ГЛАВА IV.
ИНФРАСТРУКТУРА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ “ЭЙДОС

 

 

Необходимо понимать, что Универсальная автоматизированная система распознавания образов “ЭЙДОС-6.2” представляет собой “всего лишь” программную систему и для ее полноценного использования ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ необходима некоторая юридически оформленная организационная структура, или, по крайней мере, определенная инфраструктура в рамках уже сложившейся организации. Конечно, данная структура, в зависимости от масштабности решаемых задач, может быть как довольно малочисленной (1 - 3 человека), так  и очень мощной и разветвленной. Однако, в любом случае основные ее функциональные и структурные характеристики остаются примерно одними и теми же. Опыт показывает, что если в организации нет работника, основной обязанностью которого является эксплуатация системы “ЭЙДОС”, а есть лишь сотрудники, для которых это является “дополнительной нагрузкой”, причем часто специально не оплачиваемой, то это весьма отрицательно сказывается на отношении к делу и качеству работ. Чаще всего в конце-концов это приводит квозникновению ситуации, при которой эксплуатация системы вообще становится практически невозможной.

Рассмотрим эти характеристики в достаточно полном варианте на примере гипотетического фонда.

 

4.1. НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ

 

Изменение во внутренней политике России, дестабилизация рынка, неустойчивость социального статуса граждан и рост безработицы, привели к определенным неблагоприятным психологическим изменениям в сознании, правосознании и поведенческих реакциях россиян. Сегодня актуальный вопрос “Как выжить?” практически для многих Россиян принял форму “Как обойти Закон?”. Правовой нигилизм стал морально оправданным в глазах многих граждан из-за необоснованно жесткой налоговой политики и “общего обвала экономики”, “правового поощрения” народными избранниками (их действием и бездействием) массового оболванивания миллионов акционеров компаниями “вроде МММ, созданной Мавроди”, да и самим государством тоже (обесценивание вкладов).

Большинство правонарушений, с точки зрения лиц совершающих их, являются вполне безобидными и допустимыми (правовой нигилизм), однако в результате создается и поддерживается криминогенный фон, являющийся почвой для более тяжелых правонарушений. Криминогенные деформации общественного и индивидуального сознания, нарушение системы высших морально-этических ценностей и мотиваций поведения, с неизбежностью приводят к общему ухудшению и дестабилизации социального и психологического климата в регионе и давно уже приобрели угрожающие масштабы. В этой связи можно говорить об обострении комплекса проблем, которые можно кратко обозначить как “ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ”.

Как мы видим, в настоящее время мероприятия, проводимые государственными структурами по изучению и решению возникающих в этой связи комплексных проблем, не дают почти никаких результатов. Тоталитарная идеология после своего ухода с “властного Олимпа” оставила после себя “идеологическую пустыню”.  Ранее действующие в этой сфере религиозные и другие идеологические системы практически разрушены и в настоящее время идет никем с нашей стороны не контролируемый, а с “их стороны” прекрасно финансируемый, бурный процесс заполнения образовавшегося на 1/6 суши “идеологического вакуума”.

Таким образом, в целях комплексного решения проблемы управления процессами социально-психологической адаптации правосознания и сознания различных групп населения и граждан, профилактики правонарушений, и формирования благоприятного и стабильного социально-психологического климата в Южно-Российском регионе необходимо создать государственную структуру - например специальный фонд, обеспечивающую адаптацию сознания и правосознания граждан, профилактику правонарушений, формирование благоприятного социально-психологического климата в регионе. Основная цель фонда состоит в создании комплексной инфраструктуры формирования у граждан здорового (непатологического) сознания и правосознания, профилактике правонарушений, формировании благоприятного социально-психологического климата в регионе.

Необходимо подчеркнуть, что специфика работ, выполняемых с применением системы “ЭЙДОС-6.2”, часто требует соблюдения соответствующих требований по обеспечению информационной безопасности.

 

4.2. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

 

Фонд  представляет собой структуру, обеспечивающую управление социально-психологическими процессами, общественным сознанием различных групп населения и индивидуальным сознанием конкретных граждан.

Для реализации возложенных на фонд  функций необходимо следующее (см. схему):

·       регулярно получать исходную информацию о состоянии объекта управления;

·       осуществлять обработку исходной информации на ЭВМ;

·       проводить анализ обработанной информации, осуществлять прогнозирование развития объекта управления, вырабатывать рекомендации по оказанию управляющих воздействий на объект управления;

·       разрабатывать и применять (или предоставлять рекомендации заказчикам) различные методы оказания управляющих воздействий на объект управления.

4.2.1. ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЪЕКТЕ УПРАВЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

 

Объектом управления для фонда является социум Южно-Российского региона.

Информация об объекте управления должна поступать в фонд регулярно (согласно регламента).

Для получения информации должны использоваться, в частности, следующие каналы:

·       полевые исследования, т.е. непосредственные опросы людей (социально-психологический мониторинг);

·       оценки экспертов;

·       пресса, радио и телевидение (средства массовой информации);

·       информация, поступающая согласно договоренности от правоохранительных органов и служб администрации, регулярно взаимодействующих с определенными категориями граждан (службы занятости, социальной защиты, и др.);

·       другие, в том числе и нетрадиционные, каналы получения информации.

