В 3-й главе рассматриваются вопросы создания двухуровневой автоматизированной
системы управления (АСУ) качеством подготовки специалистов, как АСУ
технологическими процессами (АСУ ТП) в образовании. При этом на первом уровне
объектом управления является учащийся, а управляющей системой – учебный
процесс, на втором же уровне сам учебный
процесс, прежде всего профессорско-преподавательский состав (ППС)
рассматриваются в качестве объекта управления, а управляющей системой является
учебный отдел (управление) и руководство вузом, которые по своему месту в
иерархической системе обработки данных, информации и знаний в вузе и их
использования для управления призваны выполнять функции контроллинга по
отношению к ППС, но сами еще не осознают этого и далеко не всегда делают. В
данном разделе поставлена проблема создания АСУ вузом и обоснована актуальность
ее решения, рассмотрены пути решения этой проблемы, раскрыто понятие информатизации,
детализированы ее цель и задачи, рассмотрены направления и основные приоритеты
информатизации, обоснованы пути создания, развития и поддержки информационной
инфраструктуры, а также конкретизированы необходимые для этого мероприятия и
порядок действий, изучена специфика применения АСУ в вузе, предложены и
обоснованы двухконтурная модель рефлексивной
АСУ качеством подготовки менеджеров, которая рассматривается авторами
как АСУ ТП в образовании, рассмотрены сходство и различие между классическими
АСУ ТП и АСУ в образовании.
Основной
целью образования и любого вуза
является обучение и воспитание студентов,
в результате чего они превращаются из вчерашних школьников в молодых
специалистов – полноценных членов общества. Эти виды деятельности вуза имеют
существенно информационный характер,
т.е. в первом приближении связаны с передачей студентам от преподавателей
регламентированной образовательными стандартами по количеству и содержанию информации. Для достижения цели
образования студент должен находиться в определенной образовательной среде, в которой ему должна быть предоставлена
возможность поиска и получения необходимой ему информации.
Традиционно
основными источниками информации для студента являются: лекционные,
практические, лабораторные и семинарские занятия, а также самостоятельные
занятия (в основном в период подготовки к сдаче зачетов и экзаменов). В
качестве носителей информации используются конспекты лекций, которые студенты
пишут на лекциях, и учебные пособия, которые они могут найти по каталогам и получить в библиотеке вуза.
Сам вуз,
как организация, имеет определенную структуру управления, включающую в
частности подсистемы управления учебным процессом, научной и инновационной
деятельностью, финансово-экономической деятельностью и другие. Таким образом,
вырисовывается два основных уровня организации информационных процессов в вузе:
информационное воздействие на студента в учебном процессе и управление самим
учебным процессом и его качеством.
Преимущества,
которые в принципе могла бы дать комплексная автоматизация вуза по всем этим
направлениям его деятельности сегодня очевидна уже для многих руководителей, но
надо отметить, что далеко не для всех и далеко не в полной мере. В данной
работе мы не ставим себе задачу обоснования целесообразности автоматизации
управления вузом, т.к. считаем, что для того чтобы убедиться в этом, достаточно
посмотреть вокруг. Если это не помогает, то уже едва ли помогут даже сотни подобных
статей.
Парадоксально,
но в XXI веке, когда информационные технологии активнейшим образом проникают во
все сферы жизни общества, вузы остаются для них во многом Terra Incognita и пока не оказали системного влияния на учебный
процесс и практику управления вузом. Вместе с тем на протяжении многих лет,
даже можно сказать десятков лет, ведущими вузами страны предпринимались
неоднократные настойчивые попытки создания автоматизированной системы
управления (АСУ) вузом. И сегодня есть все основания констатировать, что эти
попытки не привели к успеху, т.к. в результате созданы лишь фрагменты подобной
системы, причем не в универсальной форме, а тесно привязанные к специфике того
или иного вуза. В чем же возможные причины этого?
На наш
взгляд главная причина состоит в том,
что АСУ вузом относится к большим сложным
динамичным системам. Подобные системы очень сложно, если вообще возможно,
централизованно спроектировать, создать, внедрить, а также обеспечить
сопровождение их эксплуатации и развитие, т.к. для этого необходимо соблюдение
целого ряда трудно выполнимых условий и решение ряда масштабных научных,
технических, финансовых, организационных, юридических, психологических и других
проблем.
АСУ вузом является большой
сложной системой. Это означает, что ни один человек не в состоянии охватить
эту систему в своем сознании в целом и одновременно с детализацией, достаточной
для того, чтобы описать эту систему в стандартной документации разработчика
программного обеспечения (ПО): технико-экономическом обосновании (ТЭО),
техническом задании (ТЗ), техническом проекте (ТП), рабочем проекте (РП) и тем
более создать ее.
Конечно, может быть где-то в мире и существуют
несколько таких совершенно исключительных по своему уровню компетентности
специалистов, способных на это, но на них ориентироваться нельзя, т.к. едва ли
реалистично рассчитывать на то, что такие специалисты в обозримой перспективе
появятся в каждом вузе. А именно такой специалист должен возглавить коллектив, занимающийся созданием,
внедрением, поддержкой и развитием системы (о подобном коллективе мы еще поговорим
ниже).
