1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ)

 

1.1 Цель и задачи дисциплины

 

Цель дисциплины - сформировать у аспирантов знания, умения и навыки по использованию современных мировых, российских и вузовских информационно-коммуникационных технологий и ресурсов в своей научно-исследовательской деятельности и образовании.

Задачи дисциплины:

1)    основные технологии использования ИКТ в научном и образовательном процессах (работа в Интернет, дистанционное обучение, электронные презентации, интернет-поддержка в международном интеллектуальном сотрудничестве и др.);

2)    развитие коммуникативных навыков, адекватные требованиям к организации научного и учебного процесса в условиях современного информационно-коммуникативного общества (интерактивные формы обучения, новые технологии самопрезентирования в межличностной и публичной коммуникации, создание и использование сетевых структур партнерства в сфере науки и образования и др.)

В результате изучения дисциплины аспирант должен:

Знать:

 - современные информационно-коммуникационные технологии, применимые в научно-исследовательской деятельности и образовании (в т.ч. Skype, TeamViewer);

- современные информационно-коммуникационные ресурсы, применимые в научно-исследовательской деятельности и образовании (в т.ч. РИНЦ, Научный журнал КубГАУ);

Уметь:

- применять современные информационно-коммуникацион-ные технологии и ресурсы в своей научно-исследовательской деятельности и образовании (в т.ч. Skype, TeamViewer, РИНЦ, Научный журнал КубГАУ);

Владеть:

 - навыками применения информационно-коммуникацион-

ные технологий и ресурсов в своей научно-исследовательской деятельности и образовании.

Виды и задачи профессиональной деятельности по дисциплине Б1.В.ОД.4. «Современные информационно-коммуникацион-ные технологии в научно-исследовательской деятельности и образовании» для аспирантов научной специальности: 05.13.10 – Управление в социальных и экономических системах и всех интересующихся данной проблематикой:

 - исследование закономерностей становления и развития информационного общества, свойств информации и особенностей информационных процессов;

 - исследование и разработку эффективных методов реализации информационных процессов и построения информационных систем в прикладных областях на основе использования современных ИКТ;

 - моделирование прикладных и информационных процессов, разработка требований к созданию и развитию ИС и ее компонентов;

 - управление качеством автоматизации решения прикладных задач, процессов создания ИС;

 - организацию и управление эксплуатацией ИС.

Объектами профессиональной деятельности аспирантов являются:

 - данные, информация, знания;

 - прикладные и информационные процессы;

 - прикладные информационные системы.

Аспирант по научной специальности: 05.13.10 готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

 - научно-исследовательская;

 - организационно-управленческая;

 - аналитическая;

 - проектная;

 - производственно-технологическая.

Он должен быть готовым решать профессиональные задачи в соответствии с профильной направленностью ООП аспирантуры и следующими видами профессиональной деятельности:

 - научно-исследовательская деятельность:

·    исследование прикладных и информационных процессов;

·    использование и разработка методов формализации и алгоритмизации информационных процессов;

·    анализ и обобщение результатов научно-исследователь-ских работ с использованием современных достижений науки и техники;

·    исследование перспективных направлений прикладной информатики; анализ и развитие методов управления информационными ресурсами;

·    анализ и разработка методик управления проектами автоматизации и информатизации;

 - организационно-управленческая деятельность:

·    организация и управление информационными процессами;

·    организация и управление проектами по информатизации предприятий;

·    организация информационных систем в прикладной области;

·    принятие решений по организации внедрения ИС на предприятиях;

·    организация и проведение профессиональных консультаций в области информатизации предприятий и организаций;

·    организация работ по сопровождению и эксплуатации прикладных ИС;

 - аналитическая деятельность:

·    анализ информации, информационных и прикладных процессов;

·    выбор методологии проведения проектных работ по информатизации и управления этими проектами;

·    анализ и выбор архитектур программно-технических комплексов, методов представления данных и знаний;

·    анализ и оптимизация прикладных и информационных процессов;

·    анализ современных ИКТ и обоснование их применения для ИС в прикладных областях;

·    анализ и обоснование архитектуры информационных систем предприятий;

