9. ЗЕРКАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ. ИСКУССТВО ВЫРАЩИВАНИЯ ЖЕМЧУГА И ИСКУССТВО ПРЕВРАЩЕНИЯ ЖЕМЧУГА В АЛМАЗ

... человеческий разум напоминает те кривые зеркала, которые придают различным объектам свои собственные свойства...

Френсис Бэкон

 

9.1. МОДЕЛЬ СОЗНАНИЯ, КАК СИСТЕМЫ КОНЦЕНТРИЧЕСКИХ ПОЛУПРОЗРАЧНЫХ ЗЕРКАЛ

 

1. Сознание есть двухстороннее зеркало, отражающее Реальные объекты.

2. Мир вне категорий и классификаций состоит из Реальных объектов. Реальные объекты лишь классифицируются человеком как существующие и несуществующие, объективные и субъективные, полезные и вредные и т. п.

3. Сознание представляет собой Реальный объект.

4. Сознание представляет собой наиболее общий классификатор Реальности, классифицирующий ее объекты как существующие объективно, субъективно или несуществующие.

5. Сознание оперирует не с самими Реальными объектами, а с их отражениями, поэтому уместно попытаться развить аналогию между сознанием и зеркалом.

6. Объекты, отражаемые внутренней стороной зеркала сознания, осознаются как субъективные, а внешней – как объективные (аналогично зеркальной двери, на которой есть отражения как объектов, находящихся в помещении, так и объектов, находящихся на улице).

7. Зеркало сознания обладает следующими свойствами:

* размером;

* кривизной;

* положением в пространстве;

* чистотой поверхности;

* толщиной стекла;

* прозрачностью стекла;

* шероховатостью стекла;

* волнистостью стекла.

Все эти свойства могут изменяться во времени.

8. Так как сознание Реально, то оно может отражать и само себя (если кривизна зеркала не нулевая), так формируется самосознание. Однако в случае отсутствия отражаемых объектов это отражение самого себя пусто, если же в сознании есть отражения объектов, то содержанием самосознания являются искаженные кривизной многократные отражения этих отражений разного порядка (наподобие бесконечного ряда свечей, который можно увидеть, если поместить свечу между двумя зеркалами).

9. Если зеркало сознания обращено своей внутренней стороной к субъективному (объективному), то и само себя оно отражает на этой стороне, и, соответственно, классифицирует само себя как субъективное (объективное). Первому случаю соответствует философская парадигма материализма или субъективного идеализма, а второму – объективного идеализма. Все эти философские парадигмы являются патологическими и лишь подчеркивают, что их приверженцы находятся в плену мировой иллюзии – майи, так как путают Реальность с ее отражениями и приписывают Реальной причине отражений (сознанию) статус тех или иных отражений (объективных или субъективных).

10. Сознание, принявшее данную модель самого себя осознает, что классификатор не может классифицировать самого себя, так как это некорректно, следовательно сознание вне категорий. Для обозначения статуса сознания автор предлагает использовать "пустую" категорию – Реальность, имеющую содержание, не зависящее от сознания. Сознание само по себе Реально, как и объекты безотносительно к сознанию.

11. Сознание развивается. Это выражается в том, что:

* изменяется его размер, т.е. зеркало сознания "растет", количественно увеличивается область осознаваемого, все новые объекты входят в область отражаемого (существующего как объективное или субъективное);

* изменяется положение зеркальной поверхности сознания среди реальных объектов: оно движется в сторону объективного на нисходящей ветви эволюции круга Сансары, и в сторону субъективного – на восходящей ветви. Во втором случае все новые и новые объекты, ранее осознававшиеся как субъективные, начинают осознаваться либо как объективные, либо как в действительности не существующие. Таким образом на восходящей ветви эволюции область осознаваемого увеличивается качественно;

* сознание очищается: с поверхности его зеркала исчезают пятна, которые ранее частично или полностью закрывали отражения то одних, то других объектов;

