Необходимо отметить, что ряд материалов данного раздела носят в определенной степени проблемно–дискуссионный характер.
Предложенные и развитые в данной работе математическая модель, методология и конкретная технология синтеза РАСУ АО основаны на фундаментальных положениях теории информации, распознавания образов и принятия решений, имеющих весьма общий характер. Они разрабатывались в общем виде без привязки к специфике какого–либо конкретного объекта управления. По этим причинам методы, развитые в данной работе и детализированные в главе 6 данной работы, обладают высокой универсальностью и применимы для синтеза РАСУ АО в самых различных предметных областях, в частности таких как: техника (управление сложными техническими системами); технология (управление технологиями в целях получения заданных хозяйственных и финансовых результатов); психология (разработка и применение профессиограмм, идентификация, мониторинг, прогнозирование и управление психологическими состояниями); обучение (прогнозирование успешности профессиональной деятельности, управление индивидуальным обучением, исследования влияния учебной активности на качество обучения и т.д.); другие применения (социология, политология, реклама, маркетинг, правоохранительная сфера и др.).
Рассмотрим перспективы применения методики и технологии АСК-анализа в некоторых из этих предметных областей более подробно. Многие из рассмотренных ниже применений технологии АСК-анализа описаны в работах: [14, 69, 70, 136–165, 230–233, 237, 270, 273–286, 314, 320, 329, 366].
Предложенная
технология АСК-анализа продемонстрировала
эффективность в различных предметных областях: это и синтез систем управления
сложными техническими системами, и решение задач управления качеством
подготовки специалистов; и прогнозирование ситуаций на фондовом рынке; и прогнозирование
результатов выращивания сельскохозяйственных культур; и выбор оптимальных агротехнологий.
На первый
взгляд эти области имеют мало общего между собой, между тем с математической
точки зрения и с точки зрения технологии интеллектуальной обработки информации
во всех этих областях решались одни и те же задачи. В этой связи возникает
закономерный вопрос о существовании ограничений предложенной технологии и
возможном корректном расширении области ее применения на другие предметные
области.
Очевидно,
ограничения АСК-анализа должны существовать, а значит они должны быть изучены, чтобы, с одной стороны,
пользователь обоснованно пользовался этой технологией в областях ее оптимального,
уверенного и рискованного применения, а с другой стороны, не возлагал
необоснованных надежд на ее применение в тех предметных областях и для решения
тех задач, для которых она не предназначена.
При решении
вопроса о расширении области применения АСК-анализа
целесообразно основываться на методе научной индукции.
В данном
контексте этот метод научной индукции состоит в следующем:
1. Применить АСК-анализ для синтеза рефлексивной АСУ активными объектами
на одном примере, в нашем случае – на примере управления качеством подготовки специалистов в КЮИ МВД
РФ.
2. Выявить
факторы, которые являются причинами успешности, т.е. обусловили успех
применения АСК-анализа в данном случае.
3. Выдвинуть
гипотезу, что и в других случаях, когда сформулированные факторы (причины)
успешности применения АСК-анализа действуют, т.е.
имеют место, применение этой технологии будет успешным, и
наоборот, при отсутствии хотя бы одного из этих факторов – на успех надеяться
нет оснований.
4. Применить АСК-анализ в других предметных областях, обеспечив в
обязательном порядке действие факторов успешности.
5. Проверить,
успешным ли оказалось применение АСК-анализа в этих
других случаях.
6. Если да,
т.е. успешным, то считается, что такой результат получен за счет действия
факторов успешности, и что на этом основании можно обоснованно утверждать, что
и в других случаях, в которых будут присутствовать факторы успешности, можно
надеяться на успешное применение АСК-анализа, и наоборот, в тех случаях, когда один или несколько факторов
не соблюдаются, надеяться на успех нет оснований.
Примечание
к п.6: если для какого-либо
фактора успешности неизвестно, действует он или нет в данном конкретном случае,
то результат применения АСК-анализа может быть положительным
и отрицательным, в зависимости от того, действует ли данный фактор или нет и от
того, является ли данный фактор детерминистским. В этом случае мы имеем дело с
рискованным применением АСК-анализа.
Выполним эту программу.
1. АСК-анализ
успешно применен для синтеза рефлексивной АСУ активными объектами: качеством подготовки специалистов в КЮИ МВД
РФ.
2. Этот
результат обусловлен следующими факторами:
– семантическая информационная модель адекватна предметной области;
– информация в обучающей выборке полна и достоверна: 1) достоверны
тесты, применяемые для получения вторичных параметров (качественны и сами тесты
и процедуры их использования), 2) достоверны и согласованны (объективны)
независимые экспертные оценки объектов обучающей в выборки, (эксперты
компетентны, процедуры сбора и обобщения экспертных оценок корректны и
эффективны); 3) ввод информации в автоматизированную систему произведен
качественно;
– в
предметной области существуют реальные закономерности;
– обучающая
выборка обладает общей и структурной репрезентативностью;
–
методические и технологические этапы АСК-анализа
реализованы корректно;
– специальный
программный инструментарий выполняет возложенные на него функции автоматизации БКОСА.
3.
Выдвигается гипотеза (т.е. предполагается), что когда обязательные факторы
успешности применения АСК-анализа, приведенные в п.2
действуют, его применение будет успешным.
4. АСК-анализ реально эффективно применялся в десятках
различных предметных областей с обязательным соблюдением факторов успешности.
5. Успешность
применения АСК-анализа подтверждена актами внедрения
(всего имеется 17 таких актов, подтверждающих успешность применения). О
некоторых из этих применений информация приведена в данном разделе (ниже). При
этом необходимо отметить, что примерно треть применений не документировались по
ряду причин.
6. Это
подтверждает гипотезу, сформулированную в п.3 и означает, что на основании
принципа научной индукции АСК-анализ должен
сохранять адекватность и эффективность и в других новых предметных областях при
условии действия факторов успешности.