17. СОЗНАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

17.1. БАЗОВАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

 

Процесс развития сознания человека и процесс развития человеческого общества представляют собой лишь формы разрешения противоречия человека со средой.

Человек есть часть среды и находится с ней в постоянном противоречии и взаимодействии. Противоречие между человеком и средой может проявляться в трех основных формах (СМ. рис.):

* непосредственной (человек – непосредственно среда);

* технологической (человек – средство труда – среда);

* социальной (человек – человек – средство труда – среда),

а также еще в одной редкой и не исследованной форме, которая встречается только при феодализме и не имеет специального названия.

 

 

Противоречие между человеком и средой не остается неизменным, а находится в постоянном разрешении и развитии. Каждый уровень разрешения данного противоречия определяет соответствующий уровень развития сознания человека, средств труда и социально экономических структур общества. Непосредственная форма проявления противоречия "ЧЕЛОВЕК – СРЕДА" является наиболее фундаментальной и базовой для других форм, т.к. она присутствует на всех этапах эволюции. На некоторых этапах эволюции непосредственная форма противоречия проявляется также в технологической форме: "ЧЕЛОВЕК – СРЕДСТВА ТРУДА", а последняя – в социальной форме: "ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК" (классовые отношения). Развитие человеческой цивилизации основано не на борьбе классов, а на развитии сознания и технологии. Таким образом, каждому уровню разрешения противоречия человека со средой соответствует одна или несколько форм его проявления, а значит и свой СПОСОБ взаимодействия человека со средой и свое ОТНОШЕНИЕ между ними. Способ взаимодействия характеризуется тем, с какими уровнями Реальности он позволяет человеку вступать во взаимодействие в процессе познания и практики. Сознание человека однозначно определяется способом его взаимодействия со средой. Инвариантная сущность сознания заключается в том, что оно является наиболее общим отражением отношения человека со средой, субъективного и объективного. Конкретная форма сознания, т.е. уровень его развития, определяется уровнем разрешения противоречия человека со средой, а именно тем:

* какие уровни Реальности и самого себя человек осознает как объективное, субъективное и несуществующее;

* с помощью средств труда какого функционального уровня и как он трудится;

* в каком обществе он живет и каково его место в нем.

Прогресс есть процесс разрешения противоречия человека со средой во всех этих трех формах. Итак, КАЖДОМУ ЭТАПУ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА СООТВЕТСТВУЕТ ОПРЕДЕЛЕННАЯ НАИБОЛЕЕ МАССОВАЯ ФОРМА СОЗНАНИЯ, А САМО РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ЯВЛЯЮТСЯ СПОСОБОМ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ТАКИМ ЖЕ ПУТЕМ ОСВОБОЖДЕНИЯ, КАК ЙОГА, МАГИЯ, РЕЛИГИОЗНО – ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА И ДРУГИЕ.

 

17.2. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ

 

На основе теории простых однородных стационарных цепей Маркова и нескольких простых и очевидных допущений автором в 1980 году была получена функция распределения, дающая вероятность нахождения людей в различных формах сознания в зависимости от времени:

где: Р(м,t) – вероятность состояния "м" в момент времени "t";

G() – гамма – функция (обобщенный факториал).

Семейство графиков этой функции для различных моментов времени приведены на рисунке:

 

 

Существование для каждого момента времени определенного наиболее массового состояния сознания означает, что путь развития сознания в процессе развития общества является наиболее массовым. Существование же других путей освобождения (йога, религия и др.) приводит к "размыванию" основного максимума с течением времени, т.е. к тому, что общество становится все более неоднородным по уровню сознания своих членов.

