В данном разделе приводится когнитивная концепция, разработанная автором исследования в 1998 году [156], с учетом двух основных требований:
1. Адекватное отражение в когнитивной концепции реальных процессов, реализуемых человеком в процессах познания.
2.
Высокая степень приспособленности когнитивной концепции для формализации в виде
достаточно простых математических и алгоритмических моделей, допускающих прозрачную
программную реализацию в автоматизированной системе.
Понятие конфигуратора, по-видимому, впервые
предложено В.А.Лефевром [131], хотя безусловно это понятие использовалось и
раньше, но, во-первых, оно не получало самостоятельного названия, а, во-вторых,
использовалось в частных случаях и не получало обобщения. Под конфигуратором В.А.Лефевр понимал минимальный полный набор
понятийных шкал или конструктов, достаточный для адекватного описания
предметной области.
Примеры конфигураторов (с учетом [234]):
1. Декартова система координат является
исторически первым геометрическим
конфигуратором, позволяющим построить аналитическую геометрию реального 3-х
мерного пространства. Позже были предложены сферические, цилиндрические и
другие системы координат, также позволяющие решать эту задачу.
2. Фундаментальные понятия классической механики
(координаты в пространстве-времени, скорость, ускорение, перемещение, вращение,
масса, энергия, импульс, сила) образуют "классический
механический конфигуратор", обеспечивающий адекватное описание
макроскопических классических механических явлений. Обобщениями классического
механического конфигуратора являются квантовый и релятивистский конфигураторы.
3. Профессиограммы, включающие качества личности с
количественной оценкой их важности для успешности профессиональной деятельности
по тем или иным направлениям. При этом качества, не играющие роль в
профессиограмму не входят. Таким образом, профессиограмму
можно определить как "профессиональный конфигуратор личности".
В
исследованиях по когнитивной психологии изучается значительное количество
различных операций, связанных с процессом познания [231, 289, 330]. Однако, насколько известно из литературы,
психологами не ставился вопрос о выделении из всего множества когнитивных
операций такого минимального (базового) набора наиболее элементарных из них, из
которых как составные могли бы строится другие операции. Ясно, что для
выделения таких базовых когнитивных операций (БКО) необходимо построить их
иерархическую систему, в фундаменте которой будут находится наиболее
элементарные из них, на втором уровне – производные от них, и т.д. Таким
образом, под когнитивным конфигуратором будем понимать минимальный полный набор
базовых когнитивных операций, достаточный для представления различных процессов
познания.
Проведенный анализ когнитивных концепций показал, что они разрабатывались ведущими психологами (Пиаже, Солсо, Найсер) [231, 289, 330] без учета требований, связанных с их дальнейшей формализацией и автоматизацией. Поэтому имеющиеся концепции когнитивной психологии слабо подходят для этой цели; в когнитивной психологии не ставилась и не решалась задача конструирования когнитивного конфигуратора и, соответственно, не сформулировано понятие базовой когнитивной операции.
Ставить цель автоматизировать процесс познания в целом в настоящее время не вполне реалистично, но вполне возможно автоматизировать отдельные операции, выполняемые человеком в процессе познания, т.е. когнитивные операции.
Оптимальной системой когнитивных операций (когнитивным конфигуратором) будем называть такую систему, которая одновременно удовлетворяет требованиям полноты и минимальной избыточности. Когнитивные операции, образующие оптимальную систему, будем называть базовыми когнитивными операциями.
Соответственно, возникает задача выявления и определения базовых когнитивных операций, сделать это предлагается на основе когнитивной концепции.
Средство труда (компьютер и программная система) для автоматизации когнитивных операций будем обозначать вслед за Фукушимой термином "Когнитрон" (хотя и будем вкладывать в этот термин другой смысл, чем в теории нейронных сетей).
Автоматизация оптимальной системы когнитивных операций обеспечивает новое перераспределение функций в процессах познания и труда между человеком и средством труда в пользу последнего. Такое перераспределение функций между человеком и средством труда вполне закономерно и очень перспективно с точки зрения предложенных автором еще в 1980 году "Информационно-функциональной теории развития техники" и "Закона повышения качества базиса" и знаменуют собой новый этап развития технологий.
