Cтатья

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОФИЗИКИ БИОПОЛЯ (ЕДИНСТВО МИРА)

Е.В. Луценко,  1975 г.

"Мир подобен цветку, вырастающему из одного зерна"

Г.В. Гегель          

"Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна"

В.И. Ленин          

"Мир … есть, был и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим"

Гераклит темный

Небольшое  введение 2003 года.

В этой работе предлагается обобщение идеи квантовой теории поля (КТП), состоящей в том, что любое поле, обеспечивающее определенный вид взаимодействия между объектами, может быть представлено как кванты (частицы) соответствующего вида. Таким образом взаимодействие между объектами одного уровня иерархии осуществляется с помощью объектов другого, более глубоко уровня иерархии. К этому имеет отношение также диалектика: "Структура - свойство - отношение" и принципиально эмерджентный характер ВСЕХ качеств. В этой работе можно видеть как возникали многие идеи, получившие развитие позже. Что интересно, в то время (1975 год) виртуальные процессы еще считались математической абстракцией (не более чем удобным математическим приемом), которой в реальной действительности ничего не соответствовало...

Текст набирал с оригинала Сергей Шипилов. Продолжение следует...

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. История идеи единства мира.

Глава II. Современное состояние проблем с точки зрения марксистско-ленинской философии.

Глава III. Постановка вопроса.

Глава IV. Введение. Монизм диалектического материализма.

§ 1. Мир как становление

§ 2. Объективность становления

§ 3. Бесконечность мира

§ 4. Сущность становления и монизм

Глава V. Движение мира в целом и развитие уровней

§1. Существование мира и его единственность

§2. Движение как способ существования материи

§3. Единство мира и его материальность

§4. Развитие уровней и становление становления

Глава VI. Движение уровней и развитие объектов

§1. Движение и становление уровней

§2. Движение уровней и развитие объектов

§3. Движущая сила развития объекта и противоречие внутреннего и внешнего

§4. Развитие объекта и движение уровней

Глава VII. Движение объектов и развитие подобъектов

§1. Движение объекта и двухстороннее снятие его развития

§2. Движение объекта и развитие подобъектов

§3. Движение как единство и борьба противоположностей

§4. Элементарные объекты полевого типа

§5. Элементарные объекты вещественного типа

§6. Сущность энергии

§7. Элементарные объекты типа заряда

§8. Классификация элементарных объектов по способу движения

Глава VIII. Мысль и пространство

§1. Подобъект и объективно-логические связи

§2. Внешний и внутренний способы познания объекта

§3. Переход возможности в действительность

§4. Мысль и сущность пространства

§5. Психологическое пространство-время и сущность пространства

§6. Восприятие пространства-времени двухмерным предметным сознанием

§7. Хроностереоскопический эффект

§8. Безэнергетическое воздействие на сущность пространства

Глава IX. Развитие сознания

§1. Сущность человека

§2. Порабощение человека в предшествующие исторические эпохи

§3. О свободе и путях освобождения человека

§4. Коммунизм – реальная основа освобождения человека

§5. Пути преодоления отчужденного сознания

§6. Условия для всестороннего развития личности

§7. "Внешнее" и "Внутреннее" опредмечивание и отчуждение

§8. Моделирование самосознания и сознания

Глава X. Заключение

§1. "Разумность" природы и единство мира

§2. Выход человечества в космос

§3. Характер производственного процесса развитого коммунизма

§4. Выводы

§5. Физика биополя

 

Список сокращений

1. СТ-ДМ – пространство-время движения мира в целом (квант суперпространства)

2. СТ-СС – пространство-время становления-становления, тождественно СТ-ДМ (квант суперпространства)

3. СТ-ДС – группа пространств-времен движения становления (квант СТ-СС) (развитие уровней)

4. СТ-ДУ – группа пространств-времен движения уровней, квант СТ-ДС

5. СТ-ДО-1 группа вакуумов

6. СТ-ДО-2 группа гравитационных полей

7. СТ-ДО – группа пространств-времен движения объектов, квант СТ-ДО

8. СТ-РТ – группа пространств-времен развития подобъектов, квант СТ-ДО

9. "уровни" – формы движения материи

10. СТО – специальная теория относительности

 

 

Глава I. История идеи единства мира.

 В этой главе не ставится задача раскрыть точку зрения всех философских направлений на проблему единства мира. Об этом существует достаточный материал и если это сделать еще раз, то в этом будет мало смысла. Рассмотрим менее исследованный вопрос: системы индийской философии о единстве мира. Индийская мысль глубока и поэтична, она вся как лучами солнца пронизана стремлением

Увидеть мир в одной песчинке,

Небо – в полевом цветке,

Вечность в миг вместить единый,

Бесконечность сжать в руке.

В ней нет успокоенности на достигнутом. Дух бесконечного движения, неустанного поиска и творчества тысячелетия бьется в индийском сердце. Хорошо об этом сказал известный американский поэт Уолт Уитмен:

"Сегодня перед рассветом я взошел на вершину горы и

увидел кишащее звездами небо,

И сказал моей душе: Когда мы овладеем планетами

и всеми этими шарами вселенной, и всеми

их усладами, и всеми познаниями, будет ли

с нас довольно?

И моя душа сказала: Нет, этого мало для нас, мы

Пройдем мимо – и дальше".

Древний индийский философ в XV веке до н.э. произнес слова: "Варуна – небо, Варуна – земля, Варуна – воздух, Варуна – вселенная и все вне ее". (17,22). Идея единства природы или риты становится с этого времени доминирующей в древнейшем памятнике человеческого разума, которым мы располагаем, т.е. в Ведах. В Ригведе утверждается: "едино то, что стало всем (этим)". Согласно Ведам верховный бог Варуна стоит на страже единства мира. Рита есть постоянное, неизменное в потоке феноменов чувственного мира (см. 17, 62). "Реальность есть единое без частей и изменений, тогда как многое – изменчиво и преходяще". (17,62). Понятие Риты возникло на основе наблюдений природы и, первоначально означало регулярное, повторяющееся в явлениях. Рита означало закон. Закон, управляющий явлениями в данном типе пространства-времени, в его прошлом, настоящем и будущем, сам возникает, развивается и исчезает в более глубоком пространстве-времени, т.е. может являться действием. (Это возможно тогда и только тогда, когда данный тип пространства-времени не универсален, а пространство-время вообще есть всеобщая форма существования материи). "Заря следует путем Риты, праведным путем, как будто она знала его раньше. Она никогда не переступает сфер. Солнце следует путем риты". (17, 63). Интересно, что Гераклит через тысячу лет произнесет: "Солнце не перейдет своей меры". В "поздней" (примерно 6000 лет до н.э.) Яджур-веде идея единства всего достигла значительной абстрактности, сохранив в то же время всю непосредственность могучей молодой цивилизации: "Это реальное единое цветет в розе, прорывается в красе облаков, показывает свою силу в бурях и рассыпает звезды на небе", (17,67) и далее: "жрецы и поэты многими словами превращают во многое скрытую реальность, которая только одна". (17,76). В Ригведе (около 8000 до н.э.) мы находим гимн творения, отдельными своими положениями напоминающий Гегелевский переход к наличному бытию: "Тогда не было ни того, что есть, ни того, что ни есть; не было ни неба, ни небес, которые выше … Тогда не было смерти, следовательно не было ничего бессмертного. Тогда не было света (отличия) между ночью и днем. Этот единый дышал сам собой, не дыша; другого, кроме этого, тогда не было ничего. В начале победила любовь, которая была семенем, исходящим из духа; поэты, поискав в своем сердце, нашли при посредстве мудрости связь сущего с несуществующим. Тот, от кого исходило это создание, совершил ли он его, или не совершил?" (17,81). Затем в Упанишадах отрицалась множественность в сути всего, упор делается на единую бесконечность, а не на множественность конечного; находится их синтез: бесконечность есть сущность конечного. Шанкара пишет о мнении Упанишад: "Этот Атман пребывает в сердце всех живых творений, от Брахмы до тростинки" (17,163). После Упанишад, формирование которых начавшись в 3000 до н.э. и завершилось примерно к 400 году до н.э., человеческая мысль поднялась до сравнимых с ними высот только в учениях греков.

 

Глава II. Современное состояние проблем с точки зрения марксистско-ленинской философии.

 Окружающий человека мир представляет собой бесконечное многообразие взаимосвязанных и взаимообусловленных предметов и явлений, это природа. По своей природе мир материален. Все качественно многообразные явления мира есть лишь различные виды вечно движущейся и изменяющейся по своим законам материи. Внешний мир во всех своих проявлениях существует вне сознания и независимо от него. Он представляет собой объективную реальность. Именно в этом и состоит материальность мира.

Материальность природы означает следующее: природа существует вечно и независимо от сознания, природа бесконечна и поэтому вне природы ничего не существует, природа изменяется благодаря естественным причинам и законам, присущим ей самой. Представление о материальности природы создавалось у людей в процессе практики, которая показала, что деятельность возможна только благодаря объективному существованию предметов, подвергаемых изменению. Материалистически понять природу можно только исходя из нее самой. Природа есть причина самой себя. Природа есть не только совокупность всех материальных реальностей, но и система их свойств, связей и отношений.

Общество, так же как и природа, есть объективная реальность, существующая независимо от сознания и воли людей. Поэтому общество материально, материальны общественные отношения между людьми, общественное бытие определяет общественное сознание. "Единство мира, - отметил Энгельс, - состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым … Действительное единство мира состоит в его материальности".

