Данная
лабораторная работа основана на данных, полученных в Кубанском государственном
технологическом университете (КубГТУ) при преподавании дисциплин кафедры
Информатики: "Новые информационные технологии в учебном процессе" и
"Комплексные технологии в науке и образовании" для специальности:
020300 – Социология (Социально-гуманитарный факультет), в 2002 году (акт
внедрения имеется).
При
проведении в 2001 году одного из первых в г. Краснодаре экспериментов по
централизованному компьютерному тестированию для поступлении в вуз его
организаторы предложили заполнить всем тестирующимся дополнительную социологическую
анкету. Если бы удалось собрать данные с помощью этой анкеты по ряду регионов
России и обработать их совместно с результатами тестирования
по предметной обученности по ряду предметов, то в принципе оказалось бы
возможным найти зависимости между характеристиками социального статуса абитуриента и
его учебными достижениями. Безусловно, такие результаты представляли бы
огромный научный интерес. Однако провести это дополнительное тестирование не
удалось по ряду причин, среди которых основными, по-видимому, явились следующие:
– это
тестирование не было бы анонимным;
– в анкету
были включены некоторые вопросы, имеющие спорный характер;
– работа по
организации проведению этого дополнительного тестирования потребовало бы от
абитуриентов и организаторов проведения тестирования ранее незапланированных
затрат времени и других усилий.
Но то, что в
свое время не удалось сделать в масштабе России, вполне возможно осуществить в
рамках одной лабораторной работы, в которой и предлагается использовать
"ту самую социологическую анкету".
1. Формализовать задачу.
1.1. Сконструировать классификационные шкалы и градации,
выбрав в качестве классов – различные уровни учебных достижений по различным дисциплинам,
перечень которых взять из зачетной книжки.
1.2. В качестве описательных шкал и градаций
использовать предлагаемую анкету.
1.3. Обучающую выборку заполнить на основе данных по
учащимся своей группы и дополнить данными параллельной группы.
2. Осуществить синтез и верификацию (измерение адекватности)
семантической информационной модели.
3. Провести системно-когнитивный анализ модели:
3.1. Решить задачи идентификации и прогнозирования
(для себя).
3.2. Сгенерировать информационные портреты классов и
факторов, т.е. решить обратную задачу прогнозирования (результаты отобразить в
графической форме двухмерных и трехмерных профилей классов и факторов).
3.3. Провести кластерно-конструктивный анализ классов
и факторов (результаты отобразить в форме семантических сетей классов и
факторов).
3.4. Осуществить содержательное сравнение классов и факторов
(результаты отобразить в форме когнитивных диаграмм классов и факторов).
3.5. Построить нелокальные нейроны и интерпретируемые
нейронные сети.
3.6. Построить классические когнитивные модели (отобразить
в форме когнитивных карт).
3.7. Построить интегральные когнитивные модели (отобразить
в форме интегральных когнитивных карт).
Мы для
выполнения этого задания используем данные, полученные в КубГТУ в 2002 году
(таблица 23).
Таблица 1 – КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ШКАЛЫ
И ГРАДАЦИИ
Код |
Наименование класса |
1 |
УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ГСД (гум.соц.-эк.дисц.)
- высокая |
2 |
УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ГСД (гум.соц.-эк.дисц.)
- средняя |
3 |
УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ГСД (гум.соц.-эк.дисц.)
- низкая |
4 |
УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ЕН (ест.научн.дисц.) -
высокая |
5 |
УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ЕН (ест.научн.дисц.) -
средняя |
6 |
УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ЕН (ест.научн.дисц.) -
низкая |
7 |
УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ОПД (общ.проф.дисц.) - высокая |
8 |
УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ОПД (общ.проф.дисц.) -
средняя |
9 |
УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ОПД (общ.проф.дисц.) -
низкая |
10 |
УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.СД (спец.дисц.) -
высокая |
11 |
УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.СД (спец.дисц.) -
средняя |
12 |
УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.СД (спец.дисц.) - низкая |
13 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-01 (философия) - высокая |
14 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-01 (философия) - средняя |
15 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-01 (философия) - низкая |
16 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-02 (иностр.язык) - высокая |
17 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-02 (иностр.язык) - средняя |
18 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-02 (иностр.язык) - низкая |
19 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-03 (культурология) -
высокая |
20 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-03 (культурология) -
средняя |
21 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-03 (культурология) -
низкая |
22 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-04 (история) - высокая |
23 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-04 (история) - средняя |
24 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-04 (история) - низкая |
25 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-05 (физ.культура) -
высокая |
26 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-05 (физ.культура) -
средняя |
27 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-05 (физ.культура) - низкая |
28 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-06 (право) - высокая |
29 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-06 (право) - средняя |
30 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-06 (право) - низкая |
31 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-07 (экономика) - высокая |
32 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-07 (экономика) - средняя |
33 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-07 (экономика) - низкая |
34 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-09 (политология) - высокая |
35 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-09 (политология) - средняя |
36 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-09 (политология) - низкая |
37 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-10 (психология и
педагогика) - высокая |
38 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-10 (психология и
педагогика) - средняя |
39 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-10 (психология и
педагогика) - низкая |
40 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-11 (дисц.и курсы по
выбору) - высокая |
41 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-11 (дисц.и курсы по
выбору) - средняя |
42 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-11 (дисц.и курсы по
выбору) - низкая |
43 |
УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-01 (математика и
информатика) - высокая |
44 |
УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-01 (математика и информатика)
- средняя |
45 |
УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-01 (маетматика и
информатика) - низкая |
46 |
УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-02
(конц.совр.естествознания) - высокая |
47 |
УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-02
(конц.совр.естествознания) - средняя |
48 |
УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-02
(конц.совр.естествознания) - низкая |
49 |
УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-03 (дисц.и курсы по выбору)
- высокая |
50 |
УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-03 (дисц.и курсы по выбору)
- средняя |
51 |
УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-03 (дисц.и курсы по выбору)
- низкая |
52 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-01 (история социологии) -
высокая |
53 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-01 (история социологии) -
средняя |
54 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-01 (история социологии) -
низкая |
55 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-02 (общая социология) -
высокая |
56 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-02 (общая социология) -
средняя |
57 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-02 (общая социология) -
низкая |
58 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-03 (мет.и техн.социолог.иссл.)
