УДК 519:68
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДОМ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОГО (ПОДПОРОГОВОГО) ТЕСТИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО РЕЗОНАНСА
Канд.техн.наук
Е.В.Луценко,
канд.техн.наук В.Н.Лаптев,
Технический университет КубГТУ,
Краснодарский юридический институт
МВД РФ
канд.психолог.наук В.Г.Третьяк
Подготовка настоящих профессионалов своего дела является целью обучения в любом высшем учебном заведении. Успешность достижения этой цели, с одной стороны, во многом определяется качеством образовательного процесса. С другой стороны, без наличия у обучающихся соответствующих индивидуальных психофизиологических и иных предпосылок никакой образовательный процесс не даст необходимых результатов. Особенно велика роль этих предпосылок в некоторых специальных видах деятельности. Под специальными видами деятельности авторы понимают высоко ответственную деятельность, требующую принятия решений в условиях жесткого дефицита времени, недостатка информации или других видов ресурсов, в экстремальных ситуациях, в неблагоприятных и агрессивных средах (в космосе, под водой и т.п.), а также в измененных, в т.ч. перспективных формах сознания и в измененном темпе времени [1]. Поэтому выявление предпосылок успешности специальных видов деятельности является одной из основных задач, решаемых при отборе абитуриентов для обучения в вузе. В последующем эта задача возникает при определении оптимальной специализации.
Традиционно для решения этих задач применяются методы оценки знаний во время обучения (зачеты и экзамены), а также различные тесты.
Зачеты и экзамены обладают рядом более или менее известных недостатков. Они отражают не только уровень подготовки учащегося, но и субъективное отношение к нему преподавателя. Оценки по пяти-бальной шкале не являются сопоставимыми в пространстве и времени, поэтому они, вообще говоря, не являются количественными, хотя внешне и выглядят таковыми. Проверяется подготовка не по всей дисциплине, а лишь небольшому ее фрагменту, отраженному в билете, однако на основании этого делается вывод об уровне подготовки по всей дисциплине. Это было бы правомерно, если бы билет являлся репрезентативным по отношению к генеральной совокупности – дисциплине. Однако при попытке разработки такого билета ставится очевидным, что это приводит к неприемлемому увеличению времени на подготовку и ответ. Поэтому это не делается, что приводит к большой роли случайности в получении тех или иных результатов экзаменов и, в меньшей мере, зачетов. Проверяется обычно лишь возможность воспроизведения информации (память), а не знания, умения и навыки.
Тесты учебных достижений позволяют преодолеть некоторые из этих недостатков, т.е. они более объективны и их результаты сопоставимы, они как правило репрезентативны по отношению к дисциплине. Однако и тесты обладают своими недостатками: они проверяют не все уровни обученности, а лишь способность учащегося к адекватному выбору правильного ответа, т.е. по сути содержат подсказку, что очень далеко от проверки знаний, и, особенно, умений и навыков, тем более творческого уровня. Кроме того требование репрезентативности по отношению к проверяемой дисциплине приводит к очень значительной продолжительности тестирования (обычно около 2 – 3 часов). Тесты чувствительны к утечке информации о тестовых заданиях. Из этого вытекает необходимость соблюдения ряда специальных условий снижающих возможность утечки информации о тестах и обмена информацией между тестируемыми. Тестирование должно проводится одновременно по большой территории, обработка данных тестирования должна осуществляться централизованно с помощью единого программного инструментария по единым алгоритмам, и т.д. Все это создает громадные организационные, юридические и технические проблемы, не позволяющие применять эти методы оперативно.
Общие недостатки традиционных методов. Проверяется соответствие образовательному стандарту, но нас интересует не это соответствие само по себе, а то, насколько качественно тестируемый будет осуществлять специальные виды деятельности. Необходимо также признать, что никто не изучал, каким образом связано соответствие образовательным стандартам и успешность деятельности. Как зачеты и экзамены, так и специальное тестирование, проводятся в заданное время в специальной обстановке, так что проверяемый знает о проведении проверки. Это приводит к двум крайне нежелательным последствиям:
1. Он переходит в очень напряженное стрессовое состояние, искажающее результаты проверки.
2. Проверяемый пытается исказить впечатление о себе у преподавателя в выгодном для себя направлении, т.е. ввести его в заблуждение.
Для преодоления названных недостатков зачетов, экзаменов и тестирования авторы предлагают и считают возможным и целесообразным применить в ряде случаев метод компьютерного психозондирования [4], с применением для получения информации обратной связи предлагается применить полиграф или аппаратно-программный компьютерный комплекс для дистанционной (неконтактной до 5 метров) диагностики функционального состояния человека "Пульсар", разработанный под руководством профессора Р.М.Баевского. Для обработки данных тестирования предлагается применить автоматизированную когнитивную аналитическую систему "Эйдос" [2, 3].
Суть метода состоит в том, что тестируемому на очень краткое время предъявляются несознаваемые им стимулы, на которые у него в случае возникновения семантического резонанса [4] возникает определенная непроизвольная психофизиологическая реакция, не контролируемая сознанием. Эта реакция дистанционно фиксируется и обрабатывается как ответ на вопрос теста. В результате за несколько минут тестируемый непосредственно в процессе выполнения обычной работы на компьютере подсознательно, т.е. без его ведома и без корректировки сознанием, а значит достоверно, отвечает на несколько тысяч вопросов. Результаты подсознательного тестирования обрабатываются с применением системы "Эйдос" и, на этой основе, формируется научно-обоснованный прогноз качества специальной деятельности. Необходимо отметить, что система "Эйдос" предварительно обучается на репрезентативных верифицированных ретроспективных данных.
Итак, предлагаемый подход позволяет на высоком уровне достоверности прогнозировать качество специальных видов деятельности на этапе принятия решений о приеме в вуз или выборе специализации. При этом обеспечивается сопоставимость результатов тестирования в пространстве и во времени, само тестирование проводится за несколько минут индивидуально без ведома тестируемого в процессе выполнения им обычной работы на компьютере в щадящем для него психологическом режиме, т.е. без стрессовых реакций и т.п.
Список литературы:
1. Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. –М.: Наука, 1978. - 270 с.
2. Луценко Е.В. Теоретические основы и технология адаптивного семантического анализа в поддержке принятия решений (на примере универсальной автоматизированной системы распознавания образов "ЭЙДОС-5.1"). - Краснодар: КЮИ МВД РФ, 1996. - 280 с.
3. Симанков В.С., Луценко Е.В. Адаптивное управление сложными системами на основе теории распознавания образов. Монография (научное издание).-Краснодар: ТУ КубГТУ, 1999. - 318 с.
4. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлёв А. Психотехнологии. Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. - М.: Издательская группа "Прогресс" - "Культура", 1995, 416 с.