27. ПЕРЕХОД В ВЫСШИЕ ФОРМЫ СОЗНАНИЯ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИОННОЙ РЕАКЦИИ
27.1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИХ АДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ
Необходимо сказать несколько слов об истории изучения неспецифических адаптационных реакций (НАР). Из всех типов НАР первым был открыт и изучен стресс. Понятие стресса введено канадским физиологом Гансом Селье в 1925 году. В переводе с английского языка стресс означает "напряжение". По мнению Г.Селье эта реакция служит для преодоления возникающих трудностей и приспособления к возросшим требованиям окружающей среды. Им выделено три фазы такого реагирования. Первая – реакция тревоги с мобилизацией всех ресурсов организма, увеличением выделения гормонов, в частности адреналина, железами внутренней секреции и повышением потребления клетками и тканями кислорода и сахара. Вторая фаза – сопротивление, когда благодаря предшествующей мобилизации защитных сил организму удается успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями (первоначально без какого–либо видимого ущерба для здоровья). И третья фаза – истощение, когда слишком длительная или интенсивная борьба с возникшими проблемами приводит к снижению приспособительных (адаптационных) возможностей организма, открывая дорогу для развития самых разнообразных заболеваний. Г.Селье считает, что любые факторы, как физические, так и эмоциональные, вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме.
Дальнейшее развитие теории неспецифических адаптационных реакций тесно связано с именами Российских ученых Гаркави Л.Х., Квакиной Е.Б., Уколовой М.А. Основополагающая работа этих авторов "Адаптационные реакции и резистентность организма" издана в Ростове (Изд-во Ростовск. ун-та) в 1979 году. В данной работе автор широко и без специальных ссылок пользуется результатами этих авторов.
27.1.1. ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИОННОЙ РЕАКЦИИ И УРОВНИ АДАПТАЦИИ
Адаптационной реакцией называется ответная реакция организма на внешнее воздействие, обеспечивающая выполнение индивидуальной и видовой целей: выживание вида и индивида.
Выживание вида определяется успешностью решения двух взаимосвязанных задач:
Открытие и освоение новых экологических ниш приводит к необходимости решения большого количества проблем, обладающих высокой степенью новизны. В биологическом мире этот процесс связан с приобретением как специализированных, так и универсальных адаптационных механизмов, позволяющих выживать в изменяющихся условиях и новых экологических нишах.
Одним из универсальных адаптационных механизмов является система обработки информации об окружающей среде, позволяющая активно реагировать как на текущие, так и на будущие (прогнозируемые) изменения окружающей среды.
Внешние воздействия характеризуются различной степенью типичности, т.е. новизны для вида в целом и конкретного индивидуума, как представителя вида, в частности. В зависимости от степени новизны организм реагирует на внешнее воздействие на различных уровнях адаптивности.
Если внешнее воздействие совершенно типично, т.е. представители данного вида сталкивались с совершенно аналогичными воздействиями на протяжении миллионов лет эволюции, то адекватный ответ подготовлен всей эволюцией вида и реагирование осуществляется практически мгновенно, инстинктивно, бессознательно на уровне безусловного рефлекса.
Если ответ подготовлен лишь индивидуальной эволюцией, то реагирование происходит на уровне условного рефлекса или отработанного навыка.
Если ответ не подготовлен предшествующей эволюцией – то выработка адекватного реагирования в зависимости от его сложности представляет собой задачу или проблему и, в случае человека, решается на уровне сознания. В случае задачи адекватный метод известен и необходимо лишь выбрать и применить его. В случае проблемы адекватного метода неизвестно и необходимо сначала выработать его и лишь затем применить. Принципиально новой возможностью, впервые ярко проявившейся именно у человека благодаря его сознанию, явилась техника и технология, позволившая выйти человеку в своих возможностях за пределы биологических ограничений физического тела.
Именно наличие сознания является принципиальным адаптационным преимуществом человека перед другими известными видами, позволившим ему освоить все климатические пояса нашей планеты и все ее среды: долины, вершины гор и недра земли, поверхность и глубины вод, воздушный океан, а также ближний космос.
Если обычная форма сознания не позволяет решить проблему – то это может оказаться возможным в более высокой форме сознания, обладающей меньшими ограничениями.
Таким образом, сознание является вершиной развития универсальных адаптационных систем и с освоением высших форм сознания непосредственно связано освоение новых экологических ниш человеком.
