ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ
В ЗЕРНОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

 

1.1 Экономическое содержание инновационной
проблематики в растениеводстве

 

На рубеже XX-XXI веков мировая экономика претерпевает значительные изменения: глобализация рынков, усиление и ожесточение конкуренции, сокращение жизненных циклов товаров, быстрое устаревание технологий и идей, изменение форм и методов ведения бизнеса, постоянно увеличивающаяся скорость перемен, растущий акцент на гибкость и инновационность деятельности хозяйствующих субъектов.

В последние десятилетия происходит активное формирование и развитие пятого технологического уклада, ядро которого составляют биотехнология, генная инженерия, информационные и коммуникационные технологии, тонкая химия, нанотехнологии, новые материалы, альтернативная энергетика и др. Вместе с тем серьезным изменениям подвергся и процесс коммерциализации технологий – инновационный процесс.

Для эффективного управления инновациями, правильного выбора способов и средств управляющего воздействия необходимо тщательное и более детальное изучение инноваций. Анализ отечественной литературы позволил выделить более 25 понятий и определений термина «инновация». Достоверно лишь, что в русском языке он не имеет аналога и того смысла, что вкладывается в этот термин за рубежом.

С конца 20-х годов прошлого столетия проводятся исследования по теории инноваций и инновационной деятельности. Сущность инновационных процессов раскрыта в работе австрийского экономиста Й. Шумпетера «Тео­рия экономического развития» [71]. Понятие «инновация» рассматривает­ся им как нововведение, т.е. новая научно-организационная комбинация про­изводственных факторов с выделением пяти типичных признаков: 1) исполь­зование новой техники, новых технологических процессов или нового ры­ночного обеспечения производства (купли-продажи); 2) внедрение продук­ции с новыми свойствами; 3) использование нового сырья; 4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении; 5) появление новых рынков сбыта.

Последующие разработки по теории инноваций были направлены на уточнение сущности нововведений и их классификацию. Так, по определе­нию Ф. Бездудного, Г. Смирновой, и О. Нечаева «Инновация - это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, спо­собствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и при­носящей экономический эффект» [3].

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях [25].

В исследованиях отечественных экономистов термин «инновация» стал широко применяться с переходом экономики к рыночным отношениям. До этого в отечественной экономической литературе проблематика нововведений широко освещалась в рамках исследований научно-технического прогресса (НТП), развития науки и техники.

Изучая теорию инноваций, можно выделить четыре основных точки зрения определений данного термина. Первая – инновация отождествляется с нововведением, новшеством. Так, по мнению Л. Я. Аврашкова, «инновация» выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними [1].

Согласно второй точки зрения, инновация рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, как новшество в сфере организации, экономики и управления производством. С точки зрения А. Л. Суворовой, инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности [65].

Третья – под инновацией понимается инвестиция в новшество [6, с. 7]. Рассматривать инновации только как материальный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда не совсем точно, так как инновация – это, прежде всего, процесс внедрения новшества.

Четвертая – инновация как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога.

По нашему мнению неправомерно отождествлять понятия «новшество» и «инновация». В этой связи мы разделяем точку зрения Р.А. Фатхутдинова, который рассматривает новшество как оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. [69].

Таким образом, новшество - результат научных исследований и разработок в виде новой или обновленной продукции, техники, технологии, информации, методики, предлагаемой потребителям для дальнейшего использования и преобразования. В свою очередь, инновация представляет собой процесс внедрения новшества в области техники, технологии, организации труда, управления, основанный на достижениях науки и передового опыта, обеспечивающий качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованными рынком.

Инновация должна обладать следующими свойствами: новизной, применимостью в любой сфере деятельности человека, реализована на рынке, приносить различные виды эффекта.

Что касается аграрного производства, интерес к проблеме инноваций вызван в первую очередь структурными изменениями в системе производственных отноше­ний. Становление и развитие частной собственности обусловило необходи­мость научного обоснования затрат на различные виды и формы инвестиций. Рынок и частнохозяйственные методы управления производством постоянно выдвигают новые требования к формам его организации и к использованию ресурсов. В этой связи инновационный процесс рассматривается не только как разработка идеи (замысла), но и ее воплощение, в результате чего инновация превращается в конечный продукт (услугу) или технологию для последующего практического использования.

В растениеводстве инновации представляют собой реализацию в хозяйственную практику результатов исследований и разработок в виде новых сортов, новых или улучшенных продуктов питания, материалов, новых технологий в производстве и перерабатывающей промышленности, новых удобрений и средств защиты, новой техники, новых форм организации и управления различными сферами экономики, позволяющих повысить экономическую, экологическую и социальную эффективность производства.

Важным этапом анализа инноваций является классификация, то есть распределение инноваций по группам в соответствии с определенным классификационным признаком и систематизация.

Существует множество вариантов классификаций. В научной литературе инновации принято классифицировать по ряду признаков. Д. М. Степаненко считает целесообразным закрепить следующую последовательность критериев классификации прогрессивных нововведений и соответствующие им виды инноваций: по уровню новизны, подразделяя их на базисные, улучшающие и рационализирующие; по масштабу новизны инновации; частоте применения инновации; сфере народного хозяйства; области применения инновации; форме инновации; от вида эффекта [64].

По характеру инновации делят на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение новых продуктов. Процессные инновации делятся на технологические – новые технологии производства продукции; организационно-управленческие – новые методы организации производства, транспорта, сбыта и снабжения, новые организационные структуры управления и социальные – улучшение условий труда, отдыха, удовлетворение потребностей человека в услугах здравоохранения, образования, культуры.

