23. ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ТРУДА И ГИПОТЕЗЫ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРИРОДЕ СТОИМОСТИ И ВРЕМЕНИ
23.1. ТРУД, КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС. ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА И СРЕДСТВА ТРУДА – КАК ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Труд (процесс опредмечивания) с позиций теории информации может рассматриваться как процесс перезаписи информации из образа продукта труда в структуру физической среды (предмета труда). По мере осуществления этого процесса физическая форма продукта труда выделяется из окружающей среды. Тело человека и средства труда выступают при этом как канал передачи информации.
Очевидно образ продукта труда и сам продукт труда относятся к качественно различным уровням Реальности на которых тождественная по содержанию (семантике) информация просто физически не может находится в одной и той же языковой, синтаксической форме. Поэтому тело человека и его средства труда как информационный канал, соединяющий качественно различные уровни Реальности, не просто передает информацию с сохранением ее содержания с одного уровня на другой, но при этом с необходимостью преобразует и языковую форму представления информации, т.е. осуществляет ее компиляцию, которая фактически и представляет собой технологический процесс.
Информация образа продукта труда, проявляющаяся первоначально в форме целесообразной и целенаправленной трудовой деятельности, т.е. как свободная информация, преобразуется затем в форму связанной информации, выступающей как покоящиеся полезные свойства продукта труда, определяемые его физической формой и структурой.
Свободная информация, существующая в форме целесообразности процесса труда не имеет стоимости, но образует ее в той мере, в какой преобразуется в информацию, связанную в структуре физической формы продукта труда. При этом смысл (содержание, семантика, качество) информации связанной в продукте труда определяет его потребительскую стоимость, тогда как ее количество связано с абстрактной себестоимостью продукта.
Время, за которое перезаписывается определенное количество информации из образа продукта труда в его физическую структуру определяется информационной пропускной способностью тела человека и его средств труда как информационного канала. Чем это время меньше, т.е. чем выше информационная пропускная способность тела человека и его средств труда, тем выше развитие человека и технологии. Так как процесс труда это сознательный процесс, то и количественные и содержательные возможности человека как информационного канала определяются типом и состоянием его сознания. Процесс увеличения информационной пропускной способности сознания человека поддерживается (обеспечивается, сопровождается) соответствующими психофизиологическими изменениями в теле человека, которые известны как раскрытие центров (чакрамов).
Роль человека и его средств труда в процессе перезаписи информации из образа продукта труда в структуру его физической формы и в создании потребительной стоимости и стоимости продукта труда различна. Это различие определяется тем, что в процессе труда человек выполняет лишь ту часть работы по созданию определенного продукта труда, которая заключается в выполнении функций еще не переданных его средствам труда. Та же часть работы, которая состоит в выполнении уже полностью переданных средствам труда функций выполняется ими автоматически, т.е. без участия человека (СМ. рис.).
23.2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ
Время – информация – деньги
/Из англо-русского фольклора/
Информация, записанная в структуре продукта труда непосредственно человеком, создает и потребительную, и меновую стоимость. Информация же записанная в структуре продукта средствами труда, т.е. без участия человека, автоматически, не увеличивает стоимость этого продукта, хотя и создает его потребительную стоимость.
При этом совершенно неважно, каким образом записана эта информация в самих средствах труда: непосредственно человеком или также с помощью средств труда. Неважно также записана эта информация непосредственно в механической или другой консервативной структуре средств труда жестко один раз и навсегда, или в некотором мобильном устройстве памяти с возможностью его перепрограммирования (как в компьютерах, на гибких автоматизированных линиях и роботизированных комплексах).
Напротив информация стертая в средстве труда в процессе создания данного продукта (износ средства труда) переноситься на него и увеличивает его стоимость, хотя и не создает никакой потребительной стоимости. Но в процессе труда информация в средстве труда может не только стираться, но и накапливаться: это происходит, например, в интеллектуальных автоматизированных системах, как обучающихся с учителем, так и самообучающихся (поэтому их называют генераторами информации). В этом случае стоимость средств труда в процессе их использования не уменьшается, а возрастает, и стоимость продукта, созданного с их помощью соответственно уменьшается, а не увеличивается.