Каждое явление может быть охарактеризовано как с количественной, так и с качественной точек зрения. В том числе и каждый фактор, воздействующий на человека, может рассматриваться со стороны его количества и со стороны его качества.
Количественная характеристика отражает интенсивность (мощность) и продолжительность воздействия фактора. Качественная характеристика отражает конкретный способ воздействия, его природу: физическую, химическую или иную.
С количественной точки зрения факторы можно разделить на пять основных групп:
1. Сверхслабые;
2. Слабые;
3. Средние;
4. Сильные;
5. Сверхсильные.
С качественной точки зрения можно выделить, например, температурные, звуковые, электрические, магнитные, электромагнитные, ударные, вибрационные и другие факторы, а также факторы, связанные с недостатком поступления кислорода, воды, пищи.
Адаптационная реакция организма на любое внешнее воздействие состоит из двух компонент: специфической, – зависящей от конкретного вида воздействия, и неспецифической, – определяемой лишь его интенсивностью, т.е. организм как бы отдельно реагирует на вид воздействия и на его интенсивность. Следовательно, у организма есть как специфические, так и неспецифические адаптационные механизмы. Это означает, что в реакции организма на слабые, например, воздействия, есть определенные общие черты, определяемые именно величиной этих воздействий и не зависящие от конкретного вида воздействия.
Таким образом, неспецифические адаптационные реакции представляют для нас особый интерес, т.к. они подчиняются общим закономерностям, независящим от конкретного вида воздействия.
Каждому уровню интенсивности внешнего воздействия соответствует своя форма неспецифической адаптационной реакции и соответствующий механизм реагирования (см. табл. 1)
Таблица 1
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СИЛОЙ ФАКТОРА И ТИПОМ РЕАКЦИИ
Сила фактора |
Тип реакции |
Механизм реагирования |
Сверхслабый |
Гипнотическая реакция |
Повышение порога срабатывания, отключение восприятия фактора, сон |
Слабый |
Ожидание |
Режим готовности к реагированию или к отключению восприятия |
Средний |
Пассивное реагирование |
Реагирование с использованием функциональных резервов организма |
Сильный |
Активное реагирование |
Реагирование с использованием функционально-энергетических резервов организма, баланс положительный ("второе дыхание", "печеночное и мышечное кровообращение" и т.п.) |
Сверхсильный |
Стресс |
Реагирование с использованием функционально-энергетических резервов организма, баланс отрицательный |
При продолжении сверхсильного воздействия есть два варианта развития состояния организма:
1. Охранительное сонное торможение (потеря сознания) и смерть;
2. Переход в высшую форму сознания (просветление) и выход из стрессовой ситуации.
Необходимо особо подчеркнуть, что переход на следующий уровень адаптивности происходит только при невозможности адекватного реагирования на предыдущем уровне (это и есть суть учения "О революционной ситуации").
27.2. ПЕРЕХОД В ВЫСШУЮ ФОРМУ СОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ ВЫХОДА ИЗ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Статистика говорит о том, что в группе людей побывавших в экстремальных ситуациях и получивших в результате этого различные повреждения, процент людей, обладающих сверхспособностями гораздо выше, чем в основной группе.
Из этого иногда делается вывод о том, что сверхспособности – это своего рода патология, нечто ненормальное (точнее сверхнормальное), нечто такое, чего в норме быть не должно.
Но этот факт имеет и другое объяснение: можно предположить, что экстремальные ситуации стимулируют проявление сверхспособностй. Дело в том, что часто экстремальная ситуация это ситуация, из которой не существует стандартного, тривиального выхода. Поэтому человек, если он способен, находит нестандартный, нетривиальный выход из экстремальной ситуации. Чаще всего это требует от него напряжения всех его сил, использования всех его внутренних резервов. Одним из наиболее фундаментальных и решающих резервов человека является возможность перехода в высшие формы сознания, при которых снимаются многие имеющиеся обычно ограничения и могут проявляться так называемые сверхспособности. Таким образом, можно предположить, что если бы у людей, бывших в экстремальных ситуациях, не проявились сверхспособности, то эти люди просто погибли бы. То есть в ситуациях, в которых люди обычно погибают, некоторые все же остаются в живых и это становится возможным только за счет перехода в высшую форму сознания и благодаря активизации у них, вследствие этого, сверхспособностей. И все же некоторые из этих людей получают при этом какие-то травмы, контузии и т.п. Это косвенно подтверждается данными Джефри Мишлава: в группе людей, обладающих сверхспособностями, гораздо больше левшей, чем среднем, гораздо больше людей, получивших удар током в возрасте до 7 лет, чем в среднем, и т.п.
