Решение задач АСУ качеством подготовки специалистов было продемонстрировано в Краснодарском юридическом институте МВД России (КЮИ МВД РФ) на данных 7-летнего лонгитюда. Исследование проведено совместно с Третьяком В.Г. [124, 161, 165, 313, 314], и Лаптевым В.Н. [120–128, 161–164, 286] на основе данных по абитуриентам и учащимся КЮИ МВД РФ за 1995–2002 годы.
Социально-экономический эффект данного исследования обусловлен повышением эффективности вложения средств, направляемых на подготовку и переподготовку кадров, а также на их профессиональную деятельность.
Эффективность функционирования
правоохранительной системы Российской Федерации во многом зависит от профессионализма
сотрудников ОВД. Поэтому особый интерес представляет разработка методов
моделирования профессиональных траекторий [165], позволяющих прогнозировать
поступление абитуриента в вуз, показатели его академической успеваемости в
период обучения по различным специальностям, дисциплинам и циклам дисциплин, а
также то, закончит ли он обучение в вузе, как и сколько он мог бы работать после окончания вуза по различным
специальностям.
Для решения этой проблемы
предлагается двухуровневая модель предметной области, уровни которой отличаются
объектом управления, целями управления, управляющей системой и факторами,
характеризующими объект управления, управляющую систему и окружающую среду. На
первом уровне объектом управления является учащийся, который характеризуется текущим
состоянием и предысторией; управляющей системой является педагогический
процесс, а средой – образовательная среда вуза. На втором уровне объектом
управления является сам педагогический процесс и даже образовательная среда
вуза в целом, а также профессиональная среда; управляющей системой – вышестоящие
организации.
В данной работе основное
внимание сосредоточено на первом уровне. На этом уровне учащийся
рассматривается как активный объект управления, имеющий собственные цели и мотивы
их достижения, а также модель окружающей среды, включая управляющую систему.
Педагогический процесс рассматриваются как способ управления учащимся.
Учитываются все категории факторов, влияющих на характеристики выпускника и
молодого специалиста. Это факторы, характеризующие текущее состояние учащегося,
его предысторию, факторы педагогического процесса, другие факторы
образовательной и профессиональной среды. Цели объекта управления вообще говоря
не совпадают с целями управления, в частности они могут полностью не совпадать,
а также частично или полностью
совпадать. Управление активным объектом предполагает коррекцию его целей и
мотиваций в направлении, сближающим их с целями управления, что может быть
достигнуто обучением, стимулированием и другими воздействиями на его систему
моделирования, целеполагания и принятия решений.
Одним из основных требований системного анализа является требование полноты и всесторонности рассмотрения предметной области. Исходя из этого требования в качестве факторов, характеризующих текущее состояние учащегося, были выбраны следующие: общая интернальность (по УСК); Интернальность в области достижений (по УСК); Интернальность в области неудач (по УСК); Интернальность в семейных отношениях (по УСК); Интернальность в области служебных отношений (по УСК); Интернальность в области межличностных отношений (по УСК). Интернальность в отношении здоровья (по УСК); Факторы по 16pf опроснику Кэттела; Эргичность предметной деятельности (по Руссалову); Социальная эргичность (по Руссалову); Пластичность в предметной деятельности (по Руссалову); Социальная пластичность (по Руссалову); Темп предметной деятельности (по Руссалову); Социальный темп (по Руссалову); Эмоциональность предметной деятельности (по Руссалову); Социальная эмоциональность (по Руссалову); Склонность к соглашательству; "Шизоидность"; Экстраверсия; Сила процессов возбуждения; Сила процессов условного торможения; Подвижность нервных процессов; Общая активность (по Ямпольскому); Интеллект; Мотивация к достижению цели - к успеху (по Т.Элерсу); Пол; Тип активности личности.
Данные комплексного психологического тестирования учащихся по перечисленным параметрам вводились в систему "Эйдос" вручную. В последующем с учетом опыта подобных исследований совместно с С.Д.Некрасовым была разработана и успешно применена система комплексного психологического тестирования "Эйдос-Y" [142], обеспечивающая: проведение психологического тестирования респондентов с помощью психологических тестов, накопление базы данных результатов тестирования, формирование психологических портретов различной детализации произвольных групп респондентов, автоматизированный транспорт исходных данных для углубленного анализа в универсальную когнитивную аналитическую систему "Эйдос".
В модели учтено три варианта образовательных технологий, применяемых по отношению к лицеистам, студентам (слушателям) и экстернам. Эти технологии отличаются набором учебных дисциплин. Другие факторы образовательной среды не учитывались, т.к. были для всех учащихся общими в связи с тем, что на данном этапе исследование проводилось на примере одного вуза: Краснодарского юридического института МВД РФ (КЮИ МВД РФ).
