ГЛАВА 5. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ "ДЕЛЬТА" В СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И ЭКОНОМИКЕ
Необходимо отметить, что ряд материалов данной главы носят в определенной степени проблемнодискуссионный характер и приведены в порядке обсуждения.
Предложенные и развитые в данной работе математическая модель, методология и конкретная технология синтеза адаптивных АСУ сложными системами основаны на фундаментальных положениях теории информации, распознавания образов и принятия решений, имеющих весьма общий характер. Они разрабатывались в общем виде без привязки к специфике какоголибо конкретного объекта управления.
По этим причинам данные методы применимы для синтеза ААСУ СС в самых различных предметных областях, в частности таких как:
Рассмотрим перспективы применения предложенной методологии в этих и некоторых других областях более подробнее.
5.2.1. ААСУ возделыванием сельхозкультур
На основе предлагаемой методологии и технологии может быть разработано конкретное приложение, обеспечивающее управление урожайностью и качеством сельскохозяйственных культур путем выбора и применения оптимальной агротехнологии в зависимости от поставленной цели и вида почв, культурыпредшественника, а также ряда других параметров объекта управления и окружающей среды, например, таких как: нормы высева, виды и нормы внесения удобрений, методы вспашки, ротация и др.
При разработке методики выполняются следующие работы
:Разработанное приложение позволяет решать две основные задачи:
Система позволяет оценивать степень достоверности своих прогнозов и рекомендаций по управлению, т.е. она не просто дает рекомендацию, но и количественно оценивает степень ее надежности.
Кроме того, система дает характеристику влияния каждого технологического приема и рекомендации по замене желательных, но очень дорогих или не имеющихся в наличии технологических приемов, другими, более дешевыми и доступными, и, при этом, имеющими сходное влияние на хозяйственные результаты.
Таким образом, данная методика позволяет "просматривать" различные варианты технологии, прогнозировать последствия применения различных технологических приемов, и на этой основе вырабатывать научно обоснованные рекомендации по выбору возделываемой культуры и оптимальной для поставленных целей агротехнологии.
5.2.2. ААСУ индивидуального управления лечением
Типичным примером сложной системы является человек-пациент. Систему "врач-пациент" можно рассматривать как адаптивную систему управления сложной системой, цель которой состоит в переводе пациента из некоторого текущего состояния "болезнь", более или менее далекого от оптимального, в некоторое будущее состояние "здоровье", более близкое к оптимальному, причем это осуществляется с помощью лечебных управляющих воздействий.
Целевые состояния сложной системы в данном случае представляют собой подмножество пространства будущих состояний, в которых пациент более или менее здоров.
Входными параметрами сложной системы являются:
Выходными параметрами сложной системы в нашем примере являются симптомы и синдромы (комплексы взаимосвязанных симптомов), т.е. клиническая картина, характеризующая, в частности, целевые состояния.
На основе предлагаемой методологии и технологии может быть разработано конкретное приложение, обеспечивающее управление лечением путем выбора и применения оптимальных лечебных воздействий в зависимости от цели лечения, предыстории больного, его текущего состояния, а также ряда других параметров как объекта управления, так и окружающей среды.
При разработке методики выполняются следующие виды работ:
Кроме того, каждый из лечебных факторов на основе приведенных примеров автоматически характеризуется тем, какое влияние он оказывает на осуществление каждого результата лечения.
Разработанное приложение позволяет решать три основных задачи:
Система позволяет оценивать степень достоверности своих прогнозов и рекомендаций по управлению, т.е. она не просто дает рекомендацию, но и количественно оценивает степень ее надежности.
Кроме того, система дает характеристику каждого лечебного воздействия (на что он влияет), а также выдает рекомендации по замене желательных лечебных воздействий, но очень дорогих, болезненных или опасных для пациента или которых нет в распоряжении врачей, другими, более дешевыми, щадящими и которые есть в распоряжении врача, и при этом имеют сходное влияние на результаты лечения.
Таким образом, данная методика позволяет "просматривать" различные варианты применения медицинских технологий, прогнозировать последствия применения различных лечебных факторов, и на этой основе вырабатывать научно обоснованные рекомендации по выбору оптимальной в каждом конкретном случае медицинской технологии.