* отражения субъективных объектов могут проникать на объективную сторону зеркала сознания (при этом играют роль прозрачность и толщина зеркала), т.е. как бы становятся отражениями объективных объектов (хотя их пока и нет), а затем двигаются дальше в том же направлении объективации. При этом возникает момент, когда отражение будущего объективного объекта раздваивается на сам объект и его отражение, это значит, что объект создан в процессе труда, т.е. перешел в настоящее. Отражения объективных объектов возникают в зеркале сознания также не мгновенно, а постепенно оформляются и детализируются в процессе познания, переходя на субъективную сторону зеркала и опускаясь в его глубину. В действительности процессы труда и познания связаны с движением Реальных объектов через границу зеркала сознания, но мы эти процессы осознаем в форме слияния или раздвоения отражений. Аналогично, когда рыба выскакивает из воды, то исчезает ее отражение на внутренней поверхности зеркала воды, обращенной в воду, и появляется отражение на внешней поверхности, когда же рыба опять падает в воду, то происходит обратный процесс. В процессе эволюции сознания толщина стекла зеркала сознания уменьшается, а прозрачность возрастает;

* шероховатость зеркала сознания приводит к тому, что некоторые объекты (в зависимости от спектрального диапазона, в котором они видны или светятся) отражаются частично или полностью не зеркально, а диффузно, в результате чего осознается лишь сам факт их существования, а детали структуры теряются. Это приводит к явлению, которое получило отражение в развиваемой нами теории, как антропный и неантропный принципы. В процессе эволюции сознания шероховатость его зеркала уменьшается (возрастает спектральный диапазон отражаемого);

* волнистость поверхности зеркала сознания приводит к тому, что детальные отражения объектов искажаются по форме либо метрически, либо даже топологически. Примером метрического искажения является отражение полной Луны в озере, которое может представляться наблюдателю как эллипс, вытягивающийся то по одной, то по другой оси. При топологическом искажении нарушаются характеристики связности объекта, наподобие отражения удочки в озере, которая при волнении может представляться не сплошной, а состоящей из ряда кусочков, которые то соединяются, то опять разделяются. Насколько удачным является символ воды для астрала говорит такой пример: когда человек в АС вспоминает про свое ФТ и буквально приходит в страшное эмоциональное волнение, наблюдатель в МС видит, как по АТ этого человека идут волны, как будто это и не тело вовсе, а лишь отражение в озере, в которое кинули камень, при этом топологическая связность АТ теряется, т.е. некоторые его фрагменты как бы "рвутся" и опять соединяются. В процессе эволюции сознания волнистость зеркала исчезает;

* Объективное существование установлено для тех объектов и явлений Реальности, которые зарегистрированы двумя или более независимыми способами (принцип наблюдаемости). Субъективное существование установлено для объектов и явлений, которые регистрируются только одним способом. Это означает, что объективное существование установлено для тех объектов и явлений Реальности, которые имеют в зеркале сознания не только свои отражения, но и отражения своих причинно–следственных связей с другими объектами, которые также отражаются сознанием.

Не смотря на то, что "зеркальная" модель сознания может выглядеть несколько искусственной, она отражает (извините за каламбурчик) наиболее глубинные закономерности эволюции сознания как на нисходящей, так и на восходящей ветвях Сансары.

 

9.2. ИСКУССТВО ВЫРАЩИВАНИЯ ЖЕМЧУГА И ИСКУССТВО ПРЕВРАЩЕНИЯ ЖЕМЧУГА В АЛМАЗ

 

Представим себе монаду Духа как сверкающую искру или яркую звезду в ночном небе (этот образ очень близок к Реальности). Тогда история монады в круге Сансары (которая в той или иной степени составляет сущность всех Мистерий, Путей Освобождения и Религий) может быть представлена следующим образом.

НИСХОДЯЩАЯ ВЕТВЬ КРУГА САНСАРЫ – ИСКУССТВО ВЫРАЩИВАНИЯ ЖЕМЧУГА:

Искра Духа – Монада последовательно покрывается сферическим оболочками, зеркальными с обоих сторон, которые представляют собой структуру различных форм сознания (и соответствующих тел).

