ЛР-4:
"Прогнозирование учебных достижений студентов
на основе информации об их социальном статусе"

 

Данная лабораторная работа основана на данных, полученных в Кубанском государственном технологическом университете (КубГТУ) при преподавании дисциплин кафедры Информатики: "Новые информационные технологии в учебном процессе" и "Комплексные технологии в науке и образовании" для специальности: 020300 – Социология (Социально-гуманитарный факультет), в 2002 году (акт внедрения имеется).

Краткая теория

При проведении в 2001 году одного из первых в г. Краснодаре экспериментов по централизованному компьютерному тестированию для поступлении в вуз его организаторы предложили заполнить всем тестирующимся дополнительную социологическую анкету. Если бы удалось собрать данные с помощью этой анкеты по ряду регионов России и обработать их совместно с результатами тестирования по предметной обученности по ряду предметов, то в принципе оказалось бы возможным найти зависимости между характеристиками социального статуса абитуриента и его учебными достижениями. Безусловно, такие результаты представляли бы огромный научный интерес. Однако провести это дополнительное тестирование не удалось по ряду причин, среди которых основными, по-видимому, явились следующие:

– это тестирование не было бы анонимным;

– в анкету были включены некоторые вопросы, имеющие спорный характер;

– работа по организации проведению этого дополнительного тестирования потребовало бы от абитуриентов и организаторов проведения тестирования ранее незапланированных затрат времени и других усилий.

Но то, что в свое время не удалось сделать в масштабе России, вполне возможно осуществить в рамках одной лабораторной работы, в которой и предлагается использовать "ту самую социологическую анкету".

Задание

1. Формализовать задачу.

1.1. Сконструировать классификационные шкалы и градации, выбрав в качестве классов – различные уровни учебных достижений по различным дисциплинам, перечень которых взять из зачетной книжки.

1.2. В качестве описательных шкал и градаций использовать предлагаемую анкету.

1.3. Обучающую выборку заполнить на основе данных по учащимся своей группы и дополнить данными параллельной группы.

2. Осуществить синтез и верификацию (измерение адекватности) семантической информационной модели.

3. Провести системно-когнитивный анализ модели:

3.1. Решить задачи идентификации и прогнозирования (для себя).

3.2. Сгенерировать информационные портреты классов и факторов, т.е. решить обратную задачу прогнозирования (результаты отобразить в графической форме двухмерных и трехмерных профилей классов и факторов).

3.3. Провести кластерно-конструктивный анализ классов и факторов (результаты отобразить в форме семантических сетей классов и факторов).

3.4. Осуществить содержательное сравнение классов и факторов (результаты отобразить в форме когнитивных диаграмм классов и факторов).

3.5. Построить нелокальные нейроны и интерпретируемые нейронные сети.

3.6. Построить классические когнитивные модели (отобразить в форме когнитивных карт).

3.7. Построить интегральные когнитивные модели (отобразить в форме интегральных когнитивных карт).

 

Пример решения

Задание 1. Формализовать задачу.

Задание 1.1. Сконструировать классификационные шкалы и градации, выбрав в качестве классов – различные уровни учебных достижений по различным дисциплинам, перечень которых взять из образовательного стандарта или зачетной книжки.

Мы для выполнения этого задания используем данные, полученные в КубГТУ в 2002 году (таблица 23).

 

Таблица 1 – КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ШКАЛЫ
И ГРАДАЦИИ

Код

Наименование класса

1

УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ГСД (гум.соц.-эк.дисц.) - высокая

2

УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ГСД (гум.соц.-эк.дисц.) - средняя

3

УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ГСД (гум.соц.-эк.дисц.) - низкая

4

УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ЕН (ест.научн.дисц.) - высокая

5

УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ЕН (ест.научн.дисц.) - средняя

6

УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ЕН (ест.научн.дисц.) - низкая

7

УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ОПД (общ.проф.дисц.) - высокая

8

УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ОПД (общ.проф.дисц.) - средняя

9

УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.ОПД (общ.проф.дисц.) - низкая

10

УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.СД (спец.дисц.) - высокая

11

УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.СД (спец.дисц.) - средняя

12

УСП.ПО ЦИКЛУ ДИСЦ.СД (спец.дисц.) - низкая

13

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-01 (философия) - высокая

14

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-01 (философия) - средняя

15

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-01 (философия) - низкая

16

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-02 (иностр.язык) - высокая

17

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-02 (иностр.язык) - средняя

18

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-02 (иностр.язык) - низкая

19

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-03 (культурология) - высокая

20

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-03 (культурология) - средняя

21

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-03 (культурология) - низкая

22

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-04 (история) - высокая

23

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-04 (история) - средняя

24

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-04 (история) - низкая

25

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-05 (физ.культура) - высокая

26

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-05 (физ.культура) - средняя

27

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-05 (физ.культура) - низкая

28

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-06 (право) - высокая

29

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-06 (право) - средняя

30

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-06 (право) - низкая

31

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-07 (экономика) - высокая

32

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-07 (экономика) - средняя

33

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-07 (экономика) - низкая

34

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-09 (политология) - высокая

35

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-09 (политология) - средняя

36

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-09 (политология) - низкая

37

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-10 (психология и педагогика) - высокая