- высокая |
59 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-03 (мет.и
техн.социолог.иссл.) - средняя |
60 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-03 (мет.и
техн.социолог.иссл.) - низкая |
61 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-04 (демография) - высокая |
62 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-04 (демография) - средняя |
63 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-04 (демография) - низкая |
64 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-05 (социальная статистика)
- высокая |
65 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-05 (социальная статистика)
- средняя |
66 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-05 (социальная статистика)
- низкая |
67 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-06 (социальная
антропология) - высокая |
68 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-06 (социальная
антропология) - средняя |
69 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-06 (социальная
антропология) - низкая |
70 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-07 (социальная психология)
- высокая |
71 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-07 (социальная психология)
- средняя |
72 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-07 (социальная психология)
– низкая |
73 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-08 (соц.труда и экон.соц.)
- высокая |
74 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-08 (соц.труда и экон.соц.)
- средняя |
75 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-08 (соц.труда и экон.соц.)
- низкая |
76 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-09 (социология
организаций) - высокая |
77 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-09 (социология
организаций) - средняя |
78 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-09 (социология
организаций) - низкая |
79 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-10 (социология
коммуникаций) - высокая |
80 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-10 (социология
коммуникаций) - средняя |
81 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-10 (социология
коммуникаций) - низкая |
82 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-11 (основы менеджмента) -
высокая |
83 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-11 (основы менеджмента) -
средняя |
84 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-11 (основы менеджмента) -
низкая |
85 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-12 (социальная экология) -
высокая |
86 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-12 (социальная экология) -
средняя |
87 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-12 (социальная экология) -
низкая |
88 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-13 (социология религий) -
высокая |
89 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-13 (социология религий) -
средняя |
90 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-13 (социология религий) -
низкая |
91 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-14 (дисц.и курсы по
выбору) - высокая |
92 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-14 (дисц.и курсы по
выбору) - средняя |
93 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-14 (дисц.и курсы по
выбору) - низкая |
94 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-01 (соц.прогнозирование и
проект.) - высокая |
95 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-01 (соц.прогнозирование и
проект.) - средняя |
96 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-01 (соц.прогнозирование и
проект.) - низкая |
97 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-02 (соц.проблемы
изуч.общ.мнения) - высокая |
98 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-02 (соц.проблемы
изуч.общ.мнения) - средняя |
99 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-02 (соц.проблемы
изуч.общ.мнения) - низкая |
100 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-03 (соц.полит.процессов) -
высокая |
101 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-03 (соц.полит.процессов) -
средняя |
102 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-03 (соц.полит.процессов) -
низкая |
103 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-04 (социология семьи) -
высокая |
104 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-04 (социология семьи) -
средняя |
105 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-04 (социология семьи) -
низкая |
106 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-05 (социология культуры) -
высокая |
107 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-05 (социология культуры) -
средняя |
108 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-05 (социология культуры) -
низкая |
109 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-06 (дисц.и курсы по выбору)
- высокая |
110 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-06 (дисц.и кусры по выбору)
- средняя |
111 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-06 (дисц.и курсы по выбору)
- низкая |
112 |
Группа-1 |
113 |
Группа-2 |
Анкета
организаторов тестирования преобразована к виду, удобному для обработки в
системе "Эйдос" (таблица 24).
