Цель дисциплины - сформировать у аспирантов знания, умения и навыки по
использованию современных мировых, российских и вузовских информационно-коммуникационных
технологий и ресурсов в своей научно-исследовательской деятельности и образовании.
Задачи дисциплины:
1) основные технологии использования
ИКТ в научном и образовательном процессах (работа в Интернет, дистанционное обучение,
электронные презентации, интернет-поддержка в международном интеллектуальном сотрудничестве
и др.);
2) развитие коммуникативных навыков,
адекватные требованиям к организации научного и учебного процесса в условиях современного
информационно-коммуникативного общества (интерактивные формы обучения, новые технологии
самопрезентирования в межличностной и публичной коммуникации, создание и использование
сетевых структур партнерства в сфере науки и образования и др.)
В результате изучения дисциплины аспирант должен:
Знать:
- современные информационно-коммуникационные
технологии, применимые в научно-исследовательской
деятельности и образовании (в т.ч. Skype, TeamViewer);
- современные информационно-коммуникационные ресурсы, применимые в научно-исследовательской
деятельности и образовании (в т.ч. РИНЦ, Научный журнал КубГАУ);
Уметь:
- применять современные информационно-коммуникацион-ные
технологии и ресурсы в своей научно-исследовательской деятельности и образовании
(в т.ч. Skype, TeamViewer, РИНЦ, Научный журнал КубГАУ);
Владеть:
-
навыками применения информационно-коммуникацион-
ные технологий
и ресурсов в своей научно-исследовательской
деятельности и образовании.
Виды и задачи профессиональной деятельности по дисциплине
Б1.В.ОД.4. «Современные информационно-коммуникацион-ные технологии в
научно-исследовательской деятельности и образовании» для аспирантов научной специальности:
05.13.10 – Управление в социальных и экономических системах и всех интересующихся
данной проблематикой:
- исследование закономерностей
становления и развития информационного общества, свойств информации и особенностей
информационных процессов;
- исследование и
разработку эффективных методов реализации информационных процессов и построения
информационных систем в прикладных областях на основе использования современных
ИКТ;
- моделирование
прикладных и информационных процессов, разработка требований к созданию и развитию
ИС и ее компонентов;
- управление качеством
автоматизации решения прикладных задач, процессов создания ИС;
- организацию и
управление эксплуатацией ИС.
Объектами профессиональной деятельности аспирантов являются:
- данные, информация,
знания;
- прикладные и информационные
процессы;
- прикладные информационные
системы.
Аспирант по научной специальности: 05.13.10 готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- организационно-управленческая;
- аналитическая;
- проектная;
- производственно-технологическая.
Он должен быть готовым решать профессиональные задачи в соответствии с профильной направленностью ООП аспирантуры
и следующими видами профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность:
· исследование прикладных и информационных процессов;
· использование и разработка методов формализации и алгоритмизации
информационных процессов;
· анализ и обобщение результатов научно-исследователь-ских
работ с использованием современных достижений науки и техники;
· исследование перспективных направлений прикладной информатики;
анализ и развитие методов управления информационными ресурсами;
· анализ и разработка методик управления проектами автоматизации
и информатизации;
- организационно-управленческая деятельность:
· организация и управление информационными процессами;
· организация и управление проектами по информатизации предприятий;
· организация информационных систем в прикладной области;
· принятие решений по организации внедрения ИС на предприятиях;
· организация и проведение профессиональных консультаций
в области информатизации предприятий и организаций;
· организация работ по сопровождению и эксплуатации прикладных
ИС;
- аналитическая деятельность:
· анализ информации, информационных и прикладных процессов;
· выбор методологии проведения проектных работ по информатизации
и управления этими проектами;
· анализ и выбор архитектур программно-технических комплексов,
методов представления данных и знаний;
· анализ и оптимизация прикладных и информационных процессов;
· анализ современных ИКТ и обоснование их применения для
ИС в прикладных областях;
· анализ и обоснование архитектуры информационных систем
предприятий;
· маркетинговый анализ рынка ИКТ и вычислительного оборудования
для рационального выбора инструментария автоматизированного решения прикладных задач,
создания и эксплуатации информационных систем, а также для продвижения на рынок
готовых проектных решений;
· анализ средств защиты информационных процессов;
· анализ результатов экспертного тестирования ИС и ее компонентов
ИС на этапе опытной эксплуатации ИС предприятий;
- проектная деятельность:
· определение стратегии использования ИКТ для создания ИС
в прикладных областях, согласованной со стратегией развития организации;
· моделирование и проектирование прикладных и информационных
процессов на основе современных технологий;
· проведение реинжиниринга прикладных и информационных процессов;
· проведение технико-экономического обоснования проектных
решений и разработка проектов информатизации предприятий и организаций в прикладной
области;
· адаптация и развитие прикладных информационных систем на
всех стадиях жизненного цикла;
- производственно-технологическая деятельность:
· использование международных информационных ресурсов и систем
управления знаниями в информационном обеспечении процессов принятия решений и организационного
развития;
· интеграция компонентов информационных систем объектов автоматизации
и информатизации на основе функциональных и технологических стандартов;
· принятие решений в процессе эксплуатации ИС предприятий
и организаций по обеспечению требуемого качества, надежности и информационной безопасности
ее сервисов.