38

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-10 (психология и педагогика) - средняя

39

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-10 (психология и педагогика) - низкая

40

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-11 (дисц.и курсы по выбору) - высокая

41

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-11 (дисц.и курсы по выбору) - средняя

42

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-11 (дисц.и курсы по выбору) - низкая

43

УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-01 (математика и информатика) - высокая

44

УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-01 (математика и информатика) - средняя

45

УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-01 (маетматика и информатика) - низкая

46

УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-02 (конц.совр.естествознания) - высокая

47

УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-02 (конц.совр.естествознания) - средняя

48

УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-02 (конц.совр.естествознания) - низкая

49

УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-03 (дисц.и курсы по выбору) - высокая

50

УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-03 (дисц.и курсы по выбору) - средняя

51

УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-03 (дисц.и курсы по выбору) - низкая

52

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-01 (история социологии) - высокая

53

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-01 (история социологии) - средняя

54

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-01 (история социологии) - низкая

55

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-02 (общая социология) - высокая

56

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-02 (общая социология) - средняя

57

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-02 (общая социология) - низкая

58

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-03 (мет.и техн.социолог.иссл.) - высокая

59

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-03 (мет.и техн.социолог.иссл.) - средняя

60

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-03 (мет.и техн.социолог.иссл.) - низкая

61

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-04 (демография) - высокая

62

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-04 (демография) - средняя

63

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-04 (демография) - низкая

64

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-05 (социальная статистика) - высокая

65

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-05 (социальная статистика) - средняя

66

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-05 (социальная статистика) - низкая

67

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-06 (социальная антропология) - высокая

68

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-06 (социальная антропология) - средняя

69

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-06 (социальная антропология) - низкая

70

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-07 (социальная психология) - высокая

71

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-07 (социальная психология) - средняя

72

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-07 (социальная психология) – низкая

73

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-08 (соц.труда и экон.соц.) - высокая

74

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-08 (соц.труда и экон.соц.) - средняя

75

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-08 (соц.труда и экон.соц.) - низкая

76

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-09 (социология организаций) - высокая

77

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-09 (социология организаций) - средняя

78

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-09 (социология организаций) - низкая

79

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-10 (социология коммуникаций) - высокая

80

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-10 (социология коммуникаций) - средняя

81

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-10 (социология коммуникаций) - низкая

82

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-11 (основы менеджмента) - высокая

83

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-11 (основы менеджмента) - средняя

84

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-11 (основы менеджмента) - низкая

85

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-12 (социальная экология) - высокая

86

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-12 (социальная экология) - средняя

87

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-12 (социальная экология) - низкая

88

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-13 (социология религий) - высокая

89

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-13 (социология религий) - средняя

90

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-13 (социология религий) - низкая

91

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-14 (дисц.и курсы по выбору) - высокая

92

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-14 (дисц.и курсы по выбору) - средняя

93

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-14 (дисц.и курсы по выбору) - низкая

94

УСП.ПО ДИСЦ.СД-01 (соц.прогнозирование и проект.) - высокая

95

УСП.ПО ДИСЦ.СД-01 (соц.прогнозирование и проект.) - средняя

96

УСП.ПО ДИСЦ.СД-01 (соц.прогнозирование и проект.) - низкая

97

УСП.ПО ДИСЦ.СД-02 (соц.проблемы изуч.общ.мнения) - высокая

98

УСП.ПО ДИСЦ.СД-02 (соц.проблемы изуч.общ.мнения) - средняя

99

УСП.ПО ДИСЦ.СД-02 (соц.проблемы изуч.общ.мнения) - низкая

100

УСП.ПО ДИСЦ.СД-03 (соц.полит.процессов) - высокая

101

УСП.ПО ДИСЦ.СД-03 (соц.полит.процессов) - средняя

102

УСП.ПО ДИСЦ.СД-03 (соц.полит.процессов) - низкая

103

УСП.ПО ДИСЦ.СД-04 (социология семьи) - высокая

104

УСП.ПО ДИСЦ.СД-04 (социология семьи) - средняя

105

УСП.ПО ДИСЦ.СД-04 (социология семьи) - низкая

106

УСП.ПО ДИСЦ.СД-05 (социология культуры) - высокая

107

УСП.ПО ДИСЦ.СД-05 (социология культуры) - средняя

108

УСП.ПО ДИСЦ.СД-05 (социология культуры) - низкая

109

УСП.ПО ДИСЦ.СД-06 (дисц.и курсы по выбору) - высокая

110

УСП.ПО ДИСЦ.СД-06 (дисц.и кусры по выбору) - средняя

111

УСП.ПО ДИСЦ.СД-06 (дисц.и курсы по выбору) - низкая

112

Группа-1

113

Группа-2

 

Задание 1.2. В качестве описательных шкал и градаций использовать предлагаемую анкету.

Анкета организаторов тестирования преобразована к виду, удобному для обработки в системе "Эйдос" (таблица 24).

