ПРЕДИСЛОВИЕ РЕЦЕНЗЕНТОВ

 

Глубокоуважаемый читатель!

Если Вы открыли эту книгу и читаете эти строки, то наверняка хотите узнать, а стоит ли ее читать дальше. Мы хотим помочь Вам  найти ответ на этот непростой вопрос и поэтому расскажем Вам одну притчу.

Однажды знаменитый греческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) встретил на улице знакомого, и тот ему говорит:

– Сократ, знаешь, что я только что услышал об одном из твоих учеников?

– Погоди, прежде, чем ты мне это расскажешь, я хочу провести небольшой экзамен, который называется "Испытание тройным фильтром".

– Тройным фильтром?

– Да, – продолжил Сократ. – Прежде, чем ты мне расскажешь что-либо о моем ученике, было бы неплохо, чтобы ты минутку подумал и профильтровал то, что ты собираешься мне рассказать. Первый фильтр – на Правдивость. Ты абсолютно уверен, что то, что ты собираешься мне рассказать, является абсолютной правдой?

– Нет, Сократ, я услышал об этом от одного знакомого и решил...

– Значит, – сказал Сократ, – ты точно не знаешь, правда это или нет. Тогда давай применим второй фильтр – на Добродетель. То, что ты собираешься мне сказать о моем ученике, – это что-нибудь хорошее?

– Нет, как раз наоборот...

– Итак, – говорит Сократ, – ты хочешь мне сказать о нем что-то плохое, но ты не уверен, правда ли это. Однако, ты по прежнему можешь пройти испытание и сообщить мне эту информацию, если она пройдет через третий фильтр – на Полезность. Принесет ли мне то, что ты собираешься рассказать, какую-либо пользу?

– Скорее всего, нет...

– Таким образом, – подвел итог Сократ, – если ты собираешься рассказать мне что-то отрицательное, неправдивое и бесполезное о моем ученике, то зачем это рассказывать вообще?

– Да, Сократ, как всегда ты абсолютно прав.

Теперь представьте себе, что Вы встретили не знакомого, а двух авторов этой книги, которые предлагают Вам сообщить нечто новое, правдивое и полезное. Решайте сами стоит ли потратить определенный труд на прочтение этой книги. Что же касается того, на сколько это новое добродетельно, то здесь мы придерживаемся мнения, что знание само по себе не является ни добродетельным, ни недобродетельным, но становится таковым в головах, а затем и руках тех, кто его приобрел, в зависимости от того, что у них в сердце, т.е. от их целей, моральных ценностей и мотиваций.

Как показывает история развития науки новое знание часто возникает на стыке различных наук, т.е. в предметной области, являющейся пересечением предметных областей нескольких наук. По-видимому это означает, что это новое знание является системным, эмерджентным или синергетическим эффектом от образования новой научной системы, включающих несколько наук, до этого существовавших относительно независимо. Монография, которую Вы держите в руках, является наглядным подтверждением этому. Астросоциотипология, которой посвящена монография, является новым научным направлением, предложенным авторами, которое возникло на стыке астрономии, социологии и искусственного интеллекта. Особенно хотелось бы отметить третью составляющую, т.е. технологию искусственного интеллекта, которая в принципе может применяться практически во всех областях науки и практики, в которых человеком применяется интеллект естественный, и при этом в некоторых случаях данная технология способна на много порядков увеличивать возможности этого естественного интеллекта.

Ранее считалось, что социальные свойства и качества личности детерминируются конституционными, т.е. генетически-обусловленными качествами, а также социальной средой (жизненным опытом), которая может активизировать или тормозить проявление генетически обусловленных качеств. Теперь же, по-видимому, можно говорить о том, что эти свойства и качества в определенной степени детерминируются и астрономическими явлениями, т.е. космической средой, прежде всего в Солнечной системе. Всем давно известно, особенно после эпохальной работы А.Л.Чижевского, о влиянии Солнца и Луны на физические, биологические и социальные процессы на Земле[1]. В данной же работе исследуется также влияние планет Солнечной системы. Это может навести на мысль об аналогии с астрологией. Поэтому необходимо специально отметить, что в данной работе не использовались никакие положения астрологии, а только астрономии, социологии и искусственного интеллекта.

Необходимо сказать несколько слов и о жанре книги и о стиле изложения в ней. С одной стороны, перед Вами, уважаемый читатель, серьезная научная работа, содержащая основные результаты многолетних весьма трудоемких научных исследований в новом научном направлении, предложенном авторами. С другой стороны, работа написана интересно, живым и простым языком в лучших североамериканских научных традициях.

Монография может представлять интерес для всех, кто хотел бы сделать еще один шаг, причем поверьте, шаг довольно неожиданный, в понимании свойств личности, социальных качеств и поведения людей.

 

Рецензенты:

В.И.Лойко, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой компьютерных технологий и систем.

А.А.Хагуров, член союза писателей РФ, доктор социологических наук, кандидат философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии

(Кубанский государственный аграрный университет)

 

"07" июля 2008 года.

 



[1] А. Л. Чижевский. Земное эхо солнечных бурь. Второе издание. Издательство "Мысль". Москва. 1976.