В качестве прогнозируемых состояний учащихся рассматривались: Поступление в вуз; Успеваемость; Окончание вуза; Успешность профессиональной деятельности; Работает в ОВД; Уволен из ОВД по собств.желанию; Уволен из ОВД за нарушение условий контракта, а также большое количество различных вариантов их детализации.
Для решения поставленной
проблемы необходимо накопить данные мониторинга
за достаточно длительный период, провести анализ данных мониторинга с целью выявления и изучения
"причинно-следственных взаимосвязей" между прогнозируемыми
состояниями активного объекта управления и непосредственно или опосредованно
измеряемыми факторами, оказывающими влияние на его развитие, построить
математическую модель предметной области, обеспечивающую решение задачи прогнозирования развития
активного объекта управления под влиянием различных сочетаний факторов, а также
обратной задачи прогнозирования, т.е. задачи выработки оптимального
многофакторного управляющего
воздействия на активный объект управления для перевода его в заданное целевое
состояние.
Ключевым при построении математической модели является выбор количественной меры, обеспечивающей учет степени причинно-следственной взаимосвязи исследуемых параметров. Эта мера должна удовлетворять следующим требованиям: 1. Эффективная вычислимость на основе эмпирических данных, полученных непосредственно из опыта. 2. Универсальность, т.е. независимость от предметной области. 3. Единый для различных предметных областей принцип содержательной интерпретации и измеримость в единых единицах измерения. 4. Учет понятий "цели объекта управления", "цели управления". 5. Учет понятий "мощность множества будущих состояний объекта управления". 6. Сопоставимость в пространстве и во времени. 7. Возможность введения метрики и функции принадлежности на базе выбранной количественной меры. В качестве количественной меры, удовлетворяющей всем этим условиям, была предложена модифицированная мера семантической целесообразности информации А.Харкевича [330].
Математическая модель должна удовлетворять следующим требованиям: содержательная интерпретируемость; эффективная вычислимость на основе эмпирических данных (наличие эффективного численного метода); универсальность; адекватность; сходимость; семантическая устойчивость; сопоставимость результатов моделирования в пространстве и времени; непараметричность; формализация базовых когнитивных операций системного анализа (прежде всего таких, как обобщение, абстрагирование, сравнение классификация и др.); корректность работы на фрагментарных, неточных и зашумленных данных; возможность обработки данных очень больших размерностей (тысячи факторов и будущих состояний объекта управления); математическая и алгоритмическая ясность и простота, эффективная программная реализуемость.
Модель, удовлетворяющая этим требованиям, основанная на предложенной количественной мере причинно-следственных взаимосвязей событий, была разработана и реализована в универсальной когнитивной аналитической системе "Эйдос" [152].
На основе данных по
абитуриентам и учащимся КЮИ МВД РФ за 1995 – 2002 годы [124, 161, 165,
313, 314] (7-летний лонгитюд) разработано соответствующее приложение системы
"Эйдос", позволяющие продемонстрировать возможность решения
сформулированной выше проблемы.
Одним из результатов
применения системы "Эйдос" были профессиограммы
специальностей, в которых отражены требования предъявляемым к сотрудникам ОВД.
Ориентируясь на эти профессиограммы и осуществляется психологическое сопровождение
учебного и воспитательного процесса вуза как составной части процесса
подготовки квалифицированных кадров для МВД.
Кроме того, были сформированы
информационные модели, позволяющие решать следующие задачи прогнозирования:
– поступления в ВУЗ; успешности
обучения в вузе по различным дисциплинам и комплексам дисциплин; успешности
окончания ВУЗа и причин отчисления; успешности профессиональной деятельности
после окончания ВУЗа, продолжительности
профессиональной деятельности по специальности, полученной в ВУЗе, а также
причин ухода из ОВД, а также задачу выбора оптимального управления, для
перевода активного объекта управления из заданного текущего состояния в
заданное целевое состояние.
На этой основе можно
заблаговременно принимать решение о целесообразности обучения по тем или иным
специальностям для конкретных обучаемых.
С помощью системы "Эйдос" обеспечивается также кластерно-конструктивный анализ предметной области, в т.ч. синтез, адаптация и применение конструктов, отображение результатов анализа в наглядной графической форме семантических сетей и когнитивных диаграмм, в т.ч. диаграмм Вольфа Мерлина [143, 152, 189, 313].