Но даже если бы это нереальное условие было выполнено,
то возникает проблема создания АСУ
вузом на практике, т.е. проблема создания соответствующего комплекса
технических средств, программного и других видов обсечения, на которых мы
остановимся ниже.
Однако АСУ вузом является не только большой и сложной,
но и весьма динамичной системой. Это
значит, что даже если бы проект АСУ
вузом по какому-то волшебству или мановению волшебной палочки оказался готовым
и лежал стопкой переплетенных томов на столе ректора, то пролежав бы там
месяц-два он устарел бы на столько, что пришлось бы вносить в него изменения,
причем не только в него, но и в саму реально работающую систему.
Кроме того необходимо отметить, что по ряду вопросов,
имеющих принципиальное значение для создания некоторых подсистем АСУ вузом,
например таких как подсистема управления качеством образования, в настоящее
время пока не найдено общепринятого научного решения.
На основании вышесказанного авторы вынуждены сделать вывод о том, что классическим путем по технологии "сверх вниз" спроектировать
и тем более создать подобную систему практически невозможно.
Поэтому авторы считают, что одним из "узких мест" классического подхода к
проектированию и созданию АСУ вузом является централизация руководства
и специалистов по проектированию и созданию системы и предлагают отказаться от этого классического подхода в пользу децентрализованного
подхода, при котором, как это ни парадоксально, проектировать и специально
создавать АСУ вузом не нужно, а нужно лишь создать благоприятные условия для ее
возникновения и развития, при этом централизованно задаются лишь некие
общие принципы и стандарты информационного взаимодействия в рамках системы,
возможно включая рекомендации по
выбору инструментальных средств, а принятие и реализация решений по созданию
подсистем, включая работы по их созданию, внедрению, поддержке и развитию
осуществляются теми лицами и подразделениями, которые в этих подсистемах
заинтересованы.
Как
показывает опыт, чаще всего руководство вузов и администраторы от науки других
уровней, особенно гуманитарии, находятся под влиянием весьма распространенных и живучих (устойчивых)
заблуждений и иллюзий о том, что на практике создание АСУ вузом могут и должны
осуществлять преподаватели той кафедры (факультета), которая имеет
наибольшее отношение к компьютерным технологиям, а также студенты этой кафедры
(факультета), обучающиеся по соответствующим специальностям.
Что
можно сказать по этому поводу, если выразить это в аргументированной форме,
пытаясь не вдаваться в эмоции? Прежде всего это очень печально, т.к. по сути
ставит жирный крест на перспективах создания АСУ вузом в обозримой перспективе,
еще печальнее то, что преодолеть эти устойчивые заблуждения и иллюзии
по-видимому нет никакой реальной возможности. Теперь аргументы:
Во-первых, преподавание
дисциплин, связанных с компьютерными технологиями, и создание, поддержка и развитие реально действующей большой,
сложной, динамичной системы требуют совершенно различных профессиональных
навыков и преподаватели, за редким исключением, не имеют опыта подобных работ и вообще не являются в этой области
специалистами-профессионалами.
Во-вторых, оплата
труда преподавателей осуществляется исходя из почасовой учебной нагрузки с
учетом ученых степеней и научных званий, а масштабные работы работам по созданию,
поддержке и развитию АСУ вузом не могут выполняться в качестве
"общественной нагрузки", т.е. без дополнительной оплаты.
В-третьих, в должностные
обязанности преподавателей входит проведение занятий ("звонковая
нагрузка"), а также разработка учебно-методических материалов, необходимых
для обеспечения учебного процесса и научная
работа, а работы по созданию, поддержке и развитию АСУ вузом не входят в
круг должностных обязанностей преподавателей.
В-четвертых, преподаватели, многие из которых работают на 1.5
ставки, физически не смогут уделять работам по созданию, поддержке и развитию
АСУ вузом того, времени, которое для
этого необходимо. А так как для этого необходимо все рабочее время, то обращаться к этим работам от случая к случая во
время перерывов или "окон" между занятиями – это значит обречь их на
невыполнение. Мы уже не говорим о том, что эти окна нужны еще и для
восстановления сил, профессионального общения с коллегами, общения со студентами
по текущим вопросам, работы по подготовке к занятиям, да и просто для того,
чтобы перейти из одной учебной аудитории в другую (в Кубанском государственном
аграрном университете это может занимать до 15-20 минут).
В-пятых, "об использовании студентов" на работах по
созданию, поддержке и развитию АСУ вузом:
– прежде
всего надо отметить, что основная обязанность студентов – это учиться. Поэтому
их привлечение к подобным работам возможно только если это соответствует их
специальности и оформлено, например, в виде учебно-методической или
производственной практики;
– студенты,
за редким исключением, еще в меньшей степени, чем преподаватели обладают теми
профессиональными навыками, которые необходимы для выполнения подобных работ,
т.е. просто профессионально не готовы их выполнять;
–
студенты – народ необязательный, т.е. они работают только тогда, когда
зависимы, а зависимы они не больше семестра: до сдачи очередного зачета или
экзамена, которая воспринимается ими не иначе как "освобождение" от
навязанных в этой связи обязанностей или "отработок".
