ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА МВД

 

3.1 Вводные замечания

 

Решение задач АСУ качеством подготовки специалистов было продемонстрировано в Краснодарском юридическом институте МВД России (КЮИ МВД РФ) на данных 7-летнего лонгитюда. Исследование проведено совместно с Третьяком В.Г. [124, 161, 165, 313, 314], и Лаптевым В.Н. [120–128, 161–164, 286] на основе данных по абитуриентам и учащимся КЮИ МВД РФ за 1995–2002 годы.

Социально-экономический эффект данного исследования обусловлена повышением эффективности вложения средств, направляемых на подготовку и переподготовку кадров, а также на их профессиональную деятельность.

 

3.2 Некоторые теоретические аспекты постановки задачи

 

Эффективность функционирования правоохранительной системы Российской Федерации во многом зависит от профессионализма сотрудников ОВД. Поэтому особый интерес представляет разработка методов моделирования профессиональных траекторий [165], позволяющих прогнозировать поступление абитуриента в вуз, показатели его академической успеваемости в период обучения по различным специальностям, дисциплинам и циклам дисциплин, а также то, закончит ли он обучение в вузе, как и сколько он мог бы  работать после окончания вуза по различным специальностям.

Для решения этой проблемы предлагается двухуровневая модель предметной области, уровни которой отличаются объектом управления, целями управления, управляющей системой и факторами, характеризующими объект управления, управляющую систему и окружающую среду. На первом уровне объектом управления является учащийся, который характеризуется текущим состоянием и предысторией; управляющей системой является педагогический процесс, а средой – образовательная среда вуза. На втором уровне объектом управления является сам педагогический процесс и даже образовательная среда вуза в целом, а также профессиональная среда; управляющей системой – вышестоящие организации.

В данной работе основное внимание сосредоточено на первом уровне. На этом уровне учащийся рассматривается как активный объект управления, имеющий собственные цели и мотивы их достижения, а также модель окружающей среды, включая управляющую систему. Педагогический процесс рассматриваются как способ управления учащимся. Учитываются все категории факторов, влияющих на характеристики выпускника и молодого специалиста. Это факторы, характеризующие текущее состояние учащегося, его предысторию, факторы педагогического процесса, другие факторы образовательной и профессиональной среды. Цели объекта управления вообще говоря не совпадают с целями управления, в частности они могут полностью не совпадать, а также  частично или полностью совпадать. Управление активным объектом предполагает коррекцию его целей и мотиваций в направлении, сближающим их с целями управления, что может быть достигнуто обучением, стимулированием и другими воздействиями на его систему моделирования, целеполагания и принятия решений.

Одним из основных требований системного анализа является требование полноты и всесторонности рассмотрения предметной области. Исходя из этого требования в качестве факторов, характеризующих текущее состояние учащегося, были выбраны следующие: общая интернальность (по УСК); Интернальность в области достижений (по УСК); Интернальность в области неудач (по УСК); Интернальность в семейных отношениях (по УСК); Интернальность в области служебных отношений (по УСК); Интернальность в области межличностных отношений (по УСК). Интернальность в отношении здоровья (по УСК); Факторы по 16pf опроснику Кэттела; Эргичность предметной деятельности (по Руссалову); Социальная эргичность (по Руссалову); Пластичность в предметной деятельности (по Руссалову); Социальная пластичность (по Руссалову); Темп предметной деятельности (по Руссалову); Социальный темп (по Руссалову); Эмоциональность предметной деятельности (по Руссалову); Социальная эмоциональность (по Руссалову); Склонность к соглашательству; "Шизоидность"; Экстраверсия; Сила процессов возбуждения; Сила процессов условного торможения; Подвижность нервных процессов; Общая активность (по Ямпольскому); Интеллект; Мотивация к достижению цели - к успеху (по Т.Элерсу); Пол; Тип активности личности.

Данные комплексного психологического тестирования учащихся по перечисленным параметрам вводились в систему "Эйдос" вручную. В последующем с учетом опыта подобных исследований совместно с С.Д.Некрасовым была разработана и успешно применена система комплексного психологического тестирования "Эйдос-Y" [142], обеспечивающая: проведение психологического тестирования респондентов с помощью психологических тестов, накопление базы данных результатов тестирования, формирование психологических портретов различной детализации произвольных групп респондентов, автоматизированный транспорт исходных данных для углубленного анализа в универсальную когнитивную аналитическую систему "Эйдос".

В модели учтено три варианта образовательных технологий, применяемых по отношению к лицеистам, студентам (слушателям) и экстернам. Эти технологии отличаются набором учебных дисциплин. Другие факторы образовательной среды не учитывались, т.к. были для всех учащихся общими в связи с тем, что на данном этапе исследование проводилось на примере одного вуза: Краснодарского юридического института МВД РФ (КЮИ МВД РФ).