Дисциплина Б1.В.ОД.4
«Современные информационно-ком-муникационные технологии в
научно-исследовательской деятельности и образовании» для аспирантов
научной специальности: 05.13.10 – Управление в социальных и экономических
системах является обязательной дисциплиной (Б1.В.ОД) вариативной части (Б1.В)
профессионального учебного цикла ООП.
Для ее успешного освоения никакие знания по другим дисциплины
и разделам ОП «не предусмотрены».
Знания, умения и приобретенные компетенции по данной
дисциплине будут использоваться при изучении следующих дисциплин ОП:
·
Иностранный язык;
·
История и философия
науки;
· История науки;
· Философия науки;
·
Основы научно-исследовательской
деятельности;
·
Управление в социальных
и экономических системах;
·
Организация учебной
деятельности в Вузе и методика преподавания в высшей школе;
·
Основы педагогики
и психологии;
·
Теория управления
социально-экономическими системами;
·
Информационные и автоматизированные
системы управления;
·
Модели и методы управления
социально-экономическими системами;
·
Математические основы
управления в социально-экономических системах;
·
Планирование развития
карьеры и личности;
·
Самоменеджмент. Управление
временем.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих
компетенций:
а)
Общекультурные (ОК) универсальные (УК):
УК-1 |
способностью к критическому
анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при
решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных
областях |
УК-2 |
способностью проектировать и
осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе
целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области
истории и философии науки |
УК-3 |
готовностью участвовать в работе
российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и
научно-образовательных задач |
УК-4 |
готовностью использовать современные
методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках |
УК-5 |
способностью следовать этическим
нормам в профессиональной деятельности |
УК-6 |
способностью планировать и решать
задачи собственного профессионального и личностного развития |
б) Общепрофессиональные (ОПК):
ОПК-1 |
способностью
самостоятельно осуществлять научно-исследова-тельскую деятельность в соответствующей
профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных
технологий |
ОПК-2 |
готовностью организовать работу
исследовательского коллектива в научной отрасли, соответствующей направлению подготовки |
ОПК-3 |
готовностью к преподавательской
деятельности по образовательным программам высшего образования |
в) Профессиональные компетенции (ПК)
/ профессионально-прикладные компетенции (ППК) / профессионально-специализи-рованные
компетенции (ПСК): «не предусмотрены».
Обучение
аспирантов по данной по дисциплине предполагается вести в течение двух семестров:
Вид учебной работы |
Дневная форма обучения |
Заочная форма обуч. |
|||
Часов / з.е. |
1 курс |
Часов / з.е. |
Курс, семестр |
||
1 cеместр |
2 cеместр |
||||
Аудиторные занятия – всего |
46/1,28 |
28/0,78 |
18/0,50 |
- |
- |
лекции |
10/0,28 |
10/0, 28 |
- |
- |
- |
консультации |
- |
- |
- |
- |
- |
практические занятия (семинары) |
36/1, 00 |
18/0, 50 |
18/0, 50 |
- |
- |
лабораторные работы |
- |
- |
- |
- |
- |
Самостоятельная работа – всего |
62/1, 72 |
26/0, 72 |
36/1, 00 |
- |
- |
курсовой проект (работа) |
- |
- |
- |
- |
- |
контрольные работы |
- |
- |
- |
- |
- |
реферат |
- |
- |
- |
- |
- |
другие виды самостоятельной работы |
- |
- |
- |
- |
- |
Вид промежуточной аттестации (зачет,
экзамен) |
- |
Зачет с оценкой |
Зачет с оценкой |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
Всего по дисциплине |
108/3,00 |
54/1,50 |
54/1,50 |
- |
- |
Таблица 1.1.