Средневзвешенная достоверность прогнозирования на данных, используемых для синтеза модели (внутренняя интегральная валидность), составила в данном исследовании 83%. Внутренняя дифференциальная валидность при решении перечисленных задач колебалась при прогнозировании различных будущих состояний учащихся от 71 до 100% (при этом по двум состояниям корректные обобщенные образы не были сформированы).
Внешняя дифференциальная валидность при прогнозировании успешности службы в ОВД и продолжительности профессиональной деятельности в ОВД (т.е. при прогнозировании на данных, не входящих в обучающую выборку) составила около 80%, что подтверждает работоспособность предлагаемых технологий и их перспективность.
В 1994 году на уровне руководства КЮИ МВД РФ и УВД Краснодарского края было принято решение о начале исследований, краткое описание которых приведено в данном разделе. Были разработаны и утверждены соответствующие документы. Таким образом были созданы организационные и юридические условия для сбора и накопления баз данных мониторинга. Ниже приводятся некоторые документы организационно-юридического обеспечения данного исследования:
1. Приказ о начале работ.
2. Приказ о создании экспертного Совета.
3. Ведомости экспертного Совета.
4. Календарный план проведения работ.
5. Письмо, с просьбой предоставить исходную информацию "обратной связи": служебные характеристики на выпускников КЮИ МВД РФ и приложение к нему (для заполнения формализованной служебной характеристики).
6. Сводная учебная ведомость с данными академической успеваемости.
7. Справочники классов и факторов.
Следует отметить сложность решения организационных и юридических вопросов, связанную прежде всего с новаторским характером проводимых работ. Эти вопросы были решены только благодаря пониманию и поддержке со стороны первых лиц.
|
|
|
|
|
В результате мониторинга были получены данные о психологических свойствах личности учащихся, их академической успеваемости по различным дисциплинам и циклам дисциплин (таблица 7.5), а также данные, характеризующие их как специалистов в период несения службы после окончания института. Необходимо отметить, что решение перечисленных и других вопросов организационного и юридического обеспечения данного исследования потребовало доброй воли и неординарных решений на уровне руководства КЮИ МВД РФ и ГУВД Краснодарского края и оказалось едва ли не сложнее, чем создание научно-технологического и инструментального обеспечения этой работы (что подтверждают приведенные документы организационно-юридического обеспечения и рисунок 7.16):
Рисунок 7. 16. Письмо с просьбой предоставить служебные характеристики на выпускников КЮИ МВД РФ и приложение к нему |
Затем эти данные были преобразованы в коды (с помощью специально созданного программного интерфейса, т.е. без ручного ввода) и введены в систему "Эйдос" для последующих обработки и анализа. Необходимо отметить, что использование программного интерфейса для выполнения этих трудоемких и рутинных работ обеспечивает решение подобных задач практически на любых объемах исходных данных.
В соответствии с предложенной моделью учащийся рассматривался как активный рефлексивный объект управления, имеющий собственные цели и мотивы их достижения, а также модель окружающей среды, включая модель себя (адекватная и неадекватная самооценка), а также модель учебной среды и управляющей системы. Педагогический процесс рассматриваются как способ управления учащимися (управляющая система). Были учтены все категории факторов, влияющих на характеристики выпускника и молодого специалиста. Это факторы, характеризующие текущее состояние учащегося и его предысторию, факторы педагогического процесса, другие факторы образовательной и профессиональной среды. Цели АОУ в общем случае не совпадают с целями управления. Управляющие воздействия на учащегося включают коррекцию его целей и мотиваций в направлении, сближающим их с целями управления, а также обучение, стимулирование и другие законные воздействия на систему моделирования, целеполагания и принятия решений.
В качестве классов распознавания были выбраны 318 будущих состояний учащихся и выпускников института. В таблице 7.6 приведены 41 из них, представляющие особый интерес для прогнозирования. Разработана классификация факторов, потенциально влияющих на качество подготовки специалистов и определен полный набор факторов, оказывающих влияние на качество подготовки специалистов (в рамках проводимого исследования) (таблица 7.7).
На основе данных по абитуриентам и учащимся КЮИ МВД РФ за 1995 – 2002 годы (7-летний лонгитюд) с помощью системы "Эйдос" был осуществлен синтез семантической информационной модели, отражающей информационные взаимосвязи между индивидуальными личностными особенностями учащихся и их учебными и профессиональными достижениями. Размерность модели составила: 318 прогнозируемых состояний учащихся и выпускников КЮИ МВД РФ, 129 градаций факторов, 69 прецедентов в обучающей выборке, 76128 фактов. Для каждого фактора определены величина и направление его влияния на качество подготовки специалистов.