В качестве прогнозируемых состояний учащихся рассматривались: Поступление в вуз; Успеваемость; Окончание вуза; Успешность профессиональной деятельности; Работает в ОВД; Уволен из ОВД по собств.желанию; Уволен из ОВД за нарушение условий контракта, а также большое количество различных вариантов их детализации.

Для решения поставленной проблемы необходимо накопить данные мониторинга за достаточно длительный период, провести анализ данных мониторинга с целью выявления и изучения "причинно-следственных взаимосвязей" между прогнозируемыми состояниями активного объекта управления и непосредственно или опосредованно измеряемыми факторами, оказывающими влияние на его развитие, построить математическую модель предметной области, обеспечивающую решение задачи прогнозирования развития активного объекта управления под влиянием различных сочетаний факторов, а также обратной задачи прогнозирования, т.е. задачи выработки оптимального многофакторного управляющего воздействия на активный объект управления для перевода его в заданное целевое состояние.

Ключевым при построении математической модели является выбор количественной меры, обеспечивающей учет степени причинно-следственной взаимосвязи исследуемых параметров. Эта мера должна удовлетворять следующим требованиям: 1. Эффективная вычислимость на основе эмпирических данных, полученных непосредственно из опыта. 2. Универсальность, т.е. независимость от предметной области. 3. Единый для различных предметных областей принцип содержательной интерпретации и измеримость в единых единицах измерения. 4. Учет понятий "цели объекта управления", "цели управления". 5. Учет понятий "мощность множества будущих состояний объекта управления". 6. Сопоставимость в пространстве и во времени. 7. Возможность введения метрики и функции принадлежности на базе выбранной количественной меры. В качестве количественной меры, удовлетворяющей всем этим условиям, была предложена модифицированная мера семантической целесообразности информации А.Харкевича [330].

Математическая модель должна удовлетворять следующим требованиям: содержательная интерпретируемость; эффективная вычислимость на основе эмпирических данных (наличие эффективного численного метода); универсальность; адекватность; сходимость; семантическая устойчивость; сопоставимость результатов моделирования в пространстве и времени; непараметричность; формализация базовых когнитивных операций системного анализа (прежде всего таких, как обобщение, абстрагирование, сравнение классификация и др.); корректность работы на фрагментарных, неточных и зашумленных данных; возможность обработки данных очень больших размерностей (тысячи факторов и будущих состояний объекта управления); математическая и алгоритмическая ясность и простота, эффективная программная реализуемость.

Модель, удовлетворяющая этим требованиям, основанная на предложенной количественной мере причинно-следственных взаимосвязей событий, была разработана и реализована в универсальной когнитивной аналитической системе "Эйдос" [152].

На основе данных по абитуриентам и учащимся КЮИ МВД РФ за 1995 – 2002 годы [124, 161, 165, 313, 314] (7-летний лонгитюд) разработано соответствующее приложение системы "Эйдос", позволяющие продемонстрировать возможность решения сформулированной выше проблемы.

Одним из результатов применения системы "Эйдос" были профессиограммы специальностей, в которых отражены требования предъявляемым к сотрудникам ОВД. Ориентируясь на эти профессиограммы и осуществляется психологическое сопровождение учебного и воспитательного процесса вуза как составной части процесса подготовки квалифицированных кадров для МВД.

Кроме того, были сформированы информационные модели, позволяющие решать следующие задачи прогнозирования:

– поступления в ВУЗ; успешности обучения в вузе по различным дисциплинам и комплексам дисциплин; успешности окончания ВУЗа и причин отчисления; успешности профессиональной деятельности после окончания ВУЗа,  продолжительности профессиональной деятельности по специальности, полученной в ВУЗе, а также причин ухода из ОВД, а также задачу выбора оптимального управления, для перевода активного объекта управления из заданного текущего состояния в заданное целевое состояние.

На этой основе можно заблаговременно принимать решение о целесообразности обучения по тем или иным специальностям для конкретных обучаемых.

С помощью системы "Эйдос" обеспечивается также кластерно-конструктивный анализ предметной области, в т.ч. синтез, адаптация и применение конструктов, отображение результатов анализа в наглядной графической форме семантических сетей и когнитивных диаграмм, в т.ч. диаграмм Вольфа Мерлина [143, 152, 189, 313].

Средневзвешенная достоверность прогнозирования на данных, используемых для синтеза модели (внутренняя интегральная валидность), составила в данном исследовании 83%. Внутренняя дифференциальная валидность при решении перечисленных задач колебалась при прогнозировании различных будущих состояний учащихся от 71 до 100% (при этом по двум состояниям корректные обобщенные образы не были сформированы).

Внешняя дифференциальная валидность при прогнозировании успешности службы в ОВД и продолжительности профессиональной деятельности в ОВД (т.е. при прогнозировании на данных, не входящих в обучающую выборку) составила около 80%, что подтверждает работоспособность предлагаемых технологий и их перспективность.