 

Таблица 2 – ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ И ГРАДАЦИИ

Код

Наименования шкал и градаций признаков                  

[   1]

ВАШ ВОЗРАСТ:                                                    

1

17

2

18

3

19

4

20

5

21

6

22

7

23

8

24

9

25 или более

[   2]

ВЫ РОДИЛИСЬ В РОССИИ?                                            

10

Да

11

Нет

[   3]

ЕСЛИ ВЫ РОДИЛИСЬ НЕ В РОССИИ, ТО ВО СКОЛЬКО ЛЕТ ВЫ СЮДА ПРИЕХАЛИ?

12

До 7 лет

13

От 7 до 17 лет

14

Больше 17 лет

[   4]

КОЛИЧЕСТВО ЖИЛЫХ КОМНАТ У ВАС ДОМА:                             

15

1

16

2

17

3

18

4

19

5 или более

[   5]

СКОЛЬКО ВСЕГО ЧЕЛОВЕК ЖИВУТ У ВАС ДОМА?                         

20

1

21

2

22

3

23

4

24

5

25

6

26

7 и более

[   6]

ДОХОД НА ЧЛЕНА СЕМЬИ (В МЕСЯЦ):                                 

27

Низкий

28

Средний

29

Высокий

[   7]

КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:  

30

Отличные

31

Хорошие

32

Средние

33

Низкие

[   8]

КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПО АЛГЕБРЕ:         

34

Отличные

35

Хорошие

36

Средние

37

Низкие

[   9]

КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПО ГЕОМЕТРИИ:       

38

Отличные

39

Хорошие

40

Средние

41

Низкие

[  10]

КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПО ФИЗИКЕ:          

42

Отличные

43

Хорошие

44

Средние

45

Низкие

 [  11]

КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПО ХИМИИ:           

46

Отличные

47

Хорошие

48

Средние

49

Низкие

[  12]

КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ:     

50

Отличные

51

Хорошие

52

Средние

[  13]

КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПО БИОЛОГИИ:         

54

Отличные

55

Хорошие

56

Средние

57

Низкие

[  14]

КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПО ИСТОРИИ:         

58

Отличные

59

Хорошие

60

Средние

61

Низкие

[  15]

КАК ВЫ САМИ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

62

Отличные

63

Хорошие

64

Средние

65

Низкие

[  16]

КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:  

66

Уроки в школе

67

Со знакомыми

68

С репетитором

69

Факультатив в школе

70

Курсы при ВУЗе

71

Заочно при ВУЗе

[  17]

КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО АЛГЕБРЕ:         

72

Уроки в школе

73

Со знакомыми

74

С репетитором

75

Факультатив в школе

76

Курсы при ВУЗе

77

Заочно при ВУЗе

[  18]

КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ГЕОМЕТРИИ:       

78

Уроки в школе

79

Со знакомыми

80

С репетитором

81

Факультатив в школе

82

Курсы при ВУЗе

83

Заочно при ВУЗе

[  19]

КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЗИКЕ:          

84

Уроки в школе

85

Со знакомыми

86

С репетитором

87

Факультатив в школе

88

Курсы при ВУЗе

89

Заочно при ВУЗе

[  20]

КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ХИМИИ:           

90

Уроки в школе

91

Со знакомыми

92

С репетитором

93

Факультатив в школе

94

Курсы при ВУЗе

95

Заочно при ВУЗе

 [  21]

КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИНФОРМАТИКЕ:     

96

Уроки в школе

97

Со знакомыми

98

С репетитором

99

Факультатив в школе

100

Курсы при ВУЗе

101

Заочно при ВУЗе

[  22]

КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО БИОЛОГИИ:        

102

Уроки в школе

103

Со знакомыми

104

С репетитором

105

Факультатив в школе

106

Курсы при ВУЗе

107

Заочно при ВУЗе

[  23]

КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ:         

108

Уроки в школе

109

Со знакомыми

110

С репетитором

111

Факультатив в школе

112

Курсы при ВУЗе

113

Заочно при ВУЗе

[  24]

КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

114

Уроки в школе

115

Со знакомыми

116

С репетитором

117

Факультатив в школе

118

Курсы при ВУЗе

119

Заочно при ВУЗе

[  25]

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ СУММАРНО УХОДИТ У ВАС НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ?

120

До 15 минут

121

Около 30 минут

122

1 - 2 часа

123

Более 2-х часов

[  26]

УКАЖИТЕ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ОТЦА:                               

124

Неполное среднее

125

Среднее

126

Среднее техническое

127

Незаконченное высшее

128

Высшее

129

Кандидат наук

130

Доктор наук

[  27]

УКАЖИТЕ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ МАТЕРИ:                             

131

Неполное среднее

132

Среднее

133

Среднее техническое

134

Незаконченное высшее

135

Высшее

136

Кандидат наук

137

Доктор наук

[  28]

УКАЖИТЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОТЦА:                                    

138

Русский

139

Украинец

140

Белорус

141

Татарин

142

Мордвин

143

Удмурт

144

Мари

145

Башкир

146

Чуваш

147

Еврей

148

Калмык

149

Бурят

150

Коми

151

Грузин

152

Армянин

153

Азербайджанец

154

Другая

[  29]

УКАЖИТЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ МАТЕРИ:                                  

155

Русский

156

Украинец

157

Белорус

158

Татарин

159

Мордвин

160

Удмурт

161

Мари

162

Башкир

163

Чуваш

164

Еврей

165

Калмык

166

Бурят

167

Коми

168

Грузин

169

Армянин

170

Азербайджанец

171

Другая

[  30]

ВЫ ПОСТОЯННО ЖИВЕТЕ В ДАННОМ МЕСТЕ ИЛИ ПЕРЕЕХАЛИ СЮДА ИЗ ДРУГОЙ МЕСТНОСТИ?