Таблица 2 – ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ И ГРАДАЦИИ
Код |
Наименования шкал и
градаций признаков |
[ 1] |
ВАШ ВОЗРАСТ:
|
1 |
17 |
2 |
18 |
3 |
19 |
4 |
20 |
5 |
21 |
6 |
22 |
7 |
23 |
8 |
24 |
9 |
25 или более |
[ 2] |
ВЫ РОДИЛИСЬ В РОССИИ? |
10 |
Да |
11 |
Нет |
[ 3] |
ЕСЛИ ВЫ РОДИЛИСЬ НЕ В РОССИИ, ТО ВО
СКОЛЬКО ЛЕТ ВЫ СЮДА ПРИЕХАЛИ? |
12 |
До 7 лет |
13 |
От 7 до 17 лет |
14 |
Больше 17 лет |
[ 4] |
КОЛИЧЕСТВО ЖИЛЫХ КОМНАТ У ВАС ДОМА: |
15 |
1 |
16 |
2 |
17 |
3 |
18 |
4 |
19 |
5 или более |
[ 5] |
СКОЛЬКО ВСЕГО ЧЕЛОВЕК ЖИВУТ У ВАС
ДОМА? |
20 |
1 |
21 |
2 |
22 |
3 |
23 |
4 |
24 |
5 |
25 |
6 |
26 |
7 и более |
[ 6] |
ДОХОД НА ЧЛЕНА СЕМЬИ (В МЕСЯЦ): |
27 |
Низкий |
28 |
Средний |
29 |
Высокий |
[ 7] |
КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ
ЗНАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: |
30 |
Отличные |
31 |
Хорошие |
32 |
Средние |
33 |
Низкие |
[ 8] |
КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ
ЗНАНИЯ ПО АЛГЕБРЕ: |
34 |
Отличные |
35 |
Хорошие |
36 |
Средние |
37 |
Низкие |
[ 9] |
КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ
ЗНАНИЯ ПО ГЕОМЕТРИИ: |
38 |
Отличные |
39 |
Хорошие |
40 |
Средние |
41 |
Низкие |
[ 10] |
КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ
ЗНАНИЯ ПО ФИЗИКЕ: |
42 |
Отличные |
43 |
Хорошие |
44 |
Средние |
45 |
Низкие |
[ 11] |
КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ
ПО ХИМИИ: |
46 |
Отличные |
47 |
Хорошие |
48 |
Средние |
49 |
Низкие |
[ 12] |
КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ
ЗНАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ: |
50 |
Отличные |
51 |
Хорошие |
52 |
Средние |
[ 13] |
КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ
ЗНАНИЯ ПО БИОЛОГИИ: |
54 |
Отличные |
55 |
Хорошие |
56 |
Средние |
57 |
Низкие |
[ 14] |
КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ
ЗНАНИЯ ПО ИСТОРИИ: |
58 |
Отличные |
59 |
Хорошие |
60 |
Средние |
61 |
Низкие |
[ 15] |
КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ
ЗНАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ |
62 |
Отличные |
63 |
Хорошие |
64 |
Средние |
65 |
Низкие |
[ 16] |
КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ
ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: |
66 |
Уроки в школе |
67 |
Со знакомыми |
68 |
С репетитором |
69 |
Факультатив в школе |
70 |
Курсы при ВУЗе |
71 |
Заочно при ВУЗе |
[ 17] |
КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ
ЭКЗАМЕНУ ПО АЛГЕБРЕ: |
72 |
Уроки в школе |
73 |
Со знакомыми |
74 |
С репетитором |
75 |
Факультатив в школе |
76 |
Курсы при ВУЗе |
77 |
Заочно при ВУЗе |
[ 18] |
КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ
ЭКЗАМЕНУ ПО ГЕОМЕТРИИ: |
78 |
Уроки в школе |
79 |
Со знакомыми |
80 |
С репетитором |
81 |
Факультатив в школе |
82 |
Курсы при ВУЗе |
83 |
Заочно при ВУЗе |
[ 19] |
КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ
ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЗИКЕ: |
84 |
Уроки в школе |
85 |
Со знакомыми |
86 |
С репетитором |
87 |
Факультатив в школе |
88 |
Курсы при ВУЗе |
89 |
Заочно при ВУЗе |
[ 20] |
КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ
ЭКЗАМЕНУ ПО ХИМИИ: |
90 |
Уроки в школе |
91 |
Со знакомыми |
92 |
С репетитором |
93 |
Факультатив в школе |
94 |
Курсы при ВУЗе |
95 |
Заочно при ВУЗе |
[ 21] |
КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ
ЭКЗАМЕНУ ПО ИНФОРМАТИКЕ: |
96 |
Уроки в школе |
97 |
Со знакомыми |
98 |
С репетитором |
99 |
Факультатив в школе |
100 |
Курсы при ВУЗе |
101 |
Заочно при ВУЗе |
[ 22] |
КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ
ЭКЗАМЕНУ ПО БИОЛОГИИ: |
102 |
Уроки в школе |
103 |
Со знакомыми |
104 |
С репетитором |
105 |
Факультатив в школе |
106 |
Курсы при ВУЗе |
107 |
Заочно при ВУЗе |
[ 23] |
КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ
ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ: |
108 |
Уроки в школе |
109 |
Со знакомыми |
110 |
С репетитором |
111 |
Факультатив в школе |
112 |
Курсы при ВУЗе |
113 |
Заочно при ВУЗе |
[ 24] |
КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ
ЭКЗАМЕНУ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ |
114 |
Уроки в школе |
115 |
Со знакомыми |
116 |
С репетитором |
117 |
Факультатив в школе |
118 |
Курсы при ВУЗе |
119 |
Заочно при ВУЗе |
[ 25] |
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ СУММАРНО УХОДИТ У ВАС НА
ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ? |
120 |
До 15 минут |
121 |
Около 30 минут |
122 |
1 - 2 часа |
123 |
Более 2-х часов |
[ 26] |
УКАЖИТЕ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ОТЦА: |
124 |
Неполное среднее |
125 |
Среднее |
126 |
