ВВЕДЕНИЕ

 

Существование личности многомерно и включает различные ситуации, в которых она получает возможность самореализоваться. Даже ситуации, в которых высока вероятность утраты физического здоровья, получения повреждений, не совместимых с жизнью, или причинения смерти другому человеку, могут либо восприниматься субъектом как негативные и травматичные, либо могут нести новый опыт, возможность приобрести личностные качества, которые нельзя развить, находясь в привычных условиях.

Личность в данном исследовании рассматривается как субъект, включенный в определенный контекст бытия, представленный часто весьма жесткими требованиями к условиям успешной реализации деятельности, в которой формируется и оттачивается индивидуальный стиль сообразно ее субъектным характеристикам и условиям окружающей среды. Ей может быть присуще стремление не только к сохранению физического и психического здоровья, но и к обретению своей идентичности относительно деятельности и ее условий, активному преобразованию действительности, саморазвитию (К.А. Абульха­нова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлин­ский, В.В. Знаков, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина и др.).

Личность в экстремальных условиях, как в одном из пространств бытия, претерпевает изменения, связанные с представлениями о себе, качественным переосмыслением себя как носителя определенных характеристик в контексте своих способностей, социальных отношений и множества других проявлений, кажущихся убедительными, независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении. Характер личностных изменений в экстремальных условиях исследовался рядом отечественных и зарубежных ученых, утверждающих, что они накладывают отпечаток на личность человека, меняя его поведение в целом (А.Г. Караяни, И.О. Котенев, М.А. Котик, А.Г. Маклаков, М.И. Марьин, А.М. Столяренко, Г.Ю. Фоменко, W. Anderson, M.J. Horowitz, D. Lester, D. Swenson, W. Schafer). Известны случаи, когда личность не только не развивается, но и деградирует, инверсируя свои характеристики, позволяющие успешно адаптироваться и самореализовываться в окружающем мире. Подобные исследования проводились с позиции отклонений от нормативных психодиагностических показателей как следствия выполнения служебно-боевых задач в экстремальных условиях. Однако характер этих изменений с позиций жизненного пути личности, в контекст которого включены, образ-Я и стиль профессиональной деятельности в экстремальных условиях, не изучен.

В данной работе личностные изменения в экстремальных условиях исследуются не с позиции отклонений от нормы, а как "нормальная" реакция субъекта на специфическую для него среду. Личностные изменения в данном случае имеют устойчивую траекторию изменений, описываемую через образ-Я и стиль профессиональной деятельности. Данный подход позволяет выявлять периоды, в которых личность менее устойчива к экстремальным условиям (с определенными стилями профессиональной деятельности), и прогнозировать этапы личностного развития, требующие усиленного психологического сопровождения.