Решение задач АСУ качеством подготовки специалистов
было продемонстрировано в Краснодарском юридическом институте МВД России (КЮИ
МВД РФ) на данных 7-летнего лонгитюда. Исследование проведено совместно с
Третьяком В.Г. [124, 161, 165, 313, 314], и Лаптевым В.Н. [120–128, 161–164,
286] на основе данных по абитуриентам и учащимся КЮИ МВД РФ за 1995–2002 годы.
Социально-экономический эффект данного исследования
обусловлена повышением эффективности вложения средств, направляемых на подготовку
и переподготовку кадров, а также на их профессиональную деятельность.
Эффективность функционирования
правоохранительной системы Российской Федерации во многом зависит от профессионализма
сотрудников ОВД. Поэтому особый интерес представляет разработка методов моделирования
профессиональных траекторий [165], позволяющих прогнозировать поступление
абитуриента в вуз, показатели его академической успеваемости в период обучения
по различным специальностям, дисциплинам и циклам дисциплин, а также то,
закончит ли он обучение в вузе, как и сколько он мог бы работать после окончания вуза по различным
специальностям.
Для решения этой проблемы
предлагается двухуровневая модель предметной области, уровни которой отличаются
объектом управления, целями управления, управляющей системой и факторами,
характеризующими объект управления, управляющую систему и окружающую среду. На
первом уровне объектом управления является учащийся, который характеризуется
текущим состоянием и предысторией; управляющей системой является педагогический
процесс, а средой – образовательная среда вуза. На втором уровне объектом
управления является сам педагогический процесс и даже образовательная среда
вуза в целом, а также профессиональная среда; управляющей системой – вышестоящие
организации.
В данной работе основное
внимание сосредоточено на первом уровне. На этом уровне учащийся
рассматривается как активный объект управления, имеющий собственные цели и мотивы
их достижения, а также модель окружающей среды, включая управляющую систему.
Педагогический процесс рассматриваются как способ управления учащимся.
Учитываются все категории факторов, влияющих на характеристики выпускника и молодого
специалиста. Это факторы, характеризующие текущее состояние учащегося, его
предысторию, факторы педагогического процесса, другие факторы образовательной и
профессиональной среды. Цели объекта управления вообще говоря не совпадают с
целями управления, в частности они могут полностью не совпадать, а также частично или полностью совпадать. Управление
активным объектом предполагает коррекцию его целей и мотиваций в направлении,
сближающим их с целями управления, что может быть достигнуто обучением,
стимулированием и другими воздействиями на его систему моделирования,
целеполагания и принятия решений.
Одним из основных требований системного анализа является
требование полноты и всесторонности рассмотрения предметной области. Исходя из
этого требования в качестве факторов, характеризующих текущее состояние
учащегося, были выбраны следующие: общая интернальность (по УСК);
Интернальность в области достижений (по УСК); Интернальность в области неудач
(по УСК); Интернальность в семейных отношениях (по УСК); Интернальность в
области служебных отношений (по УСК); Интернальность в области межличностных
отношений (по УСК). Интернальность в отношении здоровья (по УСК); Факторы по 16pf опроснику Кэттела; Эргичность
предметной деятельности (по Руссалову); Социальная эргичность (по Руссалову);
Пластичность в предметной деятельности (по Руссалову); Социальная пластичность
(по Руссалову); Темп предметной деятельности (по Руссалову); Социальный темп
(по Руссалову); Эмоциональность предметной деятельности (по Руссалову);
Социальная эмоциональность (по Руссалову); Склонность к соглашательству;
"Шизоидность"; Экстраверсия; Сила процессов возбуждения; Сила
процессов условного торможения; Подвижность нервных процессов; Общая активность
(по Ямпольскому); Интеллект; Мотивация к достижению цели - к успеху (по
Т.Элерсу); Пол; Тип активности личности.
Данные комплексного психологического тестирования учащихся
по перечисленным параметрам вводились в систему "Эйдос" вручную. В
последующем с учетом опыта подобных исследований совместно с С.Д.Некрасовым
была разработана и успешно применена система комплексного психологического
тестирования "Эйдос-Y" [142],
обеспечивающая: проведение психологического тестирования респондентов с помощью
психологических тестов, накопление базы данных результатов тестирования, формирование
психологических портретов различной детализации произвольных групп
респондентов, автоматизированный транспорт исходных данных для углубленного
анализа в универсальную когнитивную аналитическую систему "Эйдос".
В модели учтено три варианта образовательных
технологий, применяемых по отношению к лицеистам, студентам (слушателям) и
экстернам. Эти технологии отличаются набором учебных дисциплин. Другие факторы
образовательной среды не учитывались, т.к. были для всех учащихся общими в
связи с тем, что на данном этапе исследование проводилось на примере одного
вуза: Краснодарского юридического института МВД РФ (КЮИ МВД РФ).