Служба мониторинга обеспечивает полноту и достоверность исходной информации, своевременность передачи информации для обработки на ЭВМ в соответствии с принятыми в фонде стандартами.

Служба мониторинга, как служба сбора исходной информации, должна:

·       проектировать выборки;

·       осуществлять сбор данных.

 

4.2.1.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЫБОРКИ

 

1.    Определяется “генеральная совокупность”, т.е. то, что должно быть охвачено как предмет исследования (какие организации и какие группы населения);

2.    Определяется метод, который будет использоваться при проектировании выборки: случайный, квотный, стратификация, какой-либо диспропорциональный подход (так называемая сверхвыборка или “расширенные” группы специального интереса);

3.    Определяются размеры выборки, которого следует достигнуть. Во многих случаях есть необходимость иметь дело с “эффективной выборкой” (вместе с числом инициируемых контактов, а также количеством полученных ответов). В этих случаях “эффективность” может потребовать дополнительного определения, например в виде числа респондентов, прошедших все стадии определенного теста, или числа организаций, обладающих определенным признаком;

4.    Определяются пропорции “генеральной совокупности” и выборки, практически покрываемой эффективной выборкой, а также список организаций, которые должны быть посещены (использование списков не должно противоречить статье 5 Международного кодекса практики маркетинговых и социологических исследований ESOMAR, которая касается прав респондентов на конфиденциальность;

5.    Определяется географическое распределение и другие ключевые характеристики проекта выборки, например, пропорциональный состав женщин, ведущих домашнее хозяйство, или респондентов, владеющих компьютером;

6.    Прогнозируется уровень ожидаемой непрерывной кооперации и возможных потерь информации в случае непрерывных (периодически повторяющихся) исследований;

7.    Определяется степень статистической точности ключевых результатов, что позволяет принять решение об использовании тех или иных типов такой выборки.

 

4.2.1.2. СБОР ДАННЫХ

 

1.    Избирается метод: индивидуальное персональное интервью, почтовые или другие интервью, телефон, наблюдение, групповые дискуссии. Если планируется использование групповых интервью - дискуссий, то определяются размеры и природа групп;

2.    Решается вопрос - будет ли предъявляться респондентам имя заказчика, и, если будет, то до или после интервью (в соответствии со статьей 23 ESOMAR, касающейся прав заказчика и фонда на конфиденциальность;

3.    Принимаются следующие решения:

·       будут ли использоваться “вторичные” сведения (т.е. уже существующая информация) и указываться вероятные источники таких сведений;

·       будут ли использованы какие-либо специальные просеивающие или отбирающие процедуры;

·       о количестве и природе специальных повторных контактов с респондентами;

·       о форме записи сведений: на бумажном носителе, аудио-, видеозапись и т.д.;

·       о форме поощрений или премий, предлагаемых респондентам, и о том, кто будет их обеспечивать;

·       о требованиях ко всем записям о контактах, так называемой информации о неэффективных контактах;

·       о типе персонала, который будет участвовать в сборе информации: штатные сотрудники, характер и уровень их квалификации и опыт; другие характеристики, соответствующие  конкретному исследованию, например этнические группы, возраст и т.д.);

·       о характере и уровне (количество или процент) управления и контроля проверок полевой работы и работы в офисе (процент посещений, повторных посещений, почтовых и телефонных проверок и т.д.);

·       о характере и содержании даваемой интервьюером или модератором (ведущим дискуссионных групп) инструкции (устная, письменная и т.д.) и кем она будет даваться;

·       о форме предварительной исследовательской работы по подготовке основного и пилотажного (выполняемого перед основным) исследований;

·       о содержании и форме вопросника либо инструкции по интервью, которые будут использованы, или указаний об их составе, длине, используемых техниках (включая объяснения приемлемости открытых и закрытых вопросов, использование шкалирующих перспективных методов и т.д.);

·       об использовании для интервью каких-либо материалов: перечней, визуальных пособий - стимулов, товаров, рекламы и т.д. и о том, кто будет их обеспечивать - оплачивать;

·       о порядке утверждения вопросника и других материалов интервью;

·       будет ли исследование комбинироваться с какой-либо работой для других клиентов (заказчиков); в случае омнибусных исследований - количество и общая природа предшествующих вопросов;

·       о рамках работы присутствием заказчика и возможности для его участия на всех стадиях процесса сбора данных;

·       о масштабах дополнительного контроля со стороны заказчика - доступа к полевой работе и записям руководителей бригад интервьюеров.

 

4.2.2. ВВОД, КОНТРОЛЬ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ НА ЭВМ

 

Данная функция реализуется компьютерным центром фонда.

Компьютерный центр использует для получения информации от службы мониторинга средства компьютерной связи (например ФАПСИ), а также непосредственную передачу физических документов (опросников); разрабатывает (совместно с аналитической службой и службой реализации), а также эксплуатирует оптимальные методики тестирования и прогнозирования состояний социума; обеспечивает сопровождение программных систем и комплекса технических средств в самом центре и в других службах фонда.