 

Глава III. Постановка вопроса.

В области наук единство мира проявляется как глубокая тенденция к синтезу знания. В реферате делается попытка показать, что современная наука достигла такого уровня, при котором возможен конкретный синтез физики и психологии.

Дело в том, что по данным современной физики сущностью пространства являются объективно-логические связи или виртуальные процессы, которые обладают ярко выраженной высокой степенью отражения, обуславливая безэнергетическую взаимосвязь состояний квантовых объектов. Делается предположение о том, что пространство-время, в котором локализованы объективно-логические связи, есть объективно существующее психологическое пространство-время, которое может изучаться при моделировании сознания под гипнозом и в других состояниях; это означает, что сущность пространства есть особый фундаментальный уровень материи, одно-качественный с мыслью.

Видимо то, что формы материи приходят в своем развитии ко все более высоким степеням отражения среды не только в направлении все более высоких форм организации (ряд: кристаллы – растения – животные – люди), но и в противоположном направлении (ряд: кристаллы – атомы – элементарные частицы и поля – пространство-время) можно объяснить следующим образом.

Развитие есть такое изменение форм и сущности, которое приводит ко все более полному отражению их друг другом. Следовательно, чем выше организация формы, тем более глубокую сущность она отражает. Отсюда если с повышением организации форм повышается степень отражения среды, то способность материи к отражению должна увеличиваться и при проникновении в ее сущность.

Краткое рассмотрение возможных философских и естественнонаучных последствий этого и является задачей работы.

Найти сущность явлений, чтобы поставить каждое из них на свою собственную основу.

 

Глава IV. Введение. Монизм диалектического материализма.

§ 1. Мир как становление

Исходя из практической деятельности человек пришел к выводу, что окружающий его мир представляет собой могучий непрерывный диалектический поток многообразных форм от низшего к высшему. При первом взгляде на становление мы видим там прежде всего многообразие форм, возникающих и исчезающих вне видимой связи; но при дальнейшем рассмотрении наше познание проникает вглубь и мы обнаруживаем, что этот поток в сущности един не непрерывен; причем эта общая сущность всех форм не является формой и вечна; это материя.

§ 2. Объективность становления

В мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлением ее свойств и их взаимосвязей. Внешний мир существует вне сознания и независимо от него.

§ 3. Бесконечность мира

То, что в становлении у всех форм одна общая единая сущность может быть обобщено в важнейшем диалектическом принципе истинной бесконечности, который гласит: истинно бесконечно целое, являющееся сущностью каждой своей части. Истинная бесконечность не противоположна конечному, которое в таком случае могло бы ее ограничить и сделать конечным, но определяется и существует через многообразие конечного внутри себя, являясь его общей единой сущностью. В истинной бесконечности красота Космоса.

§ 4. Сущность становления и монизм

“Диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот”. Диалектика вещей это и есть становление. Поэтому мы не будем отождествлять движение нашего познания, при проникновении его в суть становления, с объективным движением самого становления; т.к. в движении познания последовательно отражается то, что в становлении дано актуально. То, что человек познает в итоге своего познания объективно есть начало явлений и их основание.

 

Глава V. Движение мира в целом и развитие уровней

§ 1. Существование мира и его единственность

Как один мир есть сущность становления. Становление есть способ существования мира, как одного; основание, самим своим движением снимающее эту определенность и само себя. Становление снимает определенность мира, как одного, и, следовательно, является многообразием. Поэтому мир может существовать как один, только будучи многообразным внутри себя.

§2. Движение как способ существования материи

Мир в целом есть суть себя, causa sui, где становление, снимая определенность мира, как одного, снимает и само себя и гаснет, подобно огню пожрав свой материал. Так мир в целом создает себе иную форму, не равную ничто, (т.к. отрицание становления диалектическое); и становление вспыхивает вновь, сжигая и эту новую определенность и эта внутренняя пульсация самодвижения и жизненности есть абсолютное движение мира в целом, как способ существования материи или становление становления. В этом движении моменты воспламенения и угасания, созидание и разрушения становятся слиты воедино. Мир в целом подобен чистому и ясно светящемуся огню становления становления, а внутренние взрывы созидания и прехождения формы мира формы мира как одного, являются лишь его моментами и не могут нарушить этого спокойного свечения бытия.

  §3. Единство мира в его материальности

Т.е. в том, что все существующие в мире предметы и явления представляют собой различные виды или свойства движущейся материи, т.е. существуют объективно. Становление-становления есть способ существования материи, как объективной реальности. Согласно принципу истинной бесконечности такова суть всего. Мир истинно бесконечен. И вся объективность мира в целом отражается в объективности каждого предмета и явления; становление-становления отражается в движении и развитии, а также во всеобщей связи этих объектов и явлений. Такова связь всеобщего принципа развития с всеобщим принципом единства мира, о которой писал В.И. Ленин в “Философских тетрадях” (4, 229).

 §4. Развитие уровней и становление становления

Развитие уровней есть снятие становления-становления, которое поэтому всегда есть становление развития уровней. Становление-становления есть абсолютное движение мира в целом. Мир как одно есть становление внутри себя, становление противоречит себе, поэтому мир подобен пульсирующему огню, где воспламенение и угасание находятся в спокойном единстве; эта пульсация есть абсолютное движение мира в целом; в каждую из них внутри него снимаются старые и возникают новые многообразия, качественно различные и непрерывно взаимосвязанные между собой; последнее означает, что эти многообразия продолжают существовать в снятом (через другие) виде в последующих пульсациях. Данный тип становления есть один из моментов становления- становления, данный тип многообразия возникает, развивается и снимает себя в точке абсолютного движения мира в целом, таково и многообразие уровней (структурной организации материи).

Движение мира в целом абсолютно или безотносительно, это означает, что оно вечно; следовательно в любом положении мира в целом внутри него будут существовать в снятом виде актуальная бесконечность различных многообразий, поэтому то, что анализ начат с уровней обусловлено только тем, что это первое, что доступно более конкретному рассмотрению, а не “первое” в природе, которое вообще может быть таким только в относительном смысле; это относительная субстанция, которая – как говорил В.И. Ленин – выражает степень углубления нашего познания природы; кроме того эти многообразия подобны друг другу в отношении диалектических закономерностей, объективной основой этой аналогии является действие закона отрицания-отрицания и единство мира.

“В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени”. (3, 181). Это относится и к абсолютному движению мира в целом, как способу существования материи: пространство-время движения мира в целом (СТ-ДМ) есть пространство-время становления-становления (СТ-СС), а пространство-время движения становления (СТ-ДС) есть лишь его момент.

 

Глава VI. Движение уровней и развитие объектов

§1. Движение и становление уровней

Движение уровней есть снятие их становления. Поэтому становление уровней (всегда) есть становление их движения. Становление уровней, снимая определенность мира, как одного, снимает и само себя. Снятие становления уровней есть переход к другому типу становления – к становлению объектов, которое представляет собой следующий за становлением уровней момент движения мира в целом в (СТ-ДМ). Становление есть способ существования мира как одного, поэтому в снятии становления, при переходе от одного типа становления к другому, мир в целом теряет определенную форму и как бы растворяется сам в себе когда оба типа становления находятся в равновесии, (как бы уравновешивая друг друга в своем влиянии на форму мира в целом). Смотрите рис. 1 в левой части становление уровней оказывает определяющее влияние на форму мира, а становление объектов только зарождается в нем и вносит неопределенность, или, вернее, иную определенность. В правой части наоборот.

Рис. 1.

В становлении становления состояние равновесия является лишь отрицанием предыдущего, находящегося внутри него в снятом виде; противоречие между ними всегда присутствует и становление-становления приходит через его разрешение к синтезу предыдущего определенного состояния и его неопределенного снятия (отрицания) в новом типе становления (отрицание-отрицания предыдущего типа), в котором уровни существуют только в снятии через их взаимодействие виде, т.е. в объектах.

  §2. Движение уровней и развитие объектов

Уровни сняты в объектах, поэтому уровни существуют только в объектах и через объекты. Объект есть “канал” взаимодействия, действительного отношения уровней, на которых он существует, которые сняты в нем. Абстрактные и неопределенные вне объекта уровни в нем получают определенность сущности и формы. Развитие объекта (и движение уровней) состоит в сближении его сущности через снятие противоречия между ними.

 §3. Движущая сила развития объекта и противоречие внутреннего и внешнего

Диалектическое противоречие между уровнями отражается в каждом из них и переходит в противоречие между объектом и средой, внутренним и внешним. В объекте сущность и форма сняты и опосредованы друг другом. Внутреннее есть сущность, проявленная в форме; а внешнее есть форма, основанная на сущности. Противоречие внутреннего и внешнего делает объект индивидуализированным. Не только движение, но даже существование объекта невозможно без его двухкачественного строения, т.е. без того, чтобы он имел сущность и форму. Сущностью объекта называется наиболее глубокий уровень, на котором он индивидуализирован; формой – наименее глубокий. С точки зрения более глубокого уровня сущность объекта активна по отношению к сущности внешнего, т.к. в ней отражена форма; поэтому происходит кристаллизация, углубление сущности. С точки зрения менее глубокого уровня форма объекта также активна, т.к. в ее структуре проявлена сущность, вследствие чего происходит углубление формы (или опредмечивание сущности). В организации формы проявлена сущность объекта, форма объекта через его развитие стремится ко все более полному отражению сущности.