Итак, потребительная стоимость продукта труда определяется КАЧЕСТВОМ (смыслом, содержанием) связанной информации, записанной в физической форме и структуре того продукта непосредственно человеком или его средствами труда (См.рис.).
Абстрактная себестоимость продукта труда определяется алгебраической суммой КОЛИЧЕСТВА связанной информации, записанной в структуре физической формы продукта труда человеком и КОЛИЧЕСТВА связанной информации стертой или записанной в структуре физической формы средств труда в процессе производства данного продукта, причем последняя берется со знаком "+", если она стерта (износ средств труда), и со знаком "–", если она записана (генерация информации).
Производительность человеческого труда тем выше, чем большее количество функций тела человека передано его средствам труда, а также чем выше степень использования функциональных возможностей этих средств труда человеком. Чем выше производительность труда, тем большая доля информации записывается в продукте труда средствами труда автоматически, т.е. без участия человека. Таким образом в конечном счете производительность труда определяется прежде всего уровнем развития сознания человека.
В отличие от производительности труда изменение его интенсивности не влияет на функциональный уровень технологии, а значит и на соотношение между количеством информации, записанной в продукт труда человеком и средствами труда. Поэтому только уменьшение рабочего времени, необходимого на производство данного продукта, достигнутое за счет увеличения производительности человеческого труда уменьшает абстрактную себестоимость этого продукта и может служить адекватной мерой изменения этой себестоимости. Так гениальные произведения искусства, содержащие колоссальную информацию, записанную в них непосредственно человеком–творцом практически без использования средств труда, всегда будут иметь наивысшую стоимость.
До сих пор мы использовали термин и понятие "время" без его специального анализа и определения в каком–то обыденно–экономическом значении. Теперь же основываясь на общности основных законов информационных взаимодействий проведем аналогию (а может быть и больше чем аналогию) между "временем физическим", "психофизиологическим" и "экономическим", естественно, насколько это возможно в рамках данной небольшой работы.
Из физики известно, что редукция виртуального объекта происходит при сообщении ему энергии, необходимой для образования его массы покоя. Очевидно, редуцируемый объект представляет собой канал взаимодействия классического и виртуального уровней Реальности и этот канал обеспечивает передачу энергии с первого уровня на второй. Однако для возникновения структуры редуцированной формы объекта одной энергии явно недостаточно: для этого необходима также и информация об этой структуре. Эта информация существовала еще до редукции на виртуальном уровне строения редуцируемого объекта и была передана по тому же каналу, но в направлении обратном энергетическому потоку.
Таким образом в физике виртуальная сущность объекта выступает как источник информации, сам объект как информационно–энергетический канал взаимодействия виртуального и редуцированного уровней Реальности, а редуцированная форма объекта – как носитель информации, изменяющий свою структуру по мере записи соответствующей информации в структуре среды.
23.3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ВРЕМЕНИ
Чем выше уровень развития (сложность) объекта, тем более отдаленные друг от друга качественно различные уровни Реальности он соединяет как информационно–энергетический канал, тем выше пропускная способность (мощность) этого канала, тем большее разнообразие форм энергии и языковых форм представления информации он обеспечивает, и, наконец ТЕМ ВЫШЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЕМКОСТЬ ОБЪЕКТА, т.е. тем большее количество информации может быть записано в его структуре до момента начала повышения ее энтропии.
Здесь уместным является пример с магнитофонной лентой на которую мы пытаемся записать как можно больше информации на единицу длины путем уменьшения скорости протяжки. Если при постоянном информационном потоке записи эту скорость уменьшать линейно, то первоначально плотность информации будет возрастать также практически линейно (а энтропия соответственно уменьшаться), однако скоро мы заметим, что плотность информации стала возрастать медленнее, т.к. возросли шумы (уменьшилось отношение сигнал/шум). Если продолжать и дальше уменьшать скорость протяжки, то конце–концов это приведет к тому, что качественный записывающий сигнал будет восприниматься лентой практически как стирающий, т.е. на нее будет записываться один шум.