·    маркетинговый анализ рынка ИКТ и вычислительного оборудования для рационального выбора инструментария автоматизированного решения прикладных задач, создания и эксплуатации информационных систем, а также для продвижения на рынок готовых проектных решений;

·    анализ средств защиты информационных процессов;

·    анализ результатов экспертного тестирования ИС и ее компонентов ИС на этапе опытной эксплуатации ИС предприятий;

 - проектная деятельность:

·    определение стратегии использования ИКТ для создания ИС в прикладных областях, согласованной со стратегией развития организации;

·    моделирование и проектирование прикладных и информационных процессов на основе современных технологий;

·    проведение реинжиниринга прикладных и информационных процессов;

·    проведение технико-экономического обоснования проектных решений и разработка проектов информатизации предприятий и организаций в прикладной области;

·    адаптация и развитие прикладных информационных систем на всех стадиях жизненного цикла;

 - производственно-технологическая деятельность:

·    использование международных информационных ресурсов и систем управления знаниями в информационном обеспечении процессов принятия решений и организационного развития;

·    интеграция компонентов информационных систем объектов автоматизации и информатизации на основе функциональных и технологических стандартов;

·    принятие решений в процессе эксплуатации ИС предприятий и организаций по обеспечению требуемого качества, надежности и информационной безопасности ее сервисов.

Дисциплина Б1.В.ОД.4 «Современные информационно-ком-муникационные технологии в научно-исследовательской деятельности и образовании» для аспирантов научной специальности: 05.13.10 – Управление в социальных и экономических системах является обязательной дисциплиной (Б1.В.ОД) вариативной части (Б1.В) профессионального учебного цикла ООП.

Для ее успешного освоения никакие знания по другим дисциплины и разделам ОП «не предусмотрены».

Знания, умения и приобретенные компетенции по данной дисциплине будут использоваться при изучении следующих дисциплин ОП:

·    Иностранный язык;

·    История и философия науки;

·    История науки;

·    Философия науки;

·    Основы научно-исследовательской деятельности;

·    Управление в социальных и экономических системах;

·    Организация учебной деятельности в Вузе и методика преподавания в высшей школе;

·    Основы педагогики и психологии;

·    Теория управления социально-экономическими системами;

·    Информационные и автоматизированные системы управления;

·    Модели и методы управления социально-экономическими системами;

·    Математические основы управления в социально-экономических системах;

·    Планирование развития карьеры и личности;

·    Самоменеджмент. Управление временем.

 

1.2 Требования к формируемым компетенциям

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) Общекультурные (ОК) универсальные (УК):

УК-1

способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

УК-2

способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки

УК-3

готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

УК-4

готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках

УК-5

способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности

УК-6

способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития

б) Общепрофессиональные (ОПК):

ОПК-1

способностью самостоятельно осуществлять научно-исследова-тельскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий

ОПК-2

готовностью организовать работу исследовательского коллектива в научной отрасли, соответствующей направлению подготовки

ОПК-3

готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования

в) Профессиональные компетенции (ПК) / профессионально-прикладные компетенции (ППК) / профессионально-специализи-рованные компетенции (ПСК): «не предусмотрены».

 

1.3 Содержание дисциплины

 

Обучение аспирантов по данной по дисциплине предполагается вести в течение двух семестров:

 

Вид учебной работы

Дневная форма обучения

Заочная форма обуч.

Часов

/ з.е.

1 курс

Часов

/ з.е.

Курс,

семестр

1 cеместр

2 cеместр

Аудиторные занятия –

всего

46/1,28

28/0,78

18/0,50

-

-

лекции

10/0,28

10/0, 28

-

-

-

консультации

-

-

-

-

-

практические занятия (семинары)

36/1, 00

18/0, 50

18/0, 50

-

-

лабораторные работы

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа – всего

62/1, 72

26/0, 72

36/1, 00

-

-

курсовой проект (работа)

-

-

-

-

-

контрольные работы

-

-

-

-

-

реферат

-

-

-

-

-

другие виды самостоятельной работы

-

-

-

-

-

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

-

Зачет с оценкой

Зачет с оценкой

-

-

 

 

 

 

 

Всего по дисциплине

108/3,00

54/1,50

54/1,50

-

-

 

1.3.1 Содержание лекций

 

Таблица 1.1.