В
результате действия всех этих факторов использование студентов для выполнения
подобных работ, как показывает большой опыт, имеющийся у авторов, приводит к
большой текучести коллектива и очень некачественной его работе.
Таким
образом, если кратко сформулировать ответ авторов на вопрос о том, кто должен
заниматься созданием, поддержкой и развитием АСУ вузом, состоит в следующем: работами
по созданию АСУ вузом должны заниматься профессионалы в этой предметной
области, причем они должны делать это в соответствии со своими основными должностными
обязанностями, за достойную оплату и в свое основное рабочее время. Ясно,
что эти специалисты – это явно не преподаватели и тем более не студенты. Именно
такие "кадры решают все", или почти все.
Специалисты,
определяющие ключевые моменты, касающиеся всего вуза в целом, от которых
зависит создание, поддержка и развитие АСУ вузом, должны быть организованы в
форме коллектива.
Традиционно
подобные коллективы, которые есть в большинстве вузов (за редким исключением),
называются "Научно-технический Центр новых информационных
технологий". Авторы предлагают не создавать подобное подразделение,
т.к. это можно рассматривать как первый шаг по пути "скатывания" к
традиционным централизованным уже дискредитировавшим себя подходам. Вторым, уже
практически неизбежным шагом, может стать возложение на этот центр работ
проектированию и созданию АСУ вузом.
Поэтому
авторы предлагают назвать этот коллектив "служба проректора по
информационным технологиям" (служба IT), по аналогии со службой главного
инженера или главного электрика на производственных предприятиях.
Чтобы
деятельность службы IT имела соответствующий юридический статус в вузе она
должна основываться на утвержденной ректором Концепции информатизации вуза, кроме
того она должна быть обеспечена кадрами, финансово и организационно,
помещениями, компьютерной и оргтехникой, широкополосным выходом в Internet.
Авторы
предлагают рассматривать АСУ вузом как децентрализованную открытую
самоорганизующуюся систему, аналогичную
системам, реализуемым на основе Internet. Это означает, что работа над АСУ вузом должна подчиняться следующим основным
принципам:
1.
Развитие системы не должно вступать в противоречие с действующим
законодательством Российской Федерации и общепринятыми в цивилизованном
обществе морально-этическими нормами.
2. Централизованно задаются лишь некие
общие принципы и стандарты информационного взаимодействия в рамках системы,
возможно включая рекомендации по
выбору инструментальных средств.
3.
Система открыта для включения в ее
структуру новых подсистем, состав которых заранее не регламентирован, причем
решение о создании и включении в состав системы новых подсистем принимается
демократично, т.е. теми, кто ее будет ее создавать, поддерживать и развивать
"в явочном порядке", т.е. не требует согласования или утверждения на
каком-либо вышестоящем административном уровне.
4.
Система самоорганизуется, т.е. никто
заранее не планирует и не проектирует ее функции и поддерживающую эти функции
структуру, а они возникают и развиваются в соответствии с текущими и
перспективными потребностями самих пользователей системы. Примерно так, если
мелко вспахать всю территорию вуза, то постепенно между его корпусами образуются
протоптанные студентами и преподавателями тропинки и дорожки, которые можно
потом заасфальтировать, а промежутки между ними засадить газонной травой,
декоративным кустарником и деревьями. В результате, во-первых, отпадает
необходимость в проектировании системы дорожек, а во-вторых, незачем ставить на
газонах таблички: "По газонам не ходить", т.к. это и так никому не
нужно.
Основные
направления работы службы IT включают:
–
разработка и координация реализации концепции информатизации вуза;
–
создание, поддержка и развитие комплекса технических средств информационной
инфраструктуры АСУ вузом, включая корпоративную сеть вуза, главный сервер,
предоставление услуг широкополосного доступа в Internet для преподавателей и студентов
как с компьютеров, находящихся на территории вуза, так и с их домашних и
мобильных компьютеров;
–
разработка и реализация ключевых (центральных) проектов АСУ вузом,
непосредственно касающихся всего вуза в целом, включая: электронную библиотеку;
сайт вуза; политематический сетевой электронный научный журнал вуза; сайты всех
факультетов и кафедр (на первом этапе); подсистему дистанционного образования;
подсистему управления качеством образования; мультимедийных и электронных
учебных пособий и программно-методических комплексов (ПМК); подсистемы
автоматизации научно-инновационной, кадровой, планово-экономической и финансовой
деятельности и другие;
–
обучение специалистов (в рамках дополнительного образования) факультетов и
кафедр для поддержки и развития сайтов этих подразделений и создания мультимедийных
и электронных учебных пособий;
–
научные исследования и решение научных проблем и задач, связанных с управлением
качеством образования и другими ключевыми аспектами создания АСУ вузом.