 

При этом обеспечивается следующее:

·       ввод в компьютеры исходной информации и контроль достоверности ввода;

·       исследование статистических характеристик обучающей выборки, принятие решения о ее репрезентативности или ремонте (ручном или автоматическом);

·       формирование образов исследуемых социально-психологических категорий населения;

·       оптимизация опросников и разработка оригинал-макетов оптимальных опросников;

·       контрольное распознавание обучающей выборки (измерение валидности системы);

·       вывод обобщенных образов категорий и социально-психологических индикаторов в удобной для анализа форме;

·       исследование смысловых взаимосвязей между обобщенными образами исследуемых категорий;

·       исследование смысловых взаимосвязей между социально-психологическими индикаторами (признаками категорий);

·       параллельное и независимое выполнение всех этапов работ по обработке информации: от ввода исходной информации и до получения комплекта выходных форм (по заказу аналитической службы);

В компьютерном центре фонда  обеспечивается ведение необходимой внутренней документации, ведение архивов на машинных носителях, соблюдение внутренних стандартов, соблюдение преемственности разработок и исследований, надежности работы за счет избыточности (дублирования) информации, техники и специалистов.

 

4.2.3. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ

 

Данную функцию реализует аналитическая служба фонда .

Аналитическая служба:

·       принимает участие (вместе с компьютерным центром и службой реализации) в разработке максимальных опросников под конкретные исследования;

·       заказывает компьютерному центру комплекты входных и выходных форм по проведенным исследованиям, определяя при этом как номенклатуру, так и конкретные характеристики выходных форм;

·       проводит анализ полученной информации, делает выводы о состоянии и динамике объекта управления;

·       разрабатывает рекомендации по способам и содержанию управляющих воздействий на объект управления и (после утверждения) передает их в службу реализации;

·       готовит регламентные тематические и сводные аналитические отчеты (ежедневные, недельные, месячные, квартальные и годовые отчеты), а также заказные отчеты по ранее проведенным или специальным исследованиям;

·       изготавливает оригинал-макеты аналитических отчетов и передает их в типографию для тиражирования, переплета и передачи заказчикам.

Для проведения анализа и разработки отчета необходимо определить:

1.    Какова будет общая форма отчета (только табуляция или табуляция с кратким резюме, выводами, рекомендациями) и на каком носителе отчет будет представлен.

2.    В случае непрерывных исследований - частоту представления промежуточных отчетов.

3.    Все требования, связанные с достоверностью достигнутой выборки.

4.    Требования по кодированию (классификации) для открытых - закрытых вопросов.

5.    Требования к анализу и характеру представления данных.

6.    Особенности всех математических или других моделей и статистических техник.

7.    Требования к используемым статистическим и аналитическим системам.

8.    Возможности проведения дополнительного анализа, если он потребуется.

9.    Язык, на котором будет написан отчет.

10. Число копий отчета.

11. Сколько потребуется презентаций результатов и где они будут проходить.

12. Получит ли заказчик только аналитический отчет, или ему будет представлено приложение со всеми исходными материалами.

13. Каким образом исследователи собираются хранить материалы исследований, чтобы они могли быть доступны в будущем, если потребуются.

 

4.2.4. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ  И СЦЕНАРИЕВ УПРАВЛЯЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

 

Эта функция реализуется режиссерской службой фонда .

Режиссерская служба проводит следующие работы:

·       исследует уже известные и разрабатывает новые способы оказания целенаправленного и адресного управляющего воздействия на общественное и индивидуальное сознание (основные критерии - отсутствие побочных эффектов и соотношение стоимость / эффективность);

·       принимает решение об оптимальном методе управляющего воздействия для реализации рекомендаций аналитиков;

·       разрабатывает сценарий использования метода;

·       осуществляет конкретное наполнение выбранного метода фоновой и воздействующей вербальной и невербальной информацией в соответствии со сценарием (учитывая психолингвистические характеристики текстов, аудио и видео материалов), т.е. изготавливает “продукт”;

·       тестирует “продукт” и при положительной оценке передает продукт в службу реализации;

·       держит под постоянным контролем различные мероприятия, проводимые организациями и гражданами, которые могут оказывать модифицирующее воздействие на сознание человека;

·       выдает физическим и юридическим лицам разовые или имеющие определенный период действия лицензии на проведение мероприятий, оказывающих модифицирующее влияние на сознание граждан, является цензором.

 

4.2.5. РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

 

Эту функцию выполняет служба реализации фонда , имеющая в своем распоряжении необходимые средства воздействия:

·       средства массовой информации (газета, телевизионный и радио канал);

·       психологические и нетрадиционные методики коррекции сознания (НЛП и др.);

·       средства специальной техники.

Необходимо особо подчеркнуть, что фонд  в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации по рассматриваемым вопросам, а в случае его отсутствия - выступает через соответствующие представительные органы с проектами законодательных инициатив, опираясь при этом на международно признанные нормы и Законы передовых стран мира.

 

4.3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

 

Структура фонда обеспечивает реализацию вышеперечисленных функций в масштабе Южно-Российского региона с циклом обработки информации один день одновременно по всем регламентным направлениям управления социумом (см. схему).

 

Высшим руководителем фонда является Президент фонда. Президент фонда назначает и увольняет Генерального директора.

