Системный анализ – это есть не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный анализ используется в тех случаях, когда стремятся исследовать объект с разных сторон, комплексно. Наиболее распространенным направлением системных исследований считается системный анализ, под которым понимают методологию решения сложных задач и проблем, основанную на концепциях, разработанных в рамках теории систем. Системный анализ определяется и как "приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием", или даже со стратегическим планированием и целевой стадией планирования.
Термин "системный
анализ" впервые появился в
Во многих работах системный
анализ развивается применительно к проблеме планирования и управления в период
усиления внимания к программно-целевым принципам. В планировании термин
"системный анализ" был практически неотделим от терминов
"целеобразование", "программно-целевое планирование". Для
исследования этих вопросов пока еще почти нет формализованных средств: имеются
методики, обеспечивающие полноту расчленения системы на части, но почти нет
работ, в которых исследовалось бы, как при расчленении на части не утратить
целого.
Понимая недостаточность и
необходимость разработки средств декомпозиции и сохранения целостности, в последнее
время часто возвращаются к определению системного анализа как формализованного
здравого смысла, к пониманию системного анализа как искусства.
Системный анализ
основывается на следующих принципах:
1) единства – совместное рассмотрение системы как единого целого и как
совокупности частей;
2) развития – учет изменяемости системы, ее способности к развитию,
накапливанию информации с учетом динамики окружающей среды;
3) глобальной цели – ответственность за выбор глобальной цели.
Оптимум подсистем не является оптимумом всей системы;
4) функциональности – совместное рассмотрение структуры системы и
функций с приоритетом функций над структурой;
5) децентрализации – сочетание децентрализации и централизации;
6) иерархии – учет соподчинения и ранжирования частей;
7) неопределенности – учет вероятностного наступления события;
8) организованности – степень выполнения решений и выводов.
Сущность системного подхода
формулировалась многими авторами. В развернутом виде она сформулирована
Афанасьевым В.Н., Колмановским В.Б. и Носовым В.Р., определившими ряд взаимосвязанных
аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход [12]:
– системно-элементный,
отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
– системно-структурный, раскрывающий
внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее
компонентов;
– системно-функциональный,
показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
– системно-коммуникационный,
раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими как по горизонтали, так и по
вертикали;
– системно-интегративный,
показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития
системы;
– системно-исторический,
отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем
развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.
Быстрый рост современных
организаций и уровня их сложности, разнообразие выполняемых операций привели к
тому, что рациональное осуществление функций руководства стало исключительно трудным
делом, но в тоже время еще более важным для успешной работы предприятия. Чтобы
справится с неизбежным ростом числа операций и их усложнением, крупная
организация должна основывать свою деятельность на системном подходе. В рамках
этого подхода руководитель может более эффективно интегрировать свои действия
по управлению организацией.
Системный подход
способствует, как уже говорилось, главным образом выработке правильного метода
мышления о процессе управления. Руководитель должен мыслить в соответствии с
системным подходом. При изучении системного подхода прививается такой образ
мышления, который, с одной стороны, способствует устранению излишней
усложненности, а с другой – помогает руководителю уяснять сущность сложных
проблем и принимать решения на основе четкого представления об окружающей
обстановке. Важно структурировать задачу, очертить границы системы. Но столь же
важно учесть, что системы, с которыми руководителю приходится сталкиваться в
процессе своей деятельности, являются частью более крупных систем, возможно,
включающих всю отрасль или несколько, порой много, компаний и отраслей
промышленности, или даже все общество в целом. Далее следует сказать, что эти
системы постоянно изменяются: они создаются, действуют, реорганизуются и,
бывает, ликвидируются.
Принципиальной особенностью
системного анализа является использование методов двух типов – формальных и
неформальных (качественных, содержательных).
Методика системного анализа
разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у лиц, принимающих решения,
на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемной ситуации, позволяющих
выбрать метод ее формализованного представления, сформировать математическую
модель или применить один из новых подходов к моделированию, сочетающих
качественные и количественные приемы. В таких условиях может помочь
представление объектов в виде систем, организация процесса принятия решения с
использованием разных методов моделирования.
Для того чтобы организовать
такой процесс, нужно определить последовательность этапов, рекомендовать методы
для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости возврат к
предыдущим этапам. Такая последовательность определенным образом выделенных и
упорядоченных этапов с рекомендованными методами или приемами их выполнения представляет
собой методику системного анализа.