Рассмотрим ряд примеров из различных областей, подтверждающих эту гипотезу.
Махагуру Бодхидхарма, мастер йоги кшатриев (воинов), принес в Тибет учение "Великой колесницы" Махаяну, что в последующем привело к возникновению Тибетского буддизма. Позже тибетский буддизм прошел через Китай и в Японии принял форму, сегодня известную как Дзен-буддизм или просто Дзен. Эта форма буддизма стала идеологической основой многих восточных единоборств, т.к. человек, достигший высшей формы сознания или просветления (сенсей), непобедим.
Коаны. Для инициации перехода в высшую форму сознания в Дзен используется техника коанов.
Коан представляет собой систему, включающую задачу и мотивацию к ее решению:
– задача неразрешима в обычной форме сознания, но имеет достаточно простое решение в высшей форме сознания;
– мощная система мотивации создает у ученика ощущение абсолютной необходимости решения этой задачи.
Похоже, что коан представляет собой модель жизни. А может быть жизнь представляет собой систему коанов или один большой коан.
Коаны применяются следующим образом. Ученик длительное время подготавливается к просветлению (переходу в высшую форму сознания) и приближается к рубежу этого перехода практически вплотную. Тогда ему предъявляется коан. Ученик совершает усилие по его решению и переходит в высшую форму сознания.
Необходимо подчеркнуть, что учитель никогда не предъявит ученику коан, если он еще не в состоянии решить его.
Пример коана. Как не разрезая яблока взять из него семечки? Ответ прост. Пусть себе лежит на земле. Через некоторое время мы увидим эти семечки и сможем их взять без проблем.
Это решение является правильным, т.к. в данном примере не оговаривалось, через какое время нужно взять семечки. Обычно подразумевается, что сразу же, но в данном случае это не так.
Тем не менее, это не единственное решение. На самом деле, причем на практике, это возможно и сразу, но также при условии использования дополнительного измерения пространства (в данном случае – времени).
Каким же образом? Этот коан можно проиллюстрировать примером, приведенным Успенским в работе "Ключ к таинствам натуры". Пусть на бумаге нарисована окружность с точкой в центре. Как переместить точку за пределы окружности не пересекая линии? Если пытаться сделать на плоскости, на которой нарисована окружность, то это невозможно. Можно подождать, когда окружность исчезнет и вывести точку по плоскости. Но можно поднять точку над плоскостью, перенести над окружностью, а потом опять опустить на плоскость. Это уже решение для высшей формы сознания, в которой человек может оперировать со временем как с пространственно-подобной сущностью. При этом для людей в обычной форме сознания семечки сначала исчезнут внутри яблока, а потом "материализуются" вне его. Для них не будет очевидным, что это одни и те же семечки.
Существует много легенд, более или менее похожих на правду, о силе коана. Их нетрудно найти в специальной литературе. Я кратко перескажу лишь две.
Первая относится к самому Бодхидхарме. Он имел обыкновение работать вместе с монахами и внешне никак от них не отличался. Его очень долго, очень настойчиво, преодолевая массу препятствий искал один монах, мечтая стать его учеником и под его руководством достигнуть просветления. Практически он уже вплотную приблизился к этому, ему не хватало лишь самого усилия по переходу. И вот он спрашивает у всех, где ему найти Бодхидхарму, ему показывают куда идти, и в конце концов он уже приходит в монастырь, основанный Бодхидхармой и спрашивает то же самое у него самого. Бодхидхарма поднимается, мгновение смотрит на монаха и неожиданно бьет его палкой, приговаривая, да я и есть Бодхидхарма! В результате монах мгновенно получает просветление, которого добивался многие годы.