Т.е. сначала сообщение информации некоторой системе приводит к уменьшению ее энтропии, а значит и к выделению или экономии энергии, однако если эту систему и дальше продолжать "накачивать" информацией, то сначала это приведет к увеличению энтропии системы, а затем и к ее разрушению.
Экономический (технологический) пример: автоматизированная система оперативного управления районом в период уборки сельхозкультур согласует и рационализирует деятельность всех участников этого процесса по месту, времени и видам выполняемых работ (погрузка – транспортировка – разгрузка). Система распечатывает целую пачку документов, которые содержат большой объем подробной информации для каждого участника о том, где, что и когда ему делать. В результате применения данной системы (разработчики: Л.А.Бакурадзе и автор) за уборку, т.е. примерно за один месяц, получалась экономия топлива на сумму от $400000 до $2000000, в зависимости от масштаба объекта управления (курс и цены 1983–1986 годов). Таким образом, сообщение экономической системе информации, генерируемой автоматизированной системой управления, приводит к экономии энергии в экономической системе. Информация имеет энергетический эквивалент, зависящий, конечно, от содержания информации и от характеристик конкретной системы, которой информация сообщается.
Аналогичная ситуация имеет место и для человека, физическое тело которого является носителем, в котором записывается информация, поступающая с высших уровней Реальности по каналам Ида, Сушумна, Пингала, а также и по другим каналам системы Кенрак с высших уровней Реальности (астрального, ментального и др.). Где–то в возрасте около 33 лет информационная емкость физического тела исчерпывается и продолжение записи информации в него приводит к возрастанию энтропии и в конце концов к разрушению физического тела. В обычной форме сознания контроль над этим процессом невозможен, но йоги и маги достигают его в ментальной форме сознания (СМ. работу автора: "Магнит грядущего" (О небиологических формах жизни, природе НЛО и перспективах сознания), Изд–во "Агропромполиграфист", г.Краснодар, 1990г. 72 с.). Известны также случаи особо продолжительного летаргического сна, при в котором физическое тело человека практически не старело. Однако стоило ему проснуться, как оно старело буквально "на глазах" и человек через несколько недель, дней или даже часов умирал от старости. Скорость такого "старения" по–видимому определяется информационной пропускной способностью каналов, связывающих физическое тело человека с его высшими телами. Считается, что и в обычном сне человек стареет меньше, чем во время бодрствования. Это говорит о том, что в летаргическом, как и в обычном сне, человек приобретает определенный опыт, накапливает определенную информацию, однако в физическое тело эта информация переписывается только после пробуждения, да и то не всегда (что приводит к самопроизвольной амнезии, т.е. к ее недоступности при физической форме сознания). Возможно, если бы человек вспомнил свои прошлые жизни при физической форме сознания, то он бы получил такую информационную перегрузку, с которой бы его мозг и физический организм просто не справились бы. Так что не нужно сразу стремится переписать на физический уровень всю информацию, к которой Вы вдруг получили доступ в высшей форме сознания, т.е. информация должна быть использована в тех формах сознания, в которых она доступна. "Богу богово, кесарю кесарево".
23.4. ИНФОРМАЦИЯ, КАК ЧИСТЫЙ ТОВАР
В эпоху господства капитала полагали, что "чистым товаром" является золото. Однако, если проанализировать те свойства золота, которые превратили его в основной эквивалент стоимости, то с очевидностью обнаружится, что это именно те свойства, из–за которых золото является идеальным носителем информации (информация легко "записывается" в золото, т.к. оно достаточно мягкое; информация долго сохраняется в золоте, т.к. оно не ржавеет, не является хрупким, не подвержено другим формам "порчи", т.е. стирания). Это подтверждается и новейшими разработками в области носителей информации: наиболее качественные лазерные диски CD–ROM также изготавливаются на золотой подложке. Известно, что "стоимость" является не физическим свойством той или иной вещи, стоимость – это свойство вещи, которое приписывают ей люди, которые вступают посредством нее в определенные экономические отношения друг с другом. В действительности же в конечном счете все отношения людей друг с другом являются информационными. Золото, как эквивалент стоимости, также является лишь "информационным пакетом", несущим определенное количество информации, соответствующее его весу. Исходя из всех этих рассуждений и учитывая информационную теорию стоимости, основные положения которой были сформулированы выше, являясь свидетелями информационного общества, победившего в развитых странах, мы можем предположить, что единственным "чистым товаром" является (а по существу всегда и являлась) только информация. Информация является квинтэссенцией стоимости.
