7.15. ВЫВОДЫ

 

1. Продемонстрирована возможность применения АСК-анализа для синтеза операционного уровня САУ ФВЭУ и эксплуатации системы в адаптивном режиме. Цель САУ на операционном уровне дуальна: наиболее полное обеспечение как текущих, так и будущих потребностей потребителя в электроэнергии. Это обеспечивается выбором рационального режима энергораспределения ФВЭУ: в условиях существующего или прогнозируемого дефицита энергии осуществляется распределение нагрузки с учетом приоритетов; при избытке вырабатываемой энергии осуществляется ее накопление. В соответствии с предложенным подходом, на основе обучающей выборки, представляющей собой экспертные оценки целесообразности выбора тех или иных режимов энергораспределения в различных ситуациях, описанных факторами, выявляются причинно-следственные взаимосвязи между факторами и выбором режимов энергораспределения. Адаптивность обеспечивается тем, что в процессе эксплуатации системы в качестве эксперта может выступать и сам пользователь, т.е. обучающая выборка может пополняться его решениями, после чего осуществляется адаптация или синтез новой модели. Размерность модели составила: 11 прогнозируемых состояний ФВЭУ,  11 градаций факторов, 40 прецедентов в обучающей выборке, 531 факт.

2. Подробно описано решение ряда задач рефлексивной АСУ качеством подготовки специалистов на основе данных по абитуриентам и учащимся Краснодарского юридического института МВД России (КЮИ МВД РФ) за 1995 – 2002 годы (7-летний лонгитюд). В соответствии с типовой моделью РАСУ АО, предложена 2-х уровневая модель предметной области. На 1-м уровне активным объектом управления являлся учащийся, который характеризовался текущим состоянием и предысторией; управляющей системой являлся педагогический процесс, а средой – образовательная среда вуза. На 2-м уровне активным объектом управления был педагогический процесс и образовательная среда вуза в целом, а также профессиональная среда. Учащийся рассматривался как активный рефлексивный объект управления, имеющий собственные цели и мотивы их достижения, а также модель окружающей среды, включая модель себя (адекватная и неадекватная самооценка), а также модель учебной среды и управляющей системы. Педагогический процесс рассматриваются как способ управления учащимися (управляющая система). Были учтены все категории факторов, влияющих на характеристики выпускника и молодого специалиста. Это факторы, характеризующие текущее состояние учащегося и его предысторию, факторы педагогического процесса, другие факторы образовательной и профессиональной среды. Цели АОУ в общем случае не совпадают с целями управления. Управляющие воздействия на учащегося включают коррекцию его целей и мотиваций в направлении, сближающим их с целями управления, а также обучение, стимулирование и другие законные воздействия на систему моделирования, целеполагания и принятия решений.

Осуществлен синтез семантической информационной модели, отражающей информационные взаимосвязи между индивидуальными личностными особенностями учащихся и их учебными и профессиональными достижениями. Размерность модели составила: 318 прогнозируемых состояний учащихся и выпускников КЮИ МВД РФ,  129 градаций факторов, 69 прецедентов в обучающей выборке, 76128 фактов. С помощью модели решены следующие задачи прогнозирования, входящие в состав рефлексивной АСУ качеством подготовки специалистов: 1) поступление в вуз; 2) успешность обучения в вузе по различным дисциплинам и циклам дисциплин; 3) успешность окончания вуза; 4) причины отчисления; 5) успешность профессиональной деятельности после окончания вуза; 5) продолжительность профессиональной деятельности по специальности, полученной в вузе; 6) причины ухода из ОВД (средневзвешенная достоверность прогнозирования составила 83%). Система "Эйдос", как специальное программное средство (инструментарий интеллектуальной обработки информации), продемонстрировала возможность решения задач выбора оптимальной педагогической технологии для перевода учащегося из текущего состояния в заданное целевое состояние. Технология применения системы "Эйдос", разработанная автором для КЮИ МВД РФ, позволяет заблаговременно принимать обоснованные решения о целесообразности обучения конкретных курсантов по тем или иным специальностям. Перспективно применение данного инструментария и технологии в адаптивном режиме на систематической основе на выборках значительно большего и постоянно увеличивающегося объема по широкому спектру специальностей, в том числе и на межвузовском и межведомственном уровне. Развитие данного направления исследований и разработок целесообразно осуществить за счет включения в модель данных, характеризующих динамику личностных свойств учащихся, т.е. путем учета данных, полученных в процессе обучения, а не только перед его началом (как в проведенном исследовании), а также путем более детального учета влияния педагогических технологий, учебной, бытовой и профессиональной среды.

3. Прогнозирование развития одного из сегментов фондового рынка РФ проведено в 1993-1998 (5-летний лонгитюд). При этом были применены оригинальные авторские технологии и специальный программный инструментарий АСК-анализа (система "Эйдос"), а также созданный программный интерфейс с биржевыми базами данных (система "Эйдос-фонд"). Размерность модели составила: 300 прогнозируемых ситуаций на фондовом рынке, 1500 градаций факторов, 1393 прецедента за 1992 по 1998 годы, 1765907 фактов. Обнаружено, что ошибка прогнозирования курса Российского рубля по отношению к доллару США является периодической величиной и сильно коррелирует с разбросом точечных прогнозов: чем больше разброс точечных прогнозов, тем больше ошибка средневзвешенного прогноза. Таким образом, разработанные в данном исследовании методология и технология АСК-анализа позволяют прогнозировать как развитие активного объекта, так и его переход в бифуркационное состояние. Средневзвешенная достоверность прогнозирования составила около 87%.