Генеральному директору фонда непосредственно подчиняются главный бухгалтер фонда, директора региональных отделений, а также директора всех служб фонда:

·       мониторинга;

·       обработки информации на ЭВМ;

·       аналитической;

·       методов и сценариев управляющего воздействия;

·       реализации управляющего воздействия;

·       типографии;

·       телестудии;

·       безопасности;

·       комендант;

·       начальник отдела кадров;

·       транспортной.

Региональные отделения фонда не являются юридическим лицами и имеют структуру, аналогичную фонду в целом, однако функции некоторых служб могут быть совмещены или отсутствовать (по решению Президента фонда или Генерального директора).

Структура фонда существенно влияет на его деятельность, поэтому проектируя эту структуру мы должны ответить для себя вместе с учредителями на следующие вопросы:

1.    Каковы основные направления деятельности фонда?

2.    Насколько фонд независим в своей деятельности?

3.    Кто будет заказчиками фонда?

4.    Каков регламент работ фонда (какие виды работ с какой периодичностью проводятся)?

5.    Существуют ли в фонде возможности для конфликта интересов и, если они существуют, какие меры необходимы, чтобы конфликт не стал реальностью?

6.    Какой опыт имеют специалисты, возглавляющие фонд, по основным направлениям его деятельности?

7.    Принят ли фондом Кодекс профессиональной практики маркетинговых и социологических исследований, такой, например, как ESOMAR? Если да, то насколько тверд фонд в своих обязательствах следовать ему?

8.    Какие связи фонда с профессиональными организациями, действующими в тех же или сходных направлениях?

9.    Руководствуется ли фонд в своей деятельности принципами конфиденциальности и применяет ли систему защиты информации?

 

4.3.1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СОВЕТ ФОНДА

 

Председателем научно-технического Совета (НТС) фонда является Президент фонда, его заместителем - Генеральный директор фонда.

Членами НТС являются директора региональных филиалов, а также следующих основных служб:

·       мониторинга;

·       обработки информации на ЭВМ;

·       аналитической;

·       методов и сценариев управляющего воздействия;

·       реализации управляющего воздействия.

НТС является совещательным коллегиальным органом, решения которого вступают в силу после утверждения Президентом фонда - председателем НТС.

 

4.3.2. СЛУЖБА МОНИТОРИНГА

 

Служба мониторинга имеет следующую структуру:

·       отдел полевых исследований;

·       отдел по работе с привлеченными (независимыми) экспертами;

·       отдел по взаимодействию с поставляющими информацию подразделениями администрации, правоохранительными органами и фирмами различных форм собственности;

·       отдел по анализу информации общего пользования, поступающей из средств массовой информации (пресса, радио, телевидение).

 

4.3.3. СЛУЖБА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ НА ЭВМ

 

Служба обработки информации на ЭВМ (компьютерный центр фонда ) включает в свой состав следующие подразделения:

·       отдел ввода исходной информации (операторы);

·       отдел компьютерных телекоммуникаций (компьютерная связь);

·       отдел по разработке новых информационных технологий (специальных технических средств, программного и информационного обеспечения);

·       отдел внедрения, эксплуатации и сопровождения программных систем;

·       отдел технического обслуживания компьютерной и орг. технического оборудования и специальных технических средств;

·       отдел ведения архивов баз данных по проведенным исследованиям.

 

4.3.4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

 

Аналитическая служба имеет структуру, обеспечивающую компетентный профессиональный анализ результатов обработки данных мониторинга по тем срезам социума, которые приняты фондом , как объекты постоянного контроля и управления. Кроме того аналитическая служба должна включать специалистов по управлению общественным и индивидуальным сознанием.

Таким образом структура аналитической службы следующая:

·       отдел анализа и прогнозирования общественного и индивидуального сознания;

·       отдел анализа и прогнозирования национально-этнических проблем;

·       отдел анализа и прогнозирования культурно-религиозных проблем;

·       отдел анализа и прогнозирования демографических проблем;

·       отдел анализа и прогнозирования проблем возрастных групп (молодежи, трудоспособного населения и пенсионеров);

·       отдел анализа и прогнозирования проблем профессиональных групп;

·       отдел анализа и прогнозирования проблем безработицы;

·       отдел анализа и прогнозирования проблем групп населения с различным образовательным уровнем;

·       отдел анализа и прогнозирования классовых проблем (профсоюзы, забастовки, приватизация и национализация);

·       отдел анализа и прогнозирования политических ситуаций;

·       отдел анализа и прогнозирования криминогенных ситуаций;

·       отдел анализа и прогнозирования экономической ситуации (приватизация, фондовый рынок, земельная реформа, финансовая сфера, производство, услуги, и т.п., и т.д.);

·       отдел анализа и прогнозирования рейтинга политических лидеров;

·       отдел подготовки сводных аналитических справок, бюллетеней и отчетов.

Необходимо заметить, что в схеме структуры фонда все эти направления не могут быть приведены исчерпывающим образом.

 

4.3.5. СЛУЖБА МЕТОДОВ И СЦЕНАРИЕВ УПРАВЛЕНИЯ

 

Данная служба должна иметь структуру, аналогичную структуре аналитической службы, так как методы управляющего воздействия имеют не только общий характер, но и свою специфику, определяемую как слоем социума, для которого данное воздействие предназначено, так каналом оказания этого воздействия:

·       отдел неспецифических (общих) методов управляющего воздействия;

·       отдел специфических (специальных) методов управляющего воздействия;

·       отдел разработки сценариев;

·       отдел разработки управляющих объектов для средств массовой информации (прессы, радио и телевидения);

·       отдел разработки управляющих объектов для психологов и социологов (средства личного контакта);

·       отдел разработки управляющих объектов для специальных технических средств.

