Исследование
взаимоотношения экстремальных условий и личности, обусловленное особенностями образа-Я и стилевыми особенностями деятельности как
системы, может обеспечить эффективную психологическую поддержку сотрудников милиции.
Исследование проводилось в рамках субъектного подхода. Сотрудник органов внутренних
дел рассматривается как субъект деятельности в контексте специфических условий
своей деятельности, активно изменяющийся как личность под воздействием этих
условий и сам корректирующий степень их субъективной экстремальности через
формирование адекватного стиля профессиональной деятельности.
В современных
исследованиях существует несколько подходов к пониманию экстремальных условий и
их составляющих. Проведенный анализ позволил выявить несколько подходов к
определению экстремальных условий:
1. Экстремальные условия приравниваются к чрезвычайным ситуациям,
классифицируясь по характеру воздействия внешней среды.
2. Экстремальные условия, требующие напряжения физиологического или
психического (аналогично понятию стресса Г. Селье).
3. Экстремальные условия как система "человек в ситуации",
где условия воздействия внешней среды и личность рассматриваются как целостная
система.
Ц.П. Короленко [55] относит к экстремальным условиям те, которые "находятся
на грани переносимости
и имеют высокую способность к нарушению адаптации". К ним он отнес крайние
естественные воздействия: температуру, ветер, электромагнитные колебания,
атмосферное давление, а также другие воздействия, ставящие организм на грань
переносимости. А.П. Авцын, Э.Э. Кениг [2] выделяют понятие экстремальных ситуаций как чрезвычайных в плане
возможного неблагоприятного воздействия на человеческий организм. Как пишет в своей книге В.И. Лебедев [64], в результате
популяризации теории стресса Г. Селье появилась
тенденция относить к "экстремальным условиям" все ситуации, в которых
требуется напряжение физиологических или психических процессов. С такой точкой
зрения, отмечает он, "нельзя согласиться полностью, так как грань, отделяющая
обычные условия жизни от измененных, становится при этом расплывчатой,
неопределенной". С напряжением, стрессом мы сталкиваемся в повседневной
жизни довольно часто. Например, при физической работе, при решении ряда проблемных
ситуаций и т. д. стресс является не только нормальным, но даже необходимым
условием жизни и деятельности человека.
Границей, отделяющей
обычные условия от экстремальных, он считает такие ситуации, в которых под
воздействием психогенных (т. е. актуализирующих психические реакции) факторов
психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные
возможности, более не могут обеспечивать адекватное отражение и регуляторную
человеческую деятельность. Иными словами, когда происходит разрушение
адаптивного барьера, "ломка" динамических стереотипов в центральной
нервной системе, и наступает психическая дезадаптация
или кризис.
Поэтому под экстремальной ситуацией В.И. Лебедев предлагает
понимать изменение условий среды вокруг человека, происходящее в течение
короткого периода времени и приводящее его к персональному порогу адаптированности. Ведь именно достижение персонального
порога адаптированности ставит человека на грань, на
которой создается опасность его жизни и здоровью.
Экстремальные условия также
характеризуются измененной афферентацией,
информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием
фактора риска. На человека воздействуют семь основных психогенных факторов: монотония, измененные пространственная и временная
структуры, ограничения личностно-значимой информации, одиночество, групповая
изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная
публичность и др.) и угроза для жизни.
В процессе адаптации к экстремальным
условиям принято выделять следующие этапы, характеризующиеся сменой эмоциональных
состояний и появлением необычных психических феноменов: подготовительный,
стартового психического напряжения, острых психических реакций входа,
психической переадаптации, завершающего психического
напряжения, острых психических реакций выхода и реадаптации.
В генез необычных психических состояний четко прослеживаются антиципация в
ситуации информационной неопределенности (этап стартового психического
напряжения и завершающий этап); ломка функциональных систем анализаторов,
сформировавшихся в процессе онтогенеза или длительного пребывания в экстремальных
условиях, нарушения протекания психических процессов и изменения системы
отношений и взаимоотношений (этап острых психических реакций входа и выхода),
активная деятельность личности по выработке защитных (компенсаторных) реакций в
ответ на воздействие психогенных факторов (этап переадаптации)
или же восстановление прежних стереотипов реагирования (этап реадаптации) [137].