4. Прогнозирование результатов и управление выращиванием сельскохозяйственных культур выполнено в 1993-1996 годах на базе Кубанского государственного аграрного университета. С помощью системы "Эйдос" была сформирована семантическая информационная модель, обеспечивающая прогнозирование результатов выращивания сельскохозяйственных культур и выработку научно-обоснованных рекомендаций по управлению урожайностью и качеством сельскохозяйственной продукции. Созданная модель включала: объект управления (сельскохозяйственную культуру); классы (будущие состояния объекта управления, т.е. количественные и качественные результаты выращивания); факторы управляющей системы (агротехнологии, т.е. нормы высева, виды и нормы внесения удобрений, методы вспашки, ротация севооборота и т.п.); факторы окружающей среды (вид почв, культуры–предшественники по предшествующим годам и др.). Размерность модели составила: 35 прогнозируемых результатов выращивания, 188 градаций факторов, 217 прецедентов в обучающей выборке, 18594 факта. Для каждого технологического фактора получена количественная информация о его влиянии на осуществление всех желаемых и не желаемых хозяйственных ситуаций. Кластерно-конструктивный анализ факторов показал, что некоторые различные по своей природе факторы имеют сходное влияние на хозяйственные результаты. Эти факторы предложено использовать для замены друг друга в случае необходимости.

Проведено количественное сравнение различных хозяйственных ситуаций и формирование групп наиболее сходных из них (кластеров), а также определены кластеры, наиболее сильно отличаются друг от друга (конструкты). Получен конструкт "качество–количество" показывающий, что для получения высокого качества и большого количества продукции необходимы совершенно противоположные и практически несовместимые (т.е. одновременно неосуществимые) агротехнологии, почвы и предшественники.

В данном исследовании в количественной форме были обнаружены как уже известные закономерности по влиянию предшественников, почв, удобрений, способов вспашки и т.д. на результаты выращивания сельхозкультур, так и новые, ранее неизвестные. Система оценивает степень достоверности своих прогнозов и рекомендаций по управлению. Внутренняя интегральная валидность модели составила около 83%, что достаточно для практического применения. В то же время были выявлены некоторые слабо детерминированные хозяйственные ситуации, которые наиболее сложно как вызывать, так и достоверно прогнозировать.

Были решены две основные задачи: 1) прогнозирование хозяйственных результатов с учетом видов почв, предшественников и применяемых агротехнологий; 2) разработка научно-обоснованных рекомендаций по управлению выращиванием сельхозкультур, т.е. консультирование аграриев по вопросам о том, какие виды почв, предшественники и агротехнологии должны быть использованы для достижения заранее заданного хозяйственного результата.

Приведенные примеры практического применения предложенной технологии и инструментария, а также успешный опыт их применения в других предметных областях, подтверждают правильность принятых научно-технических решений и их пригодность для решения проблемы, поставленной в данной работе.

5. Приведенные численные примеры спешного практического применения предложенной технологии АСК-анализа в различных предметных областях подтверждают правильность принятых научно-технических решений и их адекватность для решения проблемы, поставленной в данной работе, т.е. обеспечивают синтез семантической информационной модели и устойчивое управление активными объектами как на детерминистских, так и бифуркационных этапах их развития за счет адаптации и синтеза модели в режиме реального времени непосредственно в процессе эксплуатации РАСУ АО.

6. В порядке обсуждения предлагается рассматривать автоматизированный системный анализ, структурированный до уровня базовых когнитивных операций системного анализа, как автоматизированный системно-когнитивный анализ (АСК-анализ).

7. На основе метода научной индукции обоснована возможность корректного расширения области применения АСК-анализа.

8. Описаны  перспективы применения предложенных технологий АСК-анализа в следующих предметных областях:

– управление технологиями

– экономика;

– психология;

– социология и политология;

– маркетинговые, рекламные, социально-психологические исследования;

– правоохранительная сфера;

– Internet (создание многоагентных распределенных систем обнаружения, накопления и использования знаний по различным предметным областям).

Приведены другие перспективные области. В частности отмечаются перспективные применения для:

– атрибуции анонимных и псевдонимных текстов (реализовано в системе "Эйдос");

– контент-анализа (реализовано в системе "Эйдос");

– синтеза интеллектуальных дескрипторных информационно-поисковых систем с интерфейсом запросов на естественном языке (реализовано в системе "Эйдос");

– идентификации и классификации изображений по их вербальным описаниям;

– формирования обобщенных фотороботов лиц по направлениям деятельности и идентификации с ними;

– применения в области психографологии и дерматоглифики, и т.д..

Кроме того рассматриваются ограничения предложенного варианта АСК-анализа и рассматриваются вопросы его развития (путем преодоления указанных ограничений) с применением теории нечетких множеств и неклассической логики. В частности выдвигается идея обобщения понятия конструкта путем введения многополюсных конструктов.

9. Основной вывод, по результатам данной главы, состоит в том, что оправданным и обоснованным выглядит предположение об очень высокой универсальности предложенной методологии, технологии и специального программного инструментария АСК-анализа, о возможности его применения в самых различных предметных областях, в которых накапливаются факты и производятся их обобщение и анализ, а также выполняются другие операции, связанные с процессом познания, получившие в данном исследовании аббревиатуру БКОСА.