№ темы
лекции |
Наименование темы и план лекции |
1 |
Современные информационно-коммуникационные
технологии и ресурсы, применимые в научно-исследо-вательской деятельности и образовании: - основные всемирные,
российские (в т.ч. РИНЦ) и вузовские (в т.ч. Научный журнал КубГАУ) информационные
научные и образовательные ресурсы; - методы получения доступа
к основным всемирным, российским и вузовским информационным научным и образовательным
ресурсам; – основные современные
информационно-коммуни-кационные технологии (в т.ч. Skype, TeamViewer). |
2 |
РИНЦ: - назначение и предоставляемые
возможности; - наукометрические показатели,
в т.ч. SCIENCE
INDEX, импакт-фактор РИНЦ, индекс Хирша, индекс Херфиндаля; - регистрация в РИНЦ
и в системе SCIENCE
INDEX; - размещение публикаций; - привязка публикаций
к авторам; - работа администратора
системы SCIENCE
INDEX. |
3 |
РИНЦ: недостатки современных
подходов к оценке результатов научной деятельности и пути выхода из сложившейся
ситуации (Хиршамания и индекс Хирша глазами гуманитария). |
4 |
Научный журнал КубГАУ:
- назначение журнала
и условия публикации; - требования к комплекту
материалов на публикацию для различных категорий авторов; - требования к содержанию
научных статей; - требования к оформлению
статей. |
5 |
Научный журнал КубГАУ: - инструменты и технологии,
применяемые при оформлении статей (PdfCreater, MS Visio, PhotoShop, Paint, скриншоты,
Антиплагиат, транслитерация) - редакционные процессы
и этапы прохождения статьи от получения ее редакцией до публикации. |
Таблица 1.2
№ темы лекции |
Наименование практического занятия |
1 |
Современные информационно-коммуникационные
технологии и ресурсы, применимые в научно-исследовательской деятельности и образовании: |
ПЗ №1 - основные всемирные,
российские (в т.ч. РИНЦ) и вузовские (в т.ч. Научный журнал КубГАУ) информационные
научные и образовательные ресурсы; |
|
ПЗ №2 - методы получения
доступа к основным всемирным, российским и вузовским информационным научным и
образовательным ресурсам; |
|
ПЗ №3 - основные современные
информационно-коммуникаци-онные технологии (в т.ч. Skype, TeamViewer). |
|
2 |
РИНЦ: |
ПЗ №4 - назначение и
предоставляемые возможности; |
|
ПЗ №5 - наукометрические
показатели, в т.ч. SCIENCE
INDEX, импакт-фактор РИНЦ, индекс Хирша, индекс Херфиндаля; |
|
ПЗ №6 - регистрация в
РИНЦ и в системе SCIENCE
INDEX; |
|
ПЗ №7 - размещение публикаций; |
|
ПЗ №8 - привязка публикаций
к авторам; |
|
ПЗ №9 - работа администратора
системы SCIENCE
INDEX. |
|
3 |
ПЗ №10 - РИНЦ: недостатки
современных подходов к оценке результатов научной деятельности и пути выхода из
сложившейся ситуации (Хиршамания и индекс Хирша глазами гуманитария). |
4 |
Научный журнал КубГАУ:
|
ПЗ №11 - назначение журнала
и условия публикации; |
|
ПЗ №12 - требования к
комплекту материалов на публикацию для различных категорий авторов; |
|
ПЗ №13 - требования к
содержанию научных статей; |
|
ПЗ №14 - требования к
оформлению статей. |
|
5 |
Научный журнал КубГАУ: |
ПЗ №15 - инструменты
и технологии, применяемые при оформлении статей (PdfCreater, MS Visio) |
|
ПЗ №16 - инструменты
и технологии, применяемые при оформлении статей (PhotoShop, Paint, скриншоты) |
|
ПЗ №17 - инструменты
и технологии, применяемые при оформлении статей (Антиплагиат, транслитерация) |
|
ПЗ №18 - редакционные
процессы и этапы прохождения статьи от получения ее редакцией до публикации. |
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
Таблица 1.4
№ темы лекции |
Форма самостоятельной работы |
Форма контроля |
1 |
– проработка конспектов лекций и вопросов, вынесенных на самостоятельное
изучение, изучение основной и дополнительной литературы; – конспектирование
материалов, работа со справочной литературой; – подготовка к опросу, коллоквиуму, тестированию, контрольной работе; – выполнение домашних и контрольных работ, расчетно-графических
работ с привлечением специальной технической литературы (справочников, нормативных
документов и т.п.); – подготовка рефератов по определенной проблеме, теме, докладов, эссе; – участие в НИРС; – выполнение
курсового проекта/работы и пр. |
– сдача тестов, домашних заданий, коллоквиумов; – защита рефератов/проектов, расчетно-графических работ,
рефератов, контрольных и лабораторных работ; – подготовка статей по результатам НИРС к опубликованию; – доклады на семинарском или практическом занятиях, на
студенческой научной конференции; – ответы во время устного или письменного опроса; – подготовка
студенческой научной работы на внутренний или внешний конкурс и пр. |
Перечень учебно-методического
обеспечения самостоятель-ной работы аспирантов по данной дисциплине:
1. Семенова Н.Г., Вакулюк В.М. Информационные и коммуникационные
технологии в профессиональном образовании // Современные проблемы науки и образования.
