14. МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ И ЧТЕНИЕ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ СОЗНАНИЯ
Рассмотрим некоторые глубокие аналогии между мышлением при различных формах сознания и понятием "редукция волновой функции" из квантовой теории поля (КТП). Редукция волновой функции по очень многим своим особенностям напоминает процесс осознания мысли, перехода ее из невербальной формы существования в вербализованную. Мышление есть функция ментального тела человека, также, как эмоции – функция астрального, а движение – функция физического. Это означает, что "чистое мышление", мышление как таковое не может быть осознано при астральной и физической формах сознания. Следовательно, при физическом и астральном сознании, то, что осознается и понимается при данных формах сознания как процесс мышления, в действительности представляет собой лишь процесс воплощения мысли в те языковые формы, которые осознаются при этих формах сознания. Язык есть тело мысли, и это тело должно быть осознаваемым при той форме сознания, при которой этот язык используется. Так, например, при физической форме сознания считается, что мышление представляет собой процесс генерации внутренней или внешней речи (звуковой, текстовой или другой), т.е. процесс вербализации. Медитация есть мышление без вербализации и возможна только при ментальном сознании. Медитация – это мышление "в чистом виде", мышление на его собственном языке, без преобразования в какой–то внешний для него язык. При астральном же и физическом сознании как мышление осознается (и под ним понимается) не оно само, а лишь его результат, т.е. вербализация. С этой точки зрения мозг представляет собой оптимальную среду для редукции мысли.
Похоже, когда люди начали строить Вавилонскую башню – они понимали друг друга "без слов", т.е. общались на уровне медитации, по–видимому, в ментальном или по крайней мере астральном сознании. Возникновение условных звуковых и других языков связано с грехопадением людей, т.е. их переходом на физический план в физическое сознание. В будущем, при переходе в высшие формы сознания, люди смогут начать строительство "новой Вавилонской башни".
Следовательно, существует глубокая (сущностная) аналогия между процессом редукции элементарных частиц в камере Вильсона с перенасыщенным паром (трековая камера) и процессом возникновения мыслей в мозге. Если соединить трековую камеру с компьютером, в котором бы система искусственного интеллекта на основе анализа траекторий частиц принимала те или иные решения по управлению исполнительными органами, то вся эта система в целом была бы полным функциональным аналогом физического организма человека (за исключением быть может того, что функцию самовоспроизведения пришлось бы сначала реализовать на заводах).
Методики освоения метода скорочтения очень во многом напоминают методики освоения медитации. Скорочтение по сути дела представляет собой метод, обеспечивающий восприятие вербализованной мысли без ее повторной вербализации в форме внутренней речи, это своего рода "чтение в состоянии медитации". Как правило, человек в раннем детстве осваивает как родной (т.е. без необходимости перевода на какой–либо другой) только одну форму языка, – это звуковой словесный язык: звуковая речь. В последующем, когда он учится читать и писать, осваивается также текстовый язык – письменность. Но, как это к сожалению обычно бывает, при освоении нового языка используется уже освоенный язык, т.е. нас учат читать по слогам и вслух, вместо того, чтобы учить сразу воспринимать смысл прочитанного. В результате мы учимся понимать текстовую форму языка только после перевода ее в звуковую форму, по крайней мере в форме внутренней речи. Естественно, при этом человек, чтобы понять написанное, должен сначала проговорить его, хотя бы в форме внутренней речи. Данная ситуация совершенно аналогична уровню освоения иностранного языка "со словарем", когда мы понимаем не сами иностранные слова, а только их перевод на родной язык. Таким образом, в школе мы овладеваем письменной формой языка, т.е. чтением, не свободно, а лишь с переводом в форму звукового языка. Это ограничивает скорость восприятия текстовой информации скоростью ее проговаривания (не более 500 слов в минуту), не говоря уже о том, что требует дополнительной психической работы по переводу текста в звуковую речь. При таком изучении закрепляются связи не между смыслом (содержанием) слов и их формой на новом языке, а лишь связи между словами родного языка и словами нового. Методы обучения скорочтению направлены на то, чтобы научить человека свободно, т.е. без перевода в форму звукового языка, пользоваться текстовой формой языка. При этом снимаются и естественные ограничения восприятия информации, характерные для звуковой речи.
Сформулируем некоторые обобщения. Итак, при физической форме сознания чтобы осознавать мысль, выраженную в форме физического языка, человек должен произвести с помощью физического тела некоторые соответствующие мышечные действия, т.к. осознаются именно эти действия, а не сама мысль непосредственно. Например, у древних мышление выглядело как имитация процесса охоты или танцы, у современного же человека эти "мыслительные движения физического тела" как правило сводятся к движению голосовых связок, а также мимике и жестам. Необходимо подчеркнуть, что с этой точки зрения ограничения по обработке информации, присущие звуковой речи, – это лишь следствие и одно из проявлений ограниченных возможностей физического тела по воспроизведению движений, соответствующих этой форме языка. Из этого следует, что овладевая скорочтением мы преодолеваем некоторые функциональные барьеры физического тела, а значит движемся по тому пути, который ведет к ментальному сознанию, которое представляет собой результат преодоления всех ограничений проявления сознания, связанных с физическим телом.