Вторая история о встрече ищущего с сенсеем. Молодой монах упорно искал сенсея, к которому мечтал попроситься в ученики. Но судьба никак не улыбалась ему. И вот наконец в какой-то таверне в полумраке он нечаянно задевает плечом какого-то человека. Тот поворачивается к нему и спокойно говорит: "Молись, а утром я убью тебя". Монах в своей комнате всю ночь молится и к утру достигает состояния мон-до. По описанию это состояние совпадает с формой сознания, которое в данной работе называется "ментальное сознание". Утром он выходит на площадку перед таверной в этом состоянии, чтобы сражаться со своим новым знакомым. Когда они выхватывают сабли, сенсей сразу же вкладывает ее опять в ножны, подходит к новому просветленному и говорит ему, что теперь он сам сенсей и победить его невозможно.
В одном из номеров журнала "Техника молодежи" описывался такой случай. К сожалению журнал не сохранился и я не могу сделать ссылку. Во время 2-й мировой войны советский солдат, идущий в атаку, увидел впереди на небе какое-то черное пятнышко. Он продолжал бежать, но при этом посматривал на это пятнышко, которое увеличивалось. Скоро оно превратилось в снаряд, который упал на землю. Дальше все разворачивалось как в замедленном фильме. Вокруг снаряда начал таять снег. Потом на нем появились трещины и из них стали выползать языки пламени. Скоро корпус разделился на осколки, которые стали удаляться от друг от друга в разные стороны. Земля под снарядом стала проседать, а вокруг образовалась как бы волна из земли, которая стала расширяться. Все это происходило в абсолютной тишине. Солдат сообразил, что если дальше смотреть на все это, то это будет последнее, что он видел. Он стал смотреть вокруг и искать, куда бы ему спрятаться. Слева сбоку он увидел небольшую воронку от бомбы. Он прыгнул в эту воронку и падая на дно закрыл голову руками. Когда его лицо коснулось земли раздался страшный грохот. Солдата присыпало землей, он получил контузию и потерял сознание, но был найден товарищами и отправлен в госпиталь.
Проанализируем этот случай. Прежде всего начнем с того, что человек не может видеть, как взрывается снаряд. Этот процесс происходит за такое время, за которое импульсы от глазного дна не пройдут и десятой доли расстояния до зрительных долей головного мозга. Но если бы человек это и увидел бы, то он конечно не успел бы что-либо подумать. Если бы и подумал, то не успел бы посмотреть вокруг и найти воронку. Если бы даже и нашел укрытие, то не смог бы за время от начала взрыва снаряда до подлета осколков к его телу прыгнуть и долететь до дна воронки. За это время импульсы от мозга не смоли бы дойти до мышц, те не смогли бы с такой скоростью сократиться. А если бы и смогли, то это привело бы к тому, что были порваны все сухожилия или ими были переломаны все кости. При таком ускорении одежда бы воспламенилась бы а открытые части тела обуглились. При падении на дно воронки с такой скоростью, эта воронка стала бы в несколько раз больше, а человек ушел бы под землю и превратился в комок грязи.
Все это вроде бы невозможно, тем не менее все это было.
По гипотезе автора солдат перешел в ментальное сознание, при котором совершенно иной темп восприятия и действий, и все описанное становится возможным. В процессах восприятия и действия при ментальном сознании не задействован механизм физического организма. Восприятие происходит на ментальном плане. Действие организмом происходит по методу телекинеза, как чем-то внешним.
У Нелли Кулагиной был случай, который мне точно неизвестен. В результате этого случая она получила контузию. Но есть упоминания о том, что в такой ситуации, в какой она отделалась контузией, человек не может остаться живым. Нелли Кулагина – известнейший советский экстрасенс, владеющая макротелекинезом и другими сверхспособностями.
Описывается случай, когда на производстве сверху посыпались какие-то болванки. Один рабочий находился в узком проходе и болванки неминуемо должны были его раздавить. Однако этого не произошло. Рабочий описывает, что вдруг все как-то странно изменилось и стало происходить как во сне. Болванки опускались медленно и для рабочего не составляло особого труда увернуться от них. Все кончилось небольшими царапинами.
Во время критической ситуации на дороге с водителем произошло нечто странное. Он вдруг все стал воспринимать в очень замедленном темпе, а действовал наоборот, в очень ускоренном. Пассажир, сидевший рядом, очень хорошо заметил это. Он говорит, что водитель крутил баранку, переключал скорости и нажимал на педали с такой скоростью, что его руки размазывались как пропеллер самолета. Этот водитель смог вывести свой автомобиль из экстремальной ситуации даже без царапин, не смотря на то, что это, по-видимому, было невозможно.