Информатизация – это процесс
разработки, создания и массового применения современных информационных технологий
(в т.ч. телекоммуникационных, мультимедийных, интеллектуальных).
Целью
информатизации является обеспечение качественного доступа к университетским и мировым
информационным ресурсам (учебным, научно-методическим и др.) для руководства
вуза, руководства факультетов и кафедр, профессорско-преподавательского состава
(ППС), аспирантов и студентов, интеграция вуза в мировое информационное
пространство.
– на уровне руководства вуза: эффективное
обеспечение высшего руководства вуза и руководителей подразделений достоверной
стратегической и оперативной информацией, поддержка принятия решений
административно-управленческим персоналом;
– на уровне ППС: информационное обеспечение
учебной и научной деятельности; внедрение современных информационных, в т.ч.
мультимедийных технологий, в учебный процесс;
– на уровне студентов: доступ к
учебно-методической и научной информации, необходимой для профессионального и
гражданского становления.
1. Разработка и реализация Технической политики вуза в
области информатизации.
2. Проектирование, поэтапное создание, поддержка и
развитие компонент автоматизированной системы управления (АСУ) вузом, прежде
всего подсистем управления качеством подготовки специалистов и учебным
процессом, систем информационной поддержки образования.
3. Создание, поддержка и развитие корпоративной сети
вуза.
4. Обеспечение качественного доступа в Internet со
всех сетевых рабочих станций корпоративной сети вуза, а также для
профессорско-преподавательского состава вуза – с домашних компьютеров через
вузовский узел коллективного доступа в Internet.
5. Поддержка HOST-компьютера, доменов и сайта вуза,
электронного сетевого научного журнала вуза.
6. Проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских,
монтажных и пусконаладочных работ по созданию новых наукоемких продуктов в
области современных информационных технологий: программных систем и банков
данных различного назначения, web-сайтов, мультимедийных продуктов (в т.ч.
электронных учебников) на компакт-дисках, разработка и техническое обеспечение
электронных презентаций (организация мультимедийной аудитории) и т.д..
7. Создание электронных баз данных и CD-архивов накопленной
в вузе многолетней информации об агрометеорологических условиях и технологиях,
а также количественных и качественных результатах сельскохозяйственного
производства.
8. Создание, поддержка и развитие Web‑сайта вуза
(в т.ч. на английском языке), включая общеуниверситетский раздел, разделы
факультетов, кафедр, библиотеки (с возможностью использования каталогов и
доступа к научным и учебно-методическим материалам), раздел информационной
поддержки обучения, электронные научные и методические издания вуза, on-line
консалтинговые службы, персональные страницы профессорско-преподавательского
состава, студентов и аспирантов, и др.
10. Сервисное обслуживание и ремонт компьютерной и оргтехники
вуза (по обращениями руководителей кафедр или факультетов).
11. Внедрение современных информационных технологий в
организациях – участниках Кубанского аграрного научно-образовательного объединения.
12. Информационная поддержка процессов принятия решений
(в первую очередь административно-управленческих, организационных и хозяйственных).
13. Информационно-вычислительное и мультимедийное
обеспечение учебного процесса.
14. Формирование, развитие и удовлетворение информационных
потребностей учебных кафедр, научных подразделений и студенческих групп.
15. Создание баз данных, содержащих информацию, необходимую
для эффективного функционирования административно-хозяйственных служб вуза, и
базы (хранилища) знаний для информационного обеспечения основной миссии вуза.
16. Формирование сферы информационных услуг в образовательной
области для внутренних и внешних пользователей.
17. Формирование и поддержка условий, способствующих и
обеспечивающих развитие процесса информатизации.
18. Правовое обеспечение вопросов интеллектуальной и информационной
собственности.
По мере развития АСУ вузом могут выявляться и новые направления
работы, касающиеся всего вуза в целом, другие же наоборот, могут уходить на
уровень факультетов, кафедр или других подразделений.
Процесс информатизации вуза строиться с учетом следующих
приоритетов:
– информатизация органов управления вуза, обеспечивающая
реализацию новых функций и совершенствование качества и эффективности методов
управления;
– информатизация учебного процесса, обеспечивающая различные
формы компьютерного образования и значительно расширяющая возможности и
повышающая качество образовательного процесса;
– информатизация научной деятельности, обеспечивающая
публикацию научных и методических работ в электронном сетевом научном журнале
вуза, доступ к различным банкам научной и методической информации и электронным
библиотечным фондам вуза и других вузов, активное участие сотрудников и студентов
в российских и международных научных программах.
Решение задач информатизации предполагает создание и
развитие соответствующей информационной инфраструктуры. При этом на успех можно
рассчитывать лишь при соблюдении вполне определенной наукоемкой технологии и
полной поддержке процессов информатизации руководством вуза.