№ темы

лекции

Наименование темы и план лекции

1

Современные информационно-коммуникационные технологии и ресурсы, применимые в научно-исследо-вательской деятельности и образовании:

- основные всемирные, российские (в т.ч. РИНЦ) и вузовские (в т.ч. Научный журнал КубГАУ) информационные научные и образовательные ресурсы;

- методы получения доступа к основным всемирным, российским и вузовским информационным научным и образовательным ресурсам;

– основные современные информационно-коммуни-кационные технологии (в т.ч. Skype, TeamViewer).

2

РИНЦ:

- назначение и предоставляемые возможности;

- наукометрические показатели, в т.ч. SCIENCE INDEX, импакт-фактор РИНЦ, индекс Хирша, индекс Херфиндаля;

- регистрация в РИНЦ и в системе SCIENCE INDEX;

- размещение публикаций;

- привязка публикаций к авторам;

- работа администратора системы SCIENCE INDEX.

3

РИНЦ: недостатки современных подходов к оценке результатов научной деятельности и пути выхода из сложившейся ситуации (Хиршамания и индекс Хирша глазами гуманитария).

4

Научный журнал КубГАУ:

- назначение журнала и условия публикации;

- требования к комплекту материалов на публикацию для различных категорий авторов;

- требования к содержанию научных статей;

- требования к оформлению статей.

5

Научный журнал КубГАУ:

- инструменты и технологии, применяемые при оформлении статей (PdfCreater, MS Visio, PhotoShop, Paint, скриншоты, Антиплагиат, транслитерация)

- редакционные процессы и этапы прохождения статьи от получения ее редакцией до публикации.

 

1.3.2 Практические (семинарские) занятия

 

Таблица 1.2

№ темы

лекции

Наименование практического занятия

1

Современные информационно-коммуникационные технологии и ресурсы, применимые в научно-исследовательской деятельности и образовании:

ПЗ №1 - основные всемирные, российские (в т.ч. РИНЦ) и вузовские (в т.ч. Научный журнал КубГАУ) информационные научные и образовательные ресурсы;

ПЗ №2 - методы получения доступа к основным всемирным, российским и вузовским информационным научным и образовательным ресурсам;

ПЗ №3 - основные современные информационно-коммуникаци-онные технологии (в т.ч. Skype, TeamViewer).

2

РИНЦ:

ПЗ №4 - назначение и предоставляемые возможности;

ПЗ №5 - наукометрические показатели, в т.ч. SCIENCE INDEX, импакт-фактор РИНЦ, индекс Хирша, индекс Херфиндаля;

ПЗ №6 - регистрация в РИНЦ и в системе SCIENCE INDEX;

ПЗ №7 - размещение публикаций;

ПЗ №8 - привязка публикаций к авторам;

ПЗ №9 - работа администратора системы SCIENCE INDEX.

3

ПЗ №10 - РИНЦ: недостатки современных подходов к оценке результатов научной деятельности и пути выхода из сложившейся ситуации (Хиршамания и индекс Хирша глазами гуманитария).

4

Научный журнал КубГАУ:

ПЗ №11 - назначение журнала и условия публикации;

ПЗ №12 - требования к комплекту материалов на публикацию для различных категорий авторов;

ПЗ №13 - требования к содержанию научных статей;

ПЗ №14 - требования к оформлению статей.

5

Научный журнал КубГАУ:

ПЗ №15 - инструменты и технологии, применяемые при оформлении статей (PdfCreater, MS Visio)

ПЗ №16 - инструменты и технологии, применяемые при оформлении статей (PhotoShop, Paint, скриншоты)

ПЗ №17 - инструменты и технологии, применяемые при оформлении статей (Антиплагиат, транслитерация)

ПЗ №18 - редакционные процессы и этапы прохождения статьи от получения ее редакцией до публикации.