При увеличении времени пребывания в
измененных условиях и жестком воздействии психогенных факторов, а также при
недостаточно высокой нервно-психической устойчивости и отсутствии мер
профилактики этап переадаптации сменяется этапом
глубоких психических изменений, характеризующихся развитием нервно-психических
расстройств. Между этапами переадаптации и глубоких
психических изменений имеется промежуточный этап неустойчивой психической
деятельности, характеризующийся появлением предпатологических
состояний. Это состояния, не обособившиеся еще в строго очерченные нозологические
формы нервно-психических заболеваний, что позволяет рассматривать их в рамках
психологической нормы. Исследования в области экстремальной психологии имеют
своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической
подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку
мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов.
Выделяют несколько типов экстремальных ситуаций:
1) объективно экстремальные ситуации (трудности и опасности
в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно);
2) потенциально экстремальные ситуации (опасность выражается
как скрытая угроза);
3) лично спровоцированные экстремальные ситуации
(опасность порождается самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором,
поведением);
4) воображаемые экстремальные ситуации (не несущие
опасности, угрозы ситуации).
Помимо ситуаций А.М. Столяренко выделяет группы
факторов психогенного риска: экстремальные материально-обстановочные факторы,
социально-обстановочные факторы, содержательные элементы деятельности как
экстремальный фактор, организационные и операциональные
элементы деятельности, выступающие экстремальными факторами [160]. П.А. Корчемный выделяет такие факторы риска,
как:
1) внешние факторы – макропространство;
2) уровень руководства;
3) субъективно-экстремальные факторы [56].
Исходя из предмета и объекта нашего исследования, сосредоточим
внимание на основных отличительных особенностях вышеперечисленных условий, т. е.
на то, что характерно для деятельности органов внутренних дел. Чрезвычайные
происшествия и обстоятельства (ситуации) создают особые (экстремальные)
условия, во время которых в значительной степени (а иногда и коренным образом)
изменяется содержание выполняемых задач, возникает необходимость в
использовании новых подходов к оценке взаимовлияния экстремальных ситуаций и
субъекта деятельности.
Следовательно, в понятие "условия" кроме элементов обстановки
включается деятельностный аспект, что отличает "условия"
от понятия "ситуация", имеющею нейтральное по отношению к
деятельности значение.
А.Н. Леонтьев предостерегал "против понимания деятельности
человека как отношения, существующего между человеком и противостоящим ему
обществом. Для человека общество якобы составляет лишь ту внешнюю среду, к
которой он вынужден приспосабливаться, чтобы не оказаться неадаптированным и
выжить. При этом упускается главное – то, что в обществе человек находит не
просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность,
но что сами эти общественные условия несут в себе мотивы и цели его
деятельности, ее средства и способы; словом, что общество производит деятельность
образующих его индивидов [67].
В данном исследовании внимание акцентировано
на характере изменений, которым подвергается представление о себе личности в экстремальных
условиях, укладывающихся в границы психологической нормы для измененных
условий существования. Эти ситуации, по мнению А.М. Столяренко, можно классифицировать
как системно-структурную и как системно-функциональную модель, в которой
человек выступает в функциональной целостности с экстремальной ситуацией.
Так, системно-структурная модель экстремальной
ситуации с точки зрения системного подхода рассматривается как особая внешне-внутренняя
система "человек в ситуации". Для данной системы характерна глубокая
функциональная целостность, а поведение человека является интегральным,
системным продуктом ее функционирования. Одной из основных характеристик в
системе "человек – обстановка" в компоненте "человек"
является его образ-Я. Структура ситуации включает:
– обстановочные составляющие (экстремальных условий);
личностные составляющие (образ-Я);
– деятельностные составляющие
(намерения и поведение).
В системно-функциональной модели экстремальных ситуаций
человек в ситуации выступает как единая система "человек в ситуации".
Психологическая включенность человека в ситуацию может быть связана с рядом
психологических явлений: пониманием и оценкой человеком ситуации и ее отдельных
факторов; оценкой значимости ситуации и отношения к ней; мотивацией активности
в ситуации; мобилизованностью; адекватностью решений, поведения и действий;
психическим состоянием человека; активным проявлением личностью саморегуляции [160].
Взаимодействие структурных компонентов характеризуется
причинно-следственными зависимостями (функциональными моделями).