Среднее техническое |
127 |
Незаконченное высшее |
128 |
Высшее |
129 |
Кандидат наук |
130 |
Доктор наук |
[ 27] |
УКАЖИТЕ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ МАТЕРИ: |
131 |
Неполное среднее |
132 |
Среднее |
133 |
Среднее техническое |
134 |
Незаконченное высшее |
135 |
Высшее |
136 |
Кандидат наук |
137 |
Доктор наук |
[ 28] |
УКАЖИТЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОТЦА: |
138 |
Русский |
139 |
Украинец |
140 |
Белорус |
141 |
Татарин |
142 |
Мордвин |
143 |
Удмурт |
144 |
Мари |
145 |
Башкир |
146 |
Чуваш |
147 |
Еврей |
148 |
Калмык |
149 |
Бурят |
150 |
Коми |
151 |
Грузин |
152 |
Армянин |
153 |
Азербайджанец |
154 |
Другая |
[ 29] |
УКАЖИТЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ МАТЕРИ: |
155 |
Русский |
156 |
Украинец |
157 |
Белорус |
158 |
Татарин |
159 |
Мордвин |
160 |
Удмурт |
161 |
Мари |
162 |
Башкир |
163 |
Чуваш |
164 |
Еврей |
165 |
Калмык |
166 |
Бурят |
167 |
Коми |
168 |
Грузин |
169 |
Армянин |
170 |
Азербайджанец |
171 |
Другая |
[ 30] |
ВЫ ПОСТОЯННО ЖИВЕТЕ В ДАННОМ МЕСТЕ ИЛИ
ПЕРЕЕХАЛИ СЮДА ИЗ ДРУГОЙ МЕСТНОСТИ? |
172 |
Родился и живу здесь постоянно |
173 |
Приехал сюда из другого города России |
174 |
Приехал из сельской местности России |
175 |
Приехал из бывших республик СССР |
[ 31] |
ВЫ ПРОЖИВАЕТЕ:
|
176 |
Москве |
177 |
Санкт-Петербурге |
178 |
В областном (краевом) центре или столице
республики |
179 |
В крупном городе |
180 |
В среднем городе |
181 |
В малом городе |
182 |
В поселке, деревне, селе, хуторе и т.п. |
[ 32] |
КАК ЧАСТО ВЫ ДОМА РАЗГОВАРИВАЕТЕ НА
РУССКОМ ЯЗЫКЕ? |
183 |
Всегда |
184 |
Почти всегда |
185 |
Иногда |
186 |
Очень редко |
187 |
Никогда |
[ 33] |
ВМЕСТЕ С ВАМИ ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮТ: |
188 |
Мать |
189 |
Отец |
190 |
Отчим/мачеха |
191 |
Братья/сестры |
192 |
Бабушки/дедушки |
193 |
Другие родственники |
[ 34] |
КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ, ВКЛЮЧАЯ
ВАС: |
194 |
Один |
195 |
Двое |
196 |
Трое |
197 |
Четверо или более |
[ 35] |
ИМЕЕТ ЛИ ВАША СЕМЬЯ: |
198 |
Видеомагнитофон |
199 |
Видеокамеру |
200 |
Несколько цветных телевизоров |
201 |
Компьютер |
202 |
Отечественную автомашину |
203 |
Несколько отечественных автомашин или
иномарку |
[ 36] |
ЕСЛИ ВЫ ИМЕЕТЕ КОМПЬЮТЕР ДОМА, ТО КАК ВЫ
ЕГО ИСПОЛЬЗУЕТЕ? |
204 |
Для игр |
205 |
Для изучения учебных предметов (например,
иностранных языков) |
206 |
Для обмена информацией с помощью модема, в
т.ч. в Internet |
207 |
Для оплачиваемой работы |
[ 37] |
СКОЛЬКО ПРИМЕРНО КНИГ У ВАС В СЕМЬЕ (НЕ
СЧИТАЯ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ)? |
208 |
Менее 50 |
209 |
Около 100 |
210 |
Несколько сотен |
211 |
Более тысячи |
[ 38] |
ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕРИОДИЧЕСКОЙ
ПЕЧАТИ: |
212 |
Выписываем на дом |
213 |
Покупаем ежедневно |
214 |
Покупаем еженедельно |
215 |
Почти не читаем |
[ 39] |
ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ ВАШЕЙ СЕМЬИ: |
216 |
Комната в коммунальной квартире |
217 |
1-комнатная квартира |
218 |
2-комнатная квартира |
219 |
Квартира из 3-х или более комнат |
220 |
Обычный дом в сельской местности |
221 |
Дом повышенной комфортности (особняк) |
[ 40] |
ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПЛАНОВ НА БУДУЩЕЕ ЧЬЕ
МНЕНИЕ ВЫ УЧИТЫВАЕТЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ (ВЫБЕРИТЕ ТОЛЬКО ОДИН ОТВЕТ): |
222 |
Родителей |
223 |
Учителей |
224 |
Сверстников (друзей) |
225 |
Средств массовой информации |
226 |
Свое собственное |
[ 41] |
ГДЕ ВЫ ОБЫЧНО ПРОВОДИТЕ ЕЖЕГОДНЫЙ ОТПУСК
(КАНИКУЛЫ): |
227 |
Дома |
228 |
На собственной даче |
229 |
В другом городе или на даче у
родственников или знакомых |
230 |
В туристическом походе |
231 |
На Черном море в России |
232 |
В бывших республиках СССР |
233 |
За рубежом |
234 |
Другое |
[ 42] |
ВЫ ЗАКОНЧИЛИ ВЫПУСКНОЙ КЛАСС: |
235 |
Общеобразовательный |
236 |
Профилированный на ВУЗ |
237 |
Гимназический или лицейский |
238 |
другой (экономический, юридический и др.) |
[ 43] |
ВЫ ЗАКОНЧИЛИ ВЫПУСКНОЙ КЛАСС С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ: |
239 |
Математики |
240 |
Физики |
241 |
Биологии |
242 |
Химии |
243 |
Географии |
244 |
Информатики |
245 |
Истории, обществоведения |
246 |
Русского языка, литературы |
247 |
Иностранных языков |
[ 44] |
ВЫБЕРИТЕ ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ВАМ
НРАВЯТСЯ: |
248 |
Русский язык |
249 |
Математика |
250 |
Физика |
251 |
Химия |
252 |
Информатика |
253 |
Биология |
254 |
История |
255 |
Иностранный язык |
256 |
География |
[ 45] |
ЧЕМ ВАМ НРАВИТСЯ ШКОЛА, КОТОРУЮ ВЫ
ЗАКОНЧИЛИ? |
257 |
Хорошие отношения со сверстниками |
258 |
Хорошие учителя |