Таким образом, методика
системного анализа разрабатывается для того, чтобы организовать процесс принятия
решения в сложных проблемных ситуациях. Она должна ориентироваться на
необходимость обоснования полноты анализа, формирование модели принятия решения,
адекватно отображать рассматриваемый процесс или объект.
Одной из принципиальных
особенностей системного анализа, отличающей его от других направлений системных
исследований, является разработка и использование средств, облегчающих
формирование и сравнительный анализ целей и функций систем управления. Вначале
методики формирования и исследования структур целей базировались на сборе и
обобщении опыта специалистов, накапливающих этот опыт на конкретных примерах.
Однако в этом случае невозможно учесть полноту получаемых данных.
Таким образом, основной
особенностью методик системного анализа является сочетание в них формальных
методов и неформализованного (экспертного) знания. Последнее помогает найти новые
пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и таким образом
непрерывно развивать модель и процесс принятия решения, но одновременно быть
источником противоречий, парадоксов, которые иногда трудно разрешить. Поэтому
исследования по системному анализу начинают все больше опираться на методологию
прикладной диалектики.
С учетом вышесказанного в
определении системного анализа нужно подчеркнуть, что системный анализ:
– применяется для решения
таких проблем, которые не могут быть поставлены и решены отдельными методами
математики, т.е. проблем с неопределенностью ситуации принятия решения, когда
используют не только формальные методы, но и методы качественного анализа
("формализованный здравый смысл"), интуицию и опыт лиц, принимающих
решения;.
– объединяет разные методы с
помощью единой методики; опирается на научное мировоззрение;
– объединяет знания,
суждения и интуицию специалистов различных областей знаний и обязывает их к определенной
дисциплине мышления;
– уделяет основное внимание
целям и целеобразованию.
Приведенная характеристика
научных направлений, возникших между философией и узкоспециальными дисциплинами,
позволяет расположить их примерно в следующем порядке:
философско-методологичекие дисциплины, теория систем, системный подход,
системология, системный анализ, системотехника, кибернетика, исследование
операций, специальные дисциплины.
Системный анализ расположен
в середине этого перечня, так как он использует примерно в одинаковых
пропорциях философско-методологические представления (характерные для
философии, теории систем) и формализованные методы и модели (что характерно для
специальных дисциплин).
Системология и теория систем
по сравнению с системным анализом больше пользуются философскими понятиями и
качественными представлениями и ближе к философии. Исследование операций,
системотехника, напротив, имеют более развитый формальный аппарат, но менее
развитые средства качественного анализа и постановки сложных задач с большой
неопределенностью и с активными элементами.
Рассматриваемые научные
направления имеют много общего. Необходимость в их применении возникает в тех
случаях, когда проблема (задача) не может быть решена методами математики или
узкоспециальных дисциплин. Несмотря на то, что первоначально направления исходили
из разных основных понятий (исследование операций – из понятия
"операция"; кибернетика – из понятий "управление",
"обратная связь", "системный анализ", теория систем,
системотехника; системология – из понятия "система"), в дальнейшем
направления оперируют со многими одинаковыми понятиями – элементы, связи, цели
и средства, структура и др.
Разные направления
пользуются также одинаковыми математическими методами. В то же время есть между
ними и отличия, которые обусловливают их выбор в конкретных ситуациях принятия
решений. В частности, основными специфическими особенностями системного
анализа, отличающими его от других системных направлений, являются:
– наличие, средств для
организации процессов целе-образования, структуризации и анализа целей (другие системные
направления ставят задачу достижения целей, разработки вариантов пути их
достижения и выбора наилучшего из этих вариантов, а системный анализ рассматривает
объекты как системы с активными элементами, способные и стремящиеся к целеобразованию,
а затем уже и к достижению сформированных целей);
– разработка и использование
методики, в которой определены этапы, подэтапы системного анализа и методы их
выполнения, причем в методике сочетаются как формальные методы и модели, так и
методы, основанные на интуиции специалистов, помогающие использовать их
знания, что обусловливает особую привлекательность системного анализа для
решения экономических проблем.
Рассмотрим основные методы, направленные на использование интуиции и опыта специалистов, а также методы формализованного представления систем [234].
Методы данного типа
преследуют основную цель – поиск новых идей, их широкое обсуждение и
конструктивную критику. Основная гипотеза заключается в предположении, что среди
большого числа идей имеются по меньшей мере несколько хороших. При проведении
обсуждений по исследуемой проблеме применяются следующие правила:
1) сформулировать проблему в
основных терминах, выделив единственный центральный пункт;
2) не объявлять идею ложной
и не прекращать исследование ни одной идеи;
3) поддерживать идею любого
рода, даже если ее уместность кажется вам в данное время сомнительной;
4) оказывать поддержку и
поощрение, чтобы освободить участников обсуждения от скованности.