  §4. Развитие объекта и движение уровней

Мы видели, что процесс снятия противоречия между уровнями приводит к возникновению индивидуализированного объекта (отрицание), развитию его индивидуализации и к переходу к неопределенной, бесконечной форме (отрицание-отрицания). Объект индивидуализирован потому, что его сущность и форма не тождественны и между ними есть противоречие, разрешение которого есть развитие объекта, состоящее в абстрактном становлении подуровней; те в ассимиляции и “присоединении” к сущности и форме более глубоких подуровней среды и разворачивании их внутри объекта. Противоречие уровней дает объекту абстрактную индивидуализацию, которая снимает себя в становлении подуровней, являющемся ее конкретизацией и дает неопределенную форму, переходящую в истинно конечную форму объекта, аналогично движению мира в целом. Этот переход есть начало взаимодействия подуровней. Итак: движение уровней состоит в том, что они принимают определенную форму в объекте, затем через его развитие отрицают эту форму и принимают бесконечную, которая через противоречие ее снятой конечной форме переходит к истинно конечной определенной форме, являющейся двусторонним снятием или отрицанием-отрицания первой. Движение уровней происходит в пространстве-времени движения уровней (СТ-ДУ), моментом или процессом образования кванта которого является возникновение конечного объекта, развивающегося через бесконечную форму к истинно конечной (смещенной относительно первой на квант (СТ-ДУ)). Движение уровней есть процесс снятия противоположности между ними, т.е. снятие всего процесса возникновения в конечной форме, развития, исчезновения в бесконечной форме и возникновения истинно конечной формы объекта, который, поэтому, представляет собой момент этого движения. Движение уровней продолжается, т.к. через возникновение и исчезновение развиваются все объекты. Объект и его развитие есть сущность (СТ-ДУ).

Все предыдущее изложение следует рассматривать как развитие понятийного аппарата познания при проникновении его в глубь действительности.

 

Глава VII. Движение объектов и развитие подобъектов

§1. Движение объекта и двухстороннее снятие его развития

Движение объекта есть двухстороннее снятие его развития. Поэтому развитие объекта всегда есть развитие его движения. Момент (СТ-ДУ) есть переход от абстрактного становления подуровней к их взаимодействию, через неопределенную форму. Развитие объекта есть его “движение” в (СТ-ДУ) и сущность последнего; поэтому развитие объекта есть движение самого (СТ-ДУ) к своему существованию, этот процесс “внутри” кванта (СТ-ДУ) и есть по своему существу процесс возникновения протяженности и движения. Движение объекта есть процесс снятия противоположности между его подуровнями, т.е. образование и развитие подобъектов. Поэтому элементарное смещение уровней есть возникновение способного к движению объекта, который есть снятие бесконечной формы и двухстороннее снятие его развития (т.е. абстрактного становления подуровней).

 §2. Движение объекта и развитие подобъектов

Движение объекта есть развитие подобъектов. Подобъект есть сущность пространства-времени движения объекта (СТ-ДО). Развитие подобъекта есть движение к своему осуществлению, т.е. формирование метрики; этот процесс имеет актуальное завершение только по отношению к объектам. Так как подобъект (подобно объекту) проходит в своем развитии три стадии: конечную, бесконечную и истинно конечную, которые в своей совокупности есть квант (СТ-ДО), то конкретный подобъект (на одной из стадий своего развития) принципиально не локализуется в (СТ-ДО), но своей формой определяет характер локализации объекта в бесконечно малом: когда подобъект имеет конечную форму объект имеет определенную форму в (СТ-ДО); если же форма подобъекта бесконечна, то объект становится неопределенным в малых интервалах (СТ-ДО). Движение объекта есть его взаимодействие с самим собой (безотносительное движение) или с другими объектами при помощи подобъектов, которые в своем развитии проходят от конечного состояния через бесконечное к истинно конечному, порождая этим циклом квант (СТ-ДО) и особый вид причинности. Развитие подобъекта происходит в своем особом пространстве-времени развития подобъекта (СТ-РП), которое есть сущность (СТ-ДО).

§3. Движение, причинность и биополе

Двигаться означает быть в данном месте и в то же время не быть в нем. Изменение положения есть очевидный результат движения, но лишь результат; это перемещение, оно может быть определено как сумма состояний покоя; в последующем состоянии покоя его связь с предыдущим снимается, поэтому покой есть условие дифференциации материи, он есть олицетворение дискретности пространства и времени. Но перемещение есть лишь видимость движения, т.к. не содержит в себе его сущности и возможности. На это указывает невозможность логического отражения движения если понимать его только как перемещение, т.е. сумму состояний покоя. Покой есть состояние строго локализованное в пространстве и во времени, поэтому два состояния покоя могут либо совпадать, либо не совпадать, о первом говорят, что перемещение может быть непрерывным, во втором случае – дискретным. Зенон показал противоречивость и первого и второго случая, в первом движение не может и начаться, т.к. сколько угодно совпадающих состояний покоя в сумме не дадут и самого малого движения, эта трудность в рамках перемещения “разрешается” единственным способом – метафизическим отрицанием первого: если перемещение не может состоять из бесконечного числа состояний покоя (т.к. в этом случае они все совпадают и движение не может и начаться), то оно состоит из их конечного числа, т.е. существует наименьшая длина, это как бы два ближайших состояния покоя, связанных неделимым образом так, что между ними не может быть третьего. (См. аксиому Евдокса). Но и этот вариант выполняется лишь для света и вступает в противоречие с существованием различных относительных скоростей. Если по отношению к различным системам отсчета одно и то же расстояние проходится за разное время, т.е. с разной скоростью, хотя по отношению к третьей (по крайней мере) системе отсчета, она не менялась, то оказывается, что в той системе, в которой движение происходит с большей скоростью “наименьшая длина” оказывается увеличенной, пропорционально скорости, а в той системе, в которой движение происходит с меньшей скоростью, чем в прежней, “наименьшая длина” оказывается еще уменьшенной, также пропорционально скорости; т.е. в сущности оказывается произвольно делимой, увеличиваемой и уменьшаемой, что сводит на нет “разрешение” при помощи ее первой трудности (“наименьшая длина” должна быть единственной, т.к. если существует меньшая, то сравнив их, мы разделили бы первую; если же существует большая, то она сама оказывается делимой). В рамках перемещения и “непрерывность” и дискретность приводят к противоречию, являясь полными (метафизическими) отрицаниями друг друга, выход состоит в их диалектическом синтезе. Этот синтез есть выход и за “непрерывную” связь состояний покоя и за их дискретную связь, выход вообще за рамки применимости понятий покоя и перемещения. Если выразить, тем не менее, этот синтез, пользуясь терминами перемещения, то мы получим формулу Энгельса: “Двигаться означает быть в этом месте и в то же время не быть в нем”, в которой указывается на принципиальную нелокализуемость объекта в движении. Движение вечно не потому, что оно вечно длится (это не так), а потому, что оно происходит на основе, которая вообще не локализована в данном пространстве-времени и является его сущностью. “Движение есть сущность времени и пространства”, - писал Ленин. (5,231).

Это есть выход за рамки протяженности и длительности. Метафизическим отрицанием покоя является не движение, а лишь перемещение, диалектическим отрицанием и одновременно синтезом их обоих является пространство как вид материи, т.е. вакуум. Вакуум есть общая основа и покоя и перемещения, сам вакуум и не покоится, и не перемещается, он лишен этих различий, поэтому в отношении них вакуум един. С введением вакуума перемещение и покой теряют свою противоположность друг другу и сливаются в понятии относительного движения, которое имеет диалектический характер. Фейкман проводит анализ движения электронов при их дифракции (“характер физических законов”), из которого следует, что электрон существует как частица только при энергетическом воздействии на него, если же такого воздействия нет, то он существует как волна вероятности, которая не локализуется в нашем пространстве. Таким образом, парадокс непрерывности покоя и дискретности перемещения разрешается в диалектическом движении, дискретном по форме и непрерывном по содержанию. Эта непрерывность основана на неприменимости к вакууму понятия протяженности и, следовательно, делимости. Если понимать движение метафизически, т.е. только как перемещение или покой, то единственным способом изменения его представляется энергетическое воздействие. Если понимать движение диалектически, как качественное образование, имеющее непрерывную сущность – вакуум (к которому неприменимо понятие вещественной энергии) и дискретную форму, легко наблюдаемую уже сейчас, то кроме возможности энергетического воздействия на форму движения возникает возможность безэнергетического воздействия на него на уровне сущности движения, т.е. на уровне материи, более глубоком, чем наше пространство.

Очевидно, что это есть безэнергетическое воздействие на движение вещества и поля при помощи биополя, зависимого от сознания и локализованного в психологическом пространстве-времени. Итак: При помощи биополя (зависимого от сознания и локализованного в психологическом пространстве-времени) возможно безэнергетическое воздействие на сущность движения, имеющее управляющий характер.

