Исследование проведено совместно с О.А.Засухиной на
базе Кубанского государственного аграрного университета в 1993-1996 годах [81].
Предложенные технологии АСК-анализа реализовывалась на базе системы
"Эйдос". С помощью сформированной содержательной информационной
модели прогнозировались количественные и качественные результаты выращивания
культур и вырабатывались научно-обоснованные рекомендации по управлению
продуктивностью сельхозкультур и качеством сельхозпродукции.
Созданная модель включала:
– объект управления (сельскохозяйственную культуру);
классы (будущие состояния объекта управления, т.е. количественные и
качественные результаты выращивания);
– факторы управляющей системы (агротехнологии, т.е. нормы
высева, виды и нормы внесения удобрений, методы вспашки, ротация севооборота и
т.п.);
– факторы окружающей среды (вид почв,
культуры–предшественники по предшествующим годам и др.).
На основе предложенной технологии
АСК-анализа разработать конкретное приложение системы
"Эйдос", обеспечивающее управление урожайностью и качеством
сельскохозяйственных культур путем выбора и применения оптимальной
агротехнологии в зависимости от поставленной цели и вида почв,
культуры–предшественника, а также ряда других параметров объекта управления и
окружающей среды, например, таких как: нормы высева, виды и нормы внесения
удобрений, методы вспашки, ротация и др.
При создании методики выполнялись
следующие работы:
1. Формулировка целей методики и в соответствии с ними
разработка перечня прогнозируемых хозяйственных ситуаций, т.е. результатов
выращивания (например, для классификации будущих состояний, в том числе
целевых, могут быть использованы "шкала качества" и "шкала
количества", рисунок 94):
|
Рисунок 94. Будущие состояния объекта
управления: количественные и качественные результаты выращивания сельхозкультуры (зерновые
колосовые) |
2. Разработка формализованного паспорта результатов выращивания
сельхозкультур, позволяющего описать в пригодной для компьютерной обработки
форме результаты выращивания конкретной сельхозкультуры
на конкретном поле, по конкретной технологии при конкретных условиях окружающей
среды.
Соответственно, формализованный паспорт результатов выращивания
состоит из трех частей:
– первая содержит целевые и нежелательные количественные
и качественные результаты выращивания (классы);
– вторая – технологические факторы, которые
можно рассматривать как средство достижения желаемых хозяйственных результатов
(рисунок 95).
– третья – описывает не зависящие от воли человека факторы
окружающей среды, прежде всего метеорологические, а также виды и
состояние почв;
|
Рисунок 95. Видеограмма с фрагментом
справочника описательных шкал (технологические
факторы) |
3. Использование бумажного архива по выращиванию сельхозкультур
для заполнения формализованных паспортов и ввода в программную инструментальную
систему в качестве примеров выращивания (обучающей выборки) (рисунок 96).
Синтез семантической информационной модели. Размерность
модели составила: 35 прогнозируемых результатов выращивания, 188 градаций
факторов, 217 прецедентов в обучающей выборке, 18594 факта.
|
4. Выявление (на основе
предъявленных реальных примеров выращивания сельхозкультур) взаимосвязей между
применяемыми технологиями и полученными результатами и формирование
информационных портретов по каждому возможному результату выращивания.