259 |
Хорошая подготовка к поступлению в ВУЗ |
260 |
Расположена рядом с домом |
261 |
Ничем не нравится |
262 |
Другое |
[ 46] |
ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОТЦА: |
263 |
Промышленность (тяжелая) |
264 |
Промышленность (легкая) |
265 |
Строительство |
266 |
Сельское хозяйство |
267 |
Транспорт |
268 |
Коммерция, торговля, сфера бытового
обслуживания |
269 |
Экономика |
270 |
Частный бизнес, предпринимательство |
271 |
Государственная служба |
272 |
Служба в силовых структурах |
273 |
Выборные органы власти |
274 |
Образование |
275 |
Здравоохранение, медицина |
276 |
Культура, искусство |
277 |
Наука |
278 |
Юриспруденция |
279 |
Спорт |
280 |
Религия |
281 |
Другое |
[ 47] |
ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАТЕРИ: |
282 |
Промышленность (тяжелая) |
283 |
Промышленность (легкая) |
284 |
Строительство |
285 |
Сельское хозяйство |
286 |
Транспорт |
287 |
Коммерция, торговля, сфера бытового
обслуживания |
288 |
Экономика |
289 |
Частный бизнес, предпринимательство |
290 |
Государственная служба |
291 |
Служба в силовых структурах |
292 |
Выборные органы власти |
293 |
Образование |
294 |
Здравоохранение, медицина |
295 |
Культура, искусство |
296 |
Наука |
297 |
Юриспруденция |
298 |
Спорт |
299 |
Религия |
300 |
Другое |
[ 48] |
ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАЮЩАЯ МЕНЯ |
301 |
Промышленность (тяжелая) |
302 |
Промышленность (легкая) |
303 |
Строительство |
304 |
Сельское хозяйство |
305 |
Транспорт |
306 |
Коммерция, торговля, сфера бытового
обслуживания |
307 |
Экономика |
308 |
Частный бизнес, предпринимательство |
309 |
Государственная служба |
310 |
Служба в силовых структурах |
311 |
Выборные органы власти |
312 |
Образование |
313 |
Здравоохранение, медицина |
314 |
Культура, искусство |
315 |
Наука |
316 |
Юриспруденция |
317 |
Спорт |
318 |
Религия |
319 |
Другое |
[ 49] |
УКАЖИТЕ ФОРМЫ ДОСУГА, КОТОРЫЕ ВЫ
ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТЕ: |
320 |
Просмотр видео и кинофильмов |
321 |
Чтение художественной литературы |
322 |
Спорт, туризм |
323 |
Дискотеки и т.п. |
324 |
Общение с родителями |
325 |
Общение с любимым человеком |
326 |
Работа на дому |
327 |
Оплачиваемая работа |
328 |
Дополнительное образование |
329 |
Техническое творчество |
330 |
Занятия искусством |
331 |
Коллекционирование |
332 |
Посещение музеев и выставок |
333 |
Посещение оперы и балета |
334 |
Посещение драматических театров |
335 |
Посещение концертов классической музыки |
336 |
Посещение концертов попмузыки |
337 |
Слушание радио |
338 |
Слушание аудио-музыки |
339 |
Просмотр теленовостей |
340 |
Просмотр развлекательных TV-программ |
341 |
Просмотр спортивных TV-программ |
342 |
Просмотр мультфильмов |
343 |
Просмотр телесериалов |
344 |
Просмотр познавательных передач |
345 |
Просмотр религиозных программ |
346 |
Посещение религиозных центров |
[ 50] |
УКАЖИТЕ ФОРМЫ ДОСУГА, КОТОРЫЕ ВЫ
ИСПОЛЬЗУЕТЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ: |
347 |
Просмотр видео и кинофильмов |
348 |
Чтение художественной литературы |
349 |
Спорт, туризм |
350 |
Дискотеки и т.п. |
351 |
Общение с родителями |
352 |
Общение с любимым человеком |
353 |
Работа на дому |
354 |
Оплачиваемая работа |
355 |
Дополнительное образование |
356 |
Техническое творчество |
357 |
Занятия искусством |
358 |
Коллекционирование |
359 |
Посещение музеев и выставок |
360 |
Посещение оперы и балета |
361 |
Посещение драматических театров |
362 |
Посещение концертов классической музыки |
363 |
Посещение концертов попмузыки |
364 |
Слушание радио |
365 |
Слушание аудио-музыки |
366 |
Просмотр теленовостей |
367 |
Просмотр развлекательных TV-программ |
368 |
Просмотр спортивных TV-программ |
369 |
Просмотр мультфильмов |
370 |
Просмотр телесериалов |
371 |
Просмотр познавательных передач |
372 |
Просмотр религиозных программ |
373 |
Посещение религиозных центров |
[ 51] |
УКАЖИТЕ ФОРМЫ ДОСУГА, КОТОРЫЕ ВЫ ЧАСТО
ИСПОЛЬЗУЕТЕ: |
374 |
Просмотр видео и кинофильмов |
375 |
Чтение художественной литературы |
376 |
Спорт, туризм |
377 |
Дискотеки и т.п. |
378 |
Общение с родителями |
379 |
Общение с любимым человеком |
380 |
Работа на дому |
381 |
Оплачиваемая работа |
382 |
Дополнительное образование |
383 |
Техническое творчество |
384 |
Занятия искусством |
385 |
Коллекционирование |
386 |
Посещение музеев и выставок |
387 |
Посещение оперы и балета |
388 |
Посещение драматических театров |
389 |
Посещение концертов классической музыки |
390 |
Посещение концертов поп-музыки |
391 |
Слушание радио |
392 |
Слушание аудио-музыки |
393 |
Просмотр теленовостей |
394 |
Просмотр развлекательных TV-программ |