В некоторых работах приведена следующая классификация инноваций.

1. По распространенности: единичные; диффузные.

2. По месту в производственном цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые.

3. По преемственности: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие; ретровведения.

4. По охвату ожидаемой доли рынка: локальные; системные; стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные; комбинаторные; совершенствующие.

Достаточно полную классификацию предложил P. A. Фатхутдинов [69], в которой автор выделяет инновации в зависимости от: уровня новизны инноваций; стадии жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество; масштаба новизны инновации; отрасли народного хозяйства; сферы применения; частоты применения инновации; формы новшества; вида эффекта, полученного в результате внедрений инновации; подсистемы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация.

Применительно к растениеводству существующие и разработанные автором классификационные признаки и виды инноваций представлены в таблице 1. Так, в зависимости от степени новизны Р. А. Фатхудинов предлагал подразделять инновации на радикальные и ординарные. По нашему мнению, кроме радикальных следует выделить: модернизированные, т.е. усовершенствованные и значительно высвобождающие ресурсы; фантомнонаучные – совершенствование уже отживших инноваций.

В зависимости от стадии жизненного цикла новшества можно подразделить на инновации: научно-исследовательских работ; опытно-конструкторских работ; подготовки производства; производства; выхода на рынок.

 

Таблица 1 – Признак классификации и виды инноваций
в растениеводстве

Признак

классификации

Виды инноваций

Степень новизны инноваций*

Радикальные (долго использующиеся в мировой практике)

Модернизированные (усовершенствованные, значительно высвобождающие ресурсы)

Фантомнонаучный (совершенствование отживших)

Стадия жизненного цикла *

Научно-исследовательских работ

Опытно-конструкторских работ

Подготовка производства

Производство

Выход на рынок

Масштаб распространения

Инновации, новые в мировом масштабе

Новые в стране

Новые в отрасли

Новые для сельхозорганизации

Сфера внедрения инновация*

Внедренные в сфере науки

Внедренные в сфере образования

Внедренные в управление

Внедренные в материальном производстве

Внедренные в процессе переработки и хранения

Продолжение таблицы 1

Признак

классификации

Виды инноваций

Область применения**

На федеральном уровне

На региональном уровне

Природно-экономическая зона

Сфера применения инновации

Предназначенные для внутреннего применения

Предназначенные для накопления в хозяйствующем субъекте

Предназначенные для продажи

Форма новшества - основы инновации

Открытия, изобретения, патенты

Рационализаторские предложения

Ноу-хау

Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы

Участник технологического процесса**

Оказывающие воздействие на человека

Оказывающие воздействие на растение

Оказывающие воздействие на технику

Тип инноваций

Селекционно-генетические

Технико-технологические

Организационно-управленческие и

Экономические

Социально-экологические

Источник инвестирования**

Инновации, инвестирующие государством

Инновации, инвестирующие частным лицом

 Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации

Научно-технический

Социальный

Экологический

Экономический

Интегральный

*- Дополненная автором, ** - предложенная автором.

 

Разделение инноваций с учетом сферы, где они внедряются, целесообразно выделить инновации, внедренные в процессе переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

Учитывая специфику отрасли растениеводства (влияния природно-климатического фактора), следует классифицировать инновации в зависимости от области применения. Так, можно выделить: инновации, используемые на федеральном уровне, т.е те, которые применимы повсеместно; инновации, применяемые на региональном уровне – это инновации, разделенные по территориальным признакам и свойственны экономическому развитию конкретных регионов, например, новая технология производства для Краснодарского края; инновации характерны только для определенной природно-экономической зоны (например, новая система минеральных удобрений, новый районированный сорт).

Так как в технологическом процессе производства продукции растениеводство взаимодействуют человек, техника и растение, то следует выделять инновации: оказывающие воздействие на человека; влияющие на технику; оказывающие воздействие на растение.

Согласно тому, что при создании определенной инновации требуются финансовые вложения необходимо разделять: инновации, инвестирующие государством, направленные на фундаментальные исследования (бюджетные средства); инвестирующие частным лицом прикладные разработки, маркетинг, производство, сбыт (внебюджетные фонды, собственные средства, иностранные источники).

Понятия, характеризующие инновационную сферу деятельности, ана­логичны во многих отраслях народного хозяйства. Применительно к аграр­ному производству данная терминология была детализирована и уточнена в Концепции развития инновационной деятельности в агропромышленном комплексе (АПК) России, разрабо­танной учеными ВНИИЭСХ [58].

В Концепции подчеркивается, что инновационная политика в сельском хозяйстве - это составная часть аграрной политики государства, направлен­ная на развитие инновационной деятельности в агропромышленном произ­водстве, которая формируется и реализуется в отрасли в целях обеспечения его инновационного развития. Для реализации инновационной политики в сельском хозяйстве должен формироваться инновационный потенциал, ко­торый включает совокупность различных видов ресурсов: материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и других, необходимых для осуществления инновационной деятельности в агропромышленном про­изводстве.

Основными инструментами реализации инновационной политики вы­ступают инновационный проект и инновационная программа. В проекте, который служит документом, определяется конкретный переход к разработ­ке и освоению или только освоению в аграрном производстве инноваций, со­гласованный по ресурсам и срокам исполнения. Программа – это комплекс инновационных проектов и мероприятий по их реализации, согласованный по ресурсам и срокам исполнения, обеспечивающих эффективность решения задач по освоению и распространению новых видов продукции, технологий, приемов в аграрном производстве. Если программа составляется по развитию отдельной отрасли экономики для обеспечения запланированного результата, то она носит целевой характер.