 

4.3.6. СЛУЖБА РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЯЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

 

Служба реализации управляющих воздействий имеет структуру, определяемую имеющимися в ее распоряжении каналами оказания воздействия:

·       отдел реализации управляющих объектов для средств массовой информации (прессы, радио и телевидения);

·       отдел реализации управляющих объектов для психологов и социологов (средства личного контакта);

·       отдел реализации управляющих объектов для специальных технических средств.

Примечание: Управляющие воздействия могут реализоваться (если в этом есть необходимость) непосредственно заказчиком.

 

4.3.7. ИЗДАТЕЛЬСТВО

 

Издательство должно выпускать периодическую газету, а также материалы по заданию служб фонда и имеет следующую структуру:

·       журналистский отдел;

·       редакторский отдел;

·       отдел ввода текстов (операторы, сканеры и специальное программное обеспечение);

·       отдел компьютерной верстки (изготовление оригинал-макетов);

·       печатный цех;

·       переплетный цех;

·       отдел технического обслуживания.

 

4.3.8. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ СТУДИЯ (КАНАЛ)

 

Телевизионная студия имеет следующую структуру:

·       журналистский отдел;

·       редакторский отдел;

·       монтажный отдел;

·       отдел компьютерных аудио-видео эффектов;

·       аудио студия;

·       видеостудия;

·       передающая студия;

·       отдел обслуживания технических средств.

 

4.3.9. СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ

 

Служба безопасности имеет структуру и специальные средства, которые в данной работе приводить нецелесообразно.

 

4.3.10. ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СЛУЖБЫ

 

В фонде имеются также следующие обеспечивающие службы:

·       бухгалтерия;

·       отдел кадров;

·       юридический отдел;

·       комендант и служба поддержки офисов (электроэнергия, вода, газ, ремонтные и отделочные работы, сборка и транспортировка мебели и оборудования, уборка и т.п.);

·       транспортная служба (гараж);

·       служба психологической разгрузки;

·       другие необходимые службы.

 

4.4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Для нормальной работы фонда и выполнения им своих функций в полном масштабе фонд должен иметь:

·       необходимые кадры;

·       необходимый юридический статус и внутреннее юридическое обеспечение;

·       определенную организацию работы;

а также должен быть обеспечен:

·       офисными и специальными помещениями;

·       автотранспортными средствами;

·       средствами компьютерной и орг.техники;

·       компьютерной и специальной связью;

·       лицензионным программными средствами и источниками информации.

 

4.4.1. ОФИСНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

 

Перечисленные в разделе 3 структурные подразделения фонда для своей работы нуждаются во вполне определенных помещениях. Как правило отдел (или цех) должен размещаться в отдельной комнате, кроме того необходимы отдельные помещения для директоров служб. Все службы центрального отделения фонда должны размещаться в одном здании в центре г.Краснодара. Во дворе этого здания должны размещаться вспомогательные (хозяйственные) помещения и гараж с его службами.

Региональные отделения фонда нуждаются в помещениях, необходимых для развернутых в них служб.

 

 

 

 

 

4.4.2. АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

 

Автотранспортные средства должны включать:

·       крытый грузовой транспорт для перевозок компьютерной и орг.техники, мебели и т.п.;

·       микроавтобусы (прежде всего для обеспечения мобильности службы мониторинга);

·       легковой транспорт для руководителей служб.

 

4.4.3. СРЕДСТВА КОМПЬЮТЕРНОЙ И ОРГ.ТЕХНИКИ

 

Возможности фонда во многом будут лимитироваться наличием необходимой компьютерной и орг.техники. Приводимая ниже техника должна рассматриваться лишь как вариант, приемлемый на момент написания данной работы.

 

4.4.3.1. БАЗОВЫЙ КОМПЬЮТЕР:

 

IBM PC, стоимостью 1000$ с цветным струйным принтером, стабилизирующим источником бесперебойного питания.

Необходимы также компьютеры со значительное большей оперативной и внешней памятью, снабженные системой мультимедиа, магнитооптическим дисководами 5”, лазерными принтерами, цветными струйными принтерами А3 и сканерами.

Компьютеры центрального офиса фонда должны быть связаны одноранговой локальной сетью. Аналогично и в региональных отделениях фонда.

Локальные сети региональных отделений и центрального офиса могут интегрироваться через модемы.

 

4.4.3.2. ОРГТЕТХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

 

·       радиотелефоны (для начальников отделов и выше);

·       пэйджеры (для основных сотрудников);

·       факсы;

·       множительные аппараты A4, A3;

·       кондиционеры и очистители воздуха и другое оборудование.

 

4.4.3.3. ТИПОГРАФСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

 

·       компьютерный издательский комплекс (компьютер, сканер, лазерный и струйный принтер);

·       ризограф с компьютерным интерфейсом;

·       переплетная машина;

·       бумагорезательное и брошюровальное оборудование.