В этой связи возникает вопрос о том, чего же все таки добивается человек, когда он создает определенные материальные условия для себя и своих близких, зарабатывает для этого деньги? Можно высказать предположение, что в конечном счете он по сути таким способом добивается поступления на вход его систем восприятия и осознания определенной по содержанию и количеству информации. Можно предложить модель человека в духе теории автоматов: "Человек это автомат с памятью, системой анализа, прогнозирования и принятия решений, на вход которого подается определенная информация, что приводит к принятию им решений о соответствующих действиях, т.е. подаче определенной информации на выход, в результате чего входящий поток информации корректируется по содержанию и количеству в соответствии с определенной целевой функцией". Развитие современных компьютерных систем виртуальной реальности и компьютерных Y –технологий все в более полной мере позволяет непосредственно сгенерировать и подать на сенсорные системы такую желаемую информацию. Это приводит к тому, что для все большего числа людей "компьютерные миры" могут стать своего рода заменителями или точнее суррогатами реальности. Это делает подобные технологии во многом аналогичными наркотикам и таит в себе ряд опасностей.
Кратко рассмотрим вопрос о стоимости самой информации, имеющий самое непосредственное отношение к проблеме оценки экономической эффективности применения системы "ЭЙДОС" и ее приложений.
Мы знаем, как информация, в качестве рекламы, приносит деньги. Мы знаем также, что технология, "Ноу–хау", стоит значительно дороже, чем продукты ее применения. Произведения искусства великих мастеров стоят несопоставимо дороже, чем репродукции с их полотен, однако цена на шедевры – фальшивки, вышедшие из под кисти гениального поддельщика, стоят до 70 – 80% от стоимости оригинала.
Информация, как и нефть, может быть "сырой" или обработанной. Сырая информация может почти ничего не стоить по сравнению со стоимостью аналитически обработанной информации, т.е. информации, которая находится в форме пригодной для употребления, готовой немедленно принести громадные преимущества ее обладателю по сравнению с другими людьми, ею не обладающими.
Любая программная система представляет собой виртуальное средство труда работающее на базе универсального компьютера. Эти информационные средства труда, так же как и обычные "физические", могут быть предназначены либо для непосредственного потребления пользователем (группа "Б"), или для создания других подобных средств труда ("группа "А").
Вопрос о стоимости программных систем – это вопрос о стоимости средств труда, начисто лишенных своего "физического тела". В их создание вложен громадный высококвалифицированный труд, наукоемкие технологии, но тиражируются такие средства очень просто – путем перезаписи на магнитный носитель. Это своего рода "психосинтез", и если бы нечто аналогичное стало возможным с физическими объектами, то наступил бы настоящий "золотой век", по крайней мере в плане материальном (гибкие роботизированные комплексы уже приближают их к этому). Следовательно, в соответствии с информационной теорией стоимости программные продукты имеют высокую потребительную стоимость и практически никакой меновой стоимости. Меновая стоимость программных продуктов определяется практически затратами на поиск места, где они уже есть, и на доставку потребителю.
Чтобы повысить меновую стоимость программных систем их разработчики стараются затруднить их так называемое "свободное тиражирование" или попросту говоря – воровство, вводя необходимость инсталляции и "привязывая" систему к конкретному компьютеру (имеются также другие способы). Но, во–первых, против этого также есть свои средства, а во–вторых, такая привязка снижает функциональную ценность программной системы, т.к. делает ее более уязвимой при технических авариях, модернизации компьютера и т.п., что в общем делает ее менее удобной для пользователя.