В системе категорий, раскрывающих содержание инновационной про­блематики, особое место отводится таким понятиям как:

- инновационная восприимчивость – способность предприятия быстро осваивать инновации в процессе производства сельскохозяйственной про­дукции или продуктов ее переработки;

инновационная активность – степень готовности, стремление и тем­пы перехода организаций (учреждений) к инновационной модели производ­ства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

технологические инновации – новая продукция (новая услуга) про­дуктового и процессного характера;

технологическая модернизация – взаимосвязанное изменение матери­ально-технологической базы комплекса отраслей на основе внедрения техно­логических инноваций и развития региональных межотраслевых инноваци­онных связей по специфическим направлениям конкретных производств;

инновационная продукция – результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;

инновационная система – совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы;

инфраструктура инновационной системы – совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.

В научной литературе существуют различные трактовки понятия «инновационная деятельность». В зависимости от объекта и предмета исследования указанную деятельность можно рассматривать как процесс, как систему, как изменение.

М.В. Мясникович отождествляет инновационную деятельность с инновационным процессом и утверждает, что она состоит из четырех основных стадий [50]: исследование и разработка; освоение; серийное или массовое производство; потребление. По нашему мнению, это абсолютно разные категории, - инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность как определенное занятие.

В. Г. Медынский и Л. Г. Шаршукова [49] представляют иннова­ционную деятельность как сложную динамическую систему действий и взаимоотношений различных методов, факторов и органов управления, за­нимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основании новейших дости­жений науки и техники; планированием, финансированием, координацией НТП и повышение его социально - экономической эффективности.

С точки зрения В. В. Жирикова и др. ученых [6], инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках.

В широком смысле под инновацион­ной деятельностью понимается процесс создания нового товара от формиро­вания его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта [4, 29, 31, 49, 52, 59, 61]. В более узком понимании инновационная деятель­ность направлена на получение определенного эффекта, т.е. она должна но­сить коммерческий характер.

Некоторые специалисты акцентируют основное внимание на творческой составляющей инновационной деятельности. Так, Б. Санто ассоциирует инновационную деятельность с интеллектуальной деятельностью [62]. Но содержание понятия «интеллектуальная деятельность» значительно шире понятия «инновационная деятельность». Интеллектуальная - характеризует любые проявления умственной активности человека, в том числе и те, которые направлены на выполнение стандартных рутинных производственных операций.

Нельзя не согласиться с мнениями Ю.А. Варфоломеевой в том, что ведущей характеристикой инновационной деятельности является то, что эта деятельность связана с созданием и (или) реализацией нового знания вне зависимости от сферы ее осуществления [5].

Таким образом, инновационная деятельность в растениеводстве - это деятельность направленная на осуществление:

- подготовки и организации производства, охватывающие приобретение оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

- внедрение разработок, включающих модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

- фундаментальных исследований;

- испытаний новой или усовершенствованной технологии (продукта);

- изучение новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию;

- приобретение технологии со стороны в форме патентов, лицензий, ноу-хау;

- пропаганду новых научных достижений, новых методов хозяйствования, новых технологий, продуктов, услуг.

Инновационная деятельность в сельском хозяйст­ве может наиболее эффективно осуществляться в рамках инновационной системы. Термин инновационная система в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на пе­риод до 2010 года раскрывается следующим определением: «инновационная система - совокупность субъектов и объектов инно­вационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реали­зации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инноваци­онной системы» [53].

Постоянное и непрерывное осуществление инновационной деятельно­сти предопределяет формирование инновационного процесса, представляющего собой ход, развитие инновационной деятельности в рамках функционирующей инновационной системы, как последовательная смена его состояний.

Д. М. Степаненко рассматривает инновационный процесс как процесс последовательного превращения идеи в инновацию, представляющий комплекс действий, необходимых для подготовки и практического использования новых технических, организационных, экономических, социальных и иных решений, что заслуживает внимания, так как инновационный процесс можно представить из следующих составляющих [64]:

инициация инновации;

организация инновационной деятельности;

выпуск (производство) инновации;

реализация инновации;

диффузия инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация – это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее экономическом обосновании.

Организация инновационной деятельности предполагает ее планирование в соответствии с заявленными приоритетами инновационного развития, составление программ и проектов с обозначением целевых индикаторов ожидаемого результата. На данном этапе инновационного процесса определяется инвестор, финансирующий проект (государственные инвестиции, частные инвестиции, смешанные формы финансирования).

Для выпуска инновации на рынок необходима ее материализация. Для этого государство создает необходимые институциональные условия, на основе которых инновация проходит весь свой жизненный цикл.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу на основе постоянного мониторинга инновационной деятельности.

Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации, представляющий собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

Вышеприведенные составляющие характеризуют инновационный процесс в общем виде, касательно растениеводства, его можно подразделить на три основных этапа:

- создание инновации, заключающейся в зарождении идеи, прохождении последовательных этапов НИОКР, организации опытного производства и сбыта, организации коммерческого производства;

- внедрение инновации в производство - в процессе освоения инновации общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями, производится оценка различных видов эффективности.