Сквозь такую зеркальную оболочку Искра Духа непосредственно не видна , но она отражается на внутренней поверхности ближайшей к ней, т.е. первой зеркальной оболочки, а также частично просвечивает сквозь ее зеркальный слой. На внешней поверхности первой зеркальной оболочки отражаются как объективные внешние Реальные объекты.

Когда появляется следующая зеркальная оболочка, то она скрывает и делает невидимой из–вне предыдущую оболочку. На внутренней оболочке исчезают непосредственные отражения внешних Реальных объектов, а вместо них появляется отражение внутренней поверхности внешней оболочки. На внутренней поверхности внешней оболочки соответственно появляется отражение (как субъективного) предыдущей внутренней оболочки, а на внешней – отражения внешних Реальных объектов (как объективного).

Процесс формирования внешних оболочек для человека продолжается до возникновения физического тела и сознания. Каждая зеркальная оболочка представляет собой проводник, обеспечивающий взаимодействие Духа с соотвествующим Уровнем Реальности, т.е. соотвествующую форму ЭГО.

ВОСХОДЯЩАЯ ВЕТВЬ КРУГА САНСАРЫ – ИСКУССТВО ПРЕВРАЩЕНИЯ ЖЕМЧУГА В АЛМАЗ:

Самая внешняя зеркальная оболочка постепенно становится гладкой и прозрачной, т.е. "превращается в алмаз", теряет свойства зеркала и перестает быть препятствием для отражения Реальных объектов в предыдущей (внутренней) оболочке, однако из–за своей прозрачности она перестает отражаться в ней и сама, т.е. первоначально перестает осознаваться, как объективное (при АС не осознается как объективное ФТ, при МС – АТ, при БС – МТ).

Вместе с тем свободно проходя через внешнюю оболочку, ставшую теперь прозрачной, отражения внешних Реальных объектов и явлений приобретают форму, благодаря которой они могут отражаться во внутренней оболочке. Таким образом внешняя оболочка, став прозрачной, выполняет функцию контакта внутренней оболочки с теми уровнями Реальности, которые она до этого отражала как объективные.

Естественно, исчезает и отражение внутренней оболочки, как субъективного, на внутренней стороне внешней, прозрачной теперь оболочки, потерявшей свойства зеркала.

Следовательно, когда внешняя оболочка становится прозрачной, то роль зеркальной границы сознания (граница объективного и субъективного) начинает выполнять внутренняя оболочка.

Когда же следующая оболочка в свою очередь становится прозрачной, то оболочка, ставшая прозрачной до этого, становится отражаемой как объективное, но уже не как зеркало, а лишь как стекло, точно также как и другие Реальные объекты и явления Реальности (без отождествления и ограничения ).

Из приведенной зеркальной модели сознания простым способом (это уже третий независимый способ!) следует диаграмма состояний и переходов сознания человека в эволюции (периодическая классификация форм сознания, Приложение 1).