В данном исследовании не ставится задача рассматривать концепции, принятые в философской теории познания (гносеологии) и в психологии процессов познания (когнитивной психологии). Отметим лишь следующее:
– весь процесс возникновения наук путем последовательного "отслаивания" их предмета от предмета интегральной сверх и преднауки философии в определенной последовательности по мере усложнения предмета исследования (физика, химия, биология, история) и применения естественнонаучного метода, говорит о том, что этот метод в перспективе должен быть применен к диалектике, логике и теории познания, а в конце концов – и к постановке и решению основного вопроса философии (автор, 1979, 1990, 1994).
– системный анализ, как неоднократно заявляли классики системного анализа [227], по сути дела представляет собой современное естественнонаучное воплощение диалектики. В этом контексте учение о развитии систем путем чередования детерминистских и бифуркационных состояний представляет собой ничто иное, как естественнонаучное трактовку закона диалектики "Перехода количественных изменений в качественные". Иначе говоря, детерминистские этапы – это этапы количественного, эволюционного изменения объекта управления, а бифуркационные – этапы его качественного, революционного преобразования.
Поэтому системный анализ рассматривается в данной работе как теоретический метод познания детерминистско-бифуркационной динамики систем. Таким образом, логически системный анализ можно считать результатом выполнения программы естественнонаучного развития диалектики, хотя исторически он и возник иначе. Саму когнитивную психологию также в определенной мере можно рассматривать как результат выполнения программы естественнонаучного развития гносеологии.
Автоматизировать процесс познания в целом безусловно значительно сложнее, чем отдельные операции процесса познания. Но для этого прежде всего необходимо выявить эти операции и найти место каждой из них в системе или последовательности процесса познания.
Сделать это предлагается в форме когнитивной концепции, которая должна удовлетворять следующим требованиям:
– адекватность, т.е. точное отражение сущности процессов познания, характерных для человека, в частности описание процессов вербализации, семантической адаптации и семантического синтеза (уточнения смысла слов и понятий и включения в словарь новых слов и понятий);
– высокая степень детализации и структурированности до уровня достаточно простых базовых когнитивных операций;
– возможность математического описания, формализации и автоматизации.
Однако приходится констатировать, что даже концепции когнитивной психологии, значительно более конкретные, чем гносеологические, разрабатывались без учета необходимости построения реализующих их математических и алгоритмических моделей и программных систем. Более того, в когнитивной психологии из всего многообразия различных исследуемых когнитивных операций не выделены базовые, к суперпозиции и различным вариантам сочетаний которых сводятся различные процессы познания.
Поэтому для достижения целей данного исследования концепции когнитивной психологии мало применимы. В связи с этим в данном исследовании предлагается когнитивная концепция, удовлетворяющая сформулированным выше требованиям. Эта концепция достаточно проста, иначе было бы невозможно ее формализовать, многие ее положения интуитивно очевидны или хорошо известны. Тем ни менее эта концепция должна быть вербализована, чтобы образовать систему, позволяющую продвинуться еще на шаг к решению поставленной в данной работе проблемы: выявить базовые когнитивные операции, их содержание и последовательность. Положения когнитивной концепции приведены в определенном порядке, соответствующем реальному ходу процесса познания "от конкретных эмпирических исходных данных к содержательным информационным моделям, а затем к их верификации, адаптации и, в случае необходимости, к пересинтезу".
Системный анализ представляет собой теоретический метод познания, т.е. сложный многоступенчатый, итерационный, иерархически организованный когнитивный процесс.
Исходные данные для системного анализа поставляются из нескольких независимых информационных источников, имеющих качественно различную природу, которые мы будем условно называть "органы чувств". Данные от органов чувств также имеют качественно различную природу, обусловленную конкретным видом информационного источника. Для обозначения этих исходных данных будем использовать термин "атрибут". В результате выполнения когнитивной операции "присвоение имен" атрибутам могут быть присвоены уникальные имена, т.е. они могут быть отнесены к некоторым градациям номинальных шкал. Получение информации о предметной области в атрибутивной форме осуществляется когнитивной операцией "восприятие".
Исходные данные содержат внутренние закономерности, объединяющие качественно разнородные исходные данные от различных информационных источников.
После восприятия предметной области может быть проведен ее первичный анализ путем выполнения когнитивной операции: "сопоставление опыта, воплощенного в модели, с общественным", т.е. с результатами восприятия той же предметной области другими. Это делается с целью исключения из дальнейшего анализа всех наиболее явных расхождений, как сомнительных.