 

1.3.3 Лабораторные занятия

 

НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ

 

1.3.4 Курсовые работы (проекты)

 

НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ

 

1.3.5 Расчетно-графические работы

 

НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ

 

1.3.6 Программа самостоятельной работы студентов

 

Таблица 1.4

№ темы лекции

Форма самостоятельной работы

Форма контроля

1

проработка конспектов лекций и вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, изучение основной и дополнительной литературы;

конспектирование материалов, работа со справочной литературой;

подготовка к опросу, коллоквиуму, тестированию, контрольной работе;

выполнение домашних и контрольных работ, расчетно-графических работ с привлечением специальной технической литературы (справочников, нормативных документов и т.п.);

подготовка рефератов по определенной проблеме, теме, докладов, эссе;

участие в НИРС;

выполнение курсового проекта/работы и пр.

сдача тестов, домашних заданий, коллоквиумов;

защита рефератов/проектов, расчетно-графических работ, рефератов, контрольных и лабораторных работ;

подготовка статей по результатам НИРС к опубликованию;

доклады на семинарском или практическом занятиях, на студенческой научной конференции;

ответы во время устного или письменного опроса;

подготовка студенческой научной работы на внутренний или внешний конкурс и пр.

 

Перечень учебно-методического обеспечения самостоятель-ной работы аспирантов по данной дисциплине:

1. Семенова Н.Г., Вакулюк В.М. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональном образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 6 – С. 97-99, URL: www.science-education.ru/19-659 (дата обращения: 21.05.2015).

2. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: «Образование и Информатика», 2004. - 68 с.

2. Семенова Н.Г. Создание и практическая реализация мультимедийных курсов лекций. Оренбург.: ОГУ, 2004. - 128 с.

Роберт И.В. Научно-педагогические исследования в области информатизации профессионального образования //Ученые записки. Вып. 14. - М.: ИИО РАО, 2004.

3.   Турченко В.П. Парадигмы стратегии образования //Педагог. - 1998. - № 4.

 

1.3.7 Фонд оценочных средств (вопросы к экзамену)

 

1.         Современные информационно-коммуникационные технологии и ресурсы, применимые в научно-исследовательской деятельности и образовании:

2.         Методы поиска и получения доступа к всемирным, российским и вузовским информационным ресурсам.

3.         Информационно-коммуникационная технология Skype, назначение и возможности.

4.         Информационно-коммуникационная технология TeamViewer, назначение и возможности.

5.         Научный ресурс РИНЦ, назначение и возможности.

6.         Научный ресурс «Научный журнал КубГАУ», назначение и возможности.

7.         Дистанционное проведение занятия с помощью Скайпа.

8.         Дистанционное проведение занятия с помощью TeamViewer.

9.         РИНЦ: регистрация в РИНЦ и в системе SCIENCE IN-DEX

10.   РИНЦ: размещение публикаций

11.   РИНЦ: работа администратора системы SCIENCE IN-DEX

12.   РИНЦ: наукометрические показатели журналов и авторов, SCIENCE INDEX, импакт-фактор.

13.   РИНЦ: наукометрические показатели журналов и авторов, индекс Хирша

14.   РИНЦ: наукометрические показатели журналов и авторов, индекс Херфиндаля

15.   РИНЦ: недостатки современных подходов к оценке результатов научной деятельности.

16.   РИНЦ: пути преодоления недостатков современных подходов к оценке результатов научной деятельности (многокритериальный подход, основанный на теории информации).

17.   Научный журнал КубГАУ: требования к комплекту материалов на публикацию для различных категорий авторов

18.   Научный журнал КубГАУ: требования к содержанию научных статей

19.   Научный журнал КубГАУ: требования к оформлению статей

20.   Научный журнал КубГАУ: инструменты и технологии, применяемые при оформлении статей (PdfCreater, MS Visio)

21.   Научный журнал КубГАУ: инструменты и технологии, применяемые при оформлении статей (PhotoShop, Paint, скриншоты)

22.   Научный журнал КубГАУ: инструменты и технологии, применяемые при оформлении статей (Антиплагиат, транслитерация)

23.   Научный журнал КубГАУ: редакционные процессы и этапы прохождения статьи от получения ее редакцией до публикации.

 

1.4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

1.4.1 Нормативная, основная и дополнительная литература

 

Основная литература:

1. Луценко Е.В. Хиршамания при оценке результатов научной деятельности, ее негативные последствия и попытка их преодоления с применением многокритериального подхода и теории информации / Е.В. Луценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – №04(108). С. 1 – 29. – IDA [article ID]: 1081504001. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/ 04/pdf/01.pdf, 1, 812 у.п.л.