Для этого необходимо разработать, создать или приобрести:
– коммуникационную среду, включающую разнообразные
средства компьютерной связи и передачи данных, технологии использования этой
среды, обеспечивающей выход в городские, общегосударственные и международные
компьютерные сети;
– систему баз данных различного назначения (административно-управленческие,
научные, методические, информационно-справочные);
– локальные сети факультетов и корпусов;
– корпоративную общеуниверситетскую сеть;
– информационно-управляющие системы различного назначения.
Для формирования и поддержки информационной инфраструктуры
необходимы следующие виды обеспечения:
1. Организационно-юридическое.
2. Финансово-экономическое.
3. Техническое.
4. Телекоммуникационное.
5. Математическое.
6. Информационное.
7. Программное.
8. Кадровое.
– проведение
прикладных научных исследований и проектных работ в области информатики и системных
решений;
– ускоренное
развитие материально-технической базы информатизации (включая парк компьютерной
и оргтехники и средства компьютерных телекоммуникаций);
– внедрение
существующих, а также разработка, развитие и применение новых информационных
технологий, создание технологической базы информатизации;
– подготовка
кадрового состава и повышение "информационной" культуры руководителей
всех уровней и конечных пользователей;
– разработка
необходимой правовой базы.
Информатизация является одним из важных элементов деятельности
вуза, не просто способствующим повышению эффективности его основной
деятельности, но в настоящее время являющимся одним из необходимых условий обеспечения
международного уровня качества подготовки специалистов и интеграции в
международное образовательное пространство.
Для этого прежде всего необходимо создать, поддерживать
и развивать техническую основу для
решения:
– локальных
задач на кафедрах вуза (приобретение компьютеров и периферийного
оборудования);
– задач
факультетского уровня (создание локальных компьютерных сетей факультетов).
– задач
общеуниверситетского уровня (создание корпоративной компьютерной сети
вуза);
– задач уровней научно-образовательного объединения, регионального,
а также федерального и международного.
Затем, по мере
развития технических средств, создать программно-информационную среду,
обеспечивающую повышение эффективности основных направлений деятельности вуза
(образование, наука, управление). Создание этой среды представляется в форме
создания (приобретения) и внедрения сетевых информационных ресурсов,
ориентированных на определенные группы пользователей, включая руководство
университетом, профессорско-преподавательский состав, аспирантов, студентов,
руководителей и специалистов, аграрных и других предприятий, вузов.
Реализация данной концепции основывается на принципах
создания, функционирования и развития больших открытых систем. Основными из них
являются:
1. "Принцип первого лица": поддержка
информатизации первым лицом является необходимым условием успеха.
2. "Принцип децентрализованного
метауправления": процесс создания системы информатизации вуза
координируется службой IT лишь в научно-методическом плане, т.е. в форме метауправления,
а не в форме принятия или визирования решений или тем более в форме выполнения
предпроектных и проектных работ и реализации проектов.
Эти и другие принципы должны быть изложены и конкретизированы в
документе с названием: "Техническая политика в области информатизации в
вуза", который является методическим руководством
по принятию решений в области информатизации для всех руководителей
структур вуза, принимающих такие решения.
Сроки реализации Концепции информатизации вуза определяются
сроками и объемами финансирования работ вузом, а также чисто технологическими
параметрами.
В работах [56. 67] рассматривается специфика
применения автоматизированных систем управления (АСУ) в вузе для управления
качеством подготовки менеджеров, предлагается двухконтурная модель АСУ, на 1-м
контуре которой осуществляется управление студентом с помощью образовательного
процесса, а на 2-м – управление самим образовательным процессом, при этом
рефлексивная АСУ качеством подготовки менеджеров рассматривается авторами как
АСУ технологическими процессами (ТП) в образовании. Работа поддержана грантом
КубГАУ за 2006 год по созданию программы мониторинга качества образования.
Классическая схема
автоматизированной системы управления (АСУ) включает управляемый объект и
управляющую систему, находящиеся в некоторой окружающей среде и взаимодействующие
друг с другом за счет управляющих и обратных связей (рисунок 16).
|
Рисунок
16.
Структура типовой АСУ |
Традиционно АСУ
применялись при управлении различными техническими системами и технологическими процессами
(АСУ ТП). В экономике известны АСУ организационного управления (АСОУ), в
которых осуществляется управление людьми,
выполняющими различные функции по производству материального продукта.
Возникает вопрос о
том, можно ли осуществить перенос огромных наработок в этих областях на новую
предметную область: синтез рефлексивной
АСУ качеством подготовки менеджеров? Для обоснованного ответа на этот
вопрос, как минимум, необходимо сравнить
АСУ в вузе с АСУ на производстве и в экономике, т.е. по сути, провести
некоторую аналогию (конечно, насколько это корректно и возможно) между вузом и
заводом, сравнить, что в этих случаях является сырьем, управляющими факторами,
конечным продуктом, окружающей средой (таблица 2):
Таблица 2 – СРАВНЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ АСУ КАЧЕСТВОМ |
|
В
таблице 2 приведены АСУ, в которых объектом управления является некий объект,
на начальном этапе представляющий собой сырье, а на конечном, благодаря
воздействию определенной технологии, преобразующийся в
конечный продукт, выпускаемый организацией и потребляемый некоторым
внешним потребителем.