Что касается износа программных систем, этих "нематериальных активов", то физический износ у них вообще отсутствует, а моральный может быть весьма значительным: после появления новой версии программного продукта – старой уже никто не хочет пользоваться (хотя иногда появляется "сырая" и "не очень работающая" новая версия, а старая – хорошо отработана и идеально выполняет свои функции). Итак, с появлением новой версии старая может "в один момент" потерять всю свою стоимость (в том числе и балансовую – в результате переоценки).
Иначе обстоит дело с базами данных и интеллектуальными системами, которые накапливают и структурируют информацию, обрабатывают ее по более или менее сложным алгоритмам, в результате чего их стоимость непрерывно возрастает. Стоимость баз данных, находящихся на банковском сервере, может в десятки миллионов раз превышать стоимость самого компьютера и в процессе работы это соотношение все больше увеличивается в пользу информации. Естественно, такую ценную информацию необходимо защищать, чтобы даже если сервер будет похищен, злоумышленники не смогли извлечь из него ни одно бита интересующей их информации.
23.6. "ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ СОБСТВЕННОСТИ". ВЫВОДЫ
Процесс труда можно рассматривать как процесс редукции образа продукта труда в структуре физической среды, что становится непосредственно очевидным при достижении ментального типа сознания;
При ментальной форме сознания полностью преодолевается противоречие между человеком и средой, а значит человеком и средствами труда, средствами труда и объектами на физическом уровне реальности, преодолевается отождествление с физическим телом (физическое ЭГО), которое осознается как инструмент взаимодействия с физической средой, и, следовательно, преодолевается всякая основа для возникновения отношений собственности и меновой стоимости на физическом уровне Реальности. Это и есть решение загадки человеческой истории в группе физических формаций (о чем всегда было известно в эзотеризме и о чем чуть не догадались "классики" марксизма–ленинизма);
Человеческая душа с ее неисчерпаемым творческим потенциалом является единственным источником всякой собственности и стоимости в этом мире. Поэтому даже в чисто экономическом, в общем–то достаточно "приземленном" смысле, нет ничего более ценного в мире, чем человеческая душа.
Согласно теории "Естественного права" (Сократ, Платон, Фома Аквинский) наиболее глубоким источником права является природа самого человека. Автор выдвигает (в качестве гипотезы, конечно) "Естественную теорию собственности":
1. человеческая душа ("Искра божья", монада Духа) является единственным и наиболее глубоким источником всех форм собственности и их фундаментом;
2. в зависимости от формы сознания человеческая душа отождествляет себя с различными "телами проявления" и, таким образом, возникает первая производная форма собственности: – собственность на свое тело и право на жизнь (при физической форме сознания – это собственность на физическое тело и физическую жизнь);
3. из "Естественного права" собственности на свое тело возникает право собственности на все, что произведено непосредственно и исключительно с применением своего тела: прежде всего сам живой (собственный) труд, средства и продукты труда (физического и "умственного");
4. право собственности на свой труд и средства труда приводят к праву собственности на продукты своего труда, произведенные с использованием собственных средств труда, а также к отсутствию права собственности на продукты труда, произведенные с использованием чужих средств труда (наемный труд).
Похоже это хорошо понимал и тот, кто предлагал за эту самую душу любые Земные блага – он знал, что не прогадает (читатель, конечно, уже догадался, что имеется в виду Дьявол). Христос говорил: "Что толку, если ты приобретешь весь мир, но свою душу потеряешь?" О собственности в Христианстве говорится, что истинный христианин "все, что имеет, отдает Христу", а Христос, в свою очередь, поручает ему оставаться управляющим этой собственностью. Из вышеизложенного следует, что чтобы человек по этому поводу не думал, в действительности и не может быть никем иным, кроме управляющего, даже своим телом.