Однако, закономерности в предметной области могут быть выявлены путем выполнения когнитивной операции "обобщение" только после накопления в результате мониторинга достаточно большого объема исходных данных в памяти.
Наличие этих закономерностей позволяют предположить, что:
– существуют некие интегративные структуры, не сводящиеся ни к одному из качественно-различных аспектов исходных данных и обладающие по отношению к ним системными, т.е. эмерджентными свойствами, которые не могут быть предметом прямого восприятия с помощью органов чувств, но могут являться предметом для других форм познания, например логической формы. Для обозначения этих структур будем использовать термин "объект";
– "объекты" считаются причинами существования взаимосвязей между атрибутами.
Объектам приписывается объективное существование, в том смысле, что любой объект обнаруживается несколькими независимыми друг от друга способами с помощью различных органов чувств (этот критерий объективного существования в физике называется "принцип наблюдаемости").
После обобщения возможны когнитивные операции: "определение значимости шкал и градаций атрибутов" и "определение степени сформированности шкал и градаций классов".
Путем выполнения когнитивной операции "присвоение имен" конкретным объектам могут быть присвоены уникальные имена, т.е. они могут быть отнесены к некоторым градациям номинальной шкалы, которые мы будем называть "классами". В данном случае класс представляет собой отображение объекта шкалу, т.е. это своего рода целостный образ объекта. После этого возможно выполнение когнитивной операции "идентификация" объектов, т.е. их "узнавание": при этом по атрибутам объекта определяется класс, к которому принадлежит объект. При этом все атрибуты, независимо от их качественно различной природы, рассматриваются с одной-единственной точки зрения: "Какое количество информации они несут о принадлежности данного объекта к каждому из классов".
Кроме того возможно выполнение когнитивной операции: "дедукция и абдукция, обратная задача идентификации и прогнозирования", имеющей очень важное значение для управления, т.е. вывод всех атрибутов в порядке убывания содержащегося в них количества информации о принадлежности к данному классу.
Аналогично, может быть выполнена когнитивная операция: "семантический анализ атрибута", представляющий собой список классов, в порядке убывания количества информации о принадлежности к ним, содержащейся в данном атрибуте.
Таким образом возможно два взаимно-дополнительных способа отображения объекта: в форме принадлежности к некоторому классу (целостное, интегральное, экстенсиональное); в форме системы атрибутов (дискретное, интенсиональное).
Дальнейшее изучение атрибутов позволяет ввести понятия "порядковая шкала" и "градация". Порядковая шкала представляет собой способ классификации атрибутов одного качества, обычно по степени выраженности (интенсивности). Градация – это конкретное положение или диапазон на шкале, которому ставится в соответствие конкретный атрибут, соответствующее определенной степени интенсивности. Каждому виду атрибутов, информация о которых получается с помощью определенного "органа чувств", ставится в соответствие одна шкала. Таким образом, если при анализе в номинальных шкалах, можно было в принципе ввести одну шкалу для всех атрибутов, то в порядковых шкалах каждому атрибуту будет соответствовать своя шкала.
После идентификации уникальных объектов с классами возможна их классификация и присвоение обобщающих имен группам похожих классов. Для обозначения группы похожих классов используем понятие "кластер". Формирование кластеров осуществляется с помощью когнитивной операции "классификация". Кластер представляет собой своего рода "объект, состоящий из объектов", т.е. объект 2-го порядка. Если объект выполняет интегративную функцию по отношению к атрибутам, то кластер – по отношению к объектам.
Необходимо подчеркнуть, что термин "класс" используется не только для обозначения образов уникальных объектов, но и для обозначения их кластеров, т.е. классу может соответствовать не уникальное, а обобщающее имя, в этом случае мы имеем дело с обобщенным классом. Да и кластеры могут быть не только кластерами уникальных объектов, но и обобщенных классов.
Если объективное существование уникальных объектов мало у кого вызывает сомнение, то вопрос об объективном существовании интегративных структур 2-го и более высоких порядков остается открытым. В некоторых философских системах подобным объектам приписывался даже более высокий статус существования, чем самим объектам, например обычные объекты рассматриваются лишь как "тени" "Эйдосов" (Платон). Известны и другие понятия для обозначения объектов высоких порядков, например "архетип" (Юм), "эгрегор" (Андреев) и др. Нельзя не отметить, что в современной физике (специальной и общей теории относительности) есть подобное понятие пространственно-временного интервала, который проявляется как движение объекта. По-видимому, статус существования структур реальности, отражаемых когнитивными структурами тем выше, чем выше интегративный уровень этих структур.