Известному советскому космонавту Руковишникову и болгарскому космонавту Иванову судьбой было уготовано совершить полет на космическом корабле, наверное выпушенном в конце квартала. С самого выхода на орбиту начались неполадки. Маневр перехода на орбиту станции также не удался по техническим причинам. Тогда было принято решение о прекращении экспедиции и возврате на Землю. Тормозные двигатели не выключились в положенное время и продолжали работать. Руковишникову пришлось выключить их вручную. При этом он должен был переместиться с кресла до топливных кранов. Эту операцию космонавту пришлось выполнить за очень короткое время порядка 2-3 секунд. Промедли он еще на секунду и корабль бы вошел в атмосферу по слишком крутой траектории и просто сгорел бы. Когда на земле пытались повторить все это еще раз, то это так никому и не удалось.
Исследования измененного темпа времени
В книге Льва Петровича Гримака "Моделирование состояний человека в гипнозе" ("Наука", М., 1978. 270 с.) на страницах 187 – 203 рассматриваются вопросы внушения измененного темпа времени. В экспериментах с применением гипнотического внушения удавалось ускорять темп внутреннего времени до 3 раз. Переход в состояние ускоренного темпа внутреннего времени может происходить с применением механизма постгипнотической реализации при возникновении экстремальных ситуаций.
Состояние "измененного темпа времени" с возможностью действовать физическим телом по моим понятиям достижимо при ментальном сознании. Я думаю, что даже в состоянии обычного сна информация обрабатывается сознанием в несколько тысяч раз быстрее, чем во время бодрствования (2 секунды сна по переживаемому опыту соответствуют 2 часам бодрствования). Но во время сна человек не может сознательно действовать физическим телом. Он даже не осознает адекватно своего текущего состояния и думает, что он бодрствует. В осознанном сне он понимает, что спит (т.е. видит галлюцинации), но продолжает спать. Если в осознанном сне человек понимает, что он видит галлюцинации, пытается убрать их у увидеть Реальность, и ему это удается, то он переходит в форму сознания, которую называл астральным сознанием. Оно имеет все преимущества сна, что касается темпа обработки информации, и бодрствования (что касается адекватности восприятия), но ценой за это является то, что человек в этой форме сознания все же не может действовать своим физическим телом. (В астральном сознании возможно адекватное восприятие удаленных в пространстве и времени событий и информационное воздействие на них). Причиной этого ограничения является то, что человек отождествляет себя со своими эмоциями, т.е. еще не покорил их, и поэтому когда он вспоминает про сове физическое тело в этом состоянии (а это вполне возможно), то сразу понимает, что находится в состоянии ОЧЕНЬ похожем на смерть. Эта же мысль сразу появляется в этом состоянии, когда случайно или нет увидишь свое физическое тело. При этом физическое тело не ощущается и воспринимается как некий объект среди других физических объектов. Возникает животный ужас и очень сильное желание проверить, смерть это или нет, т.е. попытаться вернуться в свое физическое тело, овладеть им. Бешенная попытка овладеть телом приводит к пробуждению, т.е. переходу в бодрствование. Когда это повторяется несколько раз, постепенно привыкаешь и начинаешь жалеть о том, что ценное состояние сознания прервалось так бездарно. В конце концов преодолеваешь свои эмоции и спокойно смотришь на физическое тело со стороны. Это уже ментальное сознание, потому что покорение эмоций возможно и осуществляется за счет разрыва отождествления своего Ego с ними. То есть начинаешь отождествлять себя со своими мыслями (ментальным телом). В этом состоянии возможно попытаться ощутить тело и это удается за счет отождествления с ним своего астрального тела. При этом появляется возможность и заново овладеть управление своим физическим телом. При этом оно сознается из некоторой точки, в которой на самом деле находишься и эта точка может быть как внутри, так и вне физического тела. Тем обработки информации на несколько порядков выше, чем в астральном сознании. В этом состоянии можно действовать своим физическим телом в таком темпе, в каком оно может с помощью его энергетической, информационной и костно-мышечной систем. Но их возможности ограничены. Поэтому можно действовать своим физическим телом без использования скажем его информационной (нервной) системы, которая очень тормозит, а действуя параллельно непосредственно на исполнительные системы. Это гораздо быстрее, но все равно медленно. Можно действовать своим физическим телом просто, как некоторым физическим объектом, т.е. с помощью телекинеза. На самом деле мы и в физическом сознании управляем своим физическим телом с помощью телекинеза, т.е. воздействия с высших планов на физический. Но это воздействие проявляется лишь в микромасштабах и фиксируется специальными датчиками, которых уже больше 20 типов. На этой основе я в 1979 году предложил системы, функционально эквивалентные физическому телу, которыми можно управлять из астрального им ментального сознания вне ограничений физического тела (по сути, как им). В книжке это описано (это к слову сказать о перспективном интерфейсе, в разработке которого Вы участвовали). А в ментальном сознании преодолевается качественное различие между своим физическим телом и другими физическими объектами, которое есть при физическом сознании: при ментальном сознании мы также не отождествляем себя со своим физическим телом, как (не отождествляем) с другими физическими объектами, и так же ощущаем другие физические объекты И МОЖЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ ИМИ, как при физическом сознании мы ощущаем свое физическое тело и можем действовать им. Таким образом, в ментальном сознании мы можем действовать на физическом плане и с помощью своего физического тела и других объектов в темпе, который ограничивается не физическими, а ментальными возможностями, которые на несколько порядков выше.