С человеческой Душой, в этом отношении, вопрос значительно сложнее, так как именно "за каждую конкретную человеческую душу" ведется вся борьба сил Света и Тьмы и у человека, фактически, есть три варианта: отдать свою душу Богу, продать Дьяволу, оставить себе. Возможно, третий вариант в действительности сводится к первому или второму (по Сведенборгу – ко второму). Продажа Души Дьяволу возможна либо всей сразу и целиком ("оптом"), как у доктора Фауста, либо постепенно и по частям ("в розницу"), как это обычно бывает у "новых русских". Когда человек поступается своей совестью ради земных благ, то это и есть продажа части своей Души Дьяволу, что обычно щедро им оплачивается. Чаще всего, "где много злата – много зла", знаменитые бриллианты имеют длинные кровавые биографии.
Таким образом Христос проводит четкое различие между преходящей собственностью человека и его вечной душой, поэтому для него не может быть одного отношения к человеку как душе и к человеку, как собственнику. Очевидно, что все конкретные качества личности человека, причем как положительные, так и отрицательные, в определенном смысле можно рассматривать как его собственность, т.к. это качества его собственности, т.е. физического, астрального, ментального и других его "тел". Все это очень наглядно проявляется в отношении к врагам, которое впервые провозглашается в христианстве и вплоть до настоящего времени очень трудно воспринимается людьми. Имеется в виду заповедь: "Любите врагов Ваших". Христос всегда относится к человеку только как к вечной Душе и никак иначе. Он никогда не смешивает Душу с временными и изменчивыми качествами личности человека. Это и означает, что он относится ко всем по–человечески. Такое отношение к врагам нисколько не мешает ненавидеть их грехи и отрицательные качества и бороться за их уничтожение (причем сами враги, отождествляющие себя со своими отрицательными качествами, естественно, рассматривают уничтожение последних, как собственное уничтожение). Но не следует переносить эти качества на саму Душу и смешивать одно с другим. Ведь мы готовы наклонится и поднять бриллиант, лежащий в дорожной грязи. Мы понимаем, что покрывающая его корка грязи нисколько не умаляет его ценности и в действительности не имеет к нему вообще никакого отношения. Но мы, конечно, должны удалить эту корку грязи, чтобы бриллиант мог выступать именно в качестве бриллианта. Молитва за врагов – это и есть молитва за очищение и спасение их Душ. Конечно, такое отношение к врагам могут проявлять только люди, достаточно далеко продвинувшиеся по пути эволюции и обладающие большой внутренней силой.
Так же и отношение истинного ценителя искусства к гениальному произведению является не прагматически утилитарными: произведение искусства ценится тем выше, чем выше и мощнее заложенный в нем духовный потенциал. В этом отношении особенно характерно отношение православных к истинной иконе, как каналу связи с Высшим. Есть современные иконы, которые с точки зрения внешней (физической) технологии исполнения и сохранности выглядят гораздо лучше, чем, например, "Троица" Рублева. Однако заложенный в них духовный потенциал невелик (если о нем вообще уместно говорить) и в качестве канала связи с Высшим такие "иконы" выступать не могут. Таким образом, они в действительности вообще не являются иконами, хотя и могут быть признаны как произведения "мирского" искусства. По–видимому, гениальность и духовность имеют общий источник и необходимо понимать, что для создания истинных ценностей одной только физической технологии, пусть даже и очень высокоразвитой, совершенно недостаточно, а необходима еще особая "психическая или даже духовная технология". Конечно, для многих это звучит несколько непривычно, но это только в первый момент;
Темп времени является величиной индивидуальной для каждого объекта и определяется мощностью информационно–энергетического канала, связывающего физическую форму объекта с его более глубокими структурными уровнями: астральным (виртуальным), ментальным и будхическим, т.е. степенью раскрытия центров высшего сознания – чакр. Поэтому каждый человек с открытыми центрами, человек гениальный или с очень высокой формой сознания в буквальном смысле является центром хронального циклона (вспомним книгу Дж.Лилли "Центр циклона"), и многие из них ощущают это "своей кожей" и убеждаются в этом на своем опыте, наблюдая как складывается мозаика их жизни из "как бы случайных" обстоятельств;
Развитие человеческого общества, в частности развитие технологии и сознания людей, а также экономических отношений является глобальным космическим фактором, существенно влияющим на темп физического времени, по крайней мере в околоземном космическом пространстве и в Солнечной системе.