При всей кажущейся простоте
данные обсуждения дают неплохие результаты.
Основа этих методов –
различные формы экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором наиболее
предпочтительного варианта. Возможность использования экспертных оценок,
обоснование их объективности базируется на том, что неизвестная характеристика
исследуемого явления трактуется как случайная величина, отражением закона
распределения которой является индивидуальная оценка эксперта о достоверности и
значимости того или иного события. При этом предполагается, что истинное значение
исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок, полученных от
группы экспертов и что обобщенное коллективное мнение является достоверным.
Наиболее спорным моментом в данных методиках является установление весовых
коэффициентов по высказываемым экспертами оценкам и приведение противоречивых
оценок к некоторой средней величине. Данная группа методов находит широкое
применение в социально-экономических исследованиях.
Первоначально метод
"Дельфи" был предложен как одна из процедур при проведении мозговой
атаки и должен был помочь снизить влияние психологических факторов и повысить
объективность оценок экспертов. Затем метод стал использоваться самостоятельно.
Его основа – обратная связь, ознакомление экспертов с результатами
предшествующего тура и учет этих результатов при оценке значимости экспертов.
Термин "дерево"
предполагает использование иерархической структуры, полученной путем
разделения общей цели на подцели. Для случаев, когда древовидный порядок строго
по всей структуре не выдерживается, В. И. Глушков ввел понятие
"прогнозного графа". Метод "дерева целей" ориентирован на
получение относительно устойчивой структуры целей проблем, направлений. Для
достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует
учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования
иерархических структур.
Основная идея морфологического
подхода – систематически находить все возможные варианты решения проблемы путем
комбинирования выделенных элементов или их признаков. В систематизированном
виде метод морфологического анализа был впервые предложен Ф. Цвикки и часто так
и называется "метод Цвикки" [234]. Известны три основные схемы
метода:
– метод систематического
покрытия поля, основанный на выделении так называемых опорных пунктов знаний в
исследуемой области и использование для заполнения поля некоторых сформулированных
принципов мышления;
– метод отрицания и
конструирования, который заключается в формулировке некоторых предположений и
замене их на противоположные с последующим анализом возникающих
несоответствий;
– метод морфологического
ящика, который состоит в определении всех возможных параметров, от которых
может зависеть решение проблемы. Выявленные параметры формируют матрицы,
содержащие все возможные сочетания параметров по одному из каждой строки с последующим
выбором наилучшего сочетания.
Одна из наиболее полных
классификаций, базирующаяся на формализованном представлении систем, т.е. на
математической основе, включает следующие методы:
– аналитические (методы как
классической математики, так и математического программирования);
– статистические (математическая
статистика, теория вероятностей, теория массового обслуживания);
– теоретико-множественные,
логические, лингвистические, семиотические (рассматриваемые как разделы
дискретной математики);
– графические (теория графов
и пр.).
Классу плохо организованных
систем соответствует в данной классификации статистические представления. Для
класса самоорганизующихся систем наиболее подходящими являются модели
дискретной математики и графические модели, а также их комбинации.
Прикладные классификации ориентированы
на экономико-математические методы и модели и в основном определяются функциональным
набором задач, решаемых системой.
Ведущие зарубежные Акофф Р. [5], Бир С., Винер Р.[44], Месарович М., Мако Д., Такахара И. [190. 191], Оптнер С.Л. [220], Черчмен У., Эшби У.Р. [356], Янг С. [363], и отечественные ученые в области системного анализа Ф.И.Перегудов, Ф.П.Тарасенко [234], В.С.Симанков [271], Э.Х.Лийв [132], В.Н.Спицнадель [298], предлагают несколько отличающиеся друг от друга схемы основных этапов системного анализа.
Отечественные классики в области системного анализа Ф.И.Перегудов и Ф.П.Тарасенко считают [234], что системный анализ не может быть полностью формализован. Ими предложена схема неформализованных этапов системного анализа, представленная на рисунке 2.1:
|
Рисунок
2. 1. Неформализуемые этапы системного анализа |
Однако, в утверждении этих авторов есть некоторый смысловой
парадокс, состоящий в том, что предложенная ими схема, приведенная на рисунке 2.1, сама может
рассматриваться как первый шаг на пути формализации представленных на ней
этапов системного анализа в форме алгоритма:
1. Определение конфигуратора.