- распространение инновации (выход на рынок), т.е. передача информации хозяйствующим субъектам через систему подготовки и переподготовки кадров, информационно-консультационного обслуживания, осуществления функций управления на всех его уровнях, проведение пропаганды инноваций через средства массовой информации.

 Таким образом, инновационный процесс функционирует посредством работы встроенного механизма, воспринимающего управляющие воздействия и включает в себя возникновение, освоение и реализацию инноваций (нововведений). Причем базовой основой инновационного процесса является научная идея - источник нововведения, которая в ходе инновационного процесса разрабатывается более детально, проходит апробацию и внедряется в производство. Главным критерием оценки эффективности инновационного процесса является значимость его результатов для общества и хозяйствующего субъекта, так как в рыночном хозяйстве созданное новшество должно быть успешно реализовано.

В теории инновационного менеджмента различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизованный (натуральный), простой межорганизованный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизованный инновационный процесс предполагает создание и использование новшеств внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственной формы. При простом межорганизованном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует совершенствованию потребительских свойств выпускаемой продукции. [24].

К существующим формам инновационного процесса следует добавить мнимоорганизованный - создание уже отживших себя инноваций, не представляющих экономический интерес в настоящее время.

Высокий уровень сложности сельскохозяйственного агропромышлен­ного производства как системы и особенности инновационного процесса в нем предопределяют своеобразие подходов и методов его реализации.

И.С. Санду дает следующее определение этому про­цессу: «Применительно к АПК инновационный процесс представляет собой постоянный и непрерывный поток превращения конкретных технических или технологических идей на основе научных разработок в новые технологии или отдельные ее составные части и доведения их до использования непосредст­венно в производстве с целью получения качественно новой продукции» [60] .

Рассматривая данное определение, нельзя не согласиться с содержанием инновационного процесса как превращения идей через научные разработки в новые техноло­гии, но в инновационном процессе вряд ли возможен постоянный и непрерывный поток пре­вращения идей в новые практические решения. Так как идеи - это сложный процесс, включающий многие составляющие, а инновационный проект может быть использован на условиях его разработчиков. В этом слу­чае инновационный процесс будет посвящен реализации этого инновацион­ного проекта с некоторой его корректировкой на основе апробации в кон­кретных условиях.

Обобщение теоретических публикаций позволяет сформулировать свою трактовку: инновационный процесс в растениеводстве – это совокупность последовательных процессов превращения идей, мотивированных изменениями внешних условий (требованиями рынка, предпочтениями потребителей) через научные разработки в новые технологии, направленные на формирование результатов, наиболее полно соответствующих этим изменениям.

В растениеводстве инновационные процессы должны быть направлены на: роста урожайности сельскохозяйственных культур и улучшения качества продукции; преодоление процессов деградации и разрушения природной среды и экологизацию производства; снижение расхода энергоресурсов и уменьшение зависимости продуктивности растениеводства от природных факторов; повышение эффективности использования мелиорируемых земель; экономию трудовых и материальных затрат; сохранение и улучшение экологии окружающей среды. В связи с этим инновационная политика в области растениеводства должна строиться на совершенствовании методов селекции - создании новых сортов сельскохозяйственных культур, обладающих высоким продуктивным потенциалом, освоении научно обоснованных систем земледелия и семеноводства.

Инновационный процесс применительно к производству зерна, подразделяется на два направления – технологический и биологический. К первому наряду с разработкой и внедрением в производство новых машин, механизмов, удобрений, средств защиты, относится совершенствование технологий выращивания зерновых культур. Ко второму, биологическому, направлению инновационного процесса относится создание и внедрение в производство нового сорта (гибрида), который является нововведением, а сортосмена выступает как направление инновационного процесса и важным фактором интенсификации при производстве зерна.

По нашему мнению, следует выделить еще одно направление - экономико-экологический. К нему можно отнести снижение ресурсоемкости и повышение экономической эффективности, уменьшение отрицательного воздействия на окружающую среду посредством реализации технологического и биологического направлений.

 

 

1.2 Факторы инновационного развития
производства зерна

 

Инновационный процесс в зерновом хозяйстве имеет свои особенности: множественность видов зерна и продуктов его переработки; значительная дифференциация зон страны по условиям производства; разница в продолжительности периода производства зерна и продуктов его переработки; отсутствие научно обоснованного организационно-экономического механизма передачи достижений науки сельскохозяйственным товаропроизводителями; отставание отрасли по освоению инноваций в производстве. Организационно-экономическая сущность инновационных процессов связана с целями и задачами их развития, которые заключаются в постоянном организационно-экономическом, техническом и технологическом обновлении зернового хозяйства, направленным на его совершенствование с учетом достижений науки, техники, передового опыта. Организационно-экономический механизм освоения инноваций включает договорные отношения производителей зерна как с ее создателями, так и информационно-консалтинговой службой АПК.

Для достижения конкурентоспособности отрасли зернового хозяйства требуется обеспечение четырех факторов инновационного развития: технологических, технических, биологических, организационно-экономических.

Придерживаясь мнения ряда ученых, А. И. Алтухова, В. И. Нечаева, А. И. Трубилина, К. Б. Карсанова, И. С. Санду, первостепенными являются технологические факторы, поскольку под ту или иную технологию выращивания зерна с заданными выходными параметрами необходимо подобрать или создать заново определенный сорт (биологический фактор) и соответствующие технические средства (технический фактор). Игнорирование этого положения приводит к тому, что в сельхозпроизводящих организациях используются упрощенные приемы выращивания зерна, следствием чего становится снижением продуктивности посевов, ухудшение качественных показателей, недостаточное использование биоклиматического потенциала [2].