395 |
Просмотр спортивных TV-программ |
396 |
Просмотр мультфильмов |
397 |
Просмотр телесериалов |
398 |
Просмотр познавательных передач |
399 |
Просмотр религиозных программ |
400 |
Посещение религиозных центров |
[ 52] |
УКАЖИТЕ ФОРМЫ ДОСУГА, КОТОРЫЕ ВЫ
ИСПОЛЬЗУЕТЕ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА: |
401 |
Просмотр видео и кинофильмов |
402 |
Чтение художественной литературы |
403 |
Спорт, туризм |
404 |
Дискотеки и т.п. |
405 |
Общение с родителями |
406 |
Общение с любимым человеком |
407 |
Работа на дому |
408 |
Оплачиваемая работа |
409 |
Дополнительное образование |
410 |
Техническое творчество |
411 |
Занятия искусством |
412 |
Коллекционирование |
413 |
Посещение музеев и выставок |
414 |
Посещение оперы и балета |
415 |
Посещение драматических театров |
416 |
Посещение концертов классической музыки |
417 |
Посещение концертов поп-музыки |
418 |
Слушание радио |
419 |
Слушание аудио-музыки |
420 |
Просмотр теленовостей |
421 |
Просмотр развлекательных TV-программ |
422 |
Просмотр спортивных TV-программ |
423 |
Просмотр мультфильмов |
424 |
Просмотр телесериалов |
425 |
Просмотр познавательных передач |
426 |
Просмотр религиозных программ |
427 |
Посещение религиозных центров |
[ 53] |
УКАЖИТЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ, ИМЕЮЩИЕ ДЛЯ ВАС
МАЛУЮ ЦЕННОСТЬ: |
428 |
Общение с друзьями |
429 |
Общение с родителями |
430 |
Наличие вещей, имеющих продуктивную работу
и учебу |
431 |
Наличие престижных вещей |
432 |
Наличие вещей, обеспечивающих комфортные
условия жизни |
433 |
Возможность влияния на ход важных событий
в семье |
434 |
Материальная независимость |
435 |
Свобода высказываться и публиковаться |
436 |
Свобода религии |
437 |
Удовольствия, развлечения |
438 |
Работа и учеба как творчество |
439 |
Работа на благо общества |
440 |
Работа как средство заработка |
441 |
Счастливая семья |
442 |
Любовь |
443 |
Красота человека |
444 |
Природа |
445 |
Культура, искусство |
[ 54] |
УКАЖИТЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ, ИМЕЮЩИЕ ДЛЯ ВАС
НЕКОТОРУЮ ЦЕННОСТЬ: |
446 |
Общение с друзьями |
447 |
Общение с родителями |
448 |
Наличие вещей, имеющих продуктивную работу
и учебу |
449 |
Наличие престижных вещей |
450 |
Наличие вещей, обеспечивающих комфортные
условия жизни |
451 |
Возможность влияния на ход важных событий
в семье |
452 |
Материальная независимость |
453 |
Свобода высказываться и публиковаться |
454 |
Свобода религии |
455 |
Удовольствия, развлечения |
456 |
Работа и учеба как творчество |
457 |
Работа на благо общества |
458 |
Работа как средство заработка |
459 |
Счастливая семья |
460 |
Любовь |
461 |
Красота человека |
462 |
Природа |
463 |
Культура, искусство |
[ 55] |
УКАЖИТЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ, ИМЕЮЩИЕ ДЛЯ ВАС
БОЛЬШУЮ ЦЕННОСТЬ: |
464 |
Общение с друзьями |
465 |
Общение с родителями |
466 |
Наличие вещей, имеющих продуктивную работу
и учебу |
467 |
Наличие престижных вещей |
468 |
Наличие вещей, обеспечивающих комфортные
условия жизни |
469 |
Возможность влияния на ход важных событий
в семье |
470 |
Материальная независимость |
471 |
Свобода высказываться и публиковаться |
472 |
Свобода религии |
473 |
Удовольствия, развлечения |
474 |
Работа и учеба как творчество |
475 |
Работа на благо общества |
476 |
Работа как средство заработка |
477 |
Счастливая семья |
478 |
Любовь |
479 |
Красота человека |
480 |
Природа |
481 |
Культура, искусство |
Для этих
целей каждый учащийся заполняет данными о себе "Карточку
респондента", имеющую вид, представленный на таблице 25:
Таблица 3 – КАРТОЧКА РЕСПОНДЕНТА № _____
Учебная
группа: |
|
||||||
Фамилия, |
|
||||||
Коды
классов, |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коды
признаков, которыми он характеризуется: |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При
необходимости строки с кодами добавляются. На каждой карточке имеется номер
студента по списку группы, который затем используется как номер анкеты в
обучающей выборке. Необходимо сначала ввести пустые анкеты обучающей выборки по
списку группы, а затем заполнить их, используя карточки. Учащиеся передают друг
другу карточки передавать по компьютерному классу. В графе
"Наим.физ.источника" указываются полностью: фамилия, и сокращенно:
имя и отчество студента. Аналогично поступаем с карточками студентов 2-й
группы, за исключением того, что для определения номера анкеты в обучающей
выборке к списочному номеру студента 2-й группы прибавляется номер последнего
студента 1-й группы.
Синтез и
верификация модели осуществляется в соответствующих подсистемах системы
"Эйдос". Результаты верификации представлены в таблице 26.