172

Родился и живу здесь постоянно

173

Приехал сюда из другого города России

174

Приехал из сельской местности России

175

Приехал из бывших республик СССР

[  31]

ВЫ ПРОЖИВАЕТЕ:                                                  

176

Москве

177

Санкт-Петербурге

178

В областном (краевом) центре или столице республики

179

В крупном городе

180

В среднем городе

181

В малом городе

182

В поселке, деревне, селе, хуторе и т.п.

[  32]

КАК ЧАСТО ВЫ ДОМА РАЗГОВАРИВАЕТЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ?              

183

Всегда

184

Почти всегда

185

Иногда

186

Очень редко

187

Никогда

[  33]

ВМЕСТЕ С ВАМИ ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮТ:                              

188

Мать

189

Отец

190

Отчим/мачеха

191

Братья/сестры

192

Бабушки/дедушки

193

Другие родственники

[  34]

КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ, ВКЛЮЧАЯ ВАС:                          

194

Один

195

Двое

196

Трое

197

Четверо или более

 [  35]

ИМЕЕТ ЛИ ВАША СЕМЬЯ:                                            

198

Видеомагнитофон

199

Видеокамеру

200

Несколько цветных телевизоров

201

Компьютер

202

Отечественную автомашину

203

Несколько отечественных автомашин или иномарку

[  36]

ЕСЛИ ВЫ ИМЕЕТЕ КОМПЬЮТЕР ДОМА, ТО КАК ВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗУЕТЕ?       

204

Для игр

205

Для изучения учебных предметов (например, иностранных языков)

206

Для обмена информацией с помощью модема, в т.ч. в Internet

207

Для оплачиваемой работы

[  37]

СКОЛЬКО ПРИМЕРНО КНИГ У ВАС В СЕМЬЕ (НЕ СЧИТАЯ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ)?

208

Менее 50

209

Около 100

210

Несколько сотен

211

Более тысячи

[  38]

ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ:                          

212

Выписываем на дом

213

Покупаем ежедневно

214

Покупаем еженедельно

215

Почти не читаем

[  39]

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ ВАШЕЙ СЕМЬИ:                                   

216

Комната в коммунальной квартире

217

1-комнатная квартира

218

2-комнатная квартира

219

Квартира из 3-х или более комнат

220

Обычный дом в сельской местности

221

Дом повышенной комфортности (особняк)

[  40]

ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПЛАНОВ НА БУДУЩЕЕ ЧЬЕ МНЕНИЕ ВЫ УЧИТЫВАЕТЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ (ВЫБЕРИТЕ ТОЛЬКО ОДИН ОТВЕТ):

222

Родителей

223

Учителей

224

Сверстников (друзей)

225

Средств массовой информации

226

Свое собственное

[  41]

ГДЕ ВЫ ОБЫЧНО ПРОВОДИТЕ ЕЖЕГОДНЫЙ ОТПУСК (КАНИКУЛЫ):            

227

Дома

228

На собственной даче

229

В другом городе или на даче у родственников или знакомых

230

В туристическом походе

231

На Черном море в России

232

В бывших республиках СССР

233

За рубежом

234

Другое

[  42]

ВЫ ЗАКОНЧИЛИ ВЫПУСКНОЙ КЛАСС:                                   

235

Общеобразовательный

236

Профилированный на ВУЗ

237

Гимназический или лицейский

238

другой (экономический, юридический и др.)

[  43]

ВЫ ЗАКОНЧИЛИ ВЫПУСКНОЙ КЛАСС С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ:           

239

Математики

240

Физики

241

Биологии

242

Химии

243

Географии

244

Информатики

245

Истории, обществоведения

246

Русского языка, литературы

247

Иностранных языков

[  44]

ВЫБЕРИТЕ ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ВАМ НРАВЯТСЯ:                        

248

Русский язык

249

Математика

250

Физика

251

Химия

252

Информатика

253

Биология

254

История

255

Иностранный язык

256

География

[  45]

ЧЕМ ВАМ НРАВИТСЯ ШКОЛА, КОТОРУЮ ВЫ ЗАКОНЧИЛИ?                   

