7.6. СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Все эти исследования проводятся примерно по одной технологии:

-         разрабатывается и тиражируется опросный лист;

-         проводится массовый опрос общественного мнения;

-         данные опроса вводятся в компьютер и обрабатываются с помощью специальных программных систем;

-         результаты компьютерной обработки анализируются, разрабатывается аналитический отчет, содержащий как описание ситуации, так и рекомендации по управлению.

Различие состоит в том, к какой сфере относится информация, собираемая с помощью опросного листа:

-         в случае маркетинговых исследований – это потребительские предпочтения различных групп населения (имеется успешный опыт проведения подобных исследований по закрытой тематике);

-         в рекламных исследованиях нас интересует, из каких источников информации различные группы населения получают информацию о приобретаемых ими товарах, а также то, каким образом они реагируют на различные виды и методы рекламы (имеется успешный опыт проведения подобных исследований по закрытой тематике);

-         при социально–психологических исследованиях для нас важны психологические качества личности и точка зрения людей на те или иные преобразования (имеется успешный опыт проведения подобных исследований по закрытой тематике).

Различают разовые (точечные) и периодические исследования. Разовые исследования дают возможность выявить картину на момент проведения опроса, тогда как периодические – обеспечивают изучение динамики процессов. Во втором случае со временем появляется возможность прогнозирования развития ситуации.

Исследования могут иметь также различный "территориальный охват", т.е. могут ограничиваться лишь одним населенным пунктом или включать сбор информации по району или краю. Во втором случае имеется возможность выявления территориальной специфики, а также возможность выявления регионов, сходных в том или ином отношении.

Использование информации, получаемой в результате маркетинговых, рекламных и социально–психологических исследований, позволяет принимать точные и эффективные решения в области планирования закупок и продвижения на рынок (адресной реализации) различных товаров, а также управлять кадрами, обеспечивая сплоченную, согласованную и надежную работу коллектива.

 

7.6.1. Маркетинговые исследования

 

Актуальность

Маркетинговые исследования проводятся в целях получения полной и достоверной информации, необходимой для определения объема и номенклатуры закупаемых товаров и организации их адресной реализации конкретным группам потребителей.

Предлагаемый подход

Опросный лист разрабатывается таким образом, чтобы с помощью него можно было получить необходимую информацию о потребителях. В опросный лист могут входить фирменные товарные знаки и каталоги товаров как изготовленные типографским способом, так и с изображения товаров, снятые с их фотографий при помощи сканера и отпечатанные на цветном принтере. Опросный лист может служить одновременно и бланком для заполнения, но могут использоваться и специальные бланки для ответов (что более рационально).

Вопросы делятся на несколько групп:

-         социальный и гражданский статус потребителя (пол, возраст, образование, состоит ли в браке, сколько имеет детей, форма занятости, если работает, то руководитель он или исполнитель и т.п.);

-         уровень достатка в семье потребителя;

-         товары, реально приобретенные потребителем за последнее время;

-         товары, которые потребитель приобрел бы, если бы у него была финансовая возможность;

-         частота приобретения товаров по их видам;

-         какие потребительские и стоимостные характеристики товаров привлекают потребителя и какие его не устраивают;

-         где потребитель реально приобретает товары: у частных лиц, в магазинах (каких), на рынках (каких);

-         какие места приобретения товаров потребитель знает: наименования магазинов и рынков;

-         какую роль в выборе товара играет сервис и способ обслуживания в магазине или на рынке.

Результаты и перспективы

В результате проведения маркетингового исследования выявляются потребительские предпочтения различных групп населения в определенном секторе рынка. Выясняется, "что, где, когда", кем и по каким причинам приобретается.

Например, выясняется, что данная категория населения приобретает такие–то виды товаров в таких–то местах, а приобрела бы и такие, но если бы цена на них была более приемлемая.

На основе этой информации может быть разработан план закупок или производства товаров, определена потенциальная емкость рынка на данный момент и перспективу, а также спрогнозирована его динамика, товар может поставляться адресно в те торговые точки, которые пользуются популярностью у конкретных категорий потребителей.

Регулярное проведение маркетинговых исследований позволяет постоянно "держать руку на пульсе" и строить свою работу используя достоверное знание предпочтений возможностей и желаний своих потребителей.

Имеется положительный опыт подобных исследований (по закрытой тематике).

 

7.6.2. Рекламные исследования

 

Актуальность

Рекламные исследования проводятся в целях получения полной и достоверной информации, необходимой для адресного управления формой и содержанием информации, на основе которой конкретными группами потребителей принимаются решения о приобретении тех или иных товаров. Подобные исследования проводились автором по закрытой тематике на основе применения технологии АСК-анализа.