 

3.3 Характеристика источников информации, исходных данных и организационно-юридических
форм их получения

 

В 1994 году на уровне руководства КЮИ МВД РФ и УВД Краснодарского края было принято решение о начале исследований, краткое описание которых приведено в данном разделе. Были разработаны и утверждены соответствующие документы. Таким образом, были созданы организационные и юридические условия для сбора и накопления баз данных мониторинга. Ниже приводятся некоторые документы организационно-юридического обеспечения данного исследования:

1. Приказ о начале работ.

2. Приказ о создании экспертного Совета.

3. Ведомости экспертного Совета.

4. Календарный план проведения работ.

5. Письмо, с просьбой предоставить исходную информацию "обратной связи": служебные характеристики на выпускников КЮИ МВД РФ и приложение к нему (для заполнения формализованной служебной характеристики).

6. Сводная учебная ведомость с данными академической успеваемости.

7. Справочники классов и факторов.

 

 

Следует отметить сложность решения организационных и юридических вопросов, связанную прежде всего с новаторским характером проводимых работ. Эти вопросы были решены только благодаря пониманию и поддержке со стороны первых лиц юридического института и Управления внутренних дел краснодарского края.

 

 

 

 

 

3.4 Мониторинг качества подготовки специалистов

В результате мониторинга были получены данные о психологических свойствах личности учащихся, их академической успеваемости по различным дисциплинам и циклам дисциплин (таблица 7.5), а также данные, характеризующие их как специалистов в период несения службы после окончания института. Необходимо отметить, что решение перечисленных и других вопросов организационного и юридического обеспечения данного исследования потребовало доброй воли и неординарных решений на уровне руководства  КЮИ МВД РФ и ГУВД Краснодарского края и оказалось едва ли не сложнее, чем создание научно-технологического и инструментального обеспечения этой работы (что подтверждают приведенные документы организационно-юридического обеспечения и рисунок 3.1).

 

Рисунок 3.1 - Письмо с просьбой предоставить служебные характеристики на выпускников КЮИ МВД РФ и приложение к нему

 

Затем эти данные были преобразованы в коды (с помощью специально созданного программного интерфейса, т.е. без ручного ввода) и введены в систему "Эйдос" для последующих обработки и анализа. Необходимо отметить, что использование программного интерфейса для выполнения этих трудоемких и рутинных работ обеспечивает решение подобных задач практически на любых объемах исходных данных.

Ниже приведены титульный лист, оборотка и начало анкеты для опроса курсантов. Полностью анкета не приводится, т.к. в ней 1515 вопросов на 44 страницах.

Таблица 7. 1 – ДАННЫЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ

 

3.5 Изучение влияния факторов на качество подготовки
специалистов
и прогнозирование

 

В соответствии с предложенной моделью учащийся рассматривался как активный рефлексивный объект управления, имеющий собственные цели и мотивы их достижения, а также модель окружающей среды, включая модель себя (адекватная и неадекватная самооценка), а также модель учебной среды и управляющей системы. Педагогический процесс рассматриваются как способ управления учащимися (управляющая система). Были учтены все категории факторов, влияющих на характеристики выпускника и молодого специалиста. Это факторы, характеризующие текущее состояние учащегося и его предысторию, факторы педагогического процесса, другие факторы образовательной и профессиональной среды. Цели АОУ в общем случае не совпадают с целями управления. Управляющие воздействия на учащегося включают коррекцию его целей и мотиваций в направлении, сближающим их с целями управления, а также обучение, стимулирование и другие законные воздействия на систему моделирования, целеполагания и принятия решений.

В качестве классов распознавания были выбраны 318 будущих состояний учащихся и выпускников института. В таблице 3.2 приведены 41 из них, представляющие особый интерес для прогнозирования. Разработана классификация факторов, потенциально влияющих на качество подготовки специалистов и определен полный набор факторов, оказывающих влияние на качество подготовки специалистов (в рамках проводимого исследования) (таблица 3.3).

На основе данных по абитуриентам и учащимся КЮИ МВД РФ за 1995­2002 годы (7-летний лонгитюд) с помощью системы "Эйдос" был осуществлен синтез семантической информационной модели, отражающей информационные взаимосвязи между индивидуальными личностными особенностями учащихся и их учебными и профессиональными достижениями. Размерность модели составила: 318 прогнозируемых состояний учащихся и выпускников КЮИ МВД РФ,  129 градаций факторов, 69 прецедентов в обучающей выборке, 76128 фактов. Для каждого фактора определены величина и направление его влияния на качество подготовки специалистов.