2. Луценко Е.В. Современное состояние и перспективы развития Политематического сетевого электронного научного журнала Кубанского государственного аграрного университета / Е.В. Луценко, В.И. Лойко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2014. – №06(100). С. 146 – 176. – IDA [article ID]: 1001406008. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014 /06/pdf/08.pdf, 1, 938 у.п.л.

3. Луценко Е.В. Методика написания статей в политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета / Е.В. Луценко, В.И. Лойко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2007. – №03(027). С. 241 – 256. – Шифр Информрегистра: 0420700012\0043, IDA [article ID]: 0270703022. – Режим доступа: http://ej. kubagro.ru/2007/03/pdf/22.pdf, 1 у.п.л.

4. Луценко Е.В. АСК-анализ проблематики статей Научного журнала КубГАУ в динамике / Е.В. Луценко, В.И. Лойко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2014. – №06(100). С. 109 – 145. – IDA [article ID]: 1001406007. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/06/pdf/07.pdf, 2, 312 у.п.л.

 

Дополнительная литература:

1. Семенова Н.Г., Вакулюк В.М. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональном образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 6 – С. 97-99, URL: www.science-education.ru/19-659 (дата обращения: 21.05.2015).

2. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: «Образование и Информатика», 2004. - 68 с.

3. Семенова Н.Г. Создание и практическая реализация мультимедийных курсов лекций. Оренбург.: ОГУ, 2004. - 128 с.

4. Роберт И.В. Научно-педагогические исследования в области информатизации профессионального образования //Ученые записки. Вып. 14. - М.: ИИО РАО, 2004.

5. Турченко В.П. Парадигмы стратегии образования //Педагог. - 1998. - № 4.

 

Информационно-телекоммуникационные ресурсы сети «Интернет»:

1. Сайт РИНЦ: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //elibrary. ru/

2. Сайт автора: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //lc.narod. ru и http://lc.kubagro.ru.

3. Сайт научного журнала КубГАУ: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ej.kubagro.ru

4. Образовательный портал КубГАУ [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://edu.kubsau.local

 

1.4.2 Перечень учебно-методической документации по дисциплине

Данное учебное пособие.

 

1.5 Перечень информационных технологий

 

1. Операционная система MS Windows.

2. Программы под MS Windows

2.1. MS Word – текстовый редактор;

2.2. MS Excel – табличный процессор;

2.3. PhotoShop – растровый графический редактор;

2.4. Total Commmander  – файл-менеджер. ftp-клиент;

2.5. TeamViewer – программа для удаленного управления компьютером в сети;

2.6. Skype – коммуникационная программа;

2.7. PdfCreate – пакетный конвертер doc => pdf;

2.8. MS Visio – векторный графический редактор.

3. Универсальная когнитивная аналитическая система "Эйдос-Х++" (версии от 22.05.2015 или выше).

 

1.6 Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

В качестве основных технических средств обучения (ТСО) в учебной дисциплине "Информационное общество и проблемы прикладной информатики" используются: мультимедийные лекционные аудитории и дисплейные классы кафедры компьютерных технологий и систем КубГАУ, оборудованные ПК, которые подключены к ЛВС кафедры и Intrernet.

Материально-техническое обеспечение (МТО) учебного процесса осуществляется из расчета, что контингент студентов в учебной группе не превышает 12-15 человек.

Все МТО лекционного курса сосредоточено в мультиме-дийных аудиториях и включает следующее оборудование: проектор, экран, компьютер лектора, управляющий компьютер, микрофон, усилитель и акустические системы, лазерную указку, устройства затемнения, обеспечения безопасности и поддержания микроклимата, столы и стулья.

МТО практических занятий сосредоточено в дисплейных классах кафедры КТС, имеющих следующее оборудование:

 

 Рабочее место студента

15

 Аппаратное обеспечение а каждом рабочем месте)

 

 ПК

15

 Программное обеспечениеа каждом рабочем месте)

 

 Windows, Adobe PhotoShop, Internet Explorer, Total Commander

15

 Подключение к Internet

15

 Столы

15

 Стулья

15

 Вешалка для одежды

1