Таблица 4 – РЕЗУЛЬТАТЫ ВЕРИФИКАЦИИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
МОДЕЛИ
№ |
Код |
Наименование класса |
Ко-во лог. анк. |
% верной идентификации |
ВЫСОКАЯ адекватность модели |
||||
1 |
87 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-12 (социальная экология) -
низкая |
1 |
100,00 |
2 |
106 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-05 (социология культуры) -
высокая |
27 |
88,89 |
3 |
46 |
УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-02
(конц.совр.естествознания) - высокая |
35 |
88,57 |
4 |
55 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-02 (общая социология) - высокая |
26 |
88,46 |
5 |
45 |
УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-01 (математика и
информатика) - низкая |
8 |
87,50 |
6 |
85 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-12 (социальная экология) -
высокая |
24 |
87,50 |
7 |
13 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-01 (философия) - высокая |
23 |
86,96 |
8 |
28 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-06 (право) - высокая |
35 |
85,71 |
9 |
37 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-10 (психология и
педагогика) - высокая |
26 |
84,62 |
10 |
14 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-01 (философия) - средняя |
6 |
83,33 |
11 |
16 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-02 (иностр.язык) - высокая |
24 |
83,33 |
12 |
18 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-02 (иностр.язык) - низкая |
6 |
83,33 |
СРЕДНЯЯ адекватность модели |
||||
13 |
24 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-04 (история) - низкая |
9 |
77,78 |
14 |
22 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-04 (история) - высокая |
17 |
76,47 |
15 |
17 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-02 (иностр.язык) - средняя |
12 |
75,00 |
16 |
56 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-02 (общая социология) -
средняя |
8 |
75,00 |
17 |
57 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-02 (общая социология) - низкая |
8 |
75,00 |
18 |
43 |
УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-01 (математика и
информатика) - высокая |
15 |
73,33 |
19 |
29 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-06 (право) - средняя |
7 |
71,43 |
20 |
47 |
УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-02 (конц.совр.естествознания)
- средняя |
7 |
71,43 |
НИЗКАЯ адекватность модели |
||||
21 |
113 |
Группа-2 |
23 |
69,57 |
22 |
23 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-04 (история) - средняя |
16 |
68,75 |
23 |
44 |
УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-01 (математика и информатика)
- средняя |
19 |
68,42 |
24 |
39 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-10 (психология и педагогика)
- низкая |
3 |
66,67 |
25 |
112 |
Группа-1 |
19 |
63,16 |
26 |
15 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-01 (философия) - низкая |
13 |
61,54 |
ОЧЕНЬ НИЗКАЯ адекватность модели |
||||
27 |
107 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-05 (социология культуры) -
средняя |
11 |
54,55 |
28 |
38 |
УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-10 (психология и педагогика)
- средняя |
13 |
53,85 |
29 |
86 |
УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-12 (социальная экология) -
средняя |
17 |
52,94 |
30 |
108 |
УСП.ПО ДИСЦ.СД-05 (социология культуры) -
низкая |
4 |
50,00 |
Из таблицы 26 видно, что:
– из 113
классов сформированными оказались лишь 30, т.к. по остальным в обучающей
выборке просто не было данных;
– если
исключить из модели не сформированные классы, а также классы с дифференциальной
валидностью (% верной идентификации) меньше 70% (строки с 21 по 30), то
получившаяся в результате модель по 20 классам модель будет иметь среднюю
адекватность не ниже 70%. Для автоматизации этой операции в
системе "Эйдос" в подсистеме измерения адекватности имеется
специальный режим. Необходимо отметить, что этот
прием аналогичен исключению из рассмотрения результатов обработки с низким
доверительным интервалом, что широко используется в дискриминантом анализе.
Эти операции
выполняются в 4-й подсистеме системы "Эйдос". Результаты выводятся в
двух разрезах:
–
индивидуальная универсальная характеристика конкретного респондента (рисунок 21);
– выборка
респондентов, имеющих наивысшие сходство с заданным классом (рисунок 22).
Анализ
карточек прогноза успеваемости показывает, что вариабельность внутри группы
успевающих студентов гораздо выше, чем в группе неуспевающих. В результате в
среднем уровень сходства конкретных респондентов с обобщенными образами
классов, соответствующих высоким уровням успеваемости, гораздо ниже, чем с
классами, соответствующими низким уровням успеваемости.
Это дает
основание предложить гипотезу, что высокая успеваемость
детерминируется менее жестко, чем низкая, т.е. существуют конкретные факторы, фактически предопределяющие низкую успеваемость,
тогда как для высокой успеваемости можно говорить лишь о системе факторов, способствующих высокой успеваемости.
Конечно,
чтобы подобные выводы имели достаточную научную достоверность необходима
значительно большая статистика, чем использованная в данном учебном примере.
Например, если бы подобное исследование было проведено хотя бы в масштабах
КубГАУ (более 17000 студентов), то тогда уже с достаточной уверенностью можно
было бы говорить о реально обнаруженных закономерностях.
|
Рисунок 1. Прогноз успеваемости по различным предметам |
|
Рисунок 2. Список респондентов |
Формы,
подобные представленной на рисунке 21, могут интересовать потенциальных
работодателей, а также приемную комиссию вуза в качестве дополнительной
информации для принятия решения.
Определим,
как влияют "ФОРМЫ ДОСУГА,
КОТОРЫЕ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ" на успеваемость по философии. Для
этого в 1-м режиме 5-й подсистемы системы "Эйдос" получим
информационный портрет класса с кодом 13: УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-01 (философия) –
высокая и нажав клавишу F6 зададим фильтр по диапазону градаций названной шкалы
с кодом 50: {347, 373}. В результате получим информационный портрет данного
класса, представленный в таблице 27.