§4. Поле есть объект, находящийся в определенном пространственно-временном отношении только с самим собой

Понимая поле в этом обобщенном смысле, рассмотрим конкретно поле как тип объекта. Поле есть объект, находящийся в безотносительном движении. Если подобъект, возникший в данном объекте, принимает бесконечную форму, то мы будем говорить, что он излучается в (СТ-РП), т.к. в (СТ-ДО) он не локализован, поэтому и время прохождения им отдельных стадий развития неопределенно. Если объект принял конечную форму (после бесконечной) в каком-либо объекте, то мы будем говорить, что он поглотился им в (СТ-РП). Тогда поле есть объект, поглощающий все испускаемые им подобъекты, поэтому оно находится в определенном (СТ-ДО) отношении только с самим собой. Т.к. отношение с другими объектами осуществляется при помощи подобъектов, то поле можно еще определить как объект, находящийся в отношении с другими, только через бесконечную форму своих подобъектов. Поэтому поле имеет для других объектов чисто неопределенную форму и с ним нельзя связать систему отсчета, хотя оно и находится в (СТ-ДО). Чем выше развитие объекта, тем шире круг его взаимодействий, тем выше степень свободы его подобъектов на данных подуровнях, а этим определяется способ движения объекта. Поэтому способ движения объекта есть степень его развития, и формы движения материи могут развиваться одна из другой.

 §5. Вещество есть объект, находящийся в определенном (СТ-ДО) отношении с другими объектами

Следовательно, степень свободы подобъектов на данных подуровнях у вещественных объектов выше, чем у поля, и вещество может дать более высокую и сложную организацию чем поле. Вещество есть объект, подобъекты которого целиком поглощаются другими объектами, в отношении же с самим собой он находится только при помощи бесконечной формы своих подобъектов. Поэтому, вещество симметрично полю: поле есть вещество в себе и поле для нас, вещество же наоборот, есть поле в себе и вещество для нас; т.е. каждое из них в себе есть своя противоположность. С вещественным объектом можно связать систему отсчета в (СТ-ДО).

 § 6. Энергия и соответствующая ей масса данного объекта есть возможная длина пути его подобъекта в (СТ-РТ), если бы он не был поглощен другим объектом

 Т.к. объект состоит из подобъектов, то он локализован в (СТ-РП).Если абстрагироваться от влияния, которое оказывают другие объекты на характер пути подобъекта, то подобъект будет описывать окружность некоторого радиуса в (СТ-РП). Симметричность поля и вещества наводит на мысль, что существует два направления развития: положительное - поле ниже вещества (вещество выше поля), и отрицательное - поле выше вещества (вещество ниже поля). При положительном направлении развития степень развития объекта прямо пропорциональна радиусу (2πR=l) окружности пути его подобъекта в (СТ-РП), при отрицательном - обратно пропорциональна. Таким образом переход между полем и веществом заключается в том, что подобъект данных подуровней описывает в (СТ-РП) окружности все больших радиусов, и вероятность его захвата другим объектом возрастает пропорционально изменению радиуса. Отсюда следует два вывода: во-первых: между полем и веществом нет четкой границы, т.е. один и тот же объект в одних условиях будет полем, а в других веществом, поэтому вещество и поле неразрывны и определение поля и вещества должно быть конкретным, зависящим от условий, а в некоторой степени и условием, относительным; могут также существовать промежуточные между полем и веществом объекты; и во-вторых; если учесть известный из физики факт о том, что поле, при повышении его энергии, переходит в вещество, то можно сделать вывод, что энергия и соответствующая ей масса (E=mc2) данного объекта есть возможная длина пути его подобъекта в (СТ-РП), если бы он не был поглощен другим объектом. Когда длина этого пути такова, что подобъект практически всегда поглощается, то поле переходит в вещество, (возможно эта длина пути равна 10-33 см, а соответствующая ему масса 10-5 граммов. (10-5 г = 10-33 см = 3,335640 х 10-44 сек), анализ этого перехода может сыграть важную роль в квантовой теории гравитационного поля. Возможно, что длина 10-33 см является наименьшей определенной для вещества единицей (СТ-ДО), а масса 10-33 см есть наименьшая масса вещественного объекта).

 § 7. Заряд есть объект, в котором возникают подобъекты высшего конечного типа, переходящие через свою бесконечную форму, т.е. пространство, в поле

Заряд есть источник поля. Объект может излучать только подобъект, поле же есть объект низшей степени развития (поглощающий все испускаемые им подобъекты); возникает мысль о существовании перехода между высшими подобъектами и низшими объектами. Высшей конечной формой (видом) подобъекта является форма, когда он существует на всех подуровнях, кроме одного, последнего, тогда его бесконечной формой будет простейший из всех возможных объектов, длина пути подобъектов которых равна нулю, это есть отсутствие поля или (СТ-ДО); от того где будет истинно конечная форма высшего конечного подобъекта зависит будет ли испустивший его заряд существовать своей определенной формой для нас или только для себя. Высший из всех рассмотренных элементарных (т.е. состоящих из двух уровней) объектов есть заряд, он не поглощает бесконечной формы своего высшего конечного объекта, который под действием противоречия между сущностью и формой локализуется в (СТ-ДО), завершая этим построения кванта (СТ-ДУ), и начинает испускать полностью от него зависимые подобъекты, т.е. является полем. Масса есть частный случай заряда, это заряд, поглощающий свое пространство-время, и не дающий ему проявится в форме поля. Масса есть заряд в себе и масса для нас; заряд есть масса для себя и заряд для нас, совершенно аналогично симметрии поля и вещества, с той разницей, что вещество выше поля, а масса ниже заряда по развитию. Массы взаимодействуют только при помощи бесконечной формы высшего конечного подобъекта, т.е. при помощи (СТ-ДО); заряды взаимодействуют при помощи полей Сила есть влияние поля на длину пути подобъекта.

 § 8. Существует шестнадцать видов элементарных объектов, отличающихся способом движения

Уровни существуют только в объектах и через объекты, поэтому не может быть другой классификации уровней, кроме классификации объектов. Подобно тому, как абсолютное движение мира в целом есть способ существования материи, способ существования конкретного объекта есть его способ движения. Объекты отличаются по числу уровней, на которых они существуют, т.е. по тому, сколько форм движения в них снято. Тут возникает деление на элементарные, т.е. существующие на двух уровнях, и сложные объекты, существующие более чем на двух уровнях. Так, если живой организм с присущим ему биологическим движением одновременно совершает механические, физические и химические движения, которые в нем сняты, то это сложный объект четвертого порядка. Кроме того объекты отличаются по глубине их сущности и формы. Например, при той же глубине формы (механическая форма движения) человек имеет более глубокую сущность - социальная форма движения материи, в которой снята биологическая форма движения; следовательно человек есть объект пятого порядка, углубление его формы есть труд, а углубление сущности - познание (которое от формы явлений, сквозь нее проникает вглубь, к сущности). Пять общественно-экономических формаций представляют собой опредмечивание (передачу природе) функций пяти снятых в человеке форм движения материи по мере их осознания, а три промежуточных формы кроме того представляют собой и диалектическую систему отчуждения сущностных сил человека; поэтому каждой формации соответствует свой способ труда (характер производства), определенный тип сознания и своя мера свободы.

Рассмотрим подробнее классификацию элементарных объектов:

а). Она могут быть либо положительного (от поля к веществу), либо отрицательного (от вещества к полю) направления развития.

б). Они могут существовать либо на разных, либо на одной паре уровней.

В последнем случае подуровни объекта делятся на три абстрактных группы по степеням свободы существующих на них подобъектов:

I. Подобъекты практически полностью зависимы, это чистое, т.е. не имеющее массы покоя, поле;

2. Степень свободы подобъектов определяется конкретными условиями (переход).

3. Подобъекты полностью независимы.

Кроме того, каждая из группы может быть локализована либо и в (СТ-ДО) и в (СТ-РП) (обозначение: (+) , либо только в (СТ-РП) (обозначение: (-) ). Таким образом, элементарный объект, существуя на подуровнях всех трех групп, каждая из которых либо локализована, либо не локализована в (СТ-ДО), и имея одно из двух направлений развития, может быть одного из шестнадцати типов, которые определяются возможными в действительности сочетаниями этих условий; (которые отражены на рисунке 2). Красные стрелки и номера объектов обозначают положительное направление их развития, а зеленые - отрицательное.

Рис. 2.

 

Первый и второй объекты, представляют собой простейшие типы объектов вообще, это (СТ-ДО), или бесконечная форма высшего конечного подобъекта, длина пути испускаемых подобъектов равна нулю, не имеет массы и энергии, не движется и не покоится в (СТ-ДО). При развитии первый объект становится третьим, а второй поглощается десятым, т.е. гравитационной массой; первый становится полем с массой покоя равной нулю (1 —> 3; 2 —> 10). Это происходит по следующим причинам: (СТ-ДО) - I есть вакуум физических полей; являясь бесконечной формой высшего конечного подобъекта положительного направления развития оно переходит к независимому от своего источника существования, т.е. становится движущимся объектом начиная испускать собственные, полностью зависимые от него подобъекты и переходя в слабое, не имеющее массы покоя, поле. (СТ-ДО) - 2 есть гравитационное поле; являясь бесконечной формой высшего конечного подобъекта отрицательного направления развития оно ведет себя как подобъект, оставаясь непрерывно зависимым от объектов, аналогичных источнику, и поглощаясь ими, переходит в обычный истинно-конечный подобъект, обусловливая этим относительное движение гравитационных масс.

Итак: объект положительного направления развития существует независимо, а отрицательного – зависит от аналогичных источнику объектов, поглощаясь ими и обуславливая их относительное движение.

Третий и четвертый объекты являются полем с нулевой массой покоя и полностью зависимыми подобъектами всех типов, среди которых есть и высшие конечные, т.к. это поле имеет массу движения. При развитии третий объект становится пятым, а четвертый поглощается двенадцатым (не источником) и переходит в подобъект.