Таблица 3.3. – СПРАВОЧНИК КЛАССОВ – БУДУЩИХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ КЮИ МВД РФ

Таблица 3.4. – СПРАВОЧНИК ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ НА УЧАЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ КЮИ МВД РФ

 

Особый интерес представляет изучение влияния форм обучения и типа активности личности на учебные и профессиональные достижения (рисунок 3.2) и выявление факторов, играющих определяющую роль в детерминации состояния "Успешность профессиональной деятельности – отличная" (рисунок 3.3):

Рисунок 3.2 - Семантический портрет влияния фактора:
 "Тип активный, гармоничный"

Рисунок 3.2 - Информационный портрет класса: "Успешность профессиональной деятельности – Отличная"

 

Определение минимального набора относительно независимых факторов, оказывающих определяющее влияние на качество подготовки специалистов осуществляется путем Парето-оптимизации.

Созданное приложение системы "Эйдос" позволило решить следующие задачи (рисунок 3.4):

4. Прогнозирование успешности будущей профессиональной деятельности в разрезе по должностям и специальностям.

5. Прогнозирование продолжительности деятельности по специальности после окончания ВУЗа.

6. Исследование влияния активности и мотивации на учебные и профессиональные успехи.

 

1. Прогнозирование поступления в ВУЗ.

2. Прогнозирование успешности обучения по различным специальностям, циклам дисциплин и дисциплинам.

3. Прогнозирования успешности окончания вуза.

Рисунок 3.3 - Пример карточки прогнозирования для конкретного респондента

 

7. Изучение влияния образовательных технологий на учебные и профессиональные достижения и выработка рекомендаций по управлению образовательными технологиями.

 

3.6 Анализ результатов и перспективы развития
предложенной технологии

 

Предлагаемая модель профессионально-значимых личностных качеств сотрудников ОВД, представленная в виде развернутой характеристики индивидуальных свойств и особенностей их взаимосвязи, отраженная в профессиограммах, необходима для повышения эффективности профессионального отбора и последующей целенаправленной подготовки будущих офицеров милиции, а также выявления степени соответствия выпускников юридического института требованиям профессии следователя, оперативного работника, инспектора ГИБДД и т.д. Каждая из сторон профессиограмм, представляющих важнейшие элементы модели психологических качеств личности сотрудников милиции, отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней заложены эталонные личностные качества, навыки, умения и знания, обеспечивающие успех на различных уровнях правоприменительных отношений.

С помощью модели решены следующие задачи прогнозирования, входящие в состав рефлексивной АСУ качеством подготовки специалистов:

1) поступление в вуз;

2) успешность обучения в вузе по различным дисциплинам и циклам

дисциплин;

3) успешность окончания вуза;

4) причины отчисления;

5) успешность профессиональной деятельности после окончания вуза;

6) продолжительность профессиональной деятельности по специальности, полученной в вузе;

7) причины ухода из ОВД (средневзвешенная достоверность прогнозирования составила 83%).

Система "Эйдос", как специальное программное средство (инструментарий интеллектуальной обработки информации), продемонстрировала возможность решения задач выбора оптимальной педагогической технологии для перевода учащегося из текущего состояния в заданное целевое состояние. Технология применения системы "Эйдос", разработанная автором для КЮИ МВД РФ, позволяет заблаговременно принимать обоснованные решения о целесообразности обучения конкретных курсантов по тем или иным специальностям.

Таким образом проведенное исследование показало, что определяющую роль в успешности обучения и профессиональной деятельности играет мотивация. Следовательно и мета-управление, направленное на повышение качества подготовки специалистов прежде всего должно быть сориентировано на формирование адекватных мотиваций, а следовательно, ценностей, систем самооценки и оценивания. По-видимому, для этих целей целесообразно применить весь арсенал средств морально-политического воспитания и богатые отечественные традиции патриотического воспитания, а также сравнительно новые методы коррекции систем целеполагания, мотивации, внутреннего и внешнего стимулирования, оценки и самооценки, такие, например, как нейролингвистическое программирование (НЛП). Необходимо также отметить, что полные и достоверные данные об учащихся могут быть получены без их непосредственного тестирования на основе личных дел (в т.ч. фотографий, подчерка), а также с применением компьютерных Y-технологий [161, 290] без сознательного участия респондента.

Проведенное исследование подтверждает эффективность применения АСК-анализа для создания рефлексивных АСУ активными объектами.

Перспективно применение данного инструментария и технологии в режиме адаптации и периодического синтеза модели на систематической основе на выборках значительно большего и постоянно увеличивающегося объема по широкому спектру специальностей, в том числе и на межвузовском и межведомственном уровне. Развитие данного направления исследований и разработок целесообразно осуществить за счет включения в модель данных, характеризующих динамику личностных свойств учащихся, т.е. путем учета данных, полученных в процессе обучения, а не только перед его началом (как в проведенном исследовании), а также путем более детального учета влияния педагогических технологий, учебной, бытовой и профессиональной среды.