Здесь же уместно напомнить легенду, согласно которой Сатана подарил людям зеркало, в котором они с тех пор только и имеют возможность видеть Реальность. Но что именно является этим зеркалом? Титаны, убившие Вакха, также заставляли его смотреться в зеркало. Только через зеркало можно было безопасно смотреть на Гаргону Медузу и убить ее, а после этого и выкинуть за ненадобностью и само зеркало. Нарцисс влюбился в свое отражение... В Христианстве считается, что один из основных грехов – "гордыня", тесно связан с духовной болезнью, которая чрезвычайно метко названа "прелестью", т.е. по сути дела с самолюбованием или, как еще говорят, "нарцисизмом" (противоположное качество – скромность). Обычно люди склонны бороться за авторские права, восхищаются своими собственными достижениями и "черной завистью" завидовать чужим. Но истинные Творцы не акцентируют внимание на своем авторстве, а часто даже запрещают о нем упоминать: они щедро делятся с людьми всем, чем обладают. Иисус Христос после чудесного исцеления страждущего часто говорил ему примерно следующее: "Смотри, никому не говори о том, что я тебя исцелил". Однако, мы знаем об этом лишь потому, что некоторые исцеленные все же "проговаривались". Люди принимают за Реальность лишь ее многократные отражения в системе зеркал своего организма и живут фактически в мире иллюзий. По сути дела мы все – жители "пещеры Платона". Одно из краеугольных положений НЛП говорит о том, что человек реагирует фактически не на сами обстоятельства, а лишь на свое понимание этих обстоятельств (кроме тех случаев, когда эти обстоятельства непосредственно физически воздействуют на тело человека). Таким образом, зеркалом, в котором мы видим Реальность, является ни что иное, как система тел человека, а именно: будхическое, ментальное, астральное и физическое тела. Согласно одному древнему Индийскому эзотерическому высказыванию "То, что Здесь мы видим в зеркале, Там мы увидим лицом к лицу". И путь к этой возможности – это и есть путь эволюции сознания, Путь Освобождения. Продвигаясь по этому Пути человек последовательно преодолевает ограничения физического тела, а затем астрального и ментального, при этом сознание человека начинает воспринимать соответствующие планы Реальности и воздействовать на них непосредственно, без искажений и ограничений этих тел. Преодолевается влияние низших планов, которые Буддисты называют "сквернами", а Христиане "грехами", действия человека становятся соответственно, неомраченными или святыми.

 

9.3. УЧЕНИЕ О СКОЛЬЗЯЩЕМ ПО КРУГУ САНСАРЫ ЭПИЦЕНТРЕ ЭВОЛЮЦИИ, КАК ТОЧКЕ СБОРКИ СОЗДАТЕЛЯ ЗВЕЗД

 

При любой конкретной форме сознания мы принимаем за человека (как, впрочем и он сам) не высшее "Я", а лишь те или иные внешние ЭГО–оболочки, поддерживающие соответствующие психологические свойства личности. Обычно мы считаем, что люди отличаются именно этими свойствами. В процессе эволюции сознания высшее "Я" человека последовательно преодолевает отождествление со все более внутренними ЭГО–оболочками. Поэтому с точки зрения человека неподвижно стоящего на определенной ступеньке лестницы Иакова (лестница эволюции сознания) люди, поднимающиеся мимо него вверх по этой лестнице эволюции, представляются все более и более похожими друг на друга, "т.к. они все меньше отличаются друг от друга чем–либо из известного [ему]".

В этой связи возникает два очень важных и тесно взаимосвязанных вопроса:

1. сохраняется или нивелируется индивидуальность в процессе эволюции?

2. монады бесконечно уникальны (индивидуальны) или напротив, абсолютно тождественны?

По мнению автора, монады бесконечно индивидуальны, и чем больше ЭГО–оболочек снимается с этой индивидуальности в процессе эволюции, тем чище и сильнее проявляется во вне ее совершенно неповторимый свет. Внешние оболочки смазывают (нивелируют) индивидуальность и делают людей более похожими друг на друга. Если принимать во внимание только содержание внешних социально–обусловленных оболочек, то можно сказать, что "сущность человека есть совокупность всех общественных отношений" (Маркс). В результате люди, считающие что Духа нет говорят: "Незаменимых людей нет". По мнению автора, каждый человек представляет собой бесконечную ценность и у каждого человека есть область деятельности, в которой он превосходит всех остальных существ Вселенной вместе взятых, т.е. у каждого человека есть нечто, что он может делать лучше, чем все остальные (чем кто–либо иной). У каждой монады есть по крайней мере один "Звездный час" на круге Сансары, есть дело, которое именно эта монада благодаря своим уникальным свойствам призвана совершить ради эволюции всех остальных существ, и в этом деле ее не сможет заменить никакая иная монада. Таким образом, каждая монада обладает абсолютной ценностью для эволюции Вселенной, каждая является носителем совершенно уникальных свойств, благодаря которым на определенном этапе эволюции именно через нее будет осуществляться реализация главных событий текущего этапа эволюции. "И тогда через серые глаза именно этого молодого человека на нас упадет вдохновенный взгляд самого Создателя Вселенной, и тогда сама Судьба человеческой рукой с мечом или пером уверенно впишет новые огненные строки в историю народов". Говоря словами Дона Хуана и Олафа Степлдона можно сказать, что в свой звездный час монада становится "точкой сборки" самого Создателя Звезд. Другой вопрос о том, когда и где будет этот "Звездный час" для данного конкретного человека. Или, может быть, он уже был сотни тысяч лет назад, когда именно он создал колесо или впервые взял горящую ветвь зажженного молнией дерева. А сейчас работает простым водителем троллейбуса, "который идет на Восток". Может быть этот момент у него еще лишь будет через десятки тысяч лет, когда он совершит немыслимый подвиг, который потрясет души и объединит сердца представителей столетиями враждовавших до этого могущественных межзвездных цивилизаций. Но этот момент когда–то обязательно был или еще будет у каждого из нас!!!