2. Постановка проблемы – отправной момент исследования.
В исследовании сложной системы ему предшествует работа по структурированию
проблемы.
3. Расширение проблемы до проблематики, т.е. нахождение
системы проблем, существенно связанных с исследуемой проблемой, без
учета которых она не может быть решена.
4. Выявление целей: цели указывают направление,
в котором надо двигаться, чтобы поэтапно решить проблему.
5. Формирование критериев. Критерий – это
количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней
целей. Критерий –это правило выбора предпочтительного варианта решения из ряда
альтернативных. Критериев может быть несколько. Многокритериальность является
способом повышения адекватности описания цели. Критерии должны описать по возможности
все важные аспекты цели, но при этом необходимо минимизировать число
необходимых критериев.
6. Агрегирование критериев. Выявленные критерии
могут быть объединены либо в группы, либо заменены обобщающим критерием.
7. Генерирование альтернатив и выбор с
использованием критериев наилучшей из них. Формирование множества альтернатив
является творческим этапом системного анализа.
8. Исследование ресурсных возможностей, включая
информационные потоки и ресурсы.
9. Выбор формализации (построение и
использование моделей и ограничений) для решения проблемы.
10. Оптимизация (для простых систем).
11. Декомпозиция.
12. Наблюдение и эксперименты над исследуемой
системой.
13. Построение системы.
14. Использование результатов проведенного
системного исследования.
Чтобы облегчить выбор методов в реальных условиях принятия
решения, необходимо разделить методы на группы, охарактеризовать особенности
этих групп и дать рекомендации по их использованию при разработке моделей и
методик системного анализа.
Как уже отмечалось, специфической особенностью системного
анализа является сочетание качественных и формальных методов. Такое сочетание
составляет основу любой используемой методики. Различные схемы
системного анализа, предлагаемые ведущими учеными в этой области (Оптнер С.Л.,
Янг С., Федоренко Н.П., Никаноров С.П., Черняк Ю.И., Перегудов Ф.И., Тарасенко
Ф.П., Симанков В.С., Казиев В.М., Лийв Э.Х.) сведены в таблице 2.1:
Таблица 2. 1 – ЭТАПЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА СОГЛАСНО РАЗЛИЧНЫМ АВТОРАМ |
Раскроем подробнее содержание
основных этапов системного анализа по В.С.Симанкову [271], которым предложена,
по-видимому, наиболее детализированная на данный момент иерархическая структуризация
системного анализа в виде IDEF0-диаграмм (рисунок 2.2):
|
Рисунок 2. 2. Основные этапы системного анализа по В.С.Симанкову [271] |
Важным достоинством IDEF0-диаграмм является возможность наглядно графически отобразить не только сами этапы системного анализа в их взаимосвязи, но и показать различные виды ресурсного обеспечения для реализации этих этапов (информационные, кадровые и др.), а также дать развернутую характеристику каждого этапа по его входу и выходу.
Этап исследования системы представляется в виде IDEF0 диаграммы, приведенной на рисунке 2.3.
Рисунок 2. 3. Этап СА "Исследование системы" по В.С.Симанкову [271] |
Этап
моделирования представляется в виде IDEF0 диаграммы, приведенной на рисунке
2.4:
|
Рисунок
2. 4. Этап СА "Моделирование
систем" по В.С.Симанкову [271] |
В соответствии с общим алгоритмом системного анализа (рисунок 2.2) этап синтеза системы управления представляется в виде следующей IDEF0 диаграммы (рисунке 2.5):
|
Рисунок 2. 5. Этап СА "Синтез системы управления" по В.С.Симанкову [271] |
В соответствии с общим алгоритмом системного анализа (рисунок 2.2) этап синтеза системы, представляется в виде IDEF0-диаграмм, приведенных на рисунках 2.6 – 2.9:
Рисунок 2. 6. Этап СА "Синтез системы" по В.С.Симанкову [271] |
Рисунок
2. 7. Этап СА "Синтез альтернативных
вариантов" |
Рисунок 2. 8. Этап СА "Определение ресурсов" по В.С.Симанкову [271] |
Рисунок 2. 9. Этап СА "Выбор системы" по В.С.Симанкову [271] |
В соответствии с общим
алгоритмом системного анализа (рисунок 2.2) этап реализации и развития
системы, является завершающим. Он представляется в виде IDEF-диаграммы, приведенной
на рисунке 2.10.
