ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Глубокоуважаемый читатель!

Если Вы открыли эту книгу и читаете эти строки, то наверняка у Вас возникает вопрос, а стоит ли читать ее дальше. Мы хотим помочь Вам  найти ответ на этот непростой вопрос и поэтому расскажем Вам одну притчу.

Однажды знаменитый греческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) встретил на улице знакомого, и тот ему говорит:

– Сократ, знаешь, что я только что услышал об одном из твоих учеников?

– Погоди, прежде, чем ты мне это расскажешь, я хочу провести небольшой экзамен, который называется "Испытание тройным фильтром".

– Тройным фильтром?

– Да, – продолжил Сократ. – Прежде, чем ты мне расскажешь что-либо о моем ученике, было бы неплохо, чтобы ты минутку подумал и профильтровал то, что ты собираешься мне рассказать. Первый фильтр – на Правдивость. Ты абсолютно уверен, что то, что ты собираешься мне рассказать, является абсолютной правдой?

– Нет, Сократ, я услышал об этом от одного знакомого и решил...

– Значит, – сказал Сократ, – ты точно не знаешь, правда это или нет. Тогда давай применим второй фильтр – на Добродетель. То, что ты собираешься мне сказать о моем ученике, – это что-нибудь хорошее?

– Нет, как раз наоборот...

– Итак, – говорит Сократ, – ты хочешь мне сказать о нем что-то плохое, но ты не уверен, правда ли это. Однако, ты по прежнему можешь пройти испытание и сообщить мне эту информацию, если она пройдет через третий фильтр – на Полезность. Принесет ли мне то, что ты собираешься рассказать, какую-либо пользу?

– Скорее всего, нет...

– Таким образом, – подвел итог Сократ, – если ты собираешься рассказать мне что-то отрицательное, неправдивое и бесполезное о моем ученике, то зачем это рассказывать вообще?

– Да, Сократ, как всегда ты абсолютно прав.

Теперь представьте себе, что Вы встретили не одного знакомого, а трех авторов этой книги, которые предлагают Вам сообщить нечто новое, правдивое и полезное. Решайте сами стоит ли потратить определенный труд на прочтение этой книги. Что же касается того, на сколько это новое добродетельно, то здесь мы придерживаемся мнения, что знание само по себе не является ни добродетельным, ни недобродетельным, но становится таковым в головах, а затем и руках тех, кто его приобрел, в зависимости от того, что у них в сердце, т.е. в зависимости от их целей, ценностей и мотиваций.

Как показывает история развития науки новое знание часто возникает на стыке различных наук, т.е. в предметной области, являющейся пересечением предметных областей нескольких наук. По-видимому это означает, что это новое знание является системным, эмерджентным или синергетическим эффектом от образования новой научной системы, включающей несколько наук, до этого существовавших относительно независимо.

Монография, которую Вы держите в руках, является наглядным подтверждением этому.

Во-первых, потому, что новый метод искусственного интеллекта системно-когнитивный анализ (СК-анализ), на котором существенным образом основана данная монография, сам является системным анализом, рассматриваемым как метод познания и включает концептуальные и теоретические основы, математическую модель, в качестве которой выступает системная теория информации (СТИ), методику численных расчетов (структуры данных и алгоритмы их обработки), а также реализующую их универсальную когнитивную аналитическую систему "Эйдос", представляющую собой инструментарий СК-анализа;

Во-вторых, сами проблемы, рассмотрению и решению которых посвящена монография (то автоматизированная система управления вузом (АСУ вузом), включающая очень много различных подсистем из которых мы рассматриваем прежде всего ту, которая определяет качество основной деятельности вуза: подсистему управления качеством образования), имеют существенно межотраслевую природу, т.к. включают теорию и практику АСУ, проблемы педагогики (обучение) и психологии (воспитание).

Естественно, что предлагаемое решение этих проблем основано на современных технологиях искусственного интеллекта, применение которых в управлении уже имеет определенную историю, в "написании" которой участвовали как сами авторы, так и их ученики и последователи [1-12]. Все это и определило структуру монографии, которая состоит включает пять глав:

– в 1-й главе дано введение в интеллектуальные  информационные системы, обоснована неизбежность их создания, представлена их классификация и критерии идентификации;

– во 2-й главе освещаются теоретические основы и технология применения автоматизированного системно-когнитивного анализа (АСК-анализ), в частности рассматриваются концептуальные и теоретические основы АСК-анализа, его математическая модель, в качестве которой выступает системная теория информации (СТИ), методика численных расчетов и специальный программный инструментарий: универсальная когнитивная аналитическая система "Эйдос";

– в 3-й главе АСК-анализ рассматривается как методология синтеза и эксплуатации рефлексивных АСУ активными объектами (на примере АСУ качеством подготовки специалистов);

– в 4-й главе описывается технология практического применения АСК-анализа для создания АСУ вузом на примере решения трех задач АСУ качеством подготовки специалистов, одна из которых приведена в форме описания лабораторной работы;

– в 5-й главе освещаются опыт и перспективы развития автоматизированных систем обработки информации и управления (АСОИУ): развитие интеллектуальных систем в Internet, перспективные виды интерфейсов, вопросы виртуализации, делокализации в их связи с глобализацией общества.

Кроме того, монография включает авторский толковый словарь терминов по системно-когнитивному анализу и системам искусственного интеллекта и большой список литературы по данной тематике.

Авторы надеются, что монография окажется интересной и полезной для студентов очной и заочной форм обучения, аспирантов, преподавателей и научных работников, интересующихся современными интеллектуальными информационными технологиями и их применением в автоматизированных системах обработки информации и управления (АСОИУ), а также в АСУ и в учебном процессе, а также при преподавании дисциплин: "Информатика" и "Интеллектуальные информационные системы".

Авторы выражают огромную благодарность кандидату физико-математических наук, доценту кафедры прикладной математики и информационных технологий факультета математики и компьютерных наук АГУ, доценту Тлюстен Валерию Шахамбулетовичу за внимательнейшее изучение рукописи монографии и ряд ценных замечаний, способствовавших улучшению работы.

 

 

Авторы:

проф.Е.В.Луценко

доц.   В.Е.Коржаков

доц.   В.Н.Лаптев

Республика Адыгея,

Майкоп, 26.11.2008.