А.Н. Столяренко выделяет следующие виды функциональных моделей: динамика
системы "человек в ситуации" протекает как единство обстановочных,
личностных и поведенческих структурных компонентов; обстановочные факторы детерминируют
личностные и поведенческие; личностные факторы играют детерминирующую роль по
отношению к обстановочным, и как следствие – поведенческим реакциям человека
(происходит личностное опосредование объективных
характеристик системы). В любой ситуации человек проявляет себя как личность,
детали обстановки и частные обстоятельства подчиняются ему.
Данная модель может быть описана в концепции метаиндивидуального мира Л.Я. Дорфмана
[38] и может служить новым
полиситемным основанием для понимания специфики деятельности
субъекта в экстремальных условиях. Концепция Л.Я. Дорфмана
позволяет "преодолеть разрыв между онтологическими сущностями индивидуальности
и объектов мира". Личность и окружающий мир взаимодействует как целостное
образование, с одной стороны, и как подсистема – с другой. Согласно его концепции
метаиндивидуального мира "поле взаимодействий
индивидуальности с объектами ее мира является достаточно широким и может
совершаться как на полюсе индивидуальности, так и на полюсе объектов ее мира.
Своеобразие взаимодействий на полюсе объектов мира обнаруживается,
во-первых, в том, как индивидуальность ассимилирует объекты мира, будучи в
одних случаях самостоятельной системой, а в других – подсистемой мира. Во-вторых,
в том, как сопрягаются при этом системные и онтологические статусы у
индивидуальности и у объектов мира, так как в метаиндивидуальном
мире между системными и онтологическими способами существования
индивидуальности и объектов ее мира имеют место их неполные совпадения (индивидуальность
и объекты ее мира проникают друг в друга как системы, но не как онтологические
сущности). В то же время именно взаимопроницаемость
индивидуальности и объектов ее мира как систем (и подсистем) позволяет
преодолевать разрыв между онтологическими способами их существования.
Этот онтологический разрыв, по мнению Л.Я Дорфмана, "преодолевается в одних случаях благодаря
тому, что индивидуальность как
система покрывает онтологические сущности ее самости и объектов ее мира. В
других случаях мир как система
перекрывает онтологические сущности объектов ее мира и индивидуальности как его
подсистемы". В первом случае ведущая роль отводится онтологическому
статусу индивидуальности, а во втором онтологическому статусу объектов мира.
Индивидуальность как система в самой себе содержит источники детерминации ее
активности и одновременно является носителем этой активности. Индивидуальность
как подсистема также является носителем активности, но источники ее
детерминации локализуются во взаимодействующих с ней системах, то есть в объектах
мира. Вместе с тем в обоих случаях предметом индивидуальной активности
выступают объекты мира".
Это означает: во-первых,
что следует различать несколько форм активности в зависимости от локализации
источников их детерминации; во-вторых,
источники активности и предметы активности распределяются между
взаимодействующими системами, когда индивидуальность проявляет себя в качестве
системы. Сами источники активности и предметы активности индивидуальности
локализуются в объектах мира, когда она выступает в качестве их подсистемы; в-третьих, "активность совершает
одновременные воздействия на один и тот же объект различным образом в
зависимости от источников ее детерминации: в одних случаях в этом объекте
вскрываются его актуальные и потенциальные признаки в согласии с его
имманентными законами существования, а в других – объект подвергается субъектным
трансформациям в согласии с имманентными законами существования
индивидуальности" [38].
В метаиндивидуальном мире
индивидуальность и ее мир выступают одновременно и как субстраты и как системы
(рис. 3). Субстрат индивидуальности
– это морфологический субстрат, включающий биохимические, физиологические, соматические
свойства системы. Субстрат мира – тот же морфологический субстрат, если
подразумевается другой человек или физические, механические и т. п. свойства,
если в качестве мира рассматриваются вещи и предметы (экстремальные условия).
Индивидуальность и ее мир физически разделены, и их субстраты дискретны.
Рис.
3. Структурное отражение
экстремального условия с входящими в него элементами (образ-Я
и экстремальная ситуация)
Системы являются надсубстратными
и внечувственными образованиями. Образ-Я
как система – это область функций, перекрывающих субстраты образа-Я
и экстремальной ситуации. Образ-Я как система
обособляется от образа-Я как субстрата, переходит его
физические границы и ассимилирует экстремальную ситуацию. В образе-Я
как системе, исполняющей роль системообразующего
качества, экстремальная ситуация исполняет роль управляемой подсистемы. В свою
очередь экстремальная ситуация как система – это область функций, перекрывающих
субстраты экстремальной ситуации и образа-Я.