В качестве прогнозируемых состояний учащихся рассматривались:
Поступление в вуз; Успеваемость; Окончание вуза; Успешность профессиональной
деятельности; Работает в ОВД; Уволен из ОВД по собств.желанию; Уволен из ОВД за
нарушение условий контракта, а также большое количество различных вариантов их
детализации.
Для решения поставленной
проблемы необходимо накопить данные мониторинга
за достаточно длительный период, провести анализ данных мониторинга с целью выявления и изучения
"причинно-следственных взаимосвязей" между прогнозируемыми состояниями
активного объекта управления и непосредственно или опосредованно измеряемыми
факторами, оказывающими влияние на его развитие, построить математическую
модель предметной области, обеспечивающую решение задачи прогнозирования развития активного объекта управления под
влиянием различных сочетаний факторов, а также обратной задачи прогнозирования,
т.е. задачи выработки оптимального многофакторного управляющего воздействия на активный объект управления для
перевода его в заданное целевое состояние.
Ключевым при построении математической модели является
выбор количественной меры,
обеспечивающей учет степени причинно-следственной взаимосвязи исследуемых
параметров. Эта мера должна удовлетворять следующим требованиям: 1. Эффективная вычислимость на основе
эмпирических данных, полученных непосредственно из опыта. 2. Универсальность,
т.е. независимость от предметной области. 3. Единый для различных предметных
областей принцип содержательной интерпретации и измеримость в единых единицах
измерения. 4. Учет понятий "цели объекта управления", "цели
управления". 5. Учет понятий "мощность множества будущих состояний
объекта управления". 6. Сопоставимость в пространстве и во времени. 7.
Возможность введения метрики и функции принадлежности на базе выбранной
количественной меры. В качестве количественной меры, удовлетворяющей всем этим
условиям, была предложена модифицированная мера семантической целесообразности
информации А.Харкевича [330].
Математическая модель должна удовлетворять следующим
требованиям: содержательная интерпретируемость; эффективная вычислимость на
основе эмпирических данных (наличие эффективного численного метода);
универсальность; адекватность; сходимость; семантическая устойчивость;
сопоставимость результатов моделирования в пространстве и времени; непараметричность;
формализация базовых когнитивных операций системного анализа (прежде всего
таких, как обобщение, абстрагирование, сравнение классификация и др.);
корректность работы на фрагментарных, неточных и зашумленных данных;
возможность обработки данных очень больших размерностей (тысячи факторов и будущих
состояний объекта управления); математическая и алгоритмическая ясность и
простота, эффективная программная реализуемость.
Модель, удовлетворяющая этим требованиям, основанная
на предложенной количественной мере причинно-следственных взаимосвязей событий,
была разработана и реализована в универсальной когнитивной аналитической системе
"Эйдос" [152].
На основе данных по абитуриентам
и учащимся КЮИ МВД РФ за 1995 – 2002 годы [124, 161, 165, 313, 314] (7-летний
лонгитюд) разработано соответствующее приложение системы "Эйдос",
позволяющие продемонстрировать возможность решения сформулированной выше проблемы.
Одним из результатов применения
системы "Эйдос" были профессиограммы специальностей, в
которых отражены требования предъявляемым к сотрудникам ОВД. Ориентируясь на
эти профессиограммы и осуществляется психологическое сопровождение учебного и
воспитательного процесса вуза как составной части процесса подготовки
квалифицированных кадров для МВД.
Кроме того, были сформированы
информационные модели, позволяющие решать следующие задачи прогнозирования:
– поступления в ВУЗ; успешности
обучения в вузе по различным дисциплинам и комплексам дисциплин; успешности
окончания ВУЗа и причин отчисления; успешности профессиональной деятельности
после окончания ВУЗа, продолжительности
профессиональной деятельности по специальности, полученной в ВУЗе, а также
причин ухода из ОВД, а также задачу выбора оптимального управления, для
перевода активного объекта управления из заданного текущего состояния в
заданное целевое состояние.
На этой основе можно
заблаговременно принимать решение о целесообразности обучения по тем или иным
специальностям для конкретных обучаемых.
С помощью системы "Эйдос" обеспечивается
также кластерно-конструктивный анализ предметной области, в т.ч. синтез,
адаптация и применение конструктов, отображение результатов анализа в наглядной
графической форме семантических сетей и когнитивных диаграмм, в т.ч. диаграмм
Вольфа Мерлина [143, 152, 189, 313].
Средневзвешенная достоверность прогнозирования на данных,
используемых для синтеза модели (внутренняя интегральная валидность), составила
в данном исследовании 83%. Внутренняя дифференциальная валидность при решении
перечисленных задач колебалась при прогнозировании различных будущих состояний
учащихся от 71 до 100% (при этом по двум состояниям корректные обобщенные
образы не были сформированы).