Все компьютерное и орг.техническое оборудование должно обеспечиваться расходными материалами и сервисным обслуживанием.

 

4.4.4. КОМПЬЮТЕРНАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ СВЯЗЬ

 

Фонд должен быть обеспечен современной системой компьютерной связи (InterNet), а также системой сотовой телефонной связи и другими аналогичными средствами.

 

4.4.5. ПРОГРАММНОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Все программное обеспечение, используемое в фонде , должно быть лицензионным.

 

4.4.5.1. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ:

 

·       операционную систему MS-DOS;

·       утилиты, архиваторы, русификаторы,

·       Norton Comander,

·       система Windows-95Rus;

·       текстовый редактор Winword 7Rus;

·       электронные таблицы Excel 5.0Rus;

·       базу данных Open Access 2.0Rus.

 

4.4.5.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

·       сетевые системы комплексного ведения бухгалтерского учета и учета кадров;

·       системы автоматизированного перевода Stylus;

·       издательские системы.

 

4.4.5.3. БАЗОВАЯ СИСТЕМА, АВТОМАТИЗИРУЮЩАЯ ОСНОВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА:

 

Данной системой является универсальная автоматизированная система распознавания образов “ЭЙДОС” версии 5.1 и выше, разработки научно-производственного предприятия “ЭЙДОС”.

 

4.4.5.4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ФОНДА:

 

·       регламентированный обмен информацией (обеспечивающий выполнение основных функций фонда) между службами фонда, включая и региональные отделения с использованием как бумажного документооборота, так и компьютерных систем связи для передачи баз данных;

·       нерегламентированный обмен информацией, возникающий по мере необходимости.

 

4.4.6. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Организационное обеспечение представляет собой способ взаимодействия различных служб и подразделений фонда и конкретных сотрудников при выполнении фондом своих функций. 

 

4.4.6.1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

·       управление профессиональными возможностями фонда;

·       поиск объемов работ для фонда, планирование и заказ проектов исследований;

·       определение сроков и графика проведения исследований;

·       формирование цены исследования;

·       решение вопросов взаимодействия с заказчиками и исполнителями.

 

4.4.6.2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ФОНДА:

 

Управление фондом, как специализированной организацией, решающей поставленные перед ней задачи, включает решение следующих вопросов:

1.    Какие внутренние стандарты (процедуры) применяются в фонде при выполнении исследовательских проектов? Какова обычная форма предложения исследований?

2.    Какие типы полевых организаций использует фонд: свои собственные силы или других самостоятельных поставщиков информации? Насколько велик и развит потенциал фонда в интервьюировании и других средствах получения исходной информации:

·       всегда ли фонд располагает интервьюерами, когда это требуется;

·       являются ли интервьюеры профессионалами в своей области или они только исполнители, прошедшие инструктаж;

·       как подбирают и тренируют интервьюеров;

·       что представляют собой инструкции, которые даются по конкретным проектам;

·       как и в каких масштабах осуществляется управление интервьюерами;

·       какова квалификация руководителей бригады интервьюеров;

·       каковы качество и точность проверки полевой работы;

·       предоставляется ли заказчику возможность увидеть интервьюеров в работе;

·       возможно ли проведение независимой проверки качества полевой работы

3.    Какими методами обычно пользуется фонд при проектировании выборки?

4.    Как фонд проводит статистическую и аналитическую компьютерную обработку  собранной информации:

·       своими силами или приглашая специализированную организацию на условиях субконтракта;

·       какие процедуры редактирования, ввода и обработки данных использует;

·       каковы качество и точность контроля;

·       могут ли быть использованы, если потребуются, более сложные и развитые формы анализа;

·       осуществляется ли обычно или в отдельных случаях контроль статистических значений результатов.

5.    Какую форму отчетов обычно использует фонд: обеспечивает ли он только табулированными данными или также письменным кратким отчетом, содержащим анализ результатов и рекомендации. Можно ли познакомиться с материалами отчетов (не нарушая  принципа конфиденциальности).

6.    Проводит ли фонд устные презентации результатов исследований, если требуется. Если проводит, то в какой форме. Нужно ли отдельно за это платить.

7.    Предлагает ли фонд какие-либо специальные средства (например, телефонные устройства для исследований, комнату или лабораторию для тестирования, тестирующее оборудование).

8.    Какая процедура оформления заказов и оплаты результатов исследований принята фондом.

9.    Какие контрактные или другие формы легальных договоров приняты в фонде.

 

4.4.6.3. ПОИСК ОБЪЕМОВ РАБОТ ДЛЯ ФОНДА, ПЛАНИРОВАНИЕ И ЗАКАЗ ПРОЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Проект разработки предложения по исследованию предполагает несколько стадий его продумывания и обсуждения. При этом необходимо решить:

1.    Какой тип исследования наиболее подходит для обеспечения требуемой информации;

2.    Какой исследовательский подход наиболее приемлем: малые масштабы или большие выборки; разовый проект или повторяющееся или непрерывное исследование и т.д.

3.    Какие конкретно математические методы и программные системы будут в наибольшей степени пригодны для анализа данных.