Конечно,
абитуриент обладает определенными предпосылками для того, чтобы стать или не
стать хорошим студентом или менеджером, но можно ли на этом основании в
каком-то смысле сравнивать его с сырьем или какой-нибудь заготовкой для будущей
детали? Если при этом сравнении
упускается специфика абитуриента, как
активной системы, то такое сравнение безусловно некорректно, если же
характеристика конституционных и социально-обусловленных личностных свойств
абитуриента (в том числе таких как его оценка и самооценка, мотивации, ценностные
ориентации и т.д.) входит в систему исследуемую факторов, влияющих на его
переход в будущие состояния, как это предлагается в данной работе, то такое
сравнение не только обоснованно, но и целесообразно.
Чтобы сформулировать концепцию управления в рефлексивной АСУ
качеством подготовки менеджеров рассмотрим упрощенную формальную модель. Процесс управления состоит из последовательных
циклов управления, каждый из которых
включают следующие этапы:
– количественное сопоставимое измерение параметров и идентификация
состояния объекта управления;
– оценка эффективности (качества) предыдущего управляющего воздействия;
– если предыдущее управляющее воздействие не обеспечило
приближения цели, то выработка новых или корректировка (адаптация) имеющихся
методов принятия решений;
– иначе – выработка нового управляющего воздействия на основе
имеющихся методов принятия решений;
– реализация управляющего воздействия.
При этом объектами управления, в соответствии с технологией QFD
(развертывания функций качества) на различных уровнях являются:
– потребительские свойства продукта;
– свойства его компонент;
– технологический процесс;
– элементы (операции) технологического процесса (рисунок 17):
|
Рисунок
17.
Обобщенная схема QFD-технологии |
Конкретизируем общие
положения QFD-технологии (развертывание функций качества) для случая
рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров. Из этой технологии следует,
что на макроуровне в этой АСУ должно быть по крайней мере два уровня:
– 1-й уровень –
управление качеством конечной продукции;
– 2-й уровень –
управление качеством технологии производства конечной продукции.
Такие АСУ, которые
управляют производством конечного продукта организации, будем называть АСУ
группы "Б" (АСУ средств потребления). Применительно к рефлексивной
АСУ качеством подготовки менеджеров, АСУ группы "Б" – это АСУ
управления студентом с помощью образовательных технологий (рисунок 18):
|
Рисунок
18.
Обобщенная схема АСУ КПС группы "Б" |
Обычно влияние тех
или иных традиционных образовательных технологий на свойства выпускника
считается известным. Это положение
не подвергается в данной работе сомнению, однако необходимо отметить, что само
понятие "известно" существенно отличается в гуманитарной и
технических областях, т.е. в этих областях приняты различные критерии для классификации исследуемых закономерностей на "известные"
и "неизвестные". Это приводит к тому, что в ряде случаев то, что
"гуманитарии" считают для себя известным не является таковым для
"естественников", т.е. они,
конечно, имеют эти знания, но они их не устраивают. Как правило,
гуманитариев устраивает качественная
оценка связи, в результате они часто оперируют нечеткими высказываниями типа:
"Наличие хороших учебных помещений положительно сказывается на качестве образования".
И это для них приемлемо. Однако для создания АСУ необходима количественная модель предметной области,
отражающая знания о взаимосвязях образовательных технологий и уровнях
предметной обученности и воспитанности студентов, т.е. знаний, выраженных в
такой качественной форме недостаточно,
требуется количественная формулировка.
Что значит
"хорошее учебное помещение", что "значит качество
образования", в каких сопоставимых
единицах измерения и каким способом
(и каким измерительным инструментом)
можно измерять эти величины, в каких
единицах измерения измеряется взаимосвязь между ними, носит ли она
детерминистский или статистический характер и т.д. и т.п. Вот лишь некоторые
вопросы, которые задают себе проектировщики АСУ. В результате в одной и той же
ситуации гуманитарий может считать, что ему "известна та или иная
зависимость", а менеджер по созданию АСУ, предъявляющий к себе значительно
более жесткие требования, не может себе позволить так считать, что ему это известно,
а значит, будет ставить вопрос о проведении специальных исследований для
выявления и количественного измерения этих связей.
Поэтому при создании
рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров возникают проблемы:
– количественного
измерения различных параметров образовательных процессов, предметной
обученности и воспитанности студентов и выпускников;
– выявления
количественных зависимостей между параметрами образовательных процессов
(управляющими воздействиями) и предметной обученностью и воспитанностью
студентов и выпускников.
Во всех случаях
внедрение АСУ означает, прежде всего, изменение (совершенствование) технологии
воздействия на объект управления (рисунок 18 и таблица 2). Таким образом, сам
процесс внедрения АСУ можно рассматривать как процесс управления
совершенствованием технологии производства конечного продукта вуза, т.е.
