Применение АСК-анализа
обеспечивает выявление информационных зависимостей между факторами различной
природы и будущими состояниями объекта управления, т.е. позволяет осуществить
синтез содержательной информационной модели, а фактически – осуществить синтез
АСУ. Применение АСК-анализа в составе АСУ
обеспечивает ее эксплуатацию в режиме непрерывной адаптации модели (на
детерминистских этапах), а когда это необходимо (т.е. после прохождения точек
бифуркации) – и ее нового синтеза (рисунок 6.5):
|
Рисунок 6. 5.
АСК-анализ,
как алгоритм синтеза РАСУ АО и инструмент |
Шаг 1–й: формализация предметной
области (БКОСА-1): разработка описательных и классификационных шкал и градаций,
необходимых для формализованного описания предметной области. Описательные
шкалы описывают факторы различной природы, влияющие на поведение АОУ, а классификационные – все его будущие состояния, в том
числе целевые.
Шаг 2–й: формирование обучающей
выборки (БКОСА-2): информация о состоянии среды и объекта управления, а также вариантах
управляющих воздействий поступает на вход системы. Работа по преобразованию
этой информации в формализованный вид (т.е. кодирование) осуществляется
специалистами, обслуживающими систему с использованием описательных и
классификационных шкал. Вся эта информация представляется в виде специальных
кодированных бланков, используемых также для ввода информации в компьютер. В
результате ее формируется так называемая "обучающая выборка".
Шаг 3–й: обучение (БКОСА-3): обучающая выборка обрабатывается
обучающим алгоритмом, на основе чего им формируются решающие правила (обобщенные
образы состояний АОУ, отражающие весь спектр будущих
возможных состояний объекта управления), а также определяется ценность факторов
для решения задач подсистем идентификации, мониторинга, прогнозирования и
выработки управляющих воздействий.
Шаг 4–й: оптимизация (БКОСА-4): факторы, не имеющие особой
прогностической ценности, корректным способом удаляются из системы. Данный
процесс осуществляется с помощью итерационных алгоритмов, при этом
обеспечивается выполнение ряда ограничений, таких как результирующая
размерность пространства факторов, его информационная избыточность и т.п.
Шаг 5–й: верификация модели (БКОСА-5): выполняется после каждой адаптации или пересинтеза модели. Для этого обучающая выборка копируется в распознаваемую и осуществляется ее автоматическая классификация (в режиме распознавания). Затем рассчитывается так называемая внутренняя дифференциальная и интегральная валидность, являющиеся детализированной и обобщающей характеристиками качества решающих правил.
Шаг-6: принятие решения об эксплуатации модели или
ее пересинтезе. Если результаты верификации модели удовлетворяют
разработчиков РАСУ АО, то она переводится из пилотного
режима, при котором управляющие решения генерировались, но не исполнялись, в
режим экспериментальной эксплуатации, а затем и опытно–производственной
эксплуатации, когда они реально начинают использоваться для управления. Иначе,
т.е. если же модель признана недостаточно адекватной, то необходимо осуществить
ее пересинтез, начиная с шага 1. При этом используются
следующие приемы: расширение набора факторов, т.к. значимые факторы могли не
войти в модель; увеличение объема обучающей выборки, т.к. существенные примеры
могли не войти в обучающую выборку; исключение артефактов, т.к. в модель могли
вкрасться существенно искажающие ее не подтверждающиеся
данные; пересмотр экспертных оценок и, если необходимость
этого возникает систематически, то и переформирование экспертного совета, т.к.
причиной этого могла быть некомпетентность экспертов; объединение некоторых
классы, т.к. по ним недостаточно данных; разделение некоторых классов, т.к. по
ним слишком высокая вариабельность объектов по признакам, и т.д.
Шаг 7-й: идентификация и
прогнозирование состояния АОУ (БКОСА-7).
Шаг 8-й: оценка качества
идентификации состояния АОУ. Если качество идентификации
высокое, то состояние АОУ рассматривается как
типовое, а значит причинно-следственные взаимосвязи
между факторами и будущими состояниями данного объекта управления считаются
адекватно отраженными в модели и известными (т.е. если качество идентификации
высокое, то считается, что объект относится к генеральной совокупности, по
отношению к которой обучающая выборка репрезентативна). Поэтому в этом случае
осуществляется переход на Шаг-9 (выработка управляющего воздействия и
последующий анализ). Иначе – считается, что на вход системы идентификации попал
объект, не относящийся к генеральной совокупности, адекватно представленной
обучающей выборкой. Поэтому в этом случае информация о нем поступает на Шаг-13,
начиная с которого запускается процедура пересинтеза
модели, что приводит к расширению генеральной совокупности, представленной
обучающей выборкой.
Шаг 9-й: выработка решения об
управляющем воздействии (БКОСА-9) путем решения обратной задачи прогнозирования [277].
Шаг 10–й типологический анализ
классов и факторов (БКОСА-10): кластерно-конструктивный
и когнитивный анализ, семантические сети, когнитивные диаграммы состояний АОУ и факторов [152].
Шаг 11-й: многофакторное планирование
и принятие решения о применении системы управляющих факторов (БКОСА-11).
Шаг 12-й: оценка адекватности
принятого решения об управляющих воздействиях: если АОУ
перешел в заданное целевое состояние, то осуществляется переход на вход
адаптации содержательной информационной модели (Шаг- 2): в подсистеме
идентификации предусмотрен режим дополнения распознаваемой выборки к обучающей,
чтобы в последующем, когда станут известны результаты
управления, этой верифицированной (т.е. достоверной) оценочной информацией
дополнить обучающую выборку и переформировать решающие правила (обучающая
обратная связь). Иначе, т.е. если АОУ не перешел в заданное
целевое состояние, переход на вход пересинтеза модели
(Шаг-1), при этом могут быть изменены и описательные, и классификационные
(оценочные) шкалы, что позволяет качественно расширить сферу адекватного
функционирования РАСУ АО.
Шаг
13–й (неформализованный поиск
нетипового решения об управляющем воздействии и подготовка данных для пересинтеза модели, как в случае, если решения оказалось
удачным, так и в противном случае).
Таким образом, предложены методика и
конкретный алгоритм применения АСК-анализа,
основанного на теории информации, для синтеза рефлексивных АСУ АО и решения
следующих задач в процессе ее эксплуатации: формирование обобщенных образов
состояний АОУ на основе обучающей выборки (обучение);
идентификация состояний АОУ на основе его параметров
(распознавание); определение влияния входных параметров на перевод АОУ в различные будущие состояния (обратная задача
прогнозирования); прогнозирование поведения АОУ в условиях
полного отсутствия управляющих воздействий; прогнозирование поведения АОУ при различных вариантах многофакторных управляющих
воздействий. Кроме того, выявленные в результате работы рефлексивной АСУ
причинно-следственные зависимости между факторами различной природы и будущими
состояниями объекта управления позволяют, при условии неизменности этих
закономерностей в течение достаточно длительного времени, построить АСУ с
постоянной моделью классического типа.