Предлагаемый подход

Опросный лист разрабатывается таким образом, чтобы с помощью него можно было выяснить, какими источниками информации реально пользуются различные категории потребителей, а также какие формы подачи информации они предпочитают и лучше воспринимают.

В опросный лист могут быть включены фирменные знаки, ключевые слова и рекламные фразы, а также наименования источников информации, выполненные их фирменными стилями (которые можно снять с помощью сканера и отпечатать на цветном принтере). Опросный лист может служить одновременно и бланком для заполнения, но могут использоваться и специальные бланки для ответов.

Вопросы делятся на несколько групп:

-         социальный и гражданский статус потребителя (пол, возраст, образование, состоит ли в браке, сколько имеет детей, форма занятости, если работает, то руководитель он или исполнитель и т.п.);

-         наиболее популярные телевизионные программы и передачи;

-         наиболее популярные радиопрограммы и передачи;

-         отношение к рекламе, включаемой в состав радио и телепередач;

-         наиболее популярные журналы и рубрики;

-         наиболее популярные газеты и рубрики;

-         отношение к внешней рекламе;

-         роль форм, методов и фирменных стилей рекламы;

-         иные источники и формы информации, на основе которой потребителями принимаются решения.

Результаты и перспективы

В результате проведения рекламного исследования выясняется, какими источниками информации пользуются различные потребительские группы населения и какие формы подачи информации для них предпочтительны.

Например, выясняется, что определенная группа населения в основном слушает "Радио Рокс" и именно определенную передачу, которая идет с 18 до 19. Кроме того, известно, что эту группу населения раздражает, когда любимая передача прерывается рекламой товаров, которые представителями данной группы в принципе не могут быть куплены. Известно, также, что эта группа предпочитает юмор политике.

На основе этой информации может быть разработан план использования этой передачи "Радио Рокс" для адресного сообщения данной группе населения информации о "ее товарах", причем в такой форме,  которая будет воспринята этой группой эмоционально положительно.

Регулярное проведение рекламных исследований позволяет строить свою работу, используя достоверное знание источников и форм информации, которыми реально пользуются различные категории потребителей.

Имеется положительный опыт подобных исследований (по закрытой тематике).

 

7.6.3. Управление персоналом

 

Актуальность

Социально–психологические исследования проводятся с целью организации эффективного использования кадров на основе достоверного знания индивидуальных характеристик членов коллектива и учета их взаимодействия в группах. Подобные исследования проводились автором, акты имеются.

Предлагаемый подход

Такие исследования проводятся в два основных этапа.

На первом этапе на основе применения систем комплексного психологического тестирования, а также специальных опросников и методов обработки информации выявляются индивидуальные социальные ориентации, мотивации, психологические и профессиональные характеристики членов коллектива:

-         разрабатываются профессиограммы, содержащие психологические и иные требования к работникам различных должностей данного предприятия;

-         производится оценка действующего персонала;

-         на основе индивидуального подхода оптимизируются назначения на должности;

-         осуществляется антикриминальная профилактика.

На втором этапе изучается взаимодействие членов коллектива в группах и решается задача реструктуризации коллектива:

-         изучаются вопросы совместимости членов коллектива в группах;

-         выявляются внутренние коалиции и их лидеры;

-         оптимизируется или строится многоуровневая система управления коллективом, в которой лидеры каждого иерархического уровня одновременно наиболее совместимы как со своим начальством, так и с подчиненными руководителями, а также конкретными исполнителями.

Опросный лист разрабатывается на основе стандартных тестов и опросников, что позволяет измерить индивидуальные психологические характеристики членов коллектива. Кроме того, он содержит оценки членов коллектива их непосредственными руководителями, если последние имеют полномочия приема на работу и увольнения своих подчиненных. Опросный лист может служить одновременно и бланком для заполнения, но могут использоваться и специальные бланки для ответов.

Вопросы делятся на несколько групп:

-         профессиональная и личностная оценка члена коллектива руководителем;

-         социальный и гражданский статус члена коллектива (пол, возраст, образование, состоит ли в браке, сколько имеет детей и т.п.);

-         опросник 16PF Р. Б. Кеттелла;

-         тест, выявляющий уровень самоактуализации (САТ);

-         опросник по определению стиля управленческой деятельности;

-         анкета "Ориентация на развитие";

-         анкета "Опосредующие развитие факторы".

Результаты и перспективы

Регулярное проведение социально–психологических исследований позволяет эффективно управлять кадрами с учетом как индивидуальных возможностей членов коллектива, так и их совместимости в группах.