Таблица 7. 6 – СПРАВОЧНИК КЛАССОВ – БУДУЩИХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ КЮИ МВД РФ |
Таблица 7. 7 – СПРАВОЧНИК ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ НА УЧАЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ КЮИ МВД РФ |
|
|
Особый интерес представляет изучение влияния форм обучения и типа активности личности на учебные и профессиональные достижения (рисунок 7.17) и выявление факторов, играющих определяющую роль в детерминации состояния "Успешность профессиональной деятельности – отличная" (рисунок 7.18):
|
|
Рисунок 7. 17. Семантический портрет влияния фактора: |
Рисунок 7. 18. Информационный портрет класса: "Успешность профессиональной деятельности – Отличная" |
Определение минимального
набора относительно независимых факторов, оказывающих определяющее влияние на
качество подготовки специалистов осуществляется путем Парето-оптимизации.
Созданное приложение системы "Эйдос" позволило решить следующие задачи (рисунок 7.19):
4. Прогнозирование успешности будущей профессиональной деятельности в разрезе по должностям и специальностям.
5. Прогнозирование продолжительности деятельности по специальности после окончания ВУЗа.
6. Исследование влияния активности и мотивации на учебные и профессиональные успехи.
7. Изучение влияния образовательных технологий на учебные и профессиональные достижения и выработка рекомендаций по управлению образовательными технологиями.
Предлагаемая модель профессионально-значимых личностных
качеств сотрудников ОВД, представленная в виде развернутой характеристики
индивидуальных свойств и особенностей их взаимосвязи, отраженная в
профессиограммах, необходима для повышения эффективности профессионального
отбора и последующей целенаправленной подготовки будущих офицеров милиции, а
также выявления степени соответствия выпускников юридического института
требованиям профессии следователя, оперативного работника, инспектора ГИБДД и
т.д. Каждая из сторон профессиограмм, представляющих важнейшие элементы модели
психологических качеств личности сотрудников милиции, отражает, во-первых,
определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней заложены
эталонные личностные качества, навыки, умения и знания, обеспечивающие успех на
различных уровнях правоприменительных отношений.
С помощью модели решены следующие задачи прогнозирования, входящие в состав рефлексивной АСУ качеством подготовки специалистов:
1) поступление в вуз;
2) успешность обучения в вузе по различным дисциплинам и циклам дисциплин;
3) успешность окончания вуза;
4) причины отчисления;
5) успешность профессиональной деятельности после окончания вуза;
6) продолжительность профессиональной деятельности по специальности, полученной в вузе;
7) причины ухода из ОВД (средневзвешенная достоверность прогнозирования составила 83%).
Система "Эйдос", как специальное программное средство (инструментарий интеллектуальной обработки информации), продемонстрировала возможность решения задач выбора оптимальной педагогической технологии для перевода учащегося из текущего состояния в заданное целевое состояние. Технология применения системы "Эйдос", разработанная автором для КЮИ МВД РФ, позволяет заблаговременно принимать обоснованные решения о целесообразности обучения конкретных курсантов по тем или иным специальностям.
Таким образом проведенное исследование показало, что определяющую роль в успешности обучения и профессиональной деятельности играет мотивация. Следовательно и мета-управление, направленное на повышение качества подготовки специалистов прежде всего должно быть сориентировано на формирование адекватных мотиваций, а следовательно, ценностей, систем самооценки и оценивания. По-видимому, для этих целей целесообразно применить весь арсенал средств морально-политического воспитания и богатые отечественные традиции патриотического воспитания, а также сравнительно новые методы коррекции систем целеполагания, мотивации, внутреннего и внешнего стимулирования, оценки и самооценки, такие, например, как нейролингвистическое программирование (НЛП). Необходимо также отметить, что полные и достоверные данные об учащихся могут быть получены без их непосредственного тестирования на основе личных дел (в т.ч. фотографий, подчерка), а также с применением компьютерных Y-технологий [161, 290] без сознательного участия респондента.
Проведенное исследование подтверждает
эффективность применения АСК-анализа для создания рефлексивных АСУ активными
объектами.
Перспективно применение данного инструментария и технологии в режиме адаптации и периодического синтеза модели на систематической основе на выборках значительно большего и постоянно увеличивающегося объема по широкому спектру специальностей, в том числе и на межвузовском и межведомственном уровне. Развитие данного направления исследований и разработок целесообразно осуществить за счет включения в модель данных, характеризующих динамику личностных свойств учащихся, т.е. путем учета данных, полученных в процессе обучения, а не только перед его началом (как в проведенном исследовании), а также путем более детального учета влияния педагогических технологий, учебной, бытовой и профессиональной среды.