257

Хорошие отношения со сверстниками

258

Хорошие учителя

259

Хорошая подготовка к поступлению в ВУЗ

260

Расположена рядом с домом

261

Ничем не нравится

262

Другое

[  46]

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЦА:                     

263

Промышленность (тяжелая)

264

Промышленность (легкая)

265

Строительство

266

Сельское хозяйство

267

Транспорт

268

Коммерция, торговля, сфера бытового обслуживания

269

Экономика

270

Частный бизнес, предпринимательство

271

Государственная служба

272

Служба в силовых структурах

273

Выборные органы власти

274

Образование

275

Здравоохранение, медицина

276

Культура, искусство

277

Наука

278

Юриспруденция

279

Спорт

280

Религия

281

Другое

[  47]

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАТЕРИ:                   

282

Промышленность (тяжелая)

283

Промышленность (легкая)

284

Строительство

285

Сельское хозяйство

286

Транспорт

287

Коммерция, торговля, сфера бытового обслуживания

288

Экономика

289

Частный бизнес, предпринимательство

290

Государственная служба

291

Служба в силовых структурах

292

Выборные органы власти

293

Образование

294

Здравоохранение, медицина

295

Культура, искусство

296

Наука

297

Юриспруденция

298

Спорт

299

Религия

300

Другое

 [  48]

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАЮЩАЯ МЕНЯ

301

Промышленность (тяжелая)

302

Промышленность (легкая)

303

Строительство

304

Сельское хозяйство

305

Транспорт

306

Коммерция, торговля, сфера бытового обслуживания

307

Экономика

308

Частный бизнес, предпринимательство

309

Государственная служба

310

Служба в силовых структурах

311

Выборные органы власти

312

Образование

313

Здравоохранение, медицина

314

Культура, искусство

315

Наука

316

Юриспруденция

317

Спорт

318

Религия

319

Другое

[  49]

УКАЖИТЕ ФОРМЫ ДОСУГА, КОТОРЫЕ ВЫ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТЕ:    

320

Просмотр видео и кинофильмов

321

Чтение художественной литературы

322

Спорт, туризм

323

Дискотеки и т.п.

324

Общение с родителями

325

Общение с любимым человеком

326

Работа на дому

327

Оплачиваемая работа

328

Дополнительное образование

329

Техническое творчество

330

Занятия искусством

331

Коллекционирование

332

Посещение музеев и выставок

333

Посещение оперы и балета

334

Посещение драматических театров

335

Посещение концертов классической музыки

336

Посещение концертов попмузыки

337

Слушание радио

338

Слушание аудио-музыки

339

Просмотр теленовостей

340

Просмотр развлекательных TV-программ

341

Просмотр спортивных TV-программ

342

Просмотр мультфильмов

343

Просмотр телесериалов

344

Просмотр познавательных передач

345

Просмотр религиозных программ

346

Посещение религиозных центров

[  50]

УКАЖИТЕ ФОРМЫ ДОСУГА, КОТОРЫЕ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ:    

347

Просмотр видео и кинофильмов

348

Чтение художественной литературы

349

Спорт, туризм

350

Дискотеки и т.п.

351

Общение с родителями

352

Общение с любимым человеком

353

Работа на дому

354

Оплачиваемая работа

355

Дополнительное образование

356

Техническое творчество

357

Занятия искусством

358

Коллекционирование

359

Посещение музеев и выставок

360

Посещение оперы и балета

361

Посещение драматических театров

362

Посещение концертов классической музыки

363

Посещение концертов попмузыки

364

Слушание радио

365

Слушание аудио-музыки

366

Просмотр теленовостей

367

Просмотр развлекательных TV-программ

368

Просмотр спортивных TV-программ

369

Просмотр мультфильмов

370

Просмотр телесериалов

371

Просмотр познавательных передач

372

Просмотр религиозных программ

373

Посещение религиозных центров

[  51]

УКАЖИТЕ ФОРМЫ ДОСУГА, КОТОРЫЕ ВЫ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕТЕ:             

374

Просмотр видео и кинофильмов

375

Чтение художественной литературы

376

Спорт, туризм

377

Дискотеки и т.п.

378

Общение с родителями

379

Общение с любимым человеком

380

Работа на дому

381

Оплачиваемая работа

382

Дополнительное образование

383

Техническое творчество

384

Занятия искусством

385

Коллекционирование

386

Посещение музеев и выставок

387

Посещение оперы и балета

388

Посещение драматических театров

389

Посещение концертов классической музыки

390

Посещение концертов поп-музыки

391

Слушание радио

392

Слушание аудио-музыки

393

Просмотр теленовостей

394

Просмотр развлекательных TV-программ

395

Просмотр спортивных TV-программ

396

Просмотр мультфильмов

397

Просмотр телесериалов

398

Просмотр познавательных передач

399

Просмотр религиозных программ

400

Посещение религиозных центров

[  52]

УКАЖИТЕ ФОРМЫ ДОСУГА, КОТОРЫЕ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА:

401

Просмотр видео и кинофильмов

402

Чтение художественной литературы

403

Спорт, туризм

404

Дискотеки и т.п.