Итак, мышление есть процесс, поддерживаемый (реализуемый) структурами ментального уровня Реальности. Думать, что человек мыслит мозгом настолько же наивно, как и представлять, что в радиоприемнике сидят маленькие человечки, которые поют, разговаривают, и играют на различных инструментах. Только неандерталец может подумать, что лазерный принтер, который напечатал эту книгу, сам и сочинил ее. Но мозг, конечно, обеспечивает вывод информации с ментального плана на физический, причем это преобразование осуществляется с определенным качеством и довольно ограниченной скоростью. При этом более или менее значительная часть информации искажается или вообще теряется. Поскольку человек в физическом сознании осознает лишь результаты этого преобразования, которые он и принимает за сам процесс мышления, то, естественно, скорость и качество такого "мышления" очень ограничены.
Грубо, но точно, можно сказать: "С помощью мозга мыслят одни дураки". Конечно, некоторые читатели могут подумать, что автор создал эту мысль тоже с помощью мозга. Но так могут подумать только те читатели, которые сами мыслят с помощью мозга. "Если бы автор не написал этого, то он может быть еще смог бы сойти за философа", думают они (конечно, с помощью мозга).
В своем развитии мысль проходит следующие стадии:
1. Пустота.
2. Семя мысли.
3. Развертывание мысли.
4. Вербализация.
При обычной форме сознания, т.е. "обычно" люди принимают за мышление вербализацию мыслей, хотя бы в форме внутренней речи. При этом они осознают только вербализованную форму мысли, а невербализованную форму осознают как "промежутки между мыслями".
Соответственно, существует три уровня медитации:
1. Осознание мысли в развернутой форме без ее вербализации. При этом стадии зарождения семени мысли осознаются как промежутки между развернутыми мыслями.
2. Осознание мышления в форме зарождения "семени мысли" без ее невербализованного развертывания. При этом пустота осознается как промежуток между стадиями зарождения семени мысли.
3. Осознание пустоты, как среды зарождения семени мысли без зарождения семени мысли. При этом мысль течет непрерывно как масло тонкой струей без промежутков.
Поэтому я и писал, что медитация есть мышление без вербализации. Но более глубокими формами медитации безусловно являются медитация без невербализованного развертывания мысли и даже "медитация без зарождения семени мысли". Я с этими формами мышления знаком на практике:
http://lc.kubagro.ru/master/14.htm
http://lc.kubagro.ru/master/26.32.htm (говорят, царя звали Эгей
).Успешная медитация на пустоту - это сама пустота, когда не зарождается даже семени мысли. Все остальное - это поток <семени> мысли о медитации на пустоте с частичным развертыванием и даже вербализацией, в частности здесь на форуме.
Высшая форма медитации
– это не отсутствие мыслей вообще, а лишь отсутствие мысли в тех формах, которые нам известны в омраченных формах сознания и которые мы собственно и называем "мыслью":–
в форме семени мысли;–
в форме невербализованного развертывания;–
в форме вербализации.В этом ряду любая следующая форма проявления мысли менее производительна, чем предыдущая. Таким образом, медитация на пустоте - это не "просто отсутствие мысли и ничего более", а наоборот, наиболее эффективная форма "чистого" мышления без его проявления в форме чего-либо иного, чем само мышление.
Считать высшую форму мышления пустотой – это та же ошибка и совершаемая по той же причине, что и считать нирвану небытием. Причины этих ошибок ясны из нижеследующего.
Все, что мы считаем существующим, т.е. "чем-то ", мы считаем таковым благодаря тому, что оно обладает теми или иными качествами.
Я предлагаю гипотезу, согласно которой все качества без исключения имеют эмерджентную природу, т.е. любое качество основано на уровне Реальности (этот термин включает и бытие, и небытие) этим качеством не обладающим.
Например, качество "быть соленым " основано на свойствах Na и Cl, этим качеством ни в коей мере не обладающими. Движение с различными скоростями в метрическом пространстве основано на нелокальном уровне Реальности, в котором нет локализации объектов в физическом пространстве-времени. Об этом догадался еще Зенон и отразил логически в своих знаменитых апориях из которых следует не невозможность движения, как некоторые почему-то думают, а лишь невозможность адекватного отражения движения средствами формальной логики.
Так вот, если исследовать все более и более глубокие уровни Реальности с этой точки зрения - то мы обнаружим, что в основании Бытия лежит Небытие, как не обладающее никакими качествами, но лежащее в основе их всех. Дать положительное определение небытия сложно, проще всего это сделать через отрицание: "Это не есть то". Но на мой взгляд это можно сделать: "Небытие (т.е. ничто, непроявленное) есть наиболее глубокая эмерджентная основа Бытия". В этом, возможно, и состоит единство Бытия. Но что интересно: единство Бытия проявляющееся в множественности имеет в своей основе непосредственное нерушимое единство небытия. Так как небытие более фундаментально, чем бытие (бытие есть всего лишь одна из форм проявления небытия, "остров" в океане небытия) то в каком-то смысле небытие (ничто) существует даже в большей мере, само бытие. Вся дифференцированная Вселенная есть лишь форма существования особым образом организованного “Ничто”, не обладающего никакими свойствами. О нем ничего нельзя сказать без искажения смысла, даже того, что сказано выше и самой этой фразы ().
Переход к мышлению в форме медитации это не подавление функций мышления, а наоборот – снятие с его ног гирь и постановка на крыло.
Медитация есть естественная форма мышления, освобожденного от несвойственных самому мышлению процессов преобразования его результатов в формы, осознаваемые при омраченных формах сознания.
Мышление в форме невербализованного развертывания и вербализации мысли при этом остается возможным, но по желанию, "как чайник, на который можно смотреть, а можно и отвернуться".