Конечно, эта модель является упрощенной и не отражает, например:

* динамику промежуточных состояний, т.е. явлений накопления людей на рубежах перехода к следующим типам сознания и диффузии через эти барьеры (постановка вопроса А.А.Босенко, 1984 г.);

* возможных зависимостей вероятностей переходов в различные формы сознания от пути, по которому человек оказался в данном состоянии, а не только от самого состояния (составные цепи Маркова);

* сама матрица вероятностей переходов также скорее всего является функцией времени, т.к. изменяются глобальные условия взаимодействия различных уровней Реальности в зависимости от стадии движения Вселенной по кругу Сансары, причем по–разному в зависимости от места на планете или в космосе; и т.д., и т.д.

Здесь неисчерпаемая область исследований.

 

17.3. ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В ГРУППАХ ФОРМАЦИЙ

 

На любом этапе развития общества технологический базис общества основан на тех уровнях Реальности, которые осознаются как объективное при соответствующей данному этапу форме сознания. Технологический прогресс состоит в последовательной передаче трудовых функций организма человека средствам труда. Когда им передается очередная функция – происходит технологическая революция, которая с неизбежностью вызывает революцию экономическую и социальную, а значит переход к новой общественно–экономической формации и соответствующему состоянию сознания (этапу общественного познания). Так формулируется закон количественного повышения базиса. Когда средствам труда ПОЛНОСТЬЮ И В МАССОВОМ МАСШТАБЕ передается последняя функция некоторого тела человека (ФТ, АТ, МТ или др.), то это вызывает переход к следующей ГРУППЕ ОБЩЕСТВЕННО–ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ и к следующему ТИПУ СОЗНАНИЯ. При этом человек как объективное начинает осознавать соответствующий качественно новый уровень Реальности и постепенно начинает действовать на нем КАК ЧЕЛОВЕК используя принцип свободы воли, в частности: сначала пользоваться тем, что "лежит на поверхности и ждет когда его возьмут", а затем трудиться и производить для потребления то, чего "на поверхности" не оказалось, и, наконец, производить средства производства. Таким образом при переходе к следующей группе формаций технологический базис общества ПОВЫШАЕТСЯ КАЧЕСТВЕННО, т.е. включает в себя средства труда, созданные на тех уровнях Реальности, которые ранее осознавались основной массой людей как субъективные. Так формулируется ЗАКОН ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БАЗИСА. Первоначально в распоряжении человека находится единственное пригодное для этого средство – это его собственное тело соответствующего уровня (ФТ, АТ, МТ или др.), данное от природы, а средства труда предыдущей группы формаций не могут быть использованы для этих целей. Итак, НА ЛЮБОМ КАЧЕСТВЕННО НОВОМ УРОВНЕ РЕАЛЬНОСТИ ПЕРВЫЕ СРЕДСТВА ТРУДА ВСЕГДА СОЗДАЮТСЯ "ВРУЧНУЮ" И НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КАКИМ–ЛИБО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ СРЕДСТВ ТРУДА, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРЕДЫДУЩЕЙ ФОРМЕ СОЗНАНИЯ. Так было и на заре человеческого общества, так будет и на заре каждой новой группы общественно–экономических формаций, в частности и той, которая разгорается сейчас. Это значит, что ДЛЯ УСПЕШНОГО ПЕРЕХОДА ОБЩЕСТВА К НОВОЙ ГРУППЕ ФОРМАЦИЙ РЕШАЮЩИМ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ СОЗДАНИЕ ЕЕ МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОГО БАЗИСА, А МАССОВЫЙ ПЕРЕХОД ЛЮДЕЙ К ТИПУ СОЗНАНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ЭТОЙ ГРУППЕ ФОРМАЦИЙ, Т.Е. ПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ ЛЮДЕЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ ЗАДАЧА СОЗДАНИЯ ТАКОГО БАЗИСА ЯВЛЯЕТСЯ ПОСИЛЬНОЙ. И таких людей, как мы видели выше, ДАСТ развитие общества в предыдущей группе формаций, и вот в этом уже может сыграть и сыграет важнейшую роль массовое распространение классических средств труда, которым переданы все функции физического тела человека.