Пятый и шестой объекты - это поле, степень свободы подобъектов которого несколько зависит от условий, но которые все, тем ни менее, поглощаются источником; при этом происходит частичное образование и нейтрализация расщепленных по направлениям развития полей с массой покоя не равной нулю, т.е. седьмого и восьмого объектов. Сущность пятого и шестого объектов в переходе от поля без массы покоя к полю с массой покоя, причем без обладания в явном виде свойствами того или другого. При развитии пятый объект становится седьмым, а шестой поглощается четырнадцатым, обусловливая этим относительное движение элементарных частиц. Отсюда видно, что объекты положительного направления развития развиваются последовательно от ступени к ступени будучи в этом самостоятельными, а объекты отрицательного развития испускаются и поглощаются высшими объектами, существуя зависимо от них.

Седьмой и восьмой объекты являются полем, имеющим массу покоя. Хотя большинство его подобъектов поглощается, но практически в любых условиях часть из них является свободными, среди них есть и высшие конечные подобъекты, что и обусловливает у этого вида поля наличие массы покоя и возможности заряда. При развитии седьмой объект становится девятым, чем и обусловлено его существование, а восьмой поглощается шестнадцатым, делая этим возможным его движение.

Этим мы закончили рассмотрение восьми типов элементарных полей. Теперь мы можем дать общее определение элементарного поля: элементарное поле есть элементарным объект испускающий только подобъекты, из которых большая, часть поглощается источником; и определение элементарной частицы: элементарная частица есть элементарный объект, излучающий элементарные поля, меньшая часть которых может поглощаться источником, а большая - другими элементарными частицами. Второе обстоятельство легло в основу определения отрицательного направления развития элементарных полей, но частицы могут поглощаться только сложными объектами (и испускаться), поэтому оставаясь в рамках элементарных объектов мы не можем рассмотреть элементарные, частицы отрицательного направления развития. Все термины следует понимать обобщенно, т.к. эта классификация элементарных объектов, существующих на любых парах уровней; а употребление физических терминов обусловлено их удобством, наглядностью и конкретностью и оправдано тем, что микромир действительно является миром элементарных объектов, но, как мы уже видели, не единственным.

Девятый и десятый объекты являются инертной и тяжелой массами, которые, (как правило), локально эквивалентны. Внутренняя причина этого в том, что бесконечная форма высшего конечного подобъекта есть одновременно и высший из всех возможных (на данной паре уровней) подобъект, и простейший из всех элементарных объектов. Поэтому (СТ-ДО) есть одновременно и отношение между объектами в процессе их движения (СТ-ДО)-2 и поэтому оно нелокализовано в (СТ-ДО), а лишь в (СТ-РП), и, следовательно не локально; а с другой стороны оно есть и объект, простейшее из всех элементарных полей, испущенное девятым или десятым объектом (если независимо, то девятым, а если зависимо от других подобных объектов, то восьмым), и, следовательно, локализовано в (СТ-ДО) и распространяется вокруг объекта, являясь его свойством, т.е. (СТ-ДО )-1 или, что то же самое, "гравитационным" полем. В малой пространственно-временной области свойство переходит в отношение, поэтому ОТО переходит в СТО; таким образом можно сказать, что принцип эквивалентности основан на принципе соответствия. У девятого объекта свойство вообще не переходит в отношение, его "гравитационное поле", развиваясь, переходит в обычное поле с массой покоя равной нулю, т.е. в третий объект; такое поле не порождает относительного движения, т.е. не притягивает и не участвует в относительном движении, но из него возникают поля, поэтому "гравитационное поле" девятого объекта есть вакуум физических полей и фигурирует в квантовой механике. Гравитационное поле (СТ-ДО)-2, излучаемое десятым объектом, есть собственно то, которое исследуется в теории относительности Эйнштейна. Но если (СТ-ДО) есть поле, переходящее в отношение, т.е. притягивающее, то и у него тоже должен быть вакуум, т.е. (СТ-ДО)-2 оказывается частным случаем (СТ-ДО)-1. При развитии девятый объект становится одиннадцатым, т.е. масса переходит в заряд.

Одиннадцатый и двенадцатый объекты есть заряды, т.е. источники поля, в которое (СТ-ДО)-1 переходит лишь на "бесконечности". Одиннадцатый заряд испускает поле три, которое не поглощается другими зарядами и развиваясь переходит в пятое. Двенадцатый заряд испускает поле четвертого типа, при помощи которого он взаимодействует с другими.

Тринадцатый и четырнадцатый объекты представляют собой элементарные частицы. Способ их существования есть излучение тринадцатым пятого поля, которое развиваясь, получает массу покоя. Движутся частицы посредством излучения (своего) и поглощения чужого шестого поля, посредством которого и осуществляется отношение между ними (регенерации и взаимодействие с вакуумом).

Пятнадцатый и шестнадцатый объекты есть высший тип элементарный объектов, они излучают поле с массой покоя (не равной нулю), при помощи которого осуществляется их относительное движение и взаимодействие (седьмой и восьмой объекты). Развитие пятнадцатого выводит за пределы элементарных объектов. Например: нуклоны имеют поле с массой покоя, (частицы ядер атомов).

 

Глава VIII.  Мысль и пространство 

§1. Подобъекты есть объективно логические связи

Академик В. А. Фок писал: "С нашей теперешней точки зрения разъяснение парадокса Эйнштейна состоит просто в том, что всякое новое измерение (и связанное с ним воздействие) меняет потенциальные возможности и отображающие их прогнозы, причем это изменение прогноза не есть физический процесс. Рассматривание Эйнштейном две подсистемы, конечно, не связаны механически, но относящиеся к ним потенциальные возможности и прогнозы связаны логически, и новый факт (например измерение Р2 или q2) меняющий прогноз для второй подсистемы, автоматически меняет прогноз и для первой подсистемы. Такого рода логическую связь между потенциальными возможностями для двух подсистем можно было бы назвать "не - силовым взаимодействием между ними". (26,592). Речь идет о парадоксе Эйнштейна -

Подольского - Розена (см. 7). "Известный экспериментатор Ву-Цзян-Су поставила опыт, в котором изучалось взаимное соответствие поляризационных свойств двух фотонов, возникающих при распаде пи-ноль-мезона... фотоны взаимно удалялись с предельно возможными в природе скоростями. Опыт полностью подтвердил наличие взаимной корреляции в ориентации спинов каждой пары фотонов... Вместе с тем допустить наличие какой-либо силовой связи между фотонами не представляется возможным" (30,205). "Тем не менее, производя измерения над первой частицей, мы всегда в состоянии дать совершенно точные предсказания для соответствующей компоненты спина второй частицы, как если бы последняя определялась в процессе измерительной операции над первой частицей... если мы по-прежнему будем придерживаться классических представлений об абсолютной разложимости реальности на составляющие ее элементы и будем мыслить эти элементы в образах абсолютно индивидуализировавшихся объектов, эта взаимозависимость будет неизбежно приобретать оттенок чего-то мистического, телепатического, по выражению Эйнштейна, да еще и совершающегося с бесконечной скоростью" (30,200). Не-силовая, объективно-логическая связь систем, (бывших в квантовом взаимодействии), виртуальная корреляция потенций, и сами эти потенциальные возможности - все это синонимы, "Вакуум в современном понимании состоит из виртуальных квантовых объектов". (11,133). Вакуум есть (СТ-ДО)-1, которое "состоит" из высших подобъектов в бесконечной форме, это означает, что подобъекты и есть виртуальные процессы или объективно-логические связи, они являются сущностью (СТ-ДО) и локализованы в (СТ-РП), не имеют энергии и массы и представляют собой особый фундаментальный вид материи, который, именно в силу своей фундаментальности проявляется как свойство и отношение, объектов, которые являются его формой. Выражение: "Объект был в квантовом взаимодействии с другим объектом", - есть синоним выражения: "Объект был во взаимодействии в (СТ-РП), т.е. при помощи подобъектов, с другим объектом", - это означает, что если это взаимодействие и прекратилось в (СТ-ДО), то в (СТ-РП), объекты остаются одной системой, т.к. прекращение взаимодействия при помощи подобъектов хотя и возможно, но оно не локализуется в (СТ-ДО), т.е. время этого прекращения неопределенно. Итак: подобъекты есть объективно-логические связи и сущность (СТ-ДО).

§2. Рассмотрение объектов в (СТ-РП) является более глубоким, чем в (СТ-ДО)

В знаменитой дискуссии с Нильсом Бором в 30-х годах Эйнштейн утверждал, что квантово-механическое описание реальности не является полным. В.А.Фок в замечаниях к статье Н.Бора "Дискуссии с Эйнштейном о проблемах теории познания в атомной физике" так резюмирует позицию Эйнштейна: "...если ввести противостоящие друг другу понятия "потенциально возможное" и действительное" (осуществившееся), то мы вправе отрицать, что понятие "квантовое состояние" относится к действительному, как это думал Эйнштейн. Иначе говоря, ошибка Эйнштейна состоит не в том, что он признавал понятие квантового состояния объективным (оно и в самом деле объективно), а в том, что он не делал различия между потенциально возможным и действительным и фактически относил понятие квантового состояния к действительному", т.е. сужал понятие квантового состояния до действительного, исключая объективную возможность. Отрицанием позиции Эйнштейна является широкое понимание квантового состояния, включающее в него объективную возможность наряду с действительным, как бы рядом с ним; это позиция Н.Бора. Синтезом обоих является такое понимание, что объективная возможность есть более фундаментальная действительность, чем действительность, как ее понимал Эйнштейн; объективная возможность "является" нам как действительность и есть ее сущность и основа, действительность есть форма объективной возможности. О позиции Н.Бора Эйнштейн писал, что такое убеждение, без сомнения возможно и не приводит к противоречиям; однако оно так противно его научному чутью, что он не может отказаться от поисков более совершенной системы понятий. Эйнштейн "чувствовал", что в основе действительного лежит еще более глубокая действительность, но он "не узнал" ее за именем возможности, которая переходит в действительность лишь с некоторой вероятностью.