405

Общение с родителями

406

Общение с любимым человеком

407

Работа на дому

408

Оплачиваемая работа

409

Дополнительное образование

410

Техническое творчество

411

Занятия искусством

412

Коллекционирование

413

Посещение музеев и выставок

414

Посещение оперы и балета

415

Посещение драматических театров

416

Посещение концертов классической музыки

417

Посещение концертов поп-музыки

418

Слушание радио

419

Слушание аудио-музыки

420

Просмотр теленовостей

421

Просмотр развлекательных TV-программ

422

Просмотр спортивных TV-программ

423

Просмотр мультфильмов

424

Просмотр телесериалов

425

Просмотр познавательных передач

426

Просмотр религиозных программ

427

Посещение религиозных центров

[  53]

УКАЖИТЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ, ИМЕЮЩИЕ ДЛЯ ВАС МАЛУЮ ЦЕННОСТЬ:          

428

Общение с друзьями

429

Общение с родителями

430

Наличие вещей, имеющих продуктивную работу и учебу

431

Наличие престижных вещей

432

Наличие вещей, обеспечивающих комфортные условия жизни

433

Возможность влияния на ход важных событий в семье

434

Материальная независимость

435

Свобода высказываться и публиковаться

436

Свобода религии

437

Удовольствия, развлечения

438

Работа и учеба как творчество

439

Работа на благо общества

440

Работа как средство заработка

441

Счастливая семья

442

Любовь

443

Красота человека

444

Природа

445

Культура, искусство

[  54]

УКАЖИТЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ, ИМЕЮЩИЕ ДЛЯ ВАС НЕКОТОРУЮ ЦЕННОСТЬ:      

446

Общение с друзьями

447

Общение с родителями

448

Наличие вещей, имеющих продуктивную работу и учебу

449

Наличие престижных вещей

450

Наличие вещей, обеспечивающих комфортные условия жизни

451

Возможность влияния на ход важных событий в семье

452

Материальная независимость

453

Свобода высказываться и публиковаться

454

Свобода религии

455

Удовольствия, развлечения

456

Работа и учеба как творчество

457

Работа на благо общества

458

Работа как средство заработка

459

Счастливая семья

460

Любовь

461

Красота человека

462

Природа

463

Культура, искусство

[  55]

УКАЖИТЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ, ИМЕЮЩИЕ ДЛЯ ВАС БОЛЬШУЮ ЦЕННОСТЬ:        

464

Общение с друзьями

465

Общение с родителями

466

Наличие вещей, имеющих продуктивную работу и учебу

467

Наличие престижных вещей

468

Наличие вещей, обеспечивающих комфортные условия жизни

469

Возможность влияния на ход важных событий в семье

470

Материальная независимость

471

Свобода высказываться и публиковаться

472

Свобода религии

473

Удовольствия, развлечения

474

Работа и учеба как творчество

475

Работа на благо общества

476

Работа как средство заработка

477

Счастливая семья

478

Любовь

479

Красота человека

480

Природа

481

Культура, искусство

 

Задание 1.3. Обучающую выборку заполнить на основе данных по учащимся своей группы и дополнить данными параллельной группы.

Для этих целей каждый учащийся заполняет данными о себе "Карточку респондента", имеющую вид, представленный на таблице 25:

 

Таблица 3 – КАРТОЧКА РЕСПОНДЕНТА № _____

Учебная группа:

 

Фамилия,
имя, отчество:

 

Коды классов,
к которым он принадлежит:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коды признаков, которыми он характеризуется:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При необходимости строки с кодами добавляются. На каждой карточке имеется номер студента по списку группы, который затем используется как номер анкеты в обучающей выборке. Необходимо сначала ввести пустые анкеты обучающей выборки по списку группы, а затем заполнить их, используя карточки. Учащиеся передают друг другу карточки передавать по компьютерному классу. В графе "Наим.физ.источника" указываются полностью: фамилия, и сокращенно: имя и отчество студента. Аналогично поступаем с карточками студентов 2-й группы, за исключением того, что для определения номера анкеты в обучающей выборке к списочному номеру студента 2-й группы прибавляется номер последнего студента 1-й группы.

 

Задание 2. Осуществить синтез и верификацию (измерение адекватности) семантической информационной модели.

Синтез и верификация модели осуществляется в соответствующих подсистемах системы "Эйдос". Результаты верификации представлены в таблице 26.

 

Таблица 4 – РЕЗУЛЬТАТЫ ВЕРИФИКАЦИИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

Код

Наименование класса

Ко-во

лог.

анк.

% верной

идентификации

ВЫСОКАЯ адекватность модели

1

87

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-12 (социальная экология) - низкая

1

100,00

2

106

УСП.ПО ДИСЦ.СД-05 (социология культуры) - высокая

27

88,89

3

46

УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-02 (конц.совр.естествознания) - высокая

35

88,57

4

55

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-02 (общая социология) - высокая

26

88,46

5

45

УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-01 (математика и информатика) - низкая

8

87,50

6

85

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-12 (социальная экология) - высокая

24

87,50

7

13

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-01 (философия) - высокая

23

86,96

8

28

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-06 (право) - высокая

35

85,71

9

37

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-10 (психология и педагогика) - высокая

26

84,62

10

14

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-01 (философия) - средняя

6

83,33

11

16

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-02 (иностр.язык) - высокая

24

83,33

12

18

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-02 (иностр.язык) - низкая

6

83,33

СРЕДНЯЯ адекватность модели

13

24

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-04 (история) - низкая

9

77,78

14

22

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-04 (история) - высокая

17

76,47

15

17

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-02 (иностр.язык) - средняя

12

75,00

16

56

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-02 (общая социология) - средняя

8

75,00

17

57

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-02 (общая социология) - низкая