Экстремальная ситуация как система обособляется от экстремальной ситуации как
субстрата, переходит ее физические границы и вовлекает в свою орбиту образ-Я. В мире как системе мир исполняет роль системообразующего качества, а индивидуальность – роль
управляемой подсистемы.
Таким образом, метаиндивидуальный
мир организуется в полисистему в результате
взаимодействия индивидуальности и ее мира в двух качествах (позициях):
независимых систем, и подсистем, друг друга. Это означает, что метаиндивидуальный мир подчиняется принципу двойственности
качественной определенности.
С позиций метаиндивидуального
подхода к исследованию влияния экстремальных условий на образ-Я
он может определяется как ментальная репрезентация метаиндивидуального
мира человека. Ментальные репрезентации являются множественными, интерперсональными, позиционными, изменчивыми. Таким образом,
исходя из представленных выше функциональных моделей следует, что поведение и
реакции человека не задаются однозначно объективными характеристиками ситуации,
а строятся исходя из особенностей взаимодействия человека и среды (сотрудников
органов внутренних дел и экстремальной ситуации).
Ментальная
репрезентация может быть описана через структурно-содержательные характеристики
образа-Я и образа экстремальных условий в сознании,
включенных в профессиональную деятельность субъекта. Однако оценить значение
внутренних процессов самосознания трудно потому, что они неразрывно связаны с
практической деятельностью субъекта, его взаимодействием с внешним миром. Чем
активнее информационный обмен между индивидом и средой, тем меньше у него оснований:
задумываться о самом себе, делать себя объектом исследования. Это предполагает
важность исследования наряду с образом-Я образа условий,
в которых он выполняет профессиональные задачи.
Таким образом, для исследования обозначенной выше проблематики
нами были дифференцированы экстремальные условия и экстремальные ситуации.
Экстремальные ситуации представляют именно средовые воздействия, а экстремальные
условия являются экстремальными ситуациями представленными в личностном
семантическом пространстве субъектов. Другими словами, экстремальные условия –
это экстремальные ситуации, интегрированные в системе значений и личностных
смыслов личности.
Отношение личности к себе возникает как результат деятельности
самосознания, являясь в то же время одним из фундаментальных ее свойств,
значительно влияющих на формирование содержательной структуры и формы
проявления целой системы других психических особенностей личности. Адекватно
осознанное и последовательное эмоционально-ценностное отношение личности к себе
является центральным звеном ее внутреннего психического мира, создающим его
единство и целостность, согласовывая и упорядочивая внутренние ценности личности,
принятые ею в отношении себя [190] реализуя "устойчивое "сквозное"
целостное психическое образование включающее сознательные и бессознательные
механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде" [165, с. 148].
Понятие стиля профессиональной деятельности, по мнению
Б.А. Вяткина, В.А. Колга,
В.С. Мерлина, Е.Н. Пряжникова,
А.Н. Демина и др., может включать эмоционально-ценностное отношение
личности к себе, возникающее на основе переживаний, включенных в рациональные
моменты самосознания, разнообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые
в разное время, в разных жизненных обстоятельствах в связи с размышлением о
себе, понимание самого себя и т. д. Включаясь в самопознание стилевые
особенности деятельности эта эмоциональная сфера самосознания на более или
менее зрелом уровне развития делает его как по способу осуществления, так и по
своему результату более тонким и совершенным.
Большая
часть пережитого из области отношения личности к себе в свернутом виде
переходит в сферу неосознаваемого и существует в форме внутренних возможностей,
эмоциональных резервов, потенций и актуализируется при определенных условиях,
включаясь в эмоциональную жизнь личности в настоящем, создавая своеобразную
апперцепцию ее эмоциональной жизни в будущем [190]. И.С. Кон поднимает вопрос о том,
может ли индивид адекватно воспринимать и оценивать себя в связи с проблемой
соотношения главных функций самосознания – регуляторно-организующей
и эго-защитной. Чтобы успешно направлять свое
поведение, субъект должен обладать адекватной информацией как о среде, так и о
состоянии и свойствах своей личности. Напротив, эго-защитная
функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и
стабильности образа-Я даже ценой искажения
информации. В зависимости от этого один и тот же субъект может давать как
адекватные, так и ложные самооценки. Пониженное самоуважение невротика – это
мотив и одновременно самооправдание ухода из деятельности, тогда как
самокритика творческой личности – стимул к самосовершенствованию и преодолению
новых рубежей [53].