Эффективность технологий зависит во многом от почвенно-климатических условий. Природно-климатические факторы являются объективно необходимым условием земледелия, а принцип адаптивности должен пронизывать всю систему агропромышленного производства, так как земледелие, с одной стороны – главный источник сырьевых ресурсов в системе АПК, а с другой стороны – это достаточно трудоемкая и ресурсопотребляющая отрасль сельскохозяйственного производства. Поэтому эти факторы выступают уже в качестве экономического фактора процесса производства [30, 70]

Технические факторы инновационного производства заключаются в совершенствовании существующих (модернизации) и создании новых типов машин; механизации и автоматизации производства, внедрении новой техники.

Механизация сельскохозяйственного производства на современном этапе развития является одним из приоритетных направлений интенсификации, так как машинно-тракторный парк практически изношен. Поэтому необходимы существенные вложения на его формирование.

 Одной из основных мер по выводу из кризиса в техническом и технологическом плане является создание машинно-технологических станций, так как затраты на их организацию во многом раз ниже, чем инвестирование деятельности товаропроизводителей.

Биологические факторы связаны с технологическими и техническими факторами, и заключаются в использовании процессов роста, развития и продуцирования растений. Данные факторы охватывают различные направления: создание новых сортов и гибридов; совершенствование системы семеноводства, основанной на своевременной сортосмене и сортообновлении; внедрение новых методов селекции посредством биотехнологии, генетики, генной инженерии, использования трансгенных растений; биологической защиты; стимуляторов роста и др.

Основными организационно-экономическими факторами инновационного развития являются: организация производства научной продукции в соответствии с требованиями потребителей; реализация целевых и отраслевых научно-технических программ; формирование новых организационных форм научно-технической деятельности; повышение эффективности зернового производства за счет достижений научно-технического прогресса на основе системы экономической деятельности; создание условий для повышения активности в научно-технической сфере и непосредственно в зерновом производстве; оказание всесторонней помощи производителям зерна в освоении научно-технических достижений[диссер 15].

В. Н. Суязов среди факторов инновационного развития выделяет внутренние и внешние, начиная с международного уровня и заканчивая уровнем организации (66).

Заслуживает внимания точка зрения В. А. Иванова, который выделяет негативные (сдерживающие) и позитивные (способствующие ускорению инновационных процессов) факторы инновационного развития АПК.

Обобщая мнения различных ученых, анализируя условия, влияющие на инновационное развитие зернового производства и его состояние, позволили определить стратегические, экономические, организационно-управленческие, технико-технологические, социальные, институциональные и рыночные факторы, оказывающие отрицательное и положительное воздействия.

Факторы инновационного развития зернового производства отражены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Факторы инновационного развития зернового производства

 

Характеризуя переход мировой экономики на инновационный путь развития, большинство исследователей признает, что основной чертой со­временного типа воспроизводства выступает фор­мирование национальных инновационных систем, обеспечивающих инновационные процессы и виды деятельности. На сегодняшний день в нашей стране наметились попытки формирования такой системы: созданы новые институ­циональные структуры, изменились финансовые институты и механизмы финансирования иннова­ционной деятельности, выстраиваются механизмы взаимодействия между федеральными и регио­нальными институтами власти, приняты отдельные нормативно-правовые основы законодательства по инновационной деятельности.

В то же время действия, предпринимаемые государственными и региональными властями в этом направлении, возникшие проблемы перехода к инновационной экономике, вызывают необхо­димость сосредоточения усилий на формировании стратегического планиро­вания инновационного развития регионов, которое должно основываться на взаимодействии инновационных объектов, инновационного процесса, инновационной среды, инновационных проектов [27] .

Для активизации инновационных процессов необходимо обеспечить условия расширенного воспроизводства в аграрной сфере, прежде всего, улучшить финансовое состояние организаций.

Большинство сельхозпредприятий давно утратило собственные оборотные средства, их кредиторская задолженность превысила годовой объем выручки от реализации продукции, банки отказывают им в кредитах, что парализует нормальный процесс производства. При недостатке финансовых средств займы, в первую очередь, направляются на текущие цели [23]. Существенно усугубляют ситуацию растущие цены на энергоносители.

Отрицательное воздействие на инновационное развитие зернового производства оказывает неблагоприятная инвестиционная ситуация. Несмотря на то, что начиная с 2006 г. сельхозтоваропроизводителям стали доступны кредиты на льготных условиях сроком до 8 лет, их доля в расходной части бюджета составляет около одного процента при удельном весе в ВВП в 4,4% [23].

Слабым звеном в формировании эффективного инновационного развития зернового производства является изучение спроса на инновации. Маркетинг не стал еще неотъемлемым элементом формирования заказов на научные исследования и разработки. Как правило, при отборе проектов не проводится глубокая экономическая экспертиза, не оцениваются показатели эффективности и рисков, не отрабатываются схемы продвижения полученных результатов в производстве. Это приводит к тому что, многие инновационные разработки не становятся инновационным продуктом.

В последние десятилетия отмечается ослабление научного потенциала. Отечественное сельское хозяйство переживает кризис, который связан с отсутствием условий для инновационных процессов: слабая поддержка со стороны государства; высокая степень сложности организационной структуры; многообразие форм научно-технической и инновационной деятельности; значительный удельный вес в научных исследованиях проблем, имеющих региональный, отраслевой и межотраслевой характер; высокая стоимость нововведений. Все это создает определенные трудности в управлении научными исследованиями.