8

75,00

18

43

УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-01 (математика и информатика) - высокая

15

73,33

19

29

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-06 (право) - средняя

7

71,43

20

47

УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-02 (конц.совр.естествознания) - средняя

7

71,43

НИЗКАЯ адекватность модели

21

113

Группа-2

23

69,57

22

23

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-04 (история) - средняя

16

68,75

23

44

УСП.ПО ДИСЦ.ЕН-01 (математика и информатика) - средняя

19

68,42

24

39

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-10 (психология и педагогика) - низкая

3

66,67

25

112

Группа-1

19

63,16

26

15

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-01 (философия) - низкая

13

61,54

ОЧЕНЬ НИЗКАЯ адекватность модели

27

107

УСП.ПО ДИСЦ.СД-05 (социология культуры) - средняя

11

54,55

28

38

УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-10 (психология и педагогика) - средняя

13

53,85

29

86

УСП.ПО ДИСЦ.ОПД-12 (социальная экология) - средняя

17

52,94

30

108

УСП.ПО ДИСЦ.СД-05 (социология культуры) - низкая

4

50,00

Из таблицы 26 видно, что:

– из 113 классов сформированными оказались лишь 30, т.к. по остальным в обучающей выборке просто не было данных;

– если исключить из модели не сформированные классы, а также классы с дифференциальной валидностью (% верной идентификации) меньше 70% (строки с 21 по 30), то получившаяся в результате модель по 20 классам модель будет иметь среднюю адекватность не ниже 70%. Для автоматизации этой операции в системе "Эйдос" в подсистеме измерения адекватности имеется специальный режим. Необходимо отметить, что этот прием аналогичен исключению из рассмотрения результатов обработки с низким доверительным интервалом, что широко используется в дискриминантом анализе.

 

Задание 3. Провести системно-когнитивный анализ модели:

Задание 3.1. Решить задачи идентификации и прогнозирования (для себя).

Эти операции выполняются в 4-й подсистеме системы "Эйдос". Результаты выводятся в двух разрезах:

– индивидуальная универсальная характеристика конкретного респондента (рисунок 21);

– выборка респондентов, имеющих наивысшие сходство с заданным классом (рисунок 22).

Анализ карточек прогноза успеваемости показывает, что вариабельность внутри группы успевающих студентов гораздо выше, чем в группе неуспевающих. В результате в среднем уровень сходства конкретных респондентов с обобщенными образами классов, соответствующих высоким уровням успеваемости, гораздо ниже, чем с классами, соответствующими низким уровням успеваемости.

Это дает основание предложить гипотезу, что высокая успеваемость детерминируется менее жестко, чем низкая, т.е. существуют конкретные факторы, фактически предопределяющие низкую успеваемость, тогда как для высокой успеваемости можно говорить лишь о системе факторов, способствующих высокой успеваемости.

Конечно, чтобы подобные выводы имели достаточную научную достоверность необходима значительно большая статистика, чем использованная в данном учебном примере. Например, если бы подобное исследование было проведено хотя бы в масштабах КубГАУ (более 17000 студентов), то тогда уже с достаточной уверенностью можно было бы говорить о реально обнаруженных закономерностях.

 

Рисунок 1. Прогноз успеваемости по различным предметам
для конкретного студента

Рисунок 2. Список респондентов
в порядке убывания сходства
с заданным классом

Формы, подобные представленной на рисунке 21, могут интересовать потенциальных работодателей, а также приемную комиссию вуза в качестве дополнительной информации для принятия решения.

 

Задание 3.2. Сгенерировать информационные портреты классов и факторов, т.е. решить обратную задачу прогнозирования.

Определим, как влияют "ФОРМЫ ДОСУГА, КОТОРЫЕ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ" на успеваемость по философии. Для этого в 1-м режиме 5-й подсистемы системы "Эйдос" получим информационный портрет класса с кодом 13: УСП.ПО ДИСЦ.ГСД-01 (философия) – высокая и нажав клавишу F6 зададим фильтр по диапазону градаций названной шкалы с кодом 50: {347, 373}. В результате получим информационный портрет данного класса, представленный в таблице 27.

 

Таблица 5 – ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТРЕТ КЛАССА, КОД: 13

 

Профиль класса в разрезе по диапазону факторов можно получить в 4-м режиме 6-й подсистемы системы "Эйдос" (рисунок 23).

 

Рисунок 3. Профиль влияния образовательного уровня отца
на отличную успеваемость студента по философии

 

Из этого рисунка видно, что на отличную успеваемость студента по философии наиболее сильно положительно влияет фактор: "Отец – доктор наук".

В этой связи позволим себе немного повеселить читателей  следующей историей. Профессор спрашивает абитуриента на вступительном экзамене:

– из каких соображений Вы выбрали для поступления именно наш вуз и именно эту специальность?

– не задавай глупых вопросов, папа!

отвечает абитуриент.

Оставшуюся часть задания студентам предлагается выполнить самостоятельно.

Задание 3.3. Провести кластерно-конструктивный анализ классов и факторов (результаты отобразить в форме семантических сетей классов и факторов).