Внешняя дифференциальная валидность при прогнозировании
успешности службы в ОВД и продолжительности профессиональной деятельности в ОВД
(т.е. при прогнозировании на данных, не входящих в обучающую выборку) составила
около 80%, что подтверждает работоспособность предлагаемых технологий и их
перспективность.
В 1994 году на
уровне руководства КЮИ МВД РФ и УВД Краснодарского края было принято решение о
начале исследований, краткое описание которых приведено в данном разделе. Были
разработаны и утверждены соответствующие документы. Таким образом, были созданы
организационные и юридические условия для сбора и накопления баз данных
мониторинга. Ниже приводятся некоторые документы организационно-юридического
обеспечения данного исследования:
1. Приказ о
начале работ.
2. Приказ о
создании экспертного Совета.
3. Ведомости экспертного
Совета.
4. Календарный
план проведения работ.
5. Письмо, с
просьбой предоставить исходную информацию "обратной связи": служебные
характеристики на выпускников КЮИ МВД РФ и приложение к нему (для заполнения
формализованной служебной характеристики).
6. Сводная
учебная ведомость с данными академической успеваемости.
7. Справочники
классов и факторов.
Следует
отметить сложность решения организационных и юридических вопросов, связанную
прежде всего с новаторским характером проводимых работ. Эти вопросы были решены
только благодаря пониманию и поддержке со стороны первых лиц юридического
института и Управления внутренних дел краснодарского края.
В результате
мониторинга были получены данные о психологических свойствах личности учащихся,
их академической успеваемости по различным дисциплинам и циклам дисциплин
(таблица 7.5), а также данные, характеризующие их как специалистов в период
несения службы после окончания института. Необходимо отметить, что решение
перечисленных и других вопросов организационного и юридического обеспечения
данного исследования потребовало доброй воли и неординарных решений на уровне
руководства КЮИ МВД РФ и ГУВД
Краснодарского края и оказалось едва ли не сложнее, чем создание
научно-технологического и инструментального обеспечения этой работы (что
подтверждают приведенные документы организационно-юридического обеспечения и
рисунок 3.1).
|
|
Рисунок 3.1 - Письмо с просьбой предоставить служебные характеристики на выпускников КЮИ МВД РФ и приложение
к нему |
Затем эти данные
были преобразованы в коды (с помощью специально созданного программного
интерфейса, т.е. без ручного ввода) и введены в систему "Эйдос" для
последующих обработки и анализа. Необходимо отметить, что использование
программного интерфейса для выполнения этих трудоемких и рутинных работ обеспечивает
решение подобных задач практически на любых объемах исходных данных.
Ниже приведены
титульный лист, оборотка и начало анкеты для опроса курсантов. Полностью анкета
не приводится, т.к. в ней 1515 вопросов на 44 страницах.
|
В соответствии с
предложенной моделью учащийся рассматривался как активный рефлексивный объект
управления, имеющий собственные цели и мотивы их достижения, а также модель
окружающей среды, включая модель себя (адекватная и неадекватная самооценка), а
также модель учебной среды и управляющей системы. Педагогический процесс
рассматриваются как способ управления учащимися (управляющая система). Были
учтены все категории факторов, влияющих на характеристики выпускника и молодого
специалиста. Это факторы, характеризующие текущее состояние учащегося и его
предысторию, факторы педагогического процесса, другие факторы образовательной и
профессиональной среды. Цели АОУ в общем случае не совпадают с целями
управления. Управляющие воздействия на учащегося включают коррекцию его целей и
мотиваций в направлении, сближающим их с целями управления, а также обучение,
стимулирование и другие законные воздействия на систему моделирования,
целеполагания и принятия решений.
В качестве классов
распознавания были выбраны 318 будущих состояний учащихся и выпускников
института. В таблице 3.2 приведены 41 из них, представляющие особый интерес для
прогнозирования. Разработана классификация факторов, потенциально влияющих на
качество подготовки специалистов и определен полный набор факторов, оказывающих
влияние на качество подготовки специалистов (в рамках проводимого исследования)
(таблица 3.3).
На основе данных по
абитуриентам и учащимся КЮИ МВД РФ за 19952002 годы (7-летний лонгитюд) с
помощью системы "Эйдос" был осуществлен синтез семантической
информационной модели, отражающей информационные взаимосвязи между
индивидуальными личностными особенностями учащихся и их учебными и
профессиональными достижениями. Размерность
модели составила: 318 прогнозируемых состояний учащихся и выпускников КЮИ МВД
РФ, 129 градаций факторов, 69 прецедентов
в обучающей выборке, 76128 фактов. Для каждого фактора определены величина
и направление его влияния на качество подготовки специалистов.