 

4.4.6.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРОКОВ И ГРАФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ:

 

Необходимо установить сроки проведения исследования в целом, сроки полевой работы (т.е. сбора информации), сроки представления промежуточных данных, промежуточных и окончательного отчета. Пример подробного календарного плана проведения работ приведен в приложении 1.

 

4.4.6.5. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Необходимо определить:

·       общую стоимость проекта и все возможности ее “непредвиденного” увеличения;

·       является ли цена окончательной или временной и на какой период она действует; детали всех скидок и доплат, которые могут быть;

·       детали всех особенностей, связанных с индексом цен и инфляцией, способом платежа.

 

4.4.6.6. РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЗАКАЗЧИКАМИ И ИСПОЛНИТЕЛЯМИ

 

1.    На каких именно работах будут использоваться субподрядчики и внештатные сотрудники для сбора информации, обработки, и кто при этом будет нести ответственность за выполнение этапов и всего исследования.

2.    Какие встречи - консультации потребуются в течение процесса исследования для обсуждения прохождения и подготовки результатов в установленные сроки.

3.    Как будет осуществляться перевод вопросников и материалов исследования.

4.    Обеспечение эксклюзивности:

·       указание на масштабы исследований, в которых могут участвовать другие заказчики в будущем;

·       определение порядка воспроизведения частей исследования;

·       определение порядка возможных публикаций части или всех результатов в соответствии с Кодексом ESOMAR.

 

4.4.6.7. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА:

 

·       внешнее юридическое обеспечение: Законы Российской Федерации, Законы краевого уровня (прежде всего Закон о фонде , утвержденный Законодательным собранием Краснодарского края), Решения главы администрации Краснодарского края, учредительные документы, договора с органами государственной власти и управления, правоохранительными органами, фирмами и организациями различных форм собственности, конкретными гражданами;

·       внутреннее юридическое обеспечение: приказы и распоряжения Президента фонда и Генерального директора, документы, регламентирующие структуру и функции служб и региональных отделений, должностные инструкции сотрудникам и др.

В качестве примера внешнего организационно-юридического обеспечения на уровне взаимодействия ЗАКАЗЧИКА и ИСПОЛНИТЕЛЯ приведем документы УВД Краснодарского края и Краснодарского юридического института МВД РФ (см. приложение 1);

·       приказ по УВД с приложениями;

·       приказ по институту с календарным планом.

 

4.4.7. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Кадровое обеспечение включает:

·       работы по подбору и расстановке кадров при создании фонда ;

·       работы по подготовке и привлечению к работе фонда новых кадров как на временной, так и на постоянной основе.

При подборе и подготовке кадров широко применяется специальное компьютерное тестирование с применением оптимальных методик на базе системы “ЭЙДОС”.

К специалистам, привлекаемым на работу в фонд , предъявляется ряд специальных требований по мотивациям, профессионализму, уровню развития сознания и др.

Оплата труда специалистов фонда с одной стороны должна обеспечивать возможность привлечения наиболее квалифицированных специалистов, имеющихся в регионе в каких бы структурах они не работали, а с другой стороны обеспечивала для них возможность работы в фонде и не требовала отвлечения на дополнительные заработки.

При решении кадровых проблем необходимо держать в поле зрения следующие вопросы:

1.    Каковы профессиональные подготовка, опыт штата фонда, как руководителей, так и исполнителей.

2.    Насколько сотрудники фонда опытны в решении смежных с их основными функциями проблем.

3.    Какие умения и таланты психологов, статистиков и других штатных и внештатных специалистов могут быть задействованы в работе фонда.

4.    Кто персонально будет нести ответственность за каждый проект (главный инженер проекта), как он будет взаимодействовать с заказчиком.

5.    Есть ли какие-либо проблемы в области мотивации и общения в коллективе фонда. Если есть трудности, то какие пути их преодоления.

 

4.5. СВЯЗИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

 

Для выполнения своих функций фонд должен иметь связи, реализуемые на постоянной основе, с:

·       органами государственной власти и управления;

·       правоохранительными органами;

·       фирмами и организациями различных форм собственности;

·       с гражданами (Public Relations).

 

4.5.1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Связи с этими органами определяются двумя причинами:

во-первых, властные структуры являются заказчиками фонда ,

во-вторых, различные подразделения краевой администрации должны на постоянной основе и в стандартах фонда (с применением его программных систем и средств связи) регулярно предоставлять ему информацию, необходимую для его деятельности (службы занятости и др.).

 

4.5.2. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

 

Одним из основных направлений деятельности фонда является формирование правосознания граждан и профилактика правонарушений.

Последнее включает работы по ранней общей и дифференциальной криминогенной идентификации граждан, а в случае повышенного риска совершения тех или иных правонарушений с их стороны - оказание на них адресного индивидуального корректирующего воздействия.

В качестве примера можно привести результаты исследования, проведенного НПП “ЭЙДОС” по договоренности с Управлением ГАИ МВД по Краснодарскому краю (руководитель работ - В.К.Воробьев).