В 5-й подсистеме системы "Эйдос" получены следующие семантические сети классов, отражающие степень их сходства по детерминирующим их факторам (рисунок 24), и факторов, отражающие, их сходство и различие по влиянию на уровень учебных достижений учащихся (рисунок 25).

 

Рисунок 4. Пример семантической сети классов

Рисунок 5. Пример семантической сети факторов

 

Задание 3.4. Осуществить содержательное сравнение классов и факторов (результаты отобразить в форме когнитивных диаграмм классов и факторов).

Для этого в 3-й функции 1-го режиме 5-й подсистемы системы "Эйдос" зададим коды классов 13 и 15 (высокая и низкая успеваемость по философии) и фильтр по факторам для обоих портретов от 347 до 373 (влияние образовательного уровня отца). В результате получим когнитивную диаграмму, представленную на рисунке 26.

Рисунок 6. Когнитивная диаграмма, показывающая результаты содержательного сравнения двух классов по системам их детерминации

 

Проинтерпретировать данную когнитивную диаграмму студенты должны самостоятельно.

 

Задание 3.5. Построить нелокальные нейроны и интерпретируемые нейронные сети.

Это задание предлагается выполнить самостоятельно. При этом использовать 6-й режим 6-й подсистемы системы "Эйдос".

 

Задание 3.6. Построить классические когнитивные модели (отобразить в форме когнитивных карт).

В 7-м режиме 6-й подсистемы системы "Эйдос" при задании кода класса 13 и диапазона кодов факторов 1 – 11 генерируется следующая классическая когнитивная карта (рисунок 27).

 

Рисунок 7. Пример классической когнитивной карты

 

Задание 3.7. Построить интегральные когнитивные модели (отобразить в форме интегральных когнитивных карт).

В 7-м режиме 6-й подсистемы системы "Эйдос" при задании диапазона кода классов {13, 15} и диапазона кодов факторов {1, 11} генерируется следующая классическая когнитивная карта (рисунок 28), которая, по сути, является суперпозицией нескольких классических когнитивных карт.

Из этого рисунка видно, что факторы с кодами 3, 5, 11 сходны по влиянию на учебные достижения по философии:

– они все препятствуют достижению результата с кодом 13;

– они все способствуют достижению результата с кодом 15;

– результаты с кодами 13 и 15 детерминируются несовместимыми системами факторов и одновременно недостижимы, на что указывает антикорреляция между ними в семантической сети классов;

– фактор 3 способствует результату 14 и препятствует результату 13, а фактор 2, наоборот, препятствует 14 и способствует 13, и факторы 2 и 3 имеют различное влияние на поведение объекта управления, на что указывает антикорреляция между ними в семантической сети факторов.

 Насколько известно, система "Эйдос" на данный момент является единственной системой, обеспечивающей автоматический синтез непосредственно на основе эмпирических данных и отображение в графической форме классических и интегральных когнитивных карт (интегральные когнитивные карты впервые предложены автором).

 

Рисунок 8. Пример интегральной когнитивной карты

Контрольные вопросы

1. Какие работы выполняются на этапе формализации задачи?

2. Как в системе "Эйдос" ввести классификационные шкалы и градации, выбрав в качестве классов – различные уровни учебных достижений по различным дисциплинам, перечень которых взять из зачетной книжки?

3. Как в системе "Эйдос" ввести описательные шкал и градации, использовав характеристики подчерка?

4. Каким образом подготовить и ввести в систему "Эйдос" обучающую выборку?

5. Как осуществить синтез и верификацию (измерение адекватности) семантической информационной модели в системе "Эйдос"?

6. Что включает системно-когнитивный анализ модели?

7. Как решаются задачи идентификации и прогнозирования в системе "Эйдос"?

8. В каких подсистемах и режимах системы "Эйдос" генерируются информационные портреты классов и факторов и отображаются в графической форме двухмерных и трехмерных профилей классов и факторов)?

9. Каким образом в системе "Эйдос" провести кластерно-конструктивный анализ классов и факторов и отобразить его в форме семантических сетей классов и факторов?

10. Как в системе "Эйдос" осуществить содержательное сравнение классов и факторов и отобразить результаты в форме когнитивных диаграмм классов и факторов?

11. Как в системе "Эйдос" построить нелокальные нейроны и интерпретируемые нейронные сети?

12. Как в системе "Эйдос" построить классические когнитивные модели и отобразить их в форме когнитивных карт?

13. Как в системе "Эйдос" построить интегральные когнитивные модели и отобразить в форме интегральных когнитивных карт?

14. Кто такой "респондент"?

15. Что понимается под "социальным статусом" респондента?

 

Литература по лабораторной работе

1. Луценко Е.В. Теоретические основы и технология адаптивного семантического анализа в поддержке принятия решений (на примере универсальной автоматизированной системы распознавания образов "ЭЙДОС-5.1"). - Краснодар: КЮИ МВД РФ, 1996. - 280с.

2. Луценко Е.В. Автоматизированный системно-когнитивный анализ в управлении активными объектами (системная теория информации и ее применение в исследовании экономических, социально-психологических, технологических и организационно-технических систем): Монография (научное издание). – Краснодар:  КубГАУ. 2002. – 605 с.