Таблица 3.3. – СПРАВОЧНИК КЛАССОВ – БУДУЩИХ СОСТОЯНИЙ
УЧАЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ КЮИ МВД РФ |
Таблица 3.4. – СПРАВОЧНИК ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ НА УЧАЩИХСЯ И
ВЫПУСКНИКОВ КЮИ МВД РФ |
|
|
Особый интерес
представляет изучение влияния форм обучения и типа активности личности на
учебные и профессиональные достижения (рисунок 3.2) и выявление факторов,
играющих определяющую роль в детерминации состояния "Успешность
профессиональной деятельности – отличная" (рисунок 3.3):
|
|
Рисунок
3.2 - Семантический портрет влияния фактора: |
Рисунок
3.2 - Информационный портрет класса:
"Успешность профессиональной деятельности – Отличная" |
Определение минимального набора относительно независимых
факторов, оказывающих определяющее влияние на качество подготовки специалистов
осуществляется путем Парето-оптимизации.
Созданное приложение системы "Эйдос"
позволило решить следующие задачи (рисунок 3.4):
4. Прогнозирование успешности будущей профессиональной
деятельности в разрезе по должностям и специальностям.
5.
Прогнозирование продолжительности деятельности по специальности после окончания
ВУЗа.
6. Исследование
влияния активности и мотивации на учебные и профессиональные успехи.
7. Изучение влияния образовательных технологий на учебные
и профессиональные достижения и выработка рекомендаций по управлению
образовательными технологиями.
Предлагаемая модель
профессионально-значимых личностных качеств сотрудников ОВД, представленная в
виде развернутой характеристики индивидуальных свойств и особенностей их
взаимосвязи, отраженная в профессиограммах, необходима для повышения
эффективности профессионального отбора и последующей целенаправленной
подготовки будущих офицеров милиции, а также выявления степени соответствия
выпускников юридического института требованиям профессии следователя, оперативного
работника, инспектора ГИБДД и т.д. Каждая из сторон профессиограмм,
представляющих важнейшие элементы модели психологических качеств личности
сотрудников милиции, отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной
деятельности, а во-вторых, в ней заложены эталонные личностные качества,
навыки, умения и знания, обеспечивающие успех на различных уровнях
правоприменительных отношений.
С помощью модели решены следующие задачи прогнозирования,
входящие в состав рефлексивной АСУ качеством подготовки специалистов:
1) поступление в вуз;
2) успешность обучения в вузе по различным дисциплинам
и циклам
дисциплин;
3) успешность окончания вуза;
4) причины отчисления;
5) успешность профессиональной деятельности после окончания
вуза;
6) продолжительность профессиональной деятельности по
специальности, полученной в вузе;
7) причины ухода из ОВД (средневзвешенная
достоверность прогнозирования составила 83%).
Система "Эйдос", как специальное программное
средство (инструментарий интеллектуальной обработки информации),
продемонстрировала возможность решения задач выбора оптимальной педагогической
технологии для перевода учащегося из текущего состояния в заданное целевое
состояние. Технология применения системы "Эйдос", разработанная
автором для КЮИ МВД РФ, позволяет заблаговременно принимать обоснованные
решения о целесообразности обучения конкретных курсантов по тем или иным
специальностям.
Таким образом проведенное исследование показало, что определяющую роль в успешности обучения и
профессиональной деятельности играет мотивация. Следовательно и
мета-управление, направленное на повышение качества подготовки специалистов
прежде всего должно быть сориентировано на формирование адекватных мотиваций, а
следовательно, ценностей, систем самооценки и оценивания. По-видимому, для этих
целей целесообразно применить весь арсенал средств морально-политического
воспитания и богатые отечественные традиции патриотического воспитания, а также
сравнительно новые методы коррекции систем целеполагания, мотивации,
внутреннего и внешнего стимулирования, оценки и самооценки, такие, например,
как нейролингвистическое программирование (НЛП). Необходимо также отметить, что
полные и достоверные данные об учащихся могут быть получены без их
непосредственного тестирования на основе личных дел (в т.ч. фотографий,
подчерка), а также с применением компьютерных Y-технологий
[161, 290] без сознательного участия респондента.
Проведенное
исследование подтверждает эффективность применения АСК-анализа для создания
рефлексивных АСУ активными объектами.
Перспективно применение данного инструментария и технологии
в режиме адаптации и периодического синтеза модели на систематической основе на
выборках значительно большего и постоянно увеличивающегося объема по широкому
спектру специальностей, в том числе и на межвузовском и межведомственном
уровне. Развитие данного направления исследований и разработок целесообразно
осуществить за счет включения в модель данных, характеризующих динамику
личностных свойств учащихся, т.е. путем учета данных, полученных в процессе
обучения, а не только перед его началом (как в проведенном исследовании), а
также путем более детального учета влияния педагогических технологий, учебной,
бытовой и профессиональной среды.