Структура "феноменального Я" зависит от
характера тех процессов самопознания, результатом которых она является. Так,
процессы самопознания включены в более объемлющие процессы общения человека с
другими людьми, в процессы деятельности субъекта. От того, как будут поняты эти
процессы и каким, следовательно, предстанет в исследовании сам субъект,
носитель самосознания, зависят и результаты анализа его представлений о себе,
его образов-Я, его отношение к самому себе [185]. Развитое и дифференцированное позитивное самоотношение предполагает самоприятие
одновременно в двух ценностно-смысловых позициях, модусах личности: в модусе
активного самоэффективного, "успешного Я" и
в модусе спонтанного, любящего, "теплого" Я. Парциальное, или
фрагментарное, самоотношение реализуется посредством
усечения одной из осей целостного самоотношения – аутосимпатии или самоуважения [154].
Признание и принятие всех аспектов своего "аутентичного
Я" в противоположность "условному самопринятию"
обеспечивает интегрированность Я-концепции,
утверждает "Я" в качестве мерила самого себя и своей позиции в
жизненном пространстве. Внутренний диалог здесь выполняет функцию прояснения и
утверждения самоидентичности, а его конкретные формы,
причины возникновения и мотивы указывают на степень гармоничности –
противоречивости, зрелости самосознания. Психологические конфликты тогда
становятся препятствием личностному росту и самоактуализации, когда
прерывается, "расщепляется" взаимодействие, диалог образов-Я, каждый из которых, являясь существенной частью Я-концепции, силится "заявить о себе", "заговорить",
"быть услышанным", но не принимается за свой, отторгается или защитно трансформируется. Возможно возникновение конфликта
между любыми образовавшимися в результате дихотомического противопоставления
аспектами личности, втянутыми в реципрокные отношения.
Степень психологической дифференциации можно представить
как измерение, один из полюсов которого означает высокую степень четкости (артикулированности) и автономности подструктур Я-концепции (частных самооценок и образов-Я),
их иерархизированность и относительную устойчивость,
упорядоченность и сбалансированность их взаимодействия, а противоположный полюс
– "размытость", "нечеткость", "синкретизм",
низкую специализацию, отсутствие иерархических связей и сбалансированных
взаимодействий [104], [133]. На феноменологическом уровне большей дифференцированности соответствует большая осознанность и
подконтрольность аффективных переживаний и телесного опыта, их опосредованность
и представимость на языке значений и индивидуальных
личностных смыслов. Следствием психологической недифференцированности
и зависимости, составляющих основное системообразующее
свойство "пограничного самосознания", являются его три взаимосвязанные
характеристики:
1) низкая степень расчлененности аффективной и когнитивной
"образующих", высокий уровень пристрастности образа-Я
и доступность его субъективным искажениям;
2) сверхзависимость от интерферирующих воздействий
эмоционального отношения и оценок значимых людей, стрессодоступность
(уязвимость) Я-концепции по отношению к эмоционально-травмирующему
опыту;
3) "узость" и "уплощенность"
системы индивидуальных значений, репрезентирующих образ-Я.
Фактором, создающим наибольший риск дестабилизации самоотношения, является низкая степень дифференцированности
образа-Я и вследствие этого недостаточная
автономность когнитивных и аффективных процессов, увеличивающих стрессодоступность всей системы.
На основе ряда исследований по изучению динамики когнитивного
компонента профессионального самосознания слушателей вуза МВД было
установлено, что по мере углубления профессионального обучения и
профессионального взросления расширяется список осознаваемых субъектами
собственных качеств наряду с изменением их содержательной специфики [58]. Б.Б. Косов в этой связи отмечает сближение
сущностных представлений субъектов о качествах других людей и о своих собственных
качествах в контексте будущей профессиональной деятельности [57]. Также отмечаются возрастание содержательной близости образа-Я и профессионального эталона и влияние содержания
профессионального эталона на содержание образа-Я [146].
Депрофессионализация и личностная дезадаптация, вызванная различными неблагоприятными
факторами, в том числе и экстремальными, связанными с угрозой жизни, здоровью сотрудника
или причинением смерти другому человеку, деструктивно влияет не только на
физическое и духовное дальнейшее развитие человека, но и на самосознание,
порождая выраженную утрату своего Я, прогрессирующее состояние незащищенности,
отчаяния, никчемности, последующее проявление агрессивного и отклоняющегося
поведения [189].