– 2006. – № 6 – С. 97-99, URL: www.science-education.ru/19-659 (дата обращения:
21.05.2015).
2. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных
исследований в области информатизации профессионального образования. М.: «Образование
и Информатика», 2004. - 68 с.
2. Семенова Н.Г. Создание и практическая реализация мультимедийных
курсов лекций. Оренбург.: ОГУ, 2004. - 128 с.
Роберт И.В. Научно-педагогические исследования
в области информатизации профессионального образования //Ученые записки. Вып. 14.
- М.: ИИО РАО, 2004.
3. Турченко В.П. Парадигмы стратегии образования //Педагог.
- 1998. - № 4.
1.
Современные информационно-коммуникационные
технологии и ресурсы, применимые в научно-исследовательской
деятельности и образовании:
2.
Методы поиска и получения
доступа к всемирным, российским и вузовским информационным ресурсам.
3.
Информационно-коммуникационная
технология Skype, назначение и возможности.
4.
Информационно-коммуникационная
технология TeamViewer, назначение и возможности.
5.
Научный ресурс РИНЦ,
назначение и возможности.
6.
Научный ресурс «Научный
журнал КубГАУ», назначение и возможности.
7.
Дистанционное проведение
занятия с помощью Скайпа.
8.
Дистанционное проведение
занятия с помощью TeamViewer.
9.
РИНЦ: регистрация
в РИНЦ и в системе SCIENCE
IN-DEX
10.
РИНЦ: размещение публикаций
11.
РИНЦ: работа администратора
системы SCIENCE
IN-DEX
12.
РИНЦ: наукометрические
показатели журналов и авторов, SCIENCE
INDEX, импакт-фактор.
13.
РИНЦ: наукометрические
показатели журналов и авторов, индекс Хирша
14.
РИНЦ: наукометрические
показатели журналов и авторов, индекс Херфиндаля
15.
РИНЦ: недостатки современных
подходов к оценке результатов научной деятельности.
16.
РИНЦ: пути преодоления
недостатков современных подходов к оценке результатов научной деятельности (многокритериальный
подход, основанный на теории информации).
17.
Научный журнал КубГАУ:
требования к комплекту материалов на публикацию для различных категорий авторов
18.
Научный журнал КубГАУ:
требования к содержанию научных статей
19.
Научный журнал КубГАУ:
требования к оформлению статей
20.
Научный журнал КубГАУ:
инструменты и технологии, применяемые при оформлении статей (PdfCreater, MS Visio)
21.
Научный журнал КубГАУ:
инструменты и технологии, применяемые при оформлении статей (PhotoShop, Paint, скриншоты)
22.
Научный журнал КубГАУ:
инструменты и технологии, применяемые при оформлении статей (Антиплагиат, транслитерация)
23.
Научный журнал КубГАУ:
редакционные процессы и этапы прохождения статьи от получения ее редакцией до публикации.
Основная литература:
1. Луценко Е.В. Хиршамания при оценке результатов
научной деятельности, ее негативные последствия и попытка их преодоления с применением
многокритериального подхода и теории информации / Е.В. Луценко // Политематический
сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета
(Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – №04(108).
С. 1 – 29. – IDA [article ID]: 1081504001. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/
04/pdf/01.pdf, 1, 812 у.п.л.