Таким образом, В КАНУН ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ГРУППЕ ОБЩЕСТВЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ СТАНОВИТСЯ ПРЕДЕЛЬНО ОЧЕВИДНЫМ, ЧТО:

* ТОЛЬКО САМ ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ ТОЙ ЕДИНСТВЕННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ, КОТОРАЯ ОБЕСПЕЧИТ ПЕРЕХОД К НОВОЙ ГРУППЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМАЦИЙ;

* ОСНОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ В ОБЩЕСТВЕ, ЕГО СМЫСЛОМ И ЦЕЛЬЮ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВО И РАЗВИТИЕ САМОГО ЧЕЛОВЕКА.

Поэтому на рисунке между группами формаций отображены состояния, при которых человек уже осознал себя и среду на новом уровне Реальности и, может быть, уже начал этим пользоваться, но еще не создал средств труда на этом уровне.

Итак, каждой общественно–экономической формации соответствует состояние сознания (этап общественного познания) и трудовая функция, а каждой ГРУППЕ ФОРМАЦИЙ – ТИП СОЗНАНИЯ и все функции некоторого тела человека.

ГРУППА ФИЗИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ, ФС, ФТ:

1. первобытно–общинная формация, ФС–5.5, пассивное чувственное созерцание, функция контакта с физической средой;

2. рабовладельческая формация, ФС–5.4, активное чувственное созерцание, функция трансмиссии (передачи и перераспределения энергии);

3. феодальная формация, ФС–5.3, абстрактное мышление, рабочая функция (преобразование простого движения в сложное и выполняющее работу);

4. капиталистическая формация, (в том числе империализм как монополистический капитализм и его доведенная до абсурдно–высокой, т.е. всеобщей государственной степени монополизации форма – государственный социализм), ФС–5.2, идеи и убеждения (чувственно–эмоциональный синтез), функция двигателя (преобразование формы энергии);

5. информационная формация, ФС–5.1, практика, функция контроллера (преобразования формы информации). Массовое распространение персональных компьютеров позволило автоматизировать банковское дело и выпустить мелкие акции, обеспечив этим реальное и юридически защищенное (а не декларируемое) обобществление собственности на средства производства. Но полная передача этой функции техническим системам еще впереди и приведет к переходу к следующей группе формаций, при которой человечество освоит астральный Уровень Реальности.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Экономическая категория "форма собственности" отражает ЭКОНОМИЧЕСКИЕ отношения, возникающие и существующие на технологическом базисе средств труда определенного функционального уровня и людей в определенной форме сознания (производительные силы). Пытаться изменить формы собственности политическими средствами (революция, экспроприация и т.п.) это все равно, что издать декрет об уменьшении гравитационной постоянной за 500 дней на 50% по 0,1% в день, начиная со дня, о котором будет сообщено дополнительно.

Группа астральных формаций – АС, АТ (6. АС–4.4; 7. АС–5.1; 8. АС–4.2; 9. АС–5.1).

Группа ментальных формаций – МС, МТ (10. МС–3.3; 11. МС–3.2; 12. МС–3.1).

Группа будхических формаций – БС, БТ (13. БС–2.2; 14. БС–2.1).

Итак, общественный прогресс в настоящее время подвел многомиллионные массы людей во всем мире (в основном в развитых странах) непосредственно к РУБЕЖУ астрального сознания. Объективно возникла громадная общественная потребность в разработке новой парадигмы (мировоззрения), которая была бы адекватна нашему времени и синтезировала древнейшие и современные достижения.

ПРИМЕЧАНИЕ: Такая попытка уже предпринималась, и ее результатом является теософия. Но тогда так называемая "западная наука" тогда не была готова к этому синтезу.

Этим объясняется резко возросший в последнее время интерес ко всем учениям, системам, школам, наукам и т.п., древним и современным, восточным и западным, северным и южным, содержащим хотя бы в разрозненном виде те драгоценные элементы, которые войдут в теоретическую концепцию завтрашнего дня.