для выражения этих и подобных понятий. В каком смысле можно говорить о продолжительности Маха Пралайи, если в этом состоянии Вселенной даже "времени не было"... Авт.) Не было Космического Разума... Не было ничего, кроме Нерушимого Вечного Дыхания, не знающего себя. Лишь Единая Форма Существования, беспредельная, бесконечная, беспричинная простиралась, покоясь во сне, лишенном сновидений...". В "Вишну Пуранах" говорится: "Не было ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, ни тьмы, ни света – ничего, кроме Единого Непостижимого разумом". Во время небытия существует лишь Единый Патабраман, причина всего существующего и несуществующего, лишенный всякого дуализма, присущего любому Бытию. Лишь с началом Великой Манвантары Патабраман раздваивается, образуя первичную противоположность Духа и Материи, Мужского и Женского, Добра и Зла и т.д. Не символизируется ли это раздвоение Единого восстанием Сатаны против Бога в Библии? (Что–то похожее в современной физике называется "спонтанным", т.е. случайным, самопроизвольным, нарушением симметрии вакуума, в результате чего происходит его "конденсация" и появляются так называемые бозоны Хигса и физический мир). Если это так, то его восстание и последующее поражение также неизбежно и периодически повторяется, как смена дня и ночи или времен года.

Как бы то ни было процесс раздвоения Единого, последующая его дифференциация, а затем объединение и составляет содержание Великой Мистерии Вселенной–в–Целом и всех Мистерий человека и других существ. У всех этих Мистерий один и тот же Вечно повторяющийся сюжет...

Обобщим краеугольное понятие манвантары далее. С этой точки зрения манвантарами определенного уровня являются:

* обычный календарный год с его сменой времен года: весна – лето – осень – зима;

* сутки с периодами: утро – день – вечер – ночь;

* реинкарнационный цикл (сансара) человека с его основными периодами: рождение – жизнь – умирание – смерть;

* суточный цикл (сансара) сознания человека с его периодами: пробуждение – бодрствование – засыпание – сон;

* биологический цикл (сансара) дыхания: вдох – пауза на вдохе – выдох – пауза на выдохе;

* биологический цикл (сансара) сердца;

* цикл квантового движения элементарной частицы: переход в редуцированное состояние – редуцированное состояние – переход в нередуцированное состояние – нередуцированное состояние.

Очевидно перечень подобных примеров может быть продолжен до бесконечности, и, наверное, с большой пользой.

Но мы сконцентрируем внимание на аналогии между манвантарой человеческой жизни и манвантарой пробуждения и засыпания. Эта аналогия была известна человечеству всегда. Она прослеживается как в языческих мистериях, так и в развитых религиозных культах. И все же... обратимся к таблице:

 

ЦИКЛЫ СОЗНАНИЯ

 

РЕИНКАРНАЦИОННЫЙ ЦИКЛ:

СУТОЧНЫЙ ЦИКЛ:

Рождение

Пробуждение

Жизнь

Бодрствование

Умирание

Засыпание

Смерть

Сон

 

В данной работе мы довольно подробно рассмотрели переход из сна через его осознание в астральное сознание, которое может быть осуществлено в воплощенном состоянии человека. Но что это за переход в терминологии манвантар (и сансар) разного уровня? Очень кратко и чуть упрощенно: сон – является маха–пралайей суточного цикла человеческого сознания, тогда как будхическое сознание (БС) – это уже маха–пралайя реинкаранционного цикла человека.

Освоение астрального сознания представляет собой 1–й шаг на пути к маха–пралайе реинкарнационного цикла, а ментальное сознание – 2–й шаг. Высшее Посвящение – представляет собой выход человека за пределы суточной сансары сна–бодрствования и переход его на реинкарнационную сансару смерти–жизни еще при наличии физического тела, – это переход на сансару более высокого иерархического уровня.

Высшее Посвящение позволяет воплощенному на физическом уровне Реальности человеку сознательно и свободно действовать не только на физическом плане, но и на всех уровнях Реальности, на которых обычный человек оказывается только после смерти, причем, как правило, в несознательном состоянии.

Здесь очень важным является то, что оказывается возможным выход за пределы одной сансары и переход на другую – более высокого уровня иерархии "в одной из точек их соприкосновения". В этом случае предыдущая сансара "схлопывается" и исчезает, будучи осознанной как порождение майи – великой мировой иллюзии. "Азбучные истины", которые не подвергались ни малейшему сомнению в предыдущей сансаре (наподобие того, что "человек – это физическое тело", "человек мыслит мозгом", "мысль – это состояние мозга", "человек смертен и живет только один раз") вдруг осознаются как наивные заблуждения детских форм сознания.