Основной целью при подготовке водителей традиционно считаются знания ПДД, технического устройства автотранспортного средства и умения, навыки вождения. Однако, как показывают наши исследования, этого совершенно недостаточно для обеспечения безаварийного вождения, если не создана психологическая установка на соблюдение правил дорожного движения, нет внутренней готовности их соблюдать. Вместе с тем в организациях по подготовке водителей данная психологическая установка не формируется, так как неоправданно считается, что выпускники зная ПДД будут их выполнять, а также по причине отсутствия специалистов-психологов и методик в этой области. В результате организации по подготовке водителей не по своей вине выпускают потенциальных нарушителей ПДД, часто с прекрасными знаниями. Без преувеличения это является социальной трагедией нашего общества.

В научном и конкретном практическом плане вышеупомянутое исследование направлено на выявление причин нарушений ПДД и выработку рекомендаций по оказанию компетентной психологической помощи потенциальным нарушителям, с тем чтобы в будущем значительно уменьшить вероятность нарушений ПДД.

Как сама идентификация, так и корректирующее воздействие могут быть осуществлены при обязательном компьютерном тестировании, например при приеме на работу или купле-продаже автотранспорта или получении водительского удостоверения и т.д., и т.п.

Естественно, что без постоянного контакта с правоохранительными органами фонд не сможет ни получить необходимую исходную информацию для разработки соответствующих оптимальных методик криминогенной идентификации и коррекции, ни использовать их в полном масштабе на практике.

Что касается возможного вопроса оппонентов о том, не нарушает ли данное направление деятельности фонда прав человека, то думается, что нет, по тем же причинам, по которым не нарушает прав человека обязательная вакцинация от, например, чумы, проказы или сибирской язвы. При этом необходимо подчеркнуть, что прививка, во-первых, не нарушает прав прививаемого человека потому, что к нему не применяют мер, обязательных для уже заболевшего, которого действительно никто не спрашивает, хочет ли он лечиться, и, во-вторых, действительным нарушением права на жизнь для остальных людей является именно не принятие профилактических мер. Как известно к принудительному лечению привлекаются граждане, являющиеся инфицированными (туберкулез, сифилис, СПИД). Кроме того корректирующее влияние на сознание человека осуществляется при любом его взаимодействии с другими людьми и с природой (например в школе), но мы не считаем это нарушением свободы воли и прав человека. Более того, в случае полного отсутствия корректирующего влияния на сознание человека со стороны общества, как известно вырастают своего рода “Маугли”, т.е. люди практически вообще потерянные для общества или представляющие для него опасность. Следовательно дело не в самом корректирующем влиянии, а в его целях и средствах, в том, насколько они оправданы и законны.

 

 

 

 

4.5.3. ФИРМЫ И ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

 

К работе фонда целесообразно привлекать фирмы и организации различных форм собственности, которые могут выступать как в качестве поставщиков исходной информации, так и заказчиков на услуги фонда.

 

4.5.4. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

 

Работа фонда не может остаться совершенно незамеченной средствами массовой информации и общественном сознании. Поэтому необходимо создать определенный образ фонда (имидж), который, однако не исключает, а скорее предполагает, что фонд в действительности представляет собой нечто отличающееся от этого образа. Эта работа Public Relations (по созданию и поддержанию имиджа) должна вестись планомерно и целенаправленно. При этом могут широко привлекаться представители общественности (граждане), особенно имеющие отношение к средствам массовой информации.

Кроме того эти (или другие) граждане могут быть экспертами, т.е. их мнение может учитываться при анализе тех иных состояний социума. Это не означает, что это мнение изначально считается адекватным, напротив, считается, что оно отражает мнение определенных социальных групп, к которым принадлежит эксперт (т.е. он просто считается типичным представителем тех или иных социальных групп).

 

4.6. ФИНАНСИРОВАНИЕ

 

Фонд финансируется из государственного бюджета, а также (в перспективе) может иметь хозрасчетную деятельность, т.е. частично финансироваться за счет коммерческой собственной деятельности.

 

4.6.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

 

В принципе фонд является некоммерческой организацией, в деятельности которой заинтересовано прежде всего государство, поэтому финансирование фонда должно осуществляться из государственного бюджета по следующим линиям:

·       профилактика правонарушений (МВД);

·       формирование стабильной и благоприятной социально-психологической ситуации (МЧС, Министерство по делам национальностей и региональной политике);

·       формирование сознания и правосознания граждан (Генеральная прокуратура, Мин.Юст).

Все финансирование можно разделить на единовременную инвестицию, достаточную для приобретения имущества, обеспечивающего деятельность фонда (см. раздел 4), а также на регулярные (ежеквартальные) инвестиции, предназначенные для поддержки и развития деятельности фонда.

90% единовременных инвестиций идет на приобретение офисных и специальных зданий, автотранспорта, компьютерного, оргтехнического, типографского, аудио и видео оборудования, средств связи и компьютерных коммуникаций, мебели. 10% - затраты на оплату коллектива фонда в период его становления (до начала ежеквартальных инвестиций).

 

4.6.2. ХОЗРАСЧЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Обладая мощным научным, техническим и кадровым потенциалом фонд может оказывать ряд услуг по аналитическим исследованиям социума, прогнозированию развития различных секторов социума и рынка, формированию заданных ситуаций, получению и передаче в нужные адреса и в заданной форме необходимой информации. Эти и другие услуги могут быть оказаны различным заказчикам на коммерческой основе.

Хозрасчетный доход фонда поступает на внебюджетный счет, которым фонд распоряжается самостоятельно.