В исследовании А.Л. Журавлева , Е.В. Журавлевой, и В.А. Хащенко был выявлен феномен "схематизации"
образа-Я, проявляющийся в сокращении используемых
субъектами для самоописания характеристик, изменений
в содержании представлений о себе, смене ведущих критериев самооценивания,
сближении представлений личности о себе и оценок других членов группы,
преимущественной ориентации на собственное Я в предпочтении партнеров по
общению в результате воздействия экстремальных условий. Также было выявлено,
что индивидуализированная по характеру
динамика образа-Я зависит от пола, группового
статуса, актуального психического состояния, опыта межличностного общения
субъектов [36].
Через стиль профессиональной деятельности происходит
трансляция индивидуальных характеристик образа-Я,
формирующихся в процессе деятельности. Таким образом, приобретение идентичности,
определяемой как тождественность человека самому себе, базирующаяся "на
ощущении тождества самому себе и непрерывности своего существования во времени
и пространстве и на осознании того факта, что твои тождество и непрерывность
признаются окружающими", может рассматриваться не только через постепенную
интеграцию образов-Я [202, с. 219], но и через формирование стиля
профессиональной деятельности, тождественного представлениям личности о себе.
Рис. 4.
Функциональная модель образа-Я
Таким образом, можно сказать, что нами была формализована
функциональная модель (рис. 4), позволяющая рассматривать образ-Я,
стиль профессиональной деятельности в экстремальных условиях как единое
пространство бытия субъекта включенного в выполнение служебно-боевых задач.
Образ профессии неразрывно связан с образом-Я и включен в него. Тип профессии субъекта
определяет описание им обстоятельств и условий работы, а также предметную отнесенность
его черт, что отражается в использовании общепринятых слов, различающихся в
конкретных случаях в зависимости от специфики профессионального труда. "Представители
разных типов живут в существенно различных субъектных мирах" [45], всегда демонстрируя
более высокую дифференцированность в своей предметной
области независимо от уровня их когнитивной сложности в других областях [43].
Рассматривая образ
ситуаций, напрямую связанный с профессиональной деятельностью и описанием
профессии как таковой, С.Т. Джанерьян выделяет
две формы описания профессии: персонифицированную и неперсонифицированную
(представление об определенных условиях, включенных в контекст профессиональной
деятельности) [30]. В первом случае
образ профессии воплощается в обобщенном образе типичного профессионала, в
профессиональном типаже-стереотипе, или в схематизированном представлении о
характерном для некоторой профессиональной общности типе личности [127], или в представлении о личности профессионала, или в
профессиональном эталоне [146], проявляющемся через представление о выполнении наиболее
типичных для нее функциональных обязанностей, что и делает возможным изучение
субъективных характеристик образа экстремальных условий. В случае стереотипизированного, не наполненного личностным смыслом
профессионального эталона речь идет о профессии, "с которой себя не
соотносим, перечисляя привычные наборы обезличенных характеристик, проявляемых
при выполнении задач. Милиционер должен быть смелым, сильным, честным.
Руководитель должен быть умным, принципиальным, порядочным и т. д.". Образ
экстремальных условий, связанных с профессиональной деятельностью, скорее может
быть отнесен к разновидности профессионального Я-идеального.
Во втором случае неперсонифицированные образы
экстремальных условий могут быть широко представлены в самоописаниях
по критерию преобладания в них того или иного аспекта профессии. Наиболее
распространенным видом описаний человеком его профессии являются предметно-деятельностные описания. В них раскрываются
процессы, результаты, достижения в деятельности [1]; осознанные человеком
нормы, правила, модели своей профессии. Предметно-деятельностные
описания образа экстремальных условий характерны для всех этапов
профессионального становления сотрудника ОВД и обнаруживают тенденцию к
доминированию по мере углубления его профессионализации [97].
Образ экстремальных условий является неотъемлемой составляющей
образа профессионала, который соотносится с уровнем развития его
профессионального самосознания. При высоком уровне развития самосознания
профессионалов видение ими предметной области своего труда и профессиональных
целей значительно шире, глубже, полнее, целостнее, чем у профессионалов с более
низким уровнем развития самосознания [47].