Одна из особенностей зернового хозяйства состоит в том, что здесь наряду с промышленными средствами производства активное участие в воспроизводственном процессе принимают живые организмы. Развитие их подчинено действию естественных законов и зависит от таких естественных факторов, как климат, погода, тепло, влага, свет и пища. В.Р. Вильямс писал: «Растения требуют для своего процветания непрерывной наличности или беспрерывного притока четырех групп факторов – света, тепла, воды и питательных веществ при непрерывном условии одновременной и совместной наличности всех четырех факторов в оптимальных количествах при безусловной равноценности и независимости их [7].

Расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве протекает во взаимодействии экономических и естественно биологических процессов. Поэтому при управлении инновациями требуется учитывать требования не только экономических законов, но и законов природы: равнозначности, незаменимости и совокупности жизненных факторов, законов минимума, оптимума и максимума. Действие закона незаменимости факторов производства проявляется в том, что, например, селекцией не компенсировать удобрения, сортом нельзя возместить пробелы агротехники. Согласно закону минимума, рост производства сдерживается тем фактором, который находится в минимуме.

В сельском хозяйстве даже малейшее упущение чревато нежелательными последствиями. К.А. Тимирязев указывал: «Нигде, быть может, ни в какой другой деятельности не требуется взвешивать столько разнообразных условий успеха, нигде не требуется таких многосторонних сведений, нигде увлечение односторонней точкой зрения не может привести к такой неудаче, как в земледелии» [23].

Сложность производства зерна и его особенности предопределяют своеобразие подходов и методов управления инновационным процессом, сочетание различных типов инноваций, усиления роли государства в стимулировании инноваций.

 Сохраняющаяся неэквивалентность обмена сельского хозяйства с другими отраслями экономики приводит его к деградации его материально-технической базы. В большинстве хозяйств наблюдается изношенность научного оборудования и машинно-тракторного парка.

Одним из препятствий перехода аграрной экономики на путь инновационного развития – острая нехватка квалифицированных руководителей и специалистов. За последние десятилетия в силу различных причин произошло сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве более чем на 2 млн. человек. Одновременно ухудшился качественный состав кадров. Следует направлять силы на развитие образования, фундаментальных и прикладных научно-исследовательских организаций.

К факторам, тормозящим освоение инноваций в зерновом производстве, относятся также: недостаточный уровень подготовки кадров в области инновационного управления, неразвитость инновационной политики.

После отмены патентного законодательства СССР и вступления в силу Патентного закона РФ произошел резкий спад изобретательской активности: с 200 тыс. изобретений в 1989 г. до примерно 20 тыс. ежегодно в последующие годы. Трудно ожидать эффективного инновационного развития зернопроизводства при отсутствии объектов интеллектуальной собственности.

В настоящее время российскому зерновому хозяйству свойственна неразвитость инфраструктуры рынка. Развитие инфраструктуры зернового рынка предполагает создание торгово-информационной системы, объединяющую систему торговли двойными и простыми складскими свидетельствами, систему биржевой торговли зерном, информационно-компьютерную систему, укрепление материально-технической базы речного и железнодорожного транспорта, элеваторного хозяйства. Необходимо совершенствовать рынки: технологий управления (маркетинг, интегрированные формирования); средств производства (сорта, гибриды, удобрения); технологий производства (энергосберегающая, экологически чистая и др.); новых продуктов (тритикале); новых услуг (консультационных, информационных, финансовых и др.).

К числу положительных факторов развития в инновационных процессах производства зерна следует отнести:

• многообразие форм хозяйствования, отход от административного управления экономикой;

• использование различных приемов выращивания, в том числе энерго- и ресурсосберегающие технологии производства, хранения и переработки. Проводится воспроизводство плодородия почв, предотвращение всех видов их деградации, разработка адаптивных технологий агроэкосистем и агроландшафтов;

• разработка государственной инновационной политики и стратегии на федеральном и региональном уровне, нацеленных на становление прогрессивных технологических укладов. Наметились пути создания современной системы информационного и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности, совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности. Наблюдается усиление роли государственных организаций в активизации инновационной деятельности, формирование организационно-экономического механизма функционирования на инновационной основе и разработка региональных и муниципальных инновационных программ развития;

• наличие кадрового потенциала;

• технологическое переоснащение экономически сильных организаций.

Устраняя влияние отрицательных факторов инновационного развития, при одновременном совершенствовании положительных, используя нововведения селекционно-генетического, технологического, организационно-управленческого и социального типа возможно обеспечить опережающее развитие зернового хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики.

 

1.3 Агротехнологии как главный фактор развития
зернового хозяйства

 

Развитие инновационных процессов в зерновом производстве определяется потребностями производства, наличием материально-технических ресурсов, достижениями науки и техники, а также возможностями внедрения в практику передового производственного опыта.

В дореформенный период освоение в производстве научных достижений осуществлялось с помощью внедренческих подразделений региональных органов государственного управления агропромышленным комплексом, научно-производственных систем, республиканских и региональных центров научного обеспечения, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и др. К тому же Министерство сельского хозяйства России имело в своей структуре подразделение по внедрению, проводившее анализ и систематизацию научных разработок, тиражирование и рассылку рекомендаций, организацию выставок, семинаров, обучения и повышения квалификации кадров. Данное подразделение осуществляло финансирование мероприятий в рамках научно-технической политики и определяло содержание, объемы финансирования НИОКР в области агропромышленного производства. Это позволяло снижать уровень дублирования научных разработок, расширять зоны использования научных результатов, оказывать предприятиям целевую государственную поддержку [24, с. 183].