выпускника, молодого менеджера.
АСУ, в которых сама
образовательная технология является объектом управления, мы отнесем к
группе "А" (таблица 3).
В технических,
производственных и (в меньшей степени) в экономических системах АСУ группы
"А" являются чем-то экзотическим, т.к. объект управления, как
правило, представляет собой систему с медленноменяющимися параметрами. В этих областях
АСУ после внедрения работают достаточно длительное время без существенных
изменений.
Таблица 3 – КОМПОНЕНТЫ АСУ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
№ |
Элементы АСУ |
Рефлексивная
АСУ |
1 |
Сырье |
Образовательный процесс и
ППС до внедрения рефлексивной АСУ
качеством подготовки менеджеров |
2 |
Объект |
Образовательный процесс и
преподаватели |
3 |
Управляющие факторы |
Материально-техническое и
научно-методическое обеспечение образовательного процесса, повышение
квалификации ППС |
4 |
Конечный |
Образовательный процесс и
ППС после внедрения рефлексивной АСУ
качеством подготовки менеджеров |
5 |
Потребитель |
Сам выпускник, его
родители, организации, социум |
6 |
Окружающая |
Рынок труда и
образовательных услуг |
В рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров
ситуация кардинально иная: и сами учащиеся, и условия окружающей среды,
являются весьма динамичными, из чего с необходимостью следует и высокая
динамичность образовательных технологий. Следовательно, рефлексивная АСУ качеством подготовки менеджеров
группы "Б" фактически не только не может быть внедрена, но даже и
разработана без одновременной разработки и внедрения рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров группы
"А", которая бы обеспечила ей высокий уровень адаптивности,
достаточный для обеспечения поддержки адекватности модели как при
количественных, так и при качественных изменениях предметной области, т.е. как
на детерминистских, эргодичных периодах, на которых закономерности предметной
области остаются практически неизменными или изменяются лишь количественно, так
и после прохождения системой точек бифуркации, после чего они изменяются
качественно.
Обобщенная схема рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров
группы "А" приведена на рисунке 19:
|
Рисунок
19.
Обобщенная схема рефлексивной
АСУ |
Объединение рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров
групп "А" и "Б" приводит к схеме двухуровневой АСУ, в которой первый контур
управления включает управление студентом, а второй контур управления
обеспечивает управление самой образовательной технологией, оказывающей
управляющее воздействие на студента.
Но
и управление образовательными технологиями будет беспредметным без обратной
связи, содержащей информацию об эффективности, как традиционных педагогических
методов, так и педагогических инноваций, т.е. без учета их влияния на качество
образования.
Кроме
того, рефлексивная АСУ качеством
подготовки менеджеров включает ряд обеспечивающих
систем, работа которых направлена на создание наиболее благоприятных условий
для выполнения основной функции этой АСУ, т.е. обеспечение международного уровня качества
образования. Это так называемые обеспечивающие подсистемы:
–
стратегическое управление (включая совершенствование организационной структуры
университета и демократизацию управления);
–
управление инновационной деятельностью (НИР, ОКР, внедрение);
–
управление информационными ресурсами (локальные и корпоративные сети, Internet);
–
управление планово-экономической, финансовой и хозяйственной деятельностью, и
др.
Необходимо
также отметить, что рефлексивная АСУ
качеством подготовки менеджеров работает в определенной окружающей
среде, которая, в частности, включает:
–
социально-экономическую среду;
–
рынок труда;
–
рынок образовательных услуг;
–
рынок наукоемкой продукции.
Учитывая
вышесказанное, в данном исследовании предлагается следующая обобщенная модель рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров,
включающую в качестве базовых подсистем
АСУ групп "А" и "Б", а также обеспечивающие подсистемы
(рисунок 20).
Необходимо
отметить, что двухуровневая схема рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров
является обобщением структуры типовой АСУ для вуза, а не обобщением структуры
рефлексивной АСУ активными объектами [56]. Чтобы рассматривать ее именно как
рефлексивную АСУ необходимо иметь в виду, что и образовательный процесс, и
студент, являются активными объектами и управляющие воздействия на них имеют информационный
характер. При этом информационные потоки обуславливают соответствующие
финансовые, энергетические и вещественные потоки, изучаемые методами логистики.
|
Рисунок
20.
Обобщенная схема двухуровневой рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров |
Итак, объединение рефлексивных АСУ качеством подготовки менеджеров
групп "А" и "Б" приводит к схеме двухуровневой АСУ. Из
сравнения рефлексивной АСУ качеством
подготовки менеджеров с АСУ ТП, то можно сделать следующие выводы:
– аналогом сырья в
вузе является абитуриент;
– объектом управления
в вузе является студент, который представляет собой систему несопоставимо более
сложную, чем любая техническая система или любой производственный процесс;
– технологический
процесс в вузе – это образовательный процесс, где использование технических
средств является вспомогательным, а основным является прямое воздействие профессорско-преподавательского
состава.
