Повторяющиеся с завидной
периодичностью межбанковские кризисы заставили участников финансового рынка
всерьез задуматься о необходимости серьезной
организации социально–экономического мониторинга, а также аналитических
исследований. Наиболее дальновидные банки и финансовые компании, в том числе и
кубанские, начали создавать и оснащать необходимым инструментарием свои
аналитические службы.
Руководители давно поняли нехитрое
правило: "Хочешь заработать сто миллионов – вложи в аналитика сто
тысяч".
Рассмотрим службу мониторинга и
прогнозирования, основная цель которой – прогнозирование и выработка рекомендаций
по управлению на основе централизованного сбора, обработки и анализа
разноплановой информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Для достижения этой цели служба
мониторинга непрерывно ведет исследование следующих объектов управления:
1. Ценообразование по всем секторам
рынка.
2. Ход экономической реформы по ее
направлениям.
3. Инвестиционные процессы в
экономике.
4. Кредитно–финансовая система.
5. Предприятия различных форм
собственности, направлений и объемов деятельности.
6. Социально–психологический статус
управленческого и вспомогательного персонала, а также населения.
Рассмотрим эти направления подробнее.
Ценовой мониторинг
обеспечивает непрерывный сбор и накопление баз данных по ценам на основные
товары всех секторов рынка, а также по основным финансово–экономическим показателям
(факторам), влияющим на цены, что позволяет выявить и изучить зависимости между
ценами на разные товары, между ценами и факторами, и на этой основе
осуществлять краткосрочное и перспективное прогнозирование динамики цен.
Данная функция не дублирует
ведомственный ценовой мониторинг, который уже организуется некоторыми
департаментами, так как:
во–первых,
акцентирует внимание на взаимосвязи динамических закономерностей цен на товары
различных секторов рынка;
во–вторых, изучает
влияние макроэкономических и других показателей на динамику цен;
в–третьих, держит в поле зрения лишь основные товары каждого
сектора рынка, тогда как в ведомственных системах перечень товаров по
соответствующему сектору рынка значительно шире;
в–четвертых, перед ведомственными службами ценового
мониторинга не ставится задача сбора и обобщения информации по ценовому
мониторингу различных секторов рынка в комплексе.
Существует ежеквартальная отчетность
регионов края по ходу экономической реформы. Однако эта отчетность слабо
стандартизирована и формализована, не накапливается в компьютерных базах
данных, содержит лишь абсолютные значения экономических показателей, а не
информацию об экономических событиях и их динамике. В результате
автоматизированный анализ этой информации с помощью интеллектуальных методов не
проводится.
Предлагаемая методология и технология
обеспечивают организацию этих работ, что позволяет в соответствии с установленным
регламентом:
– получить аналитические отчеты о ходе
реформы по ее направлениям (приватизация, фондовый рынок, земельная реформа, финансовая сфера,
производство, услуги, и т.д.);
– выявить и изучить взаимосвязи темпа
реформы в различных направлениях;
– выявить и изучить пути движения
инвестируемых средств между различными предметными областями и направлениями
реформы.
Конечно, в каждом инвестиционном
проекте дается экономическое обоснование целесообразности инвестиций в выбранном
направлении. Однако данное обоснование часто страдает некоторой
односторонностью, так как обычно разработчики инвестиционной программы не в
состоянии учесть обобщенный опыт инвестирования в ту или иную сферу в
конкретных условиях рынка Кубани, так как просто не владеют необходимой информацией.
Этот обобщенный опыт может быть формализован и накоплен лишь в специально
созданной и уполномоченной на получение соответствующей информации структуре.
Такая структура может дать независимую комплексную (а не только экономическую)
оценку каждого инвестиционного проекта, т.е. сделать по нему заключение типа:
"Опыт осуществления 25 подобных проектов показывает, что такого рода
проекты, как правило, (в 85% случаев) в условиях Кубани приводят к тому–то и
тому–то". Это заключение может быть отрицательным даже в том случае, если
его экономическое обоснование является блестящим, но... проведенным по
неадаптированным западным методикам, слабо учитывающим специфику России вообще
и Кубани в частности.
На основе непрерывно ведущихся баз
данных по динамике цен на ценные бумаги, ставкам банковских кредитов, курсам валют
и т.д. позволяет выявлять и изучать закономерности кредитно–финансового и
фондового рынка, и на этой основе прогнозировать его развитие, разрабатывать
обоснованные рекомендации по управлению им.
Основные цели организации мониторинга
предприятий – прогнозирование целесообразности инвестирования в данное
предприятие, оценка рисков его кредитования и страхования, выявление
предприятий, попадающих в различные "зоны риска".
Для достижения этих целей необходимы
следующие виды работ:
1. Классификация предприятий,
например, по трем шкалам:
– форма собственности;
– направление деятельности;
– объем деятельности.
2. Организация ведения базы данных,
которая содержит и накапливает в формализованном виде информацию по предприятиям,
необходимую для достижения сформулированных целей.
3. Формирование обобщенных
информационных портретов предприятий различных категорий.
4. Выдача характеристики на основании
запроса в необходимых аспектах по любому предприятию, по которому имеется
заполненный формализованный паспорт.
Предлагаемая методология и технология
обеспечивает сбор и обработку данных мониторинга по тем срезам социума, которые приняты как объекты постоянного контроля
и управления:
– общественное и индивидуальное
сознание;
– национально–этнические проблемы;
– культурно–религиозные проблемы;
– демографические проблемы;
– проблемы возрастных групп (молодежи,
трудоспособного населения и пенсионеров);
– проблемы профессиональных групп;
– проблемы безработицы;
– проблемы групп населения с различным
образовательным уровнем;
– классовые проблемы (профсоюзы,
забастовки, приватизация и национализация, группы различного уровня достатка);
– политические ситуации;
– криминогенные
ситуации;
– экономические ситуации;
– рейтинг политических лидеров, партий и движений.
Кроме того, может быть дан
психологический анализ различных типов управленческого и вспомогательного
персонала, разработаны фотороботы этих типов и
автоматизированные методики их идентификации.
Таким образом, предлагаемый подход позволяет решить следующие задачи:
1. Разработка выводов о состоянии и
динамике объекта управления на основе сбора и анализа информации.
2. Разработка рекомендаций по способам
и содержанию управляющих воздействий на объект управления.
3. Подготовка регламентных
тематических и сводных аналитических отчетов (ежедневных, недельных, месячных,
квартальных и годовых отчетов), а также заказных отчетов по ранее проведенным
исследованиям.