Таблица 5 – ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТРЕТ КЛАССА, КОД: 13 |
|
Профиль
класса в разрезе по диапазону факторов можно получить в 4-м режиме 6-й
подсистемы системы "Эйдос" (рисунок 23).
|
Рисунок 3. Профиль влияния образовательного уровня отца |
Из этого
рисунка видно, что на отличную успеваемость студента по философии наиболее сильно
положительно влияет фактор: "Отец – доктор наук".
В этой связи
позволим себе немного повеселить читателей
следующей историей. Профессор спрашивает абитуриента на вступительном экзамене:
– из каких
соображений Вы выбрали для поступления именно наш вуз и именно эту
специальность?
– не задавай
глупых вопросов, папа!
отвечает
абитуриент.
Оставшуюся
часть задания студентам предлагается выполнить самостоятельно.
В 5-й
подсистеме системы "Эйдос" получены следующие семантические сети
классов, отражающие степень их сходства по детерминирующим их факторам (рисунок
24), и факторов, отражающие, их сходство и различие по влиянию на уровень учебных
достижений учащихся (рисунок 25).
|
Рисунок 4. Пример семантической сети классов |
|
Рисунок 5. Пример семантической сети факторов |
Для этого в
3-й функции 1-го режиме 5-й подсистемы системы "Эйдос" зададим коды
классов 13 и 15 (высокая и низкая успеваемость по философии) и фильтр по
факторам для обоих портретов от 347 до 373 (влияние образовательного уровня
отца). В результате получим когнитивную диаграмму, представленную на рисунке 26.
|
Рисунок 6. Когнитивная диаграмма, показывающая результаты
содержательного сравнения двух классов по системам их детерминации |
Проинтерпретировать
данную когнитивную диаграмму студенты должны самостоятельно.
Это задание
предлагается выполнить самостоятельно. При этом использовать 6-й режим 6-й
подсистемы системы "Эйдос".
В 7-м режиме
6-й подсистемы системы "Эйдос" при задании кода класса 13 и
диапазона кодов факторов 1 – 11 генерируется следующая классическая когнитивная
карта (рисунок 27).
|
Рисунок 7. Пример классической когнитивной карты |
В 7-м режиме
6-й подсистемы системы "Эйдос" при задании диапазона кода классов
{13, 15} и диапазона кодов факторов {1, 11} генерируется следующая классическая
когнитивная карта (рисунок 28), которая, по сути, является суперпозицией нескольких
классических когнитивных карт.
Из этого
рисунка видно, что факторы с кодами 3, 5, 11 сходны по влиянию на учебные
достижения по философии:
– они все
препятствуют достижению результата с кодом 13;
– они все
способствуют достижению результата с кодом 15;
– результаты
с кодами 13 и 15 детерминируются несовместимыми системами факторов и
одновременно недостижимы, на что указывает антикорреляция между ними в
семантической сети классов;
– фактор 3
способствует результату 14 и препятствует результату 13, а фактор 2, наоборот,
препятствует 14 и способствует 13, и факторы 2 и 3 имеют различное влияние на
поведение объекта управления, на что указывает антикорреляция между ними в семантической
сети факторов.
Насколько известно, система "Эйдос"
на данный момент является единственной системой, обеспечивающей автоматический
синтез непосредственно на основе эмпирических данных и отображение в
графической форме классических и интегральных когнитивных карт (интегральные
когнитивные карты впервые предложены автором).
|
Рисунок 8. Пример интегральной когнитивной карты |
1. Какие
работы выполняются на этапе формализации задачи?
2. Как в
системе "Эйдос" ввести классификационные шкалы и градации, выбрав в
качестве классов – различные уровни учебных достижений по различным дисциплинам,
перечень которых взять из зачетной книжки?
3. Как в
системе "Эйдос" ввести описательные шкал и градации, использовав
характеристики подчерка?
4. Каким
образом подготовить и ввести в систему "Эйдос" обучающую выборку?
5. Как
осуществить синтез и верификацию (измерение адекватности) семантической
информационной модели в системе "Эйдос"?
6. Что
включает системно-когнитивный анализ модели?
7. Как
решаются задачи идентификации и прогнозирования в системе "Эйдос"?
8. В каких
подсистемах и режимах системы "Эйдос" генерируются информационные
портреты классов и факторов и отображаются в графической форме двухмерных и
трехмерных профилей классов и факторов)?
9. Каким
образом в системе "Эйдос" провести кластерно-конструктивный анализ
классов и факторов и отобразить его в форме семантических сетей классов и
факторов?
10. Как в
системе "Эйдос" осуществить содержательное сравнение классов и
факторов и отобразить результаты в форме когнитивных диаграмм классов и факторов?
11. Как в
системе "Эйдос" построить нелокальные нейроны и интерпретируемые
нейронные сети?
12. Как в
системе "Эйдос" построить классические когнитивные модели и отобразить
их в форме когнитивных карт?
13. Как в
системе "Эйдос" построить интегральные когнитивные модели и
отобразить в форме интегральных когнитивных карт?
14. Кто такой
"респондент"?
15. Что
понимается под "социальным статусом" респондента?
1. Луценко Е.В. Теоретические основы и технология адаптивного
семантического анализа в поддержке принятия решений (на примере универсальной
автоматизированной системы распознавания образов "ЭЙДОС-5.1"). -
Краснодар: КЮИ МВД РФ, 1996. - 280с.
2. Луценко Е.В. Автоматизированный
системно-когнитивный анализ в управлении активными объектами (системная теория
информации и ее применение в исследовании экономических,
социально-психологических, технологических и организационно-технических систем):
Монография (научное издание). – Краснодар:
КубГАУ. 2002. – 605 с.