Информационный портрет хозяйственной ситуации представляет собой перечень
технологических факторов с количественным указанием того, какое влияние
оказывает каждый из них на осуществление данной ситуации (рисунок 97):
|
|
|
|
Рисунок 97. Примеры информационных портретов |
5. Каждый из технологических
факторов на основе приведенных примеров характеризуется тем, какое влияние он
оказывает на осуществление каждой (целевой или нежелательной) хозяйственной
ситуации (рисунок 98):
|
|
Рисунок 98. Семантический портрет признака: |
6. Сравнение различных
хозяйственных ситуаций и формирование групп наиболее сходных из них
(кластеров), а также определение кластеров, наиболее сильно отличаются друг от
друга (конструктов). При этом на экспериментальной базе данных был выявлен
конструкт "качество–количество", означающий, что для получения
высокого качества и большого количества необходимы совершенно противоположные и
несовместимые (т.е. невозможные одновременно) почвы: предшественники и агротехнологические приемы (рисунок 99):
|
|
Рисунок 99. Конструкт классов: "Качество
– количество" |
7. Группировка технологических
факторов в кластеры и конструкты. Кластерно-конструктивный
анализ факторов показал, что некоторые
различные по своей природе факторы имеют сходное влияние на хозяйственные
результаты. Эти факторы предложено использовать для замены друг друга в случае необходимости (рисунок 100):
|
|
Рисунок 100. Конструкт факторов:
"Предшественники бобовые … – Ротация первая…" и
семантической сети факторов: "Предшественники – Глубина обработки почвы" |
8. Проверка способности созданного приложения правильно прогнозировать
хозяйственные результаты на массиве уже введенных формализованных паспортов
показала, что валидность оказалась недостаточно высокой для практического
применения: на уровне 58%. Причиной
этого являются артефакты, из-за которых некоторые хозяйственные ситуации
оказались слабо детерминированными (рисунок 101). Удаление артефактов привело к повышению интегральной валидности до
80%, что достаточно для практического использования методики (рисунок 102):
|
|
Рисунок 101.
Интегральная и дифференциальная валидность методики до исключения артефактов |
Рисунок 102.
Интегральная и дифференциальная валидность методики после исключения артефактов |
Таким образом, были решены две основные задачи:
|
1.
Прогнозирование того, какие хозяйственные результаты наиболее
вероятны (а какие практически невозможны) на данном виде почв и с данными
предшественниками, а также при условии применения имеющихся в распоряжении агротехнологий
(рисунок 103). Указана мера сходства прогнозируемой ситуации с каждым
будущим состоянием. |
Рисунок 103.
Пример карточки прогнозирования для конкретных условий выращивания |
2.
Разработка рекомендаций по управляющим воздействиям, т.е. консультирование по вопросам о том, какие
виды почв, предшественники и агротехнологии должны быть, чтобы
можно было рассчитывать с определенной уверенностью на заданный хозяйственный
результат (рисунок 97).
Система позволяет оценивать степень достоверности своих прогнозов и рекомендаций
по управлению, т.е. она не просто дает рекомендацию, но и количественно
оценивает степень ее надежности. Кроме того, система дает характеристику
влияния каждого технологического приема и рекомендации по замене желательных,
но очень дорогих или не имеющихся в наличии технологических приемов, другими,
более дешевыми и доступными, и, при этом, имеющими сходное влияние на
хозяйственные результаты.
Таким образом, данная методика позволяет "просматривать"
различные варианты технологии, прогнозировать последствия применения различных
технологических приемов, и на этой основе вырабатывать научно обоснованные
рекомендации по выбору возделываемой культуры и оптимальной для поставленных целей
агротехнологии.
В данном
исследовании в количественной форме
были обнаружены как уже известные закономерности по влиянию предшественников,
почв, удобрений, способов вспашки и т.д. на результаты выращивания
сельхозкультур, так и новые, ранее неизвестные.
1. Что выбирается в качестве классов распознавания и
что в качестве факторов в задаче прогнозирования урожая?
2. Что такое "шкала качества" и "шкала
количества"? Какие градации у этих шкал?
3. Как классифицировать факторы, влияющие на урожай?
4. В чем состоит задача прогнозирования количественных
и качественных результатов выращивания сельхозкультур?
5. В чем состоит задача поддержки принятия решений при
выборе зон и подзон выращивания, культур для
выращивания, агротехнологий?
6. Каким образом можно научно обоснованно заменять одни
факторы другими?
7. С какими проблемами сталкивается разработчик и исследователь
при решении задачи прогнозирования урожая?
1. Луценко Е.В. Теоретические основы и технология адаптивного
семантического анализа в поддержке принятия решений (на примере универсальной
автоматизированной системы распознавания образов "ЭЙДОС-5.1"). -
Краснодар: КЮИ МВД РФ, 1996. - 280с.
2. Луценко Е.В. Автоматизированный системно-когнитивный анализ в управлении
активными объектами (системная теория информации и ее применение в исследовании
экономических, социально-психологических, технологических и организационно-технических
систем): Монография (научное издание). – Краснодар: КубГАУ. 2002. – 605 с.