§3. Вероятностный характер перехода возможности в действительность обусловлен глубоко диалектичной сущностью квантовой механики

Квантовая механика открыла вакуум, т.е. (СТ-ДО)-I, как сущность вещественных и полевых объектов. (теория относительности открыла (СТ-ДО)-2, как отношение между ними). Переход от возможности к действительности включает в себя переход от обобщающих характеристик к исходным, непосредственно описывающим относительно самостоятельные явления, и в силу этого отображение реального материального процесса включает в себя и неоднозначность, некоторую неопределенность в связях на уровне явлений, и вполне однозначные зависимости на уровне сущности. Сущность определяет только направление протекания относительно самостоятельного процесса, например: истина, воля, пространство, внимание, а вероятность есть мера соответствия действительного этому возможному направлению; сущность проявляется как закон, но закон есть устойчивое в явлениях, (следовательно и он знает исключения). Развитие явлений идет по линии такого изменения их формы, которое увеличит соответствие формы сущности, развитие элементарных объектов приводит их к макро-миру, и если описание элементарных объектов требует употребления вероятностей, то в макро-мире объекты той же глубины сущности становятся более ей "послушными"; в то же время если мы проникнем в их более глубокую сущность, то описание по необходимости опять станет вероятностным, но эта вероятность есть не "мера наших заблуждений", а мера действительного несоответствия формы объектов тому направлению развития, которое определяет их сущность. Поэтому авторы, утверждающие, что стохастическая связь объектов выражает лишь "изменения наших знаний" отрицают действительность сущности этих объектов и заменяют ее своими знаниями, т.е. скатываются к субъективизму идеализму; поэтому В.А.Фок и подчеркивает объективный характер этих логических по существу связей.

§4. Наши мысли есть субъективный аналог сущности пространства

Когда физика (в лице квантовой механики) углубилась до познания вакуума (физических полей) она объяснила химические явления; когда физика откроет сущность действительного пространства, она придет к исследованию сущности жизни и биологических явлений (а, возможно, и психологических).

Движение объектов есть сущность пространства-времени, это объективно-логическое отношение объектов. В результате измерения происходит перераспределение возможностей, основанное на объективно-логической связи и изменение наших знаний. Если отождествлять объективно-логическую связь, с одной стороны, с мыслью, а с другой, - с сущностью пространства, то можно получить формулу: мысль есть сущность пространства. Эта формула неверна, т.к она содержит следующие противоречия: либо и пространство и мысль оба субъективны (и тогда пространство есть форма мысли), либо они оба объективны; в первом случае получаем субъективный, а во втором случает объективный идеализм. Но противоречия нет в том, что объективно-логические связи есть сущность пространства, а мысль лишь субъективный аналог этой сущности. Отсюда следует, что перераспределение возможностей происходит независимо от наблюдателя во всех аналогичных условиях. При этом неопределенность прогнозов обусловлена объективной неопределенностью перехода возможности в действительность, представляющих собой относительно самостоятельные объективно существующие уровни реальности, из которых более глубокий мы называем возможностью, т.к. он более широк, чем действительность и поэтому переход неоднозначен, в процессе развития этот переход становится все более определенным, т.к. действительность согласуется со своей сущностью. Когда мы говорим "Уровни реальности", это нужно понимать так, что между ними существуют определенные количественные конкретные различия, но нужно всегда помнить, что между, ними нет никаких различий в смысле объективности существования, т.е. они все одинаково материальны и в этом смысле не существует никаких уровней. Надо признать, что второе - более глубокий подход, но он менее конкретен.

§ 5. (СТ-РП) есть психологическое пространство-время

Наши ощущения и представления отражают реальные объекты, специфические пространственно-временные отношения которых отражаются в перцептивном пространстве-времени (в котором локализованы ощущения и восприятия). В практической деятельности перцептивное пространство-время адекватно отражает (СТ-ДО) - макроскопического опыта, что обусловливает успех этой деятельности. Но возможны различные состояния сознания, далекие от непосредственной практики и формы объектов, при которых перцептивное пространство-время принимает совершенно необычные свойства. Возникает вопрос: обусловлены эти свойства субъективными искажениями при отражении (СТ-ДО) - макроскопического опыта, или они являются адекватным отражением еще неизвестных, но объективно существующих пространственно-временных форм? Для решения этого вопроса необходимо рассмотреть характер изменения перцептивного пространства-времени при различных состояниях сознания. Если мы обращаем внимание на ход обычного (СТ-ДО) макроскопического опыта, например, если мы с нетерпением ожидаем чего-нибудь и смотрим на часы, то время как бы замедляется, а наше перцептивное время ускоряется. Если мы заняты чем-то интересным, то присутствует обратный эффект. Но здесь есть некоторая связь с объектами (часами), еще более удивительные свойства перцептивного времени и пространства обнаруживаются во сне (в частности под гипнозом), во время воспоминаний или работы воображения. Во сне перцептивное время либо очень замедляется, либо вообще останавливается (например, когда как бы на мгновение закрыв глаза мы не можем определить утро сейчас или вечер), это соответствует очень интересному занятию; описывается случай, когда режиссер двухчасового спектакля забывшись на мгновение в начале первой фразы увидел во сне весь спектакль, а когда проснулся эта фраза еще не окончилась (Касаткин. Теория сновидений); за короткое время мы можем вспомнить множество событий своей жизни, потребовавших в (СТ-ДО) десятилетий, мы можем вообразить себе процесс эволюции Земли и эволюцию человека за несколько минут. Мы можем вообразить, а под гипнозом увидеть и почувствовать (или нам может присниться), что мы участвуем в битве, которая закончилась, когда мы еще не родились; далекие в (СТ-ДО) звезды и галактики могут стать нам близкими при одной мысли об этом, т.к. в человеке отражается все, даже то, чего уже "не существует" (память) или что еще не возникло - творчество, целенаправленная деятельность. Эти явления представляют собой каузальные аномалии. Как показал Рейхенбах (см.16,66) каузальные аномалии возникают в том случае, если мы описываем пространство одной топологии (и размерности) при помощи пространства с другой топологией (и размерностью), это приводит к нарушению непрерывности и может привести к "существованию" одного объекта в разных временах или местах и др. В описанных случаях, следовательно, аномалии могут существовать только по следующим причинам: существует некоторое отличное от (СТ-ДО) - макроскопического опыта пространство-время, которое отражается в перцептивном и совмещается смешивается с отражением в нем обычного (СТ-ДО) (макроскопического опыта), в котором локализованы непосредственно ощущения и восприятия этих объектов; у нас нет сознательной непосредственной практики кроме макроскопической и поэтому мы описываем это новое пространство-время (его отражение в перцептивном) в терминах макроскопического опыта и (СТ-ДО), при этом совмещении и возникают каузальные аномалии, которые, впрочем очень помогают нам в практической деятельности, которая без них (может быть) стала бы и невозможной. Это новое пространство-время, отражение которого является причиной каузальных аномалий в перцептивном пространстве-времени, Мостепаненко A.M. называет психологическим, оно существует объективно. Но, спрашивается, что в нем локализовано? По мнению Мостепаненко A.M., это "объективные события, связанные с психологическими явлениями" (31,196). Причиной возникновения наших ощущений являются реальные объекты, существующие в (СТ-ДО), которое существует неразрывно с ними (это суть ОТО, по словам Эйнштейна). Сущность всего этого есть подобъект или объективно-логические связи, они настолько напоминают психологические объекты внутреннего мира человека, что некоторые физики-идеалисты, пытаясь объяснить сущность процесса воздействия поля на заряд и взаимодействия его с другим зарядом пользовались терминами психологии: например, если электроны отталкиваются, то говорили (объясняя сущность этого процесса на уровне виртуальных взаимодействий), что один электрон, почувствовав другой, приходит в возбуждение, волнуется, ему это неприятно и он старается уйти подальше от другого электрона. Это не просто беспомощность и наивность, но и действительно основано на сходстве ощущений и объективно-логических связей, при помощи которых электрон "заранее знает" свою траекторию, т.к. остальные возможности "гасятся" в (СТ-РП) друг другом, также все электроны заранее "знают" свой заряд и т.п., т.к. эти свойства определяются именно в (СТ-РП) т.е. с точки зрения (СТ-ДО) не силовым взаимодействием со всем миром в целом. Бесконечность здесь появляется как иррациональное выражение существования качественного перехода от (СТ-РП) к (СТ-ДО), но существуют и другие переходы по отношению к которым этот будет ограниченным, конечным им даже нулевым. Поэтому есть все основания отождествить психологическое пространство-время и (СТ-РП). Следовательно возможность мышления об объектах "поверх" (минуя) их формы основано на отражении сущности (СТ-ДО), т.е. (СТ-РП) в перцептивном пространстве-времени. Наш внутренний мир с некоторой вероятностью (в зависимости от условий) определяет наши действия, причем наше мышление отражает прошлые (память)и будущие (творчество) события, но также лишь на уровне возможности; это было бы нарушением макроскопической причинности, если бы сопровождалось движением и взаимодействием самих объектов во времени при помощи передачи энергии.