2. Луценко Е.В. Современное состояние и перспективы развития
Политематического сетевого электронного научного журнала Кубанского государственного
аграрного университета / Е.В. Луценко, В.И. Лойко // Политематический сетевой электронный
научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал
КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2014. – №06(100). С. 146 – 176.
– IDA [article ID]: 1001406008. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014
/06/pdf/08.pdf, 1, 938 у.п.л.
3. Луценко Е.В. Методика написания статей
в политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного
аграрного университета / Е.В. Луценко, В.И. Лойко // Политематический сетевой электронный
научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал
КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2007. – №03(027). С. 241 – 256.
– Шифр Информрегистра: 0420700012\0043, IDA [article ID]: 0270703022. – Режим доступа:
http://ej. kubagro.ru/2007/03/pdf/22.pdf, 1 у.п.л.
4. Луценко Е.В. АСК-анализ проблематики статей Научного журнала
КубГАУ в динамике / Е.В. Луценко, В.И. Лойко // Политематический сетевой электронный
научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал
КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2014. – №06(100). С. 109 – 145.
– IDA [article ID]: 1001406007. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/06/pdf/07.pdf,
2, 312 у.п.л.
Дополнительная
литература:
1. Семенова Н.Г., Вакулюк В.М. Информационные и коммуникационные
технологии в профессиональном образовании // Современные проблемы науки и образования.
– 2006. – № 6 – С. 97-99, URL: www.science-education.ru/19-659
(дата обращения: 21.05.2015).
2. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных
исследований в области информатизации профессионального образования. М.: «Образование
и Информатика», 2004. - 68 с.
3. Семенова Н.Г. Создание и практическая реализация мультимедийных
курсов лекций. Оренбург.: ОГУ, 2004. - 128 с.
4. Роберт И.В. Научно-педагогические исследования в области
информатизации профессионального образования //Ученые записки. Вып. 14. - М.: ИИО
РАО, 2004.
5. Турченко В.П. Парадигмы стратегии образования //Педагог.
- 1998. - № 4.
Информационно-телекоммуникационные ресурсы сети «Интернет»:
1.
Сайт РИНЦ: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //elibrary. ru/
2. Сайт автора: [Электронный ресурс]:
Режим доступа: http: //lc.narod. ru и http://lc.kubagro.ru.
3. Сайт научного журнала КубГАУ: [Электронный
ресурс]: Режим доступа: http://ej.kubagro.ru
4. Образовательный портал КубГАУ [Электронный ресурс]: Режим
доступа: http://edu.kubsau.local
Данное учебное пособие.
1. Операционная система MS Windows.
2.1.
MS Word – текстовый редактор;
2.2.
MS Excel – табличный процессор;
2.3.
PhotoShop – растровый графический редактор;
2.4.
Total Commmander – файл-менеджер. ftp-клиент;
2.5. TeamViewer – программа для удаленного управления компьютером в сети;
2.6. Skype – коммуникационная программа;
2.7. PdfCreate – пакетный конвертер
doc => pdf;
2.8. MS Visio – векторный графический
редактор.
3. Универсальная когнитивная аналитическая
система "Эйдос-Х++" (версии от 22.05.2015 или выше).
В качестве основных технических средств обучения (ТСО)
в учебной дисциплине "Информационное общество и проблемы прикладной информатики"
используются: мультимедийные лекционные аудитории и дисплейные классы кафедры компьютерных
технологий и систем КубГАУ, оборудованные ПК, которые подключены к ЛВС кафедры и
Intrernet.
Материально-техническое обеспечение (МТО) учебного процесса
осуществляется из расчета, что контингент студентов в учебной группе не превышает
12-15 человек.
Все МТО лекционного курса сосредоточено в мультиме-дийных
аудиториях и включает следующее оборудование: проектор, экран, компьютер лектора,
управляющий компьютер, микрофон, усилитель и акустические системы, лазерную указку,
устройства затемнения, обеспечения безопасности и поддержания микроклимата, столы и стулья.
МТО практических занятий сосредоточено в дисплейных классах
кафедры КТС, имеющих следующее оборудование:
Рабочее место
студента |
15 |
Аппаратное обеспечение (на каждом рабочем месте) |
|
ПК |
15 |
Программное обеспечение (на каждом рабочем месте) |
|
Windows, Adobe PhotoShop, Internet Explorer, Total Commander |
15 |
Подключение к Internet |
15 |
Столы |
15 |
Стулья |
15 |
Вешалка для одежды |
1 |