Как доказывает А.Р. Фонарев, ни модус обладания, ни
модус достижения не допускают целостного видения человеком собственной
профессиональной деятельности, и только при модусе служения открывается такая
возможность [176]. Крайние негативные оценки работы могут иметь место
даже и при высокой успешности профессиональной деятельности, а тем более при
отсутствии интереса к ней и, соответственно, при низкой психологической
адаптации субъектов к новой профессиональной деятельности, выражающейся в
оценочных суждениях: "тупая работа", "я теряю себя, занимаясь
этим делом" [138].
Развитием личности является расширение ее бытийности – осуществление экспансии структуры личностных
смыслов на внешние пространства. Признаком экспансии является структурирование
личностью различных пространств среды (время, предметное пространство,
пространство межличностных отношений и т. д.) в соответствии со структурными и
содержательными особенностями сложившегося пространства личностных смыслов. [148, с. 25 - 26].
Таким образом, опираясь на субъектный подход именно,
личность как высший интегратор и регулятор психики определяет и направляет деятельность человека в процессе овладения
внешними по отношению к личности пространствами [146, 147]. Исходя из этого, мы можем гипотетически выделить из
образа профессии образ неотъемлемой ее составной части, а именно образ
экстремальных условий, с которыми связана профессиональная деятельность сотрудников
органов внутренних дел.
Образ-Я и стиль профессиональной деятельности в экстремальных
условия рассматриваются как элементы структурно-содержательные особенности
которых снижают, или повышают степень ее экстремальности. В исследовании мы
исходили из базового представления о том, что человек как субъект деятельности
реагирует не непосредственно на саму ситуацию, а на сложившийся у него образ
этой ситуации, и эта реакция опосредована мыслями и чувствами самого человека,
его целями, ценностями и мотивацией. Соответственно будем считать, что и поведение
человека зависит от окружающей среды не непосредственно, а опосредованно: через
изменение образа-Я, включающего, в частности,
когнитивные (интеллектуальные), аффективные (эмоциональные), смысловые
компоненты [81].
Проведение подобной процедуры анализа с
помощью статистических методов не представлялась возможной в связи с множеством
критериев, входящих в базу исследования. Однако применение метода многопараметрической
типизации, реализованного в системно-когнитивном анализе и его инструментарии Универсальной
когнитивной аналитической системе "Эйдос" [150], позволяет проводить анализ такого рода данных.
Проблема выбора универсального критерия решается с помощью использования
критерия информативности, рассматриваемого в теории информации Р. Хартли,
К. Шенноном, А.Н. Колмогоровым, А.А. Харкевичем,
Р.Л. Стратановичем [192], [183].
Во
второй главе рассмотрено понятие экстремальности включающее в себя средовой,
личностный и деятельностный аспект. В средовом
аспекте экстремальность ситуации подразумевает под собой угрозу к существованию
или высокую способность к нарушению адаптации индивида. В личностном аспекте
понятие экстремальности описывает состояния, в которых затруднено или невозможно
адекватное отражение и регуляторная человеческая деятельность.
Проблема
определения экстремальных условий с позиции их объективности – субъективности
была решена через разведение понятий экстремальные ситуации – экстремальные
условия. Экстремальные ситуации дифинировались как
объективно существующие особенности условий внешней среды, а экстремальные
условия как экстремальные ситуации
представленные в личностном семантическом пространстве респондентов. Данный
концепт позволяет рассматривать экстремальную ситуацию и субъекта как целостную
систему.
Выявлена
глубокая связь образа-Я с деятельностью рассматриваемой
через ее стилевыми особенности, в которую включен субъект. Данная связь
проявляется во всех описанных выше компонентах образа-Я
постепенно интегрирующегося с ее стилевыми особенностями, что может
переживаться субъектом как достижение состояния целостности и идентичности.
Образ,
через который проходит описание профессиональной деятельности, включает образ
профессионала, отражаемый в образе-Я субъекта. Образ
экстремальных условий в свою очередь является неотъемлемой частью образа себя
как профессионала, обеспечивая целостное видение своей профессиональной
деятельности через включенность образа экстремальных условий в образ
деятельности, а как следствие в образ-Я.
Предложен теоретический концепт многокритериальной
типизации исследуемых характеристик образа-Я и стиля
профессиональной деятельности основанный на мере количества информации
(универсальная когнитивная аналитическая система "Эйдос").