1. Ограничения
АСК-анализа и обоснованное расширение области его применения на основе научной
индукции.
2. Перспективы
применения АСК-анализа в управлении.
3. Развитие
АСК-анализа.
4. Другие
перспективные области применения АСК-анализа и систем искусственного
интеллекта.
Необходимо
отметить, что ряд материалов данного раздела носят в определенной степени
проблемно–дискуссионный характер.
Предложенные
и развитые в данной работе математическая модель, методология и конкретная
технология синтеза РАСУ АО основаны на фундаментальных положениях теории
информации, распознавания образов и принятия решений, имеющих весьма общий
характер. Они разрабатывались в общем виде без привязки к специфике какого–либо
конкретного объекта управления. По этим причинам методы, развитые в данной
работе и детализированные в главе 6 данной работы, обладают высокой универсальностью и применимы
для синтеза РАСУ АО в самых различных предметных областях, в частности таких
как:
– техника
(управление сложными техническими системами); технология (управление
технологиями в целях получения заданных хозяйственных и финансовых
результатов);
– психология
(разработка и применение профессиограмм, идентификация, мониторинг,
прогнозирование и управление психологическими состояниями);
– обучение
(прогнозирование успешности профессиональной деятельности, управление
индивидуальным обучением, исследования влияния учебной активности на качество
обучения и т.д.);
–
другие применения (социология, политология, реклама, маркетинг, правоохранительная
сфера и др.).
Рассмотрим
перспективы применения методики и технологии АСК-анализа в некоторых из этих
предметных областей более подробно. Многие из рассмотренных ниже применений технологии
АСК-анализа описаны в работах автора с соавторами: [76-155, 214-217, 219-231,
247-251, 269-271], в т.ч. 5 монографиях [81, 125, 132, 221, 231] и одном учебном
пособии [97].
Предложенная
технология АСК-анализа продемонстрировала эффективность в различных предметных
областях: это и синтез систем управления сложными техническими системами, и
решение задач управления качеством подготовки специалистов; и прогнозирование
ситуаций на фондовом рынке; и прогнозирование результатов выращивания
сельскохозяйственных культур; и выбор оптимальных агротехнологий.
На
первый взгляд эти области имеют мало общего между собой, между тем с
математической точки зрения и с точки зрения технологии интеллектуальной
обработки информации во всех этих областях решались одни и те же задачи. В этой
связи возникает закономерный вопрос о существовании ограничений предложенной
технологии и возможном корректном расширении области ее применения на другие
предметные области.
Очевидно,
ограничения АСК-анализа должны существовать, а значит они должны быть изучены,
чтобы, с одной стороны, пользователь обоснованно пользовался этой технологией в
областях ее оптимального, уверенного и рискованного применения, а с другой
стороны, не возлагал необоснованных надежд на ее применение в тех предметных
областях и для решения тех задач, для которых она не предназначена.
При
решении вопроса о расширении области применения АСК-анализа целесообразно
основываться на методе научной индукции.
В
данном контексте этот метод научной индукции состоит в следующем:
1.
Применить АСК-анализ для синтеза рефлексивной АСУ активными объектами на одном
примере, в нашем случае – на примере управления выращиванием сельхозкультур.
2.
Выявить факторы, которые являются причинами успешности, т.е. обусловили успех
применения АСК-анализа в данном случае.
3.
Выдвинуть гипотезу, что и в других случаях, когда сформулированные факторы
(причины) успешности применения АСК-анализа действуют, т.е. имеют место,
применение этой технологии будет успешным, и наоборот, при отсутствии хотя бы
одного из этих факторов – на успех надеяться нет оснований.
4.
Применить АСК-анализ в других предметных областях, обеспечив в обязательном
порядке действие факторов успешности.
5.
Проверить, успешным ли оказалось применение АСК-анализа в этих других случаях.
6.
Если да, т.е. успешным, то считается, что такой результат получен за счет
действия факторов успешности, и что на этом основании можно обоснованно
утверждать, что и в других случаях, в которых будут присутствовать факторы
успешности, можно надеяться на успешное применение АСК-анализа, и наоборот, в
тех случаях, когда один или несколько факторов не соблюдаются, надеяться на
успех нет оснований.
Примечание
к п.6: если для какого-либо фактора успешности неизвестно,
действует он или нет в данном конкретном случае, то результат применения
АСК-анализа может быть положительным и отрицательным, в зависимости от того,
действует ли данный фактор или нет и от того, является ли данный фактор детерминистским.
В этом случае мы имеем дело с рискованным применением АСК-анализа.
Выполним эту программу.
1.
АСК-анализ успешно применен для синтеза рефлексивной АСУ активными
объектами: выращивание сельхозкультур.
2.
Этот результат обусловлен следующими факторами:
–
семантическая информационная модель адекватна предметной области;
–
информация в обучающей выборке полна и достоверна:
1) достоверны тесты, применяемые для получения вторичных
параметров (качественны и сами тесты и процедуры их использования)$
2) достоверны и согласованны (объективны)
независимые экспертные оценки объектов обучающей в выборки, (эксперты
компетентны, процедуры сбора и обобщения экспертных оценок корректны и
эффективны);
3) ввод информации в автоматизированную систему произведен
качественно;
– в предметной области существуют реальные закономерности;
– обучающая выборка обладает общей и структурной репрезентативностью;
– методические и технологические этапы АСК-анализа реализованы
корректно;
– специальный программный инструментарий выполняет
возложенные на него функции автоматизации БКОСА.
3. Выдвигается гипотеза (т.е. предполагается), что
когда обязательные факторы успешности применения АСК-анализа, приведенные в п.2
действуют, его применение будет успешным.
4. АСК-анализ реально эффективно применялся в десятках
различных предметных областей с обязательным соблюдением факторов успешности.
5. Успешность применения АСК-анализа подтверждена актами
внедрения (всего имеется 17 таких актов, подтверждающих успешность применения).
О некоторых из этих применений информация приведена в данном разделе (ниже).
При этом необходимо отметить, что примерно треть применений не документировались
по ряду причин.
6. Это подтверждает гипотезу, сформулированную в п.3 и
означает, что на основании принципа научной индукции АСК-анализ должен сохранять адекватность и эффективность и в других
новых предметных областях при условии действия факторов успешности.