Вуз, если
рассматривать его как производственную систему, имеет весьма специфический
конечный продукт – это выпускник, молодой менеджер.
Рефлексивная АСУ качеством подготовки менеджеров
имеет еще одну ярко выраженную специфическую особенность по сравнению с
АСУ ТП: эта особенность – очень
большая длительность технологического процесса "по выпуску одного изделия",
т.е. время прохождения студента вдоль обрабатывающих центров (преподавателей)
по образовательному конвейеру до выпускника (от 4 до 7 лет, обычно 5 лет). В
производственных АСУ ТП это время измеряется минутами, реже часами или
днями. Эта особенность привела к тому, что на различных стадиях образовательного
процесса традиционно сложились свои циклы управления, вложенные во внешний цикл управления более высокого уровня,
включающие образовательное управляющее воздействие и контроль его результатов в
течение каждого семестра или даже занятия. При этом сами обрабатывающие центры
(преподаватели) не автоматизированы и практически все управляющее воздействие
представляет собой "ручной труд".
Кроме
того, в связи с тем, что качество результата во многом предопределяется
качеством "сырья", т.е. абитуриентов, многие вузы пришли к тому, что
создали свои собственные системы довузовского образования или наладили тесные
шефские связи с уже существующими средними образовательными учреждениями. Для
повышения качества образования также очень важно иметь регулярную,
систематическую информацию обратной связи о начале и продолжении
трудового пути выпускников, молодых менеджеров, об их оценке потребителями. Для получения подобной
информации вуз должен быть заинтересован в том, чтобы не терять связь со своими
выпускниками на протяжении их трудового и жизненного пути, организуя с этой целью
различные товарищества выпускников, регулярные встречи выпускников и т.п. и
т.д. Следовательно, создание учебных заведений нового типа, интегрирующих в
единую систему системы довузовского, вузовского и послевузовского образования,
т.е. университетских комплексов, весьма
перспективно. Поэтому обобщенную схему двухуровневой рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров, представленную на
рисунке 20, имеет смысл представить в виде "Технологической схемы
управления", более традиционной для АСУ ТП (рисунок 21).
|
Рисунок
21. Детализированная схема рефлексивной АСУ
качеством подготовки менеджеров, |
Традиционно, цель
применения АСУ можно представить в виде некоторой суперпозиции трех подцелей:
1. Стабилизация состояния объекта управления в динамичной или
агрессивной внешней среде.
2. Перевод объекта в некоторое конечное (целевое) состояние,
в котором он приобретает определенные заранее заданные свойства.
3. Повышение качества функционирования самой АСУ (адаптация и
синтез модели, совершенствование технологии воздействия на объект управления в
соответствии с принципом дальности управления Фельдбаума).
Для рефлексивной АСУ
качеством подготовки менеджеров, очевидно, наиболее актуальными являются
второй и третий аспекты цели АСУ, причем если второй аспект реализуется путем
применения образовательных технологий, то третий – за счет реализации в составе
рефлексивной АСУ качеством подготовки менеджеров
подсистемы управления образовательным процессом. На этом моменте стоит
остановиться подробнее. Если существующая образовательная технология позволяет
достичь поставленной перед ней цели, то она просто применяется и эта задача
решается. Если же нет, то задача превращается в проблему, которая может быть
решена только путем совершенствования самой образовательной технологии.
Как правило, АСУ действует в определенной окружающей среде,
которая является общей и для субъекта, и для объекта управления (система
управления находится вне среды объекта управления в случае автоматизированных
систем дистанционного управления, рассмотрение которых выходит за рамки данной
работы). Граница между тем, что считается
окружающей средой, и тем, что считается объектом управления относительна
и зависит от уровня развития технологий, т.к. определяется возможностью
подсистемы управления оказывать на них воздействие: на объект управления
управляющее воздействие может быть оказано, а на среду нет.
Окружающая среда включает несколько "слоев": социально-экономическая
среда; рынок труда; рынок образовательных услуг; рынок наукоемкой продукции и
т.д.
В определенном аспекте студент, очевидно, может с полным
основанием рассматриваться как объект управления, на который преподавателями в
течение длительного времени систематически оказывается определенное
целенаправленное управляющее воздействие, призванное, в конце концов,
превратить вчерашнего школьника в профессионала в некоторой предметной области.
Конечно, подобный подход является очень упрощенным, т.к.
человек является не просто сложнейшей системой обработки информации, но и обладает
свободой воли.
С формальной точки зрения это означает, что человек, как
объект управления, представляет собой активную систему. Внешние параметры
подобных систем слабым и очень сложным образом связаны с их результирующим
(целевым) состоянием. Выразить в аналитической форме эти зависимости в настоящее
время практически не представляется возможным. Эти обстоятельства привели к
тому, что традиционные подходы к синтезу систем управления состоянием человека,
разрабатываемые в основном в медицине, не дали ощутимых результатов. Сложноразрешимые
проблемы возникают как на этапе идентификации состояния объекта управления, так
и на этапе выработки управляющего воздействия.