Примечание:
Очень
интересный материал, связанный с
изменением восприятия темпа времени
прислал мне Константин. Недавно у него
появился свой сайт,
посвященный этим вопросам.
(Ссылки и материал даны с согласия автора)
27.2.3. СЛУЧАЙ БОЛГАРСКОЙ ЯСНОВИДЯЩЕЙ ВАНГИ
Известно, что в юности Ванга попала в смерч и чудом осталась жива, потеряв однако зрение. С тех пор она слышала голоса разных "сущностей", как она их называла и могла предсказывать индивидуальное будущее и будущее целых народов с очень высокой точностью. Кроме того после этого случая у нее ярко проявлялись и другие сверхспособности. Можно высказать предположения, что сверхспособности проявились у Ванги еще в смерче, и что она осталась жива только благодаря этому или вследствие этого.
Случай Ванги вписывается в общую картину в соответствии с которой сверхспособности активизируются в экстремальных ситуациях и позволяют выйти из них с минимальными потерями.
27.2.4. СВЯЗЬ МЕЖДУ УДАРОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ (В Т.Ч. МОЛНИЕЙ) И РАЗВИТИЕМ СВЕРХСПОСОБНОСТЕЙ
В книге Джефри Мишлава "Корни сознания" упоминается единственное общее свойство, которое удалось обнаружить практически у всех исследованных им экстрасенсов: в детстве они испытали сильный удар током. Это также вписывается в предлагаемую гипотезу, тем более, что электрический ток представляет собой явление, которое как бы является линией пересечения миров (об этом уже упоминалось).
Революционная ситуация это такая ситуация, из которой нет выхода без качественного преобразования либо того, кто попал в эту ситуацию, либо самой ситуации, либо и того, и другого одновременно. Вспомним, что переход на следующий уровень адаптивности происходит только при невозможности адекватного реагирования на предыдущем уровне.
Понятие "революционная ситуация" применимо как к большим массам людей, или даже к государствам и человечеству в целом, так и к отдельным людям (индивидуумам).
Понятие "революционная ситуация" относительно, т.е. определяется не только самой ситуацией, но и состоянием того, кто в ней находится. Это значит, что если ситуация для кого-то является революционной, т.е., например, требует для своего разрешения перехода в качественно более высокую форму сознания, то для того, кто уже находится в этой форме сознания эта же самая ситуация является совершенно обычной.
Любая ситуация может быть осознана как революционная при определенной психологической (в частности НЛП) и идеологической установке. Прежде всего сама ситуация нахождения в определенной форме сознания может осознаваться как революционная, т.е. совершенно неприемлемая и неудовлетворительная. При этом у подвижника возникает устремленность и твердая решимость достигнуть высшего состояния. Есть примеры, когда подвижник решает для себя, что ему и жизнь не нужна без высшего. Культивирование такого отношения может иметь смысл, если ставится цель перейти в некоторую иную, например высшую форму сознания.
Во многих мистических учениях, эзотерических школах, религиях развивается по меньшей мере равнодушное отношение к обычной "мирской" жизни и развивается стремление к жизни монаха или подвижника.