Начиная с 90-х годов, в России в результате отсутствия мер государственного протекционизма, массового банкротства хозяйств, невостребованностью производством научных разработок, наблюдалось свертывание созданной инновационной инфраструктуры в АПК[24 с. 183].

На сегодняшний момент Россия обладает достаточно мощным научно-производственным потенциалом по созданию инноваций. Существующие в зернопроизводящих регионах формы внедренческой деятельности представлены, как правило, двумя группами. В первую из них входят отделы и группы внедрения научных учреждений, вузов и других организаций – производителей научно-технической продукции. Вторая группа объединяет самостоятельные организационные формы деятельности, которые хозяйственно не связаны с производителями научной продукции.

 Отечественная аграрная наука производит значительное количество качественной научной продукции, а передовые зернопроизводящие хозяйства, преодолевая экономические трудности, в силу возможностей внедряют в зерновое производство научные достижения [8].

Формирование эффективной инновационной системы, координирующих работу всех структур инновационного процесса – дело будущего. В настоящее время наиболее перспективным направлением является разработка и внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

В агропромышленном производстве развитых стран ключевым словом в лексиконе товаропроизводителей является слово «технология». В России оно затерялось среди терминов «система земледелия», «плодородие почвы», «мелиорация», «химизация», которые фигурируют в качестве основных понятий в земледелии, а технологиями принято называть шаблоны, представляющие собой «технологические карты». Изыскания ученых по этому вопросу предопределили то, что механизм хозяйствования опирался не на технологии, а на всевозможные рекомендации, не всегда учитывающие экологические требования растений и животных. При этом на самой сути земледелия было выхолощено основное системообразующее начало – растение с его экологическими потребностями.

Технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение и logos – слово, учение) – это совокупность, система методов и способов обработки, изменения свойств и формы сырья, материалов, других предметов труда, применяемых в процессе рационального производства продукции. Технология это не любой набор способов и операций, с помощью которых можно производить продукцию, а научно обоснованный, учитывающий достижения науки и техники, профессиональное мастерство исполнителей, позволяющий обеспечить конкурентоспособность, высокую экономическую эффективность продукции.

По законодательству РФ обязанности по воспроизводству почвенного плодородия возложены на владельцев и пользователей земельных участков. Они должны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозийных мероприятий.

Существует связь между плодородием почвы и эффективностью сельскохозяйственного производства, содержанием в почве питательных веществ и приемами выращивания сельскохозяйственных культур. До настоящего времени целью сельскохозяйственного производства в России остается получение максимума продукции и прибыли, без учёта эколого-экономической эффективности [68].

Одной из возможностей выхода агрокомплекса из критического состояния ученые-экономисты видят в применении инновационных агроприемов технологии. Научные разработки и опыт передовых хозяйств дают теоретическое и практическое обоснование новых приемов выращивания, основанных на биологии растений, агрофизических свойствах почвы, рациональном использовании техники и оборудования, экономии энергоресурсов и рабочей силы.

Инновационные технологические приемы базируются на улучшении качества выполнения технологической операции (лучшее крошение и выравнивание поверхности почвы, качественный сев, равномерное и строго дозированное по нормам применение минеральных удобрений и средств химизации, капельное орошение и т. п.) с одной стороны, и снижение удельных затрат ресурсов (металлоемкость машин, энергии, труда и денежных средств), с другой.

 Основная цель внедрения альтернативных приемов технологии выращивания полевых культур состоит в получении прироста производства продукции высокого качества с меньшими материально-денежными затратами на единицу продукции. Эти приемы представляют собой совокупность мероприятий, применение которых в хозяйствах позволит наиболее полно использовать биологический потенциал растений, агроклиматические условия и производственные ресурсы, добиться максимальной продуктивности. Основой их внедрения является научно обоснованная система земледелия и ее главное звено – правильный севооборот, учитывающий конкретные экономические и почвенно-климатические особенности хозяйств, обеспечивающие систематическое повышения плодородия почвы. Поэтому дополнительные затраты труда и материально-денежных средств на внедрение классического агроприема технологии, должны окупаться не только за счет прироста урожая, но и за счет снижения себестоимости продукции, повышения ее качества.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что высокую величину и качество урожая удается обеспечить: сбалансированным внесением минеральных удобрений; высокопродуктивными, высококачественными сортами, максимально адаптированными для отдельных почвенно-климатических зон; знанием агротехнических методов управления продукционными процессами формирования урожая.

Так, исследования, выполненные в течение 1992-2004 гг. в длительном стационарном и краткосрочных полевых опытах КубГАУ, позволили выявить ряд особенностей в реакции различных сортов озимой пшеницы на изучаемые варианты приемов выращивания [12,13,17-19]. Самая низкая урожайность зерна озимой пшеницы сотра Руфа и Победа 50 была получена на вариантах с низким уровнем плодородия и без внесения химических средств при безотвальной системе основной обработки почвы (рисунок 2). По мере улучшения пищевого режима растений, за счет повышения уровня плодородия почвы и внесения минеральных удобрений, применения средств защиты растений от вредителей, болезней и сорняков урожайность озимой пшеницы возрастала.