Рисунок 2. 10.
Этап СА "Реализация и развитие системы" |
Работы по детализации системного анализа вдохновлялись надеждой на то, что более мелкие этапы легче автоматизировать. Отчасти этой надежде суждено было осуществиться. Но парадокс этого пути автоматизации системного анализа, который оправданно было бы назвать путем "максимальной детализации" состоит в том, что на пути "максимальной детализации" сама автоматизация системного анализа велась не системно: т.е. различные мелкие этапы СА автоматизировались различными не связанными друг с другом группами ученых и разработчиков, которые исходили при этом из своих целей, научных интересов и возможностей.
В результате на данный момент сложилась следующая картина:
– не все этапы системного анализа автоматизированы;
– для автоматизации различных этапов системного анализа применяются различные математические модели и теории, с применением различных инструментальных средств и на различных платформах созданы различные программные системы, не связанные друг с другом и не образующие единого инструментального комплекса;
– как правило эти программные системы имеют специализированный характер, т.е. автоматизируют отдельные этапы системного анализа не в универсальной форме, а лишь в одной конкретной предметной области.
Поэтому автор считает, что "максимальная детализация системного анализа" – не самоцель, т.е. бессмысленна "детализация ради детализации". Безусловно данное направление представляет интерес в научном плане, однако, по-видимому, не перспективно как путь автоматизации системного анализа, т.к. будучи изначально предназначено для облегчения процесса его автоматизации на деле оно фактически лишь усложнило решение этой задачи.
Таким образом, из приведенных детализированных схем этапов и процедур системного анализа очевидно, что на всех этапах широко используются когнитивные операции, т.е. операции, связанные с познанием предметной области и объекта управления и с созданием их идеальной модели. Поэтому в данной работе предлагается иной путь автоматизации системного анализа состоящий не в его максимальной детализации, а в интеграции с когнитивными технологиями путем структурирования по когнитивным операциям.
Рассмотрим этапы когнитивного анализа в варианте, предлагаемом ведущими отечественными учеными в этой области В.И.Максимов, Е.К.Корноушенко, Гребенюк Е.А., Григорян А.К. [62, 64] (рисунок 2.11):
|
Рисунок 2. 11. Этапы когнитивного анализа по В.И.Максимову и Е.К.Корноушенко [62, 64] |
В этой связи необходимо также отметить работы
Казиева В.М., С.В.Качаева , А.А.Кулинич, А.Н.Райкова, Д.И.Макаренко,
С.В.Ковриги, Е.А.Гребенюка, А.К.Григоряна в области когнитивного анализа [62,
64, 94, 171, 172, 175–177, 255–258].
Если проанализировать перечисленные методы
системного анализа, то можно сделать основополагающий для данного исследования
вывод о том, что все они самым
существенным образом так или иначе основаны на процессах познания предметной
области.
Поэтому как одно из важных и перспективных направлений
автоматизации системного анализа предлагается рассматривать автоматизацию
когнитивных операций системного анализа. Чтобы выявить эти операции и
определить их место и роль в процессах познания, рассмотрим базовую когнитивную
концепцию.
Сопоставительный анализ приведенных в таблице 2.1 схем системного и когнитивного анализа, а также анализ иерархической схемы детализированного системного анализа, предложенной В.С.Симанковым [271], показывает, что они во многом взаимно дополняют друг друга. Это является основанием для их объединения в одной схеме. С учетом этого, а также модели реагирования открытых систем на вызовы среды, предложенной В.Н.Лаптевым [122] (рисунок 2.12), нами предложена схема системного анализа, ориентированного на интеграцию с когнитивными технологиями, представленная на рисунке 2.13.
Рисунок 2. 12. Схема реагирования открытой систем |
В данной схеме отражены следующие этапы реагирования:
– идентификация текущего состояния системы как детерминистского (типового) или бифуркационного (нетипичного, качественно-нового);
– если ситуация типовая, то выработка рекомендаций по управлению стандартным (формализованным) путем, за которым следует переход системы в предусмотренное состояние и уточнение правил принятия решения на основе информации обратной связи о степени успешности управления (адаптация модели);
– если ситуация качественно-новая, то осуществляется неформализованный поиск нового нестандартного решения;
– если нестандартное решение удачно, то, происходит переход системы в качественно-новое состояние, а само решение формализуется и становится типовым (синтез модели), т.е. передается в будущие состояния, в противном случае система гибнет.
Рисунок 2. 13. Схема системного анализа, ориентированного |