1. Ограничения АСК-анализа и обоснованное расширение области его применения на основе научной индукции.
2. Перспективы применения АСК-анализа в управлении.
3. Развитие АСК-анализа.
4. Другие перспективные области применения АСК-анализа и систем искусственного интеллекта.
Необходимо отметить, что ряд материалов данного раздела носят в определенной степени проблемно–дискуссионный характер.
Предложенные и развитые в данной работе математическая модель, методология и конкретная технология синтеза РАСУ АО основаны на фундаментальных положениях теории информации, распознавания образов и принятия решений, имеющих весьма общий характер. Они разрабатывались в общем виде без привязки к специфике какого–либо конкретного объекта управления. По этим причинам методы, развитые в данной работе и детализированные в главе 6 данной работы, обладают высокой универсальностью и применимы для синтеза РАСУ АО в самых различных предметных областях, в частности таких как:
– техника (управление сложными техническими системами); технология (управление технологиями в целях получения заданных хозяйственных и финансовых результатов);
– психология (разработка и применение профессиограмм, идентификация, мониторинг, прогнозирование и управление психологическими состояниями);
– обучение (прогнозирование успешности профессиональной деятельности, управление индивидуальным обучением, исследования влияния учебной активности на качество обучения и т.д.);
– другие применения (социология, политология, реклама, маркетинг, правоохранительная сфера и др.).
Рассмотрим перспективы применения методики и технологии АСК-анализа в некоторых из этих предметных областей более подробно. Многие из рассмотренных ниже применений технологии АСК-анализа описаны в работах автора с соавторами: [29, 30, 34, 62, 64 – 111, 139 – 146, 169, 172 – 185, 201 – 206, 212, 214, 224 – 226].
Предложенная технология АСК-анализа продемонстрировала эффективность в различных предметных областях: это и синтез систем управления сложными техническими системами, и решение задач управления качеством подготовки специалистов; и прогнозирование ситуаций на фондовом рынке; и прогнозирование результатов выращивания сельскохозяйственных культур; и выбор оптимальных агротехнологий.
На первый взгляд эти области имеют мало общего между собой, между тем с математической точки зрения и с точки зрения технологии интеллектуальной обработки информации во всех этих областях решались одни и те же задачи. В этой связи возникает закономерный вопрос о существовании ограничений предложенной технологии и возможном корректном расширении области ее применения на другие предметные области.
Очевидно, ограничения АСК-анализа должны существовать, а значит они должны быть изучены, чтобы, с одной стороны, пользователь обоснованно пользовался этой технологией в областях ее оптимального, уверенного и рискованного применения, а с другой стороны, не возлагал необоснованных надежд на ее применение в тех предметных областях и для решения тех задач, для которых она не предназначена.
При решении вопроса о расширении области применения АСК-анализа целесообразно основываться на методе научной индукции.
В данном контексте этот метод научной индукции состоит в следующем:
1. Применить АСК-анализ для синтеза рефлексивной АСУ активными объектами на одном примере, в нашем случае – на примере управления выращиванием сельхозкультур.
2. Выявить факторы, которые являются причинами успешности, т.е. обусловили успех применения АСК-анализа в данном случае.
3. Выдвинуть гипотезу, что и в других случаях, когда сформулированные факторы (причины) успешности применения АСК-анализа действуют, т.е. имеют место, применение этой технологии будет успешным, и наоборот, при отсутствии хотя бы одного из этих факторов – на успех надеяться нет оснований.
4. Применить АСК-анализ в других предметных областях, обеспечив в обязательном порядке действие факторов успешности.
5. Проверить, успешным ли оказалось применение АСК-анализа в этих других случаях.
6. Если да, т.е. успешным, то считается, что такой результат получен за счет действия факторов успешности, и что на этом основании можно обоснованно утверждать, что и в других случаях, в которых будут присутствовать факторы успешности, можно надеяться на успешное применение АСК-анализа, и наоборот, в тех случаях, когда один или несколько факторов не соблюдаются, надеяться на успех нет оснований.
Примечание к п.6: если для какого-либо фактора успешности неизвестно, действует он или нет в данном конкретном случае, то результат применения АСК-анализа может быть положительным и отрицательным, в зависимости от того, действует ли данный фактор или нет и от того, является ли данный фактор детерминистским. В этом случае мы имеем дело с рискованным применением АСК-анализа.
Выполним эту
программу.
1. АСК-анализ успешно применен для синтеза рефлексивной АСУ активными объектами: выращивание сельхозкультур.
2. Этот результат обусловлен следующими факторами:
– семантическая информационная модель адекватна предметной области;
– информация в обучающей выборке полна и достоверна:
1) достоверны тесты, применяемые для получения вторичных параметров (качественны и сами тесты и процедуры их использования)$
2) достоверны и согласованны (объективны) независимые экспертные оценки объектов обучающей в выборки, (эксперты компетентны, процедуры сбора и обобщения экспертных оценок корректны и эффективны);
3) ввод информации в автоматизированную систему произведен качественно;
– в предметной области существуют реальные закономерности;
– обучающая выборка обладает общей и структурной репрезентативностью;
– методические и технологические этапы АСК-анализа реализованы корректно;
– специальный программный инструментарий выполняет возложенные на него функции автоматизации БКОСА.
3. Выдвигается гипотеза (т.е. предполагается), что когда обязательные факторы успешности применения АСК-анализа, приведенные в п.2 действуют, его применение будет успешным.
4. АСК-анализ реально эффективно применялся в десятках различных предметных областей с обязательным соблюдением факторов успешности.
5. Успешность применения АСК-анализа подтверждена актами внедрения (всего имеется 17 таких актов, подтверждающих успешность применения). О некоторых из этих применений информация приведена в данном разделе (ниже). При этом необходимо отметить, что примерно треть применений не документировались по ряду причин.
6. Это подтверждает гипотезу, сформулированную в п.3 и означает, что на основании принципа научной индукции АСК-анализ должен сохранять адекватность и эффективность и в других новых предметных областях при условии действия факторов успешности.