Это учение "о скользящем по кругу Сансары эпицентре эволюции", состоящее из следующих основных положений:

1. В любой момент эволюции на круге Сансары есть точка, "эпицентр эволюции", в которой в данный момент времени совершаются главные события, определяющие суть данного этапа эволюции Вселенной;

2. Всегда есть монада, находящаяся в данный момент в эпицентре эволюции, так сказать на самом острие потока эволюции (будем называть ее в соответствии с традицией "ОСЬ");

3. В любой данный момент времени во всей проявленной Вселенной существует лишь одна–единственная монада, через которую может осуществиться и действительно осуществляется в данный момент реализация главных событий текущего этапа эволюции;

4. За один круг Сансары эпицентр эволюции Вселенной по крайней мере один раз пройдет через каждую из монад не обойдя стороной ни одной.

 

9.4. КОММЕНТАРИЙ К ЧЕТЫРЕМ БЛАГОРОДНЫМ ИСТИНАМ ГАУТАМЫ БУДДЫ

В самом сердце Вселенной и каждого существа неисчерпаемый океан мира, счастья и любви.

Автор

 

2550 лет назад в Оленьем Парке близ Сарнатха только что достигший высшего просветления и ставший новым Буддой принц Сидхартха Гаутама дал Миру наиболее краткую и чеканную формулировку своего Учения, известную с тех пор как четыре благородных истины. Вот они:

1. Мир есть страдание;

2. Есть причины страданий;

3. Есть конец страданий;

4. Есть Пути, ведущие к концу страданий.

По мнению автора, может представлять интерес интерпретация этих благородных истин с позиций развиваемых в данной работе представлений.

Поскольку противоположностью страданию является не просто отсутствие страдания, а блаженство, что, очевидно, само по себе совершенно не одно и тоже, то возникает закономерный вопрос: "Является ли конечное Освобождение состоянием положительного блаженства или лишь отсутствием страданий?"

Буддистские источники отвечают на этот вопрос так: "...бесстрашие, самопроизвольная радость и активное сочувствие являются истинной природой существ". А Освобождение как раз и является раскрытием "истинной природы существ". (см., например, Лама Оле Нидал, ""каким все является на сомом деле (Современное введение в учение Будды), –СПб.; "алмазный Путь, 1996.–88с.) В этой связи представляется, что в действительности Буддизм не является учением с пессимистическим взглядом на жизнь, как иногда может показаться на первый, и поверхностный, по мнению автора, взгляд.

Но чтобы это прозвучало в явной форме, а не в форме комментария или вывода, необходимо сформулировать еще одно положение, предваряющее четыре благородные истины. Кроме того в нашем комментарии изменен порядок 3–й и 4–й благородных истин.

Итак, автор предлагает вниманию читателя следующую таблицу, в которой в первом столбце даны сами благородные истины Буддизма, во втором – комментарий к ним, в третьем ассоциации с различными источниками.

 

Благородная
истина

Комментарий

Ассоциации

0

В самом сердце Вселенной и каждого существа беспредельный океан счастья и любви.