 

Рисунок 2 – Урожайность и затраты по различным сортам
озимой пшеницы в зависимости от приемов
выращивания, учхоз «Кубань»

 

На вариантах 020 и 220, где в системе агротехнических приемов не предусматривалась защита посевов от сорной растительности, имели место условия, не позволяющие полностью использовать потенциал не только выращиваемых в опыте сортов озимой пшеницы, но и вариантов технологии для формирования высокого урожая зерна. Это достигалось лишь при интенсификации производства озимой пшеницы, где в системе агротехнических приемов дифференцированно применялись нормы минеральных удобрений в зависимости от уровня плодородия почвы, способа основной ее обработки с комплексной защитой растений от вредителей, болезней и сорняков.

Выращивание озимой пшеницы в варианте с повышенным уровнем плодородия и применением химических средств (вар.222), способствовало получению наивысшей урожайности. Наименьшие затраты на 1 ц зерна озимой пшеницы были в вариантах без применения гербицидов и удобрений.

Рассматриваемые приемы выращивания озимой пшеницы, были прибыльными, но наиболее высокой эффективностью отличался вариант с повышенным уровнем плодородия и применением химических средств (222), который обеспечил в разрезе сортов снижение трудоемкости производства 1 ц зерна на 27%, расхода топлива на 1 ц – на 26 -75%, получение чистого дохода 8,6-9,5 тыс. руб. с 1 га, или в 1,5-2,4 раза больше в сравнении с контролем. При классическом агроприеме была достигнута максимальная урожайность, но экономическая эффективность ее невысокая. По мере роста интенсивности повысилось качество зерна озимой пшеницы. Белковость зерна увеличивалась, а содержание клейковины в муке возрастало [15,17].

 Биоэнергетическая оценка приемов выращивания озимой пшеницы подтвердила результаты их экономической эффективности: снижение энергоемкости производства 1 ц зерна обеспечил максимальную величину выхода основной продукции в расчете на 1 ГДж затраченной энергии инновационный прием технологии (222), а также на вариантах с повышенным уровнем плодородия, без применения химических средств (200) и с повышенным уровнем плодородия, применением гербицидов (202). Наибольшие коэффициенты энергетической эффективности основной продукции получены на вариантах 200 и 202.

Рациональные значения уровня ресурсоемкости (трудоемкости 0,11-0,12 чел-ч, расхода топлива 0,85-1,14 кг и энергоемкости 0,44-0,45 ГДж на 1 ц в разрезе сортов) для получения чистого дохода в расчете на 1 ц от 125 до 137 руб. и коэффициента энергетической эффективности основной продукции – 2,5-2,6 обеспечил инновационный агроприем.

Многие ученые-аграрии считают, что наилучшие условия получения высокого урожая с повышенным содержанием белка и клейковины складываются при хорошей обеспеченности растений элементами минерального питания, в частности азотом, некоторым небольшим дефицитом влаги в период налив-созревание зерна и повышенным, но не высоким температурным режимом.

Содержание белка и клейковины в зерне, а также её качество наряду с сортовыми особенностями определяются метеорологическими условиями и приёмами агротехники [25]. С увеличением периода созревания под влиянием осадков и пониженной температуры воздуха содержание протеина и сырой клейковины в зерне снижается. Недостаточная и избыточная обеспеченность влагой в период созревания зерна, высокая температура воздуха также снижают технологическое качество зерна [22].

 

Таблица 2 – Урожайность озимой пшеницы при размещении по

                  различным предшественникам в ОАО им.Ильича, ц/га

Предшественник

Год

Средняя

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Подсолнечник

59,1

69,8

67,5

51,0

65,2

62,0

54,3

60,4

6,32

61,4

Кукуруза

68,3

66,7

68,9

52,9

64,0

62,5

53,6

63,0

70,1

63,3

Сахарная свекла

66,7

68,1

71,1

50,3

65,6

60,5

55,9

59,8

59,9

62,0

Многолетние травы

66,4

69,3

80,1

49,5

66,4

61,5

56,1

66,4

66,9

64,7

Зернобобовые

64,4

68,9

73,5

52,0

69,5

63,0

54,6

59,2

71,1

64,0

 

Улучшение условий питания и водоснабжения обуславливается выбором предшественника. В степной зоне лучшими предшественниками являются многолетние травы, занятый эспарцетовый пар, зернобобовые культура, кукуруза, убираемая на силос и сахарная свекла ранних сортов.

Как видно из данных таблицы 2 наибольшая урожайность зерна озимой пшеницы отмечена, когда предшественниками были многолетние травы и зернобобовые.

Приоритетным направлением снижения ресурсоемкости и повышения эффективности производства зерна озимой пшеницы является такой агротехнический прием как обработка посевов регуляторами роста, обеспечивающих повышение урожайности на 5-7%, снижения уровня землеемкости производства 1 ц зерна на 6,6-7,7%, сокращение расхода топлива на 1 ц продукции до 4,3% , затрат труда в расчете на 1 ц до 10% , себестоимости на 4-7%, рост рентабельности на 6-10 пунктов [12, 13, 17-19].

Таким образом, разработка эффективных агротехнологий производства зерна, обеспечивающих оптимальное и экологически безопасное использование природных ресурсов с повышенной и устойчивой продуктивностью зерновых, высокими потребительскими качествами продукции является одним из главных факторов развития зернового хозяйства, а научно-обоснованный выбор агротехнологии характерной для определенной зоны произрастания – важнейший элемент в управлении зерновым производством.