§ 6. Восприятие пространства-времени двухмерным предметным сознанием

Так как мир воспринимается таким, каково самосознание, то с кристаллизацией самосознания происходит углубление практики. Это сопровождается изменением восприятия пространства и времени. Дело в том, что трехмерное предметное самосознание воспринимает угловые соотношения в четырехмерном пространстве-времени, т.е. четырехмерный объем, как трехмерное движение. Скорость движения или тангенс угла под которым виден предмет (этот угол характеризует "удаленность" во времени, т.е. это параллактический угол) есть отношение видимых размеров предмета (т.е его размеров в трехмерном пространстве) к его удаленности во времени

Т.е. , так как скорость света очень велика, то мы практически всегда имеем дело с очень малыми параллактическими углами во времени, для которых тангенс угла примерно равен самому углу: , если ; это означает, иначе говоря, то, что мы не можем сознательно и самостоятельно двигаться с очень большими (близкими к скорости света) скоростями и изменять, следовательно, свою скорость на очень большие величины, означает, что мы совершенно не ориентируемся сознательно в пространстве-времени, и не можем повернуться в нем сознательно, кроме как на очень малый угол. Т.е. мы совершенно не воспринимаем пространственно-временного объема. Из теории относительности Эйнштейна известно, что ограничение всех скоростей предельной скоростью света связано с существованием энергии и массы, которые только и движутся в нашем пространстве-времени. Иначе говоря: движение в нашем пространстве-времени возможно для тех и только тех объектов, которые обладают массой и энергией, наше (СТ-ДО) порождается именно этой формулой движения материи. Встает вопрос, а существуют ли другие объекты, и, если существуют, то что это? На эти вопросы можно ответить так: во-первых, энергия и масса - это изменяемые величины, (это не атрибуты всей материи вообще, а лишь свойства одной из форм движения материи), поэтому мы можем уменьшать энергию и массу объекта и тогда получим такой ряд:

1. вещество: обладает массой покоя и может находиться в относительном движении;

2. поле: имеет массу движения, но не имеет массы покоя, может находиться только в безотносительном движении (скорость света не зависит от системы отсчета);

3. пространство: не имеет массы ни покоя, ни движения, не может находиться ни в движении, ни в покое. Итак: пространство это объект, к которому неприменимо понятие движения в данном типе пространства-времени и к которому, следовательно, не имеет никакого отношения ограничение скорости света, а, следовательно, и ограничение в ориентации в пространстве-времени.

Сознание бодрствующего животного находится в состоянии, аналогичном человеческому сну. Животное отличается от человека отсутствием предметного самосознания, ощущения не синтезируется в образы объектов, не образуют нового качества, а находятся в состоянии асимптотического приближения к образу объекта через движение, однако никогда не достигая его. Это означает, что предмет в трехмерном пространстве есть истина для сознания животного. Истина есть процесс познания. Предмет как истина определяет направление движения ощущений животного, но никогда не может быть схвачен в целом, поворачиваясь все время новыми сторонами и каждый раз представая другим. И.Павлов говорил, что обезьяна каждый день начинает заново; для нее нет связи времен, она не может схватить движение объекта, т.к. она даже не может воспринять его до конца и тем более схватить его тождество самому себе в различии положений. Следовательно животное не осознает времени в нашем понимании. Сейчас установлено, что степень восприятия объема животным служит четким показателем уровня развития его сознания и самосознания. Мышление животного до предела конкретно: для него существует только то, что воздействует на органы чувств, когда это воздействие исчезает, животное "забывает" о предмете, теряет к нему интерес. Всякое существование для животного есть лишь воспринимаемое существование. Если мы закроем предмет ширмой - он исчез, откроем - появится, но уже совсем не он, а другой; тождество предмета самому себе разрывается прекращением тождественного восприятия. Движение же является для животного наиболее трудно осознаваемым процессом, в котором непрерывно возникают и исчезают, существуя лишь мгновенья, совершенно не связанные друг с другом ощущения. Поэтому деятельность для животного трудна, животное не сохраняет в движении сознательного тождества самому себе, поэтому для него недоступен и простейший сознательный план, (во всяком случае он всегда удивляет и дается с очень большим трудом), с другой стороны для него не существует тождественных самим себе предметов. Поэтому вся "деятельность" животных механическая, - рефлекторная, в отличие от человеческой - целесообразной и сознательной. Как же воспринимает животное пространство и время? Во-первых, мы установили, что оно вообще не осознает времени, поэтому если у животного и есть сознание, то оно сохраняется лишь на время тождественного восприятия, поддерживаемое внешними условиями оно всецело конкретно и не сохраняет тождества самому себе в различных условиях. Но животное осознает пространство. Все непосредственно воспринимаемое проектируется для него в двухмерное пространство, перпендикулярное направлению зрения животного, в которое выливается все его сознание, поглощаясь предметами. Если одни предметы выходят из-за других, то для животного они появляются из времени (из будущего или прошлого), если скрываются за другими, то исчезают во времени (в прошлом или будущем). Следовательно, третья координата пространства, т.е. глубина, воспринимается животными как время. Но мы то знаем, что предметы продолжают существовать, хотя их не видно. Процесс восприятия объекта у животного чрезвычайно растянут во времени и никогда не завершается до конца; творчество для него заключается в предугадывании того, какие предметы скрыты за другими, появятся они или нет, где и т.п., это можно предугадать по предыдущему поведению предмета, если исходить из предположения о его тождестве самому себе, т.е. предположения о том, что исчезает и появляется во-времени один и тот же предмет, т.е. его изменения являются не качественными, а только количественными. Это есть переход к трехмерному предметному сознанию человека. Мы знаем, что предметы более реальны чем разрозненные ощущения животного, хотя ему должно казаться совершенно наоборот, т.к. "ощущения ощущаются, а истина нет", ощущения есть лишь отражение объекта, причем отражение не полное, предмет определяет лишь направление развития ощущений, а конкретные формы зависят от него лишь с некоторой вероятностью. Процесс познания возможен тогда и только тогда, когда есть его предмет, как закон, определяющий направление познания, этот предмет есть истина, по отношению к процессу познания она есть его сущность. Но ощущения всегда возникают не где-то в пространстве, а требуют наличия органов чувств и воспринимающего мозга, и то и другое должно быть однокачественным с воспринимаемым объектом чтобы взаимодействовать с ним; Следовательно, если человек стремится к познанию истины и истина как закон определяет процесс его познания и есть сущность этого процесса, то человек видимо не полностью осознает самого себя, именно не осознает той своей части, которая однокачественна с истиной. Все это говорит о том, что человек локализован и несознательно действует на уровне сущности пространства, и, следовательно, в принципе может ориентироваться в пространстве-времени и действовать сознательно и непосредственно на этом уровне материи. Следовательно, у человека есть такая его часть, и эта часть его сущность, которая не движется и не покоится и к которой неприменимо ограничение в скорости света. Это означает, что человек, хотя и локализован в пространстве-времени данного типа, но не весь, а именно его сущность локализована в сущности этого пространства-времени. Предметы есть лишь отражения сущности пространства, сущность более реальна чем форма; предметы так же относятся к сущности пространства, как ощущения животного к предметам. Ощущения, предметы, сущность пространства, каждое предыдущее есть субъективное по отношению к последующему. Все зависит от сущности пространства, т.е. от уровня материи, однокачественного истинной мысли. Истинная мысль однокачественна сущности пространства.

§ 7. Хроностереоскопический эффект

 Исходя из анализа восприятия пространства-времени и специальной теории относительности рассмотрим способ определения расстояния до предмета во времени, т.е. длительности его существования, с принципиальной точки зрения. Рассмотрим три тела, имеющих массу покоя. Пусть два из них движутся "относительно" друг друга с постоянной скоростью , а третье покоится в обоих системах. Тогда в любой из инерциальных систем, связанных с движущимися телами время существования покоящегося тела будет равно: (1)

Рис. 4.

 

Если исо О’ в исо О находится от О на расстоянии , то расстояние между О и О’ в пространстве-времени будет:

   (2)

Эта “база” пространственно-временного стереоскопа, следовательно ОХ равно:

    (3)

Откуда время существования объекта А будет:

(4)

Важно, что О и О’ разделены пространственно-подобным интервалом, и, следовательно, не могут быть связаны световым сигналом, т.е. стереохроноскопический эффект возможен только на уровне сущности пространства. (Как и эффект Эйнштейна-Подольского-Розена для передачи информации).

Стереохроноскопический эффект состоит в том, что если два тела, имеющих массы покоя разделены пространственно-подобным интервалом и их абсолютные будущие перекрываются, то возможно единственным образом подобрать относительною скорость этих тел так, чтобы третье тело, имеющее массу покоя и находящееся в их общем абсолютном будущем, покоилось относительно обоих тел одновременно; величина относительной скорости первых двух тел при этом обратно пропорциональная удаленности третьего тела во времени от них, и, следовательно, времени его существования. Т.к. первые два тела разделены пространственно-подобным интервалом, то связь между ними возможна только безэнергетическая, т.е. на уровне сущности пространства. Поэтому допущение возможности стереоскопического эффекта эквивалентна синтезу квантовой и релятивистской теорий.

     

      

(5)

х - расстояние до О' в О. ();

V - относительная (постоянная) скорость систем О и О' при которой объект А покоится в обоих системах, интервалы АО и АО' временеподобные.