Возможны и другие подобные переходы, основанные на управлении внутренними манвантарами (сансарами) дыхания и сердцебиения. Известно, какое громадное значение йоги придавали дыханию, справедливо считая его важнейшим инструментом управления психикой. На паузе после выдоха находится точка соприкосновения с сансарой следующего уровня, которой является сансара суточного цикла сознания. Это означает, что управляя дыханием, человек может заснуть, а из сна перейти в астральное сознание, как описано выше. Аналогична и роль сердечного цикла. Однако известно, что паузы в дыхании и замедление ритма сердца могут привести не только ко сну и переходу в астральное сознание при наличии физического тела, но и к потере последнего, т.е. к смерти, что также понятно с вышесформулированных позиций. Эта тема может быть продолжена, но она не составляет предмет нашего рассмотрения.

С этой точки зрения Вселенная представляет собой иерархическую систему манвантар (сансар), каждая из которых представляет собой эволюционный цикл, в котором осуществляется процесс развития некоторого структурного элемента этой Вселенной. Причем любой элемент Вселенной имеет точно такую же структуру, т.е. представляет собой иерархическую систему внутренних манвантар (сансар). Ранее обычно под элементом понималось лишь его воплощенное, дифференцированное, редуцированное состояние, тогда как в действительности это состояние само по себе и в отрыве от других состояний элемента не может быть понято; таким образом элемент системы представляет собой совокупность различных эволюционных состояний, периодически повторяющихся и образующих его цикл редукции–дередукции, т.е. цикл индивидуальной сансары.

Система манвантар (сансар), образующих Вселенную, не только имеет иерархическое строение, но и взаимосвязана таким образом, что манвантара более высокого иерархического уровня реализуется (осуществляется) через систему манвантар более низкого иерархического уровня, из которых она в определенном смысле и "состоит". Человеческая душа без преувеличения подобна электрону в великой динамо–машине Вселенной. Мириады душ (монад), относящихся к цивилизациям различных уровней и типов эволюции, пронизывают всю Вселенную, соединяя планеты, звездные системы и галактики единым током – потоком дыхания жизни. И каждая из них в миниатюре и с высокой частотой в своем индивидуальном реинкарнационном цикле повторяет и предвосхищает путь эволюции, который Вселенная–в–Целом осуществляет в Великой Манвантаре. Все самое ценное, что добывает душа в каждой своей миниатюрной сансаре, квинтэссенцию своего опыта, она передает на уровень иерархически смежной более высокой сансары, та в свою очередь – еще на более высокий уровень и так далее вплоть до Великой Сансары Вселенной–в–Целом (это похоже на систему многоуровневого маркетинга и на систему сбора меда на пасеке). Таким образом каждая душа вносит индивидуальный вклад в эволюцию Вселенной–в–Целом уже самим своим существованием, своим развитием (посвящениями) и своим спасением. Возможно даже, что состояние Маха–Пралайи Вселенной–в–Целом не может быть достигнуто, пока есть во Вселенной хоть одна душа, которая не спасена.

Каждая часть Проявленной Вселенной: от мельчайшего атома до могущественного сияющего как Солнце Архангела исполняют свою неповторимую партию в едином величественном гимне Создателю...

Таким образом Вселенная похожа на гигантский Мировой Редуктор (или шестеренчатый насос), в котором есть бесчисленное множество шестерен, входящих в зацепление друг с другом, каждая из которых представляет собой индивидуальную сансару некоторой подсистемы. Если присмотреться повнимательнее, то и каждая шестерня этого Мирового Редуктора так же в свою очередь представляет собой аналогичный редуктор. Человек в этой системе на высоких оборотах крутит маленькую шестерню своей индивидуальной сансары (реинкарнационный цикл), которая через передаточный механизм Иерархии передает усилие вращения Великой Сансаре Вселенной–в–Целом. Эволюция человека заключается в том, что у него постепенно прибавляются силы и в результате через некоторое время ему доверяется оставить свою шестерню реинкарнационного цикла с физическим воплощением на Земле (в этом и состоит Посвящение или Освобождение) и взяться за вращение более значительной шестеренки в великом механизме Вселенной.