Являясь объектами 2-го порядка сами кластеры в результате выполнения когнитивной операции "генерация конструктов" могут быть классифицированы по степени сходства друг с другом. Для обозначения системы двух противоположных кластеров, с "спектром" промежуточных кластеров между ними, будем использовать термин "бинарный конструкт", при этом сами противоположные кластеры будем называть "полюса бинарного конструкта". Таким образом конструкт представляет собой объект 3-го порядка.
Словом "бинарный" определяется, что в данном случае полюсов у конструкта всего два, но этим самым подчеркивается, что в принципе их может быть 3, 4 и больше. Бинарный конструкт можно формально представить в виде порядковой шкалы или даже шкалы отношений, на которой градациям соответствуют кластеры, а значит и сами классы и соответствующие объекты. Конструкты с количеством полюсов больше 2 могут быть представлены графически в форме семантических сетей в которых полюса являются вершинами, а дуги имеют цвет и толщину, соответствующие степени сходства-различия этих вершин. Семантические сети можно считать также просто графической формой представления результатов кластерного анализа.
Аналогично кластерам и конструктам классов формируются кластеры и конструкты атрибутов. В кластеры объединяются атрибуты, имеющие наиболее сходный смысл. В качестве полюсов конструктов выступают кластеры атрибутов, противоположных по смыслу.
Бинарные конструкты классов и атрибутов представляет собой когнитивные структуры, играющие огромную роль в процессах познания. Не будет преувеличением сказать, что познание представляет собой процесс генерации, совершенствования и применения конструктов. Будем считать, что конструкт тем более совершенен и тем выше его качество, чем сильнее отличаются его полюса, т.е. чем больше диапазон его области значений.
В кластерном анализе определялась степень сходства или различия классов, а не то, чем конкретно сходны или отличаются. При выполнении когнитивной операции "содержательное сравнение" двух классов определяется вклад каждого атрибута в их сходство или различие. Результаты содержательного сравнения выводятся в наглядной графической форме когнитивных диаграмм, в которых изображаются информационные портреты классов с наиболее характерными и нехарактерными для них атрибутами и атрибуты разных классов соединяются линиями, цвет и толщина которых соответствуют величине и знаку вклада этих атрибутов в сходство или различие данных классов.
Результаты идентификации и прогнозирования, осуществленные с помощью модели, путем выполнения когнитивной операции "верификация" сопоставляются с опытом, после чего определяется выполнять ли когнитивную операцию "обучение", состоящую в том, что параметры модели могут изменяться количественно, и тогда мы имеем дело с адаптацией, или качественно, и тогда идет речь о переформировании модели.
Таким образом из предложенной когнитивной концепции вытекает существование по крайней мере 10 базовых когнитивных операций к которым сводятся процедуры системного анализа (таблица 2.2):
Таблица 2. 2
– ОБОБЩЕННЫЙ СПИСОК БКОСА |
Необходимо отметить, что классификация операций системного анализа по В.М.Казиеву [94] ближе всего к позиции, излагаемой в данной работе, т.к. этим автором названы 6 из 10 базовых когнитивных операций системного анализа: формализация; синтез (индукция); абстрагирование; анализ (дедукция); распознавание, и идентификация образов; классификация. Вместе с тем им не приводятся математическая модель, алгоритмы и инструментарий реализации этих операций и не ставится задача их разработки, кроме того некоторые из них приведены дважды под разными названиями, например: анализ и синтез это тоже самое, что дедукция и индукция (таблица 2.2).
По-видимому, впервые идея сведения мышления и процессов познания к когнитивным операциям была четко сформулирована в V веке до н.э.: "Сущность интеллекта проявляется в способностях обобщения, абстрагирования, сравнения и классификации" (цит.по пам., Патанжали, Йога-Сутра).
Эти операции представляют собой иерархическую систему: 1-е является элементарными, 2-е используют 1-е в качестве элементов в схеме обработки информации, и т.д. Поэтому на очередность (последовательность) выполнения этих операций существуют определенные ограничения: операции более высокого уровня иерархии (интегративности) не могут быть выполнены раньше операций предыдущих уровней иерархии.