- расстояние во времени до А в О и О', т.е. время существования А.

(6)

при

при

Идеальной хроностереоскопической системой является атом He. Атом пульсирует с частотой , обратно пропорциональной времени его существования, и все одинаковые атомы “за свою жизнь” совершают одинаковое число пульсаций. Электрическое поле есть пространство-время движения электрических зарядов (частный случай (СТ-ДО), оно двухмерно).

(6) – Окончательная формула времени существования объекта, определенного из стереохроноскопического эффекта.

Точный расчет стереохроноскопического эффекта требует синтеза квантовой и релятивистской теорий по двум причинам: во-первых, для подбора единственно-возможной скорости относительного движения двух тел, при которой третье тело покоится относительно обоих, требуется изменение этой скорости, т.е. совершение поворота в пространстве-времени, а это в СТО не рассматривается; во-вторых такое изменение скорости должно быть управляемым и согласованным и прекратится тогда, когда будет установлена единственно-возможная скорость, определяющая параллактический угол, иначе говоря должна быть взаимосвязь между движущимися телами, с другой стороны они не могут находиться в световых конусах друг друга, (иначе условия стереоскопического эффекта будут нарушены), и, следовательно, такая взаимосвязь не может быть энергетической, это означает что движущиеся тела должны быть одним на субквантовом уровне, или на уровне сущности пространства, т.е. должны описываться одной волновой функцией, а взаимодействие между ними может быть только виртуальным, объективно-логическим; это доказывает необходимость достижения более глубокого синтеза и сознательных действий на уровне сущности пространства. Пространство одновременно есть, и отношение объектов имеющих массу и, особый фундаментальный вид движения материи. Из того, что пространство есть сущность тел, имеющих массу, следует, что пространство как отношение есть форма (внешность) пространства, как вида материи. Пространство, как отношение, обладает метрикой, определяемой распределением масс, делимо и измеримо это есть гравитационное поле; пространство, как особый фундаментальный вид материи, неметризуемо, неделимо и неизмеримо, это есть вакуум. Пространство, как вид материи, есть сущность пространства, как отношения; т.е. обычного метризуемого пространства, которое и понимается, как правило, под термином "пространство". Проведем аналогию между массами и пространством с одной стороны, и с полем и зарядами с другой: один заряд действует на другой с некоторой силой, сила есть отношение, по крайней мере, двух зарядов; но всякое объективное отношение материально, т.е. происходит на материальной основе, эта основа более глубока чем само отношение и существует даже тогда, когда существует лишь один заряд, тогда можно сказать, что эта материальная основа отношения двух зарядов есть свойство каждого из них или возможность их отношения; более того, поскольку это свойство зарядов к отношению материально, то оно существует независимо от породившей его причины, т.е. заряда и есть просто особый, фундаментальный вид материи, который, конечно, в такой абстракции не является ни свойством, ни отношением. Очевидно, что поле есть материальная основа силы взаимодействия двух зарядов, свойство каждого из них, и просто особый фундаментальный вид материи, существующий независимо от породивших его зарядов и распространяющийся во все стороны со скоростью света. Поле существует даже тогда, когда нет заряда, но если существует заряд, то он создает и поле; следовательно: поле более простой вид материи, чем заряд и имеет менее глубокую чем он сущность. Классическая физика изучала отношения тел, т.е. воздействие их друг на друга с некоторыми силами и последующее движение под действием этих сил; высшим развитием этого подхода явилась общая теория относительности Эйнштейна. Неклассическая физика изучает сейчас материальную основу сил как свойство тел, это возможно в квантовой теории. Но и это означает лишь изучение поля в его отношении к заряду, а не самого по себе. Слабое поле, на современном уровне развития науки не может быть исследовано без его воздействия на заряд, т.е. оно всегда изучается как свойство заряда, а не само по себе, как особый фундаментальный вид материи. Следует признать, что такой подход недостаточно глубок. Пространство есть сущность поля, обладает менее глубокой, чем поле сущностью, это следует из того, что там, где есть поле, всегда есть и пространство, но пространство может быть и без поля. Важно, что пространство лишь частично метризуется полем, т.к. поле не обладает массой покоя. Исследование отношения поля и метризованного им пространства вплотную примыкает по глубине к относительному изучению сущности пространства, т.е. уровню материи однокачественному, истинной мысли; это есть вакуум или (СТ-ДО)-I, простейший элементарный объект положительного направления развития, это тот уровень материи, в котором возникают и исчезают объекты, имеющие массу и энергию; неоднородность сущности пространства есть граница объекта, имеющего массу, поэтому возникновение такой неоднородности есть возникновение сущности вещественного объекта, метрики и самой физической формы движения материи. Эта неоднородность есть как бы "дырка" в сущности пространства; следует особенно подчеркнуть, что сущность пространства однородна только в отношении свойств неиндивидуализированных на ее уровне объектов. Поэтому возникновение объекта есть не возникновение различий вообще, а только различий данного качества. Сущность пространства и объект есть уже двухсвязное множество, причем одна и та же граница для одной ее односвязной области - сущности пространства - является "внутренней", а для другой - объекта - "внешней". Таким образом, возникает два объекта с одной и той же границей, сами понятия "внешний" и "внутренний" относительны, однако противоположность их сохраняется Очевидно, граница может быть только замкнутой. Эти два объекта противоположны и по другим своим свойствам так, что в сумме они опять дадут однородную сущность пространства. Физика развивает все более глубокие возможности действовать на границу объекта извне, со стороны его формы, иначе говоря, это энергетическое воздействие; но все дело в том, что возникновение противоположностей энергии не может быть энергетическим процессом, поэтому более глубоким является путь воздействия на границы изнутри, из сущности пространства, кроме того на этом пути возможно само создание границ, как бы "вырезание" объектов и антиобъектов из вакуума.

  § 8. Безэнергетическое воздействие на сущность пространства

Рассмотрим, каким должно быть это безэнергетическое воздействие на сущность пространства, воздействие изнутри. При этом мы будем исходить из доказанного ранее положения: "истинная мысль однокачественна сущности пространства". Однокачественность истинной мысли и сущности пространства обеспечивает возможность их взаимодействия, однако вовсе не исключает различия на объективное и субъективное; это означает, что сущность пространства противостоит воздействию истинного мышления точно так же, как окружающий нас предметный мир противостоит нашей трудовой деятельности.

Следовательно, человек опредмечивается на всех уровнях, на которых он осознает себя, а так как он индивидуализирован на уровне сущности пространства, то он в принципе может и осознать себя и действовать на этом уровне материи непосредственно. Собственно, любое мышление есть пространственный процесс, но дело в том, что этот процесс может быть и сознательный и несознательный. Т.к. мысль всегда целенаправленна и движется по причинно-следственной цепи к своей цели, характер этой цели и является показателем осознанности мышления. Независимо от качества цели мысль представляет собой первоначально объект вполне определенного качества, это качество довольно определенно и поэтому то, чем станет мысль определяется тремя возможными типами цели: либо цель по качеству ниже мысли, (и тогда это несознательное, стихийное мышление), либо эта цель равна по качеству самой мысли (и тогда это труд на уровне сущности пространства), либо цель по качеству выше мысли (и тогда это совершенствующееся орудие познания); возможен также четвертый случай, когда мысль порождена творчески, ради любви к самому мышлению, это равносильно тому, что цель мысли в ее существовании, без определенной цели, или она бесконечна. Мысль достигает своей цели и исчезает; творческая мысль представляет собой объект, существует неограниченно и потенциально равна породившему уму. Следовательно, мысль с целью имеет (-) направление развития, а без (+). Но нас более интересует практическая мысль, т.е. мысль с целью ниже первоначального качества; здесь под целью понимается качество породившего самосознания, т.е. конечная цель, а не цель - средство. Поэтому цель ниже качества мысли отвечает стихийному неосознанному мышлению; это означает, что цель стихийной мысли лежит в формах движения материи менее глубоких, чем сущность пространства, поэтому такая мысль для своей реализации должна опредметиться. Непосредственно менее глубоким уровнем чем мысль является метризованное пространство-время, поэтому практическая мысль действует на пространство изнутри, из его сущности. Мысль действует на пространство по закону притяжения противоположностей (сущности и формы) и определяя друг друга стихийная мысль и пространство образуют "вихрь", строящийся по закону отрицания-отрицания и являющийся самостоятельным объектом. Этот объект первоначально элементарен. Ум, не осознающий себя на уровне сущности пространства, не может мыслить без опредмечивания, т.к. порожденные им объекты всегда действуют на уровне однокачественном с самосознанием; в сущности это означает, что эти объекты создаются таким умом несознательно и поэтому он не может с ними экспериментировать, а если и может, то лишь как с естественными, а не искусственными объектами. Процесс воздействия на пространство будет управляем лишь в том случае, если опредмечивание мысли будет происходить не вследствие ограниченности сознания, а лишь как средство достижения "конечной" цели, качественно равной или выше сущности пространства. Это возможно, по крайней мере, тогда, когда действующее сознание осознает себя на уровне сущности пространства и одновременно помнит и знает о предметно-вещественном мире и использует его со своими целями не отождествляясь с ним.

Но достижимо ли такое сознание? (Астральное сознание).

Для ответа на этот вопрос проанализируем изменение типов сознания в зависимости от развития общественно-экономических формаций.

 

Глава IX. Развитие сознания

 

[Рейтинг@Mail.ru]
[be number one]
[SpyLOG]
[][Rambler's Top100]
[Яндекс цитирования]