Сущность исходного непроявленного состояния Вселенной Маха–Пралайя, – ничем не омраченные, мир, счастье и любовь. Маха–Пралайя – это и состояние конечного Освобождения Вселенной. Дхарам–Кайя (нирвана) – это состояние конечного индивидуального Освобождения, достижение первичного света Великого Учения Тедол. Это состояние тождества истины, любви и красоты.

Я есть свет и жизнь, говорил Иисус Христос.

1

Мир есть страдание

Не вообще весь мир есть страдание, а лишь проявленный, диффернцированный мир, т.е. Сансара. Возникновение проявленного, дифференцированного мира, т.е. начало Сансары, – это есть и начало страданий и заблуждений. Нисходящая ветвь круга Сансары – возникновение миров и существ, погруженных во все больший мрак страданий и заблуждений.

Люди называют злом причину страданий и заблуждений, поэтому можно сказать, что Зло есть причина возникновения и развертывания Сансары.

2

Есть причины страданий

Причины страданий и заблуждений – погружение в темные пучины материи и майи, экранирование первичного источника жизни, света, истины, счастья и любви все большим количеством темных покровов и завес, т.е. поверхностных материальных структур (“рост жемчуга”). Скверны (грехи) – это решения, увеличивающие степень омраченности первичного света, т.е. увеличивающие степень материализации ЭГО.

Продвижение вниз по нисходящей ветви круга Сансары сопровождается стонами и плачем бесчисленных существ, степень страданий и невежества которых на этом пути постоянно возрастает.

4

Есть Пути, ведущие к концу страданий

“Путь наверх” по восходящей ветви круга Сансары – последовательное преодоление внешних ограничений материи (“превращение жемчуга в алмаз”), процесс эволюции сознания, – это и есть Путь Освобождения, т.е. способ преодоления страданий и заблуждений.

По Платону истина внутри нас, она познается не путем поступления некоторой информации из вне, а путем снятия внешних ограничений, скрывающих истину от сознания. При прикосновении к истинному пути сердце наполняется радостью. Радость есть особая мудрость (Агни–йога). Люди называют добром причину счастья и истинного познания, поэтому можно сказать, что добро есть способ свертывания миров Сансары.

3

Есть конец страданий

Возможно полное и окончательное преодоление страданий и заблуждений – это выход за пределы Сансары, т.е. Освобождение.

Каким же неограниченным счастьем должно быть само Освобождение, если даже одно только прикосновение к истинному Пути, ведущему к Освобождению, уже вызывает восторг и томление Духа и наполняет сердце радостью.

 

Нет, не просто отсутствием страданий является Освобождение, это высшее и ничем не ограниченное счастье, которое суждено каждому существу еще от рождения Мира!

Бытие Бытия в том, что оно есть. Бытие Небытия в том, что его нет.

Поскольку в начальном состоянии Вселенной не было ничего, кроме неомраченного света истины, счастья и любви, то и в мирах Сансары в действительности не может быть ничего, кроме этого.

Зло, как причина Сансары, зло, как причина страданий и заблуждений, есть лишь та форма любви, которая возможна на нисходящей ветви круга Сансары. Это любовь горькая, т.к. она четко осознает, что должна погибнуть, дав жизнь чему–то Совершенно Новому, что расцветет на восходящей ветви эволюции Сансары. Зерно погибает, когда превращается в колос. Зло – это несчастная любовь, любовь с полным самопожертвованием, любовь неразделенная и без всякой надежды быть узнанной и понятой. Любовь на восходящей ветви Сансары – это праздник разделенной плодотворной любви, любовь торжествующая Победу, радостная любовь в идеальных условиях, не требующих самопожертвования.

Последующее состояние Маха–Пралайи отличается от предыдущего тем, что содержит в себе в снятом (по Гегелю) виде квинтесенцию всего опыта прошедшей Сансары. Этот опыт представляет собой как опыт затяжного падения в темные глубины невежества и страданий, так и опыт их полного и окончательного преодоления и вознесения к Первичному Неомраченному Свету, первичному источнику жизни всей Вселенной и каждого существа – Богу.