6.4. ВЫВОДЫ

 

1. Разработаны классификация функционально-структурных типов АСУ и показано место адаптивных АСУ сложными системами и рефлексивных АСУ активными объектами в этой классификации; показаны роль и место АСК-анализа в РАСУ АО. Рассмотрена типовая структура АСУ, предложена параметрическая модель адаптивной АСУ сложными системами (ААСУ СС) и, на основе конкретизации технологии QFD (развертывания функций качества), предложена двухуровневая модель РАСУ АО, являющаяся обобщением ААСУ СС на случай активных объектов управления:

– 1-й уровень обеспечивает управление АОУ;

– 2-й уровень – управление технологией воздействия на АОУ.

2. Проведенное сравнение ААСУ СС и РАСУ АО по способу управляющего воздействия на объект управления, степени управляемости на детерминистских и бифуркационных этапах развития объекта управления и уровню адаптивности позволяет сделать вывод о предпочтительности эксплуатационных характеристик РАСУ АО при управлении активными объектами. Это обусловлено двумя основными обстоятельствами:

– в ААСУ СС обеспечивается лишь количественная адаптация модели АОУ, что не обеспечивает сохранение ее адекватности после прохождения объектом управления точки бифуркации, т.е. его качественной трансформации, тогда как в РАСУ АО в этом случае осуществляется повторный синтез модели АОУ;

– в ААСУ СС рефлексивность и активный характер объекта управления не учитываются и управляющее воздействие на него имеет энергетический (силовой) характер, тогда как в РАСУ АО – это прежде всего воздействие на информационный уровень объекта управления, т.е. мета-управление (коррекция его целей, модели себя и окружающей среды, мотиваций способов принятия и реализации решений в направлении их сближения и согласования с целями управляющей системы).

3. Разработаны методика и технология синтеза рефлексивных АСУ активными объектами. Предложено рассматривать алгоритм системного анализа, структурированного до уровня базовых когнитивных операций, как алгоритм синтеза рефлексивных АСУ активными. Предложено рассматривать автоматизированный системный анализ, структурированный до уровня БКОСА, как методику синтеза РАСУ АО объектами и их эксплуатации в режиме адаптации и периодического синтеза модели:

– шаг 1–й: формализация предметной области (БКОСА-1);

– шаг 2–й: формирование обучающей выборки (БКОСА-2);

– шаг 3–й: обучение (БКОСА-3);

– шаг 4–й: оптимизация (БКОСА-4);

– шаг 5–й: верификация модели (БКОСА-5);

– шаг 6-й: принятие решения об эксплуатации модели или ее пересинтезе;

– шаг 7-й: идентификация и прогнозирование состояния АОУ (БКОСА-7);

   шаг 8-й: оценка качества идентификации состояния АОУ;

– шаг 9-й: выработка решения об управляющем воздействии (БКОСА-9);

– шаг 10–й типологический анализ классов и факторов (БКОСА-10);

– шаг 11-й: многофакторное планирование и принятие решения о применении системы управляющих факторов (БКОСА-11);

– шаг 12-й: оценка адекватности принятого решения об управляющих воздействиях;

– шаг 13–й (неформализованный поиск нетипового решения об управляющем воздействии и подготовка данных для пересинтеза модели, причем как в случае, если решение оказалось удачным, так и в противном случае).

4. Рассмотрены методические вопросы синтеза РАСУ качеством подготовки специалистов, предложена ее двухуровневая структура:

– на первом уровне объектом управления является учащийся, а управляющей системой – педагогический процесс;

– на втором уровне объектом управления является педагогический процесс, а управляющей системой – руководство вузом и вышестоящие инстанции.

Предложена детализированная двухуровневая модель рефлексивной АСУ качеством подготовки специалистов (РАСУ КПС), сформулированы задачи РАСУ КПС.

5. Предложенные подходы могут быть эффективно применены для создания рефлексивных АСУ организационно-техническими системами в различных предметны областях.