5.3.1. Мониторинг, прогнозирование и управление в финансовоэкономической сфере
Повторяющиеся с завидной периодичностью межбанковские кризисы заставили участников финансового рынка всерьез задуматься о необходимости серьезной организации социальноэкономического мониторинга, а также аналитических исследований. Наиболее дальновидные банки и финансовые компании, в том числе и кубанские, начали создавать и оснащать необходимым инструментарием свои аналитические службы.
Руководители давно поняли нехитрое правило: "Хочешь заработать сто миллионов вложи в аналитика сто тысяч"
.Рассмотрим службу мониторинга и прогнозирования, основная цель которой прогнозирование и выработка рекомендаций по управлению на основе централизованного сбора, обработки и анализа разноплановой информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Для достижения этой цели служба мониторинга непрерывно ведет исследование следующих объектов управления:
Рассмотрим эти направления подробнее.
Ценовой мониторинг обеспечивает непрерывный сбор и накопление баз данных по ценам на основные товары всех секторов рынка, а также по основным финансовоэкономическим показателям (факторам), влияющим на цены, что позволяет выявить и изучить зависимости между ценами на разные товары, между ценами и факторами, и на этой основе осуществлять краткосрочное и перспективное прогнозирование динамики цен.
Данная функция не дублирует ведомственный ценовой мониторинг, который уже организуется некоторыми департаментами, так как:
вопервых, акцентирует внимание на взаимосвязи динамических закономерностей цен на товары различных секторов рынка;
вовторых, изучает влияние макроэкономических и других показателей на динамику цен;
втретьих, держит в поле зрения лишь основные товары каждого сектора рынка, тогда как в ведомственных системах перечень товаров по соответствующему сектору рынка значительно шире;
вчетвертых, перед ведомственными службами ценового мониторинга не ставится задача сбора и обобщения информации по ценовому мониторингу различных секторов рынка в комплексе.
Мониторинг хода экономической реформы
Существует ежеквартальная отчетность регионов края по ходу экономической реформы. Однако эта отчетность слабо стандартизирована и формализована, не накапливается в компьютерных базах данных, содержит лишь абсолютные значения экономических показателей, а не информацию об экономических событиях и их динамике. В результате автоматизированный анализ этой информации с помощью интеллектуальных методов не проводится.
Предлагаемая методология и технология обеспечивают организацию этих работ, что позволяет в соответствии с установленным регламентом:
Мониторинг инвестиционных проектов
Конечно, в каждом инвестиционном проекте дается экономическое обоснование целесообразности инвестиций в выбранном направлении. Однако данное обоснование часто страдает некоторой односторонностью, так как обычно разработчики инвестиционной программы не в состоянии учесть обобщенный опыт инвестирования в ту или иную сферу в конкретных условиях рынка Кубани, так как просто не владеют необходимой информацией. Этот обобщенный опыт может быть формализован и накоплен лишь в специально созданной и уполномоченной на получение соответствующей информации структуре. Такая структура может дать независимую комплексную (а не только экономическую) оценку каждого инвестиционного проекта, т.е. сделать по нему заключение типа: "Опыт осуществления 25 подобных проектов показывает, что такого рода проекты, как правило, (в 85% случаев) в условиях Кубани приводят к томуто и томуто". Это заключение может быть отрицательным даже в том случае, если его экономическое обоснование является блестящим, но... проведенным по неадаптированным западным методикам, слабо учитывающим специфику России вообще и Кубани в частности.
Кредитнофинансовый мониторинг
На основе непрерывно ведущихся баз данных по динамике цен на ценные бумаги, ставкам банковских кредитов, курсам валют и т.д. позволяет выявлять и изучать закономерности кредитнофинансового и фондового рынка, и на этой основе прогнозировать его развитие, разрабатывать обоснованные рекомендации по управлению им.
Основные цели организации мониторинга предприятий
прогнозирование целесообразности инвестирования в данное предприятие, оценка рисков его кредитования и страхования, выявление предприятий, попадающих в различные "зоны риска".Для достижения этих целей необходимы следующие виды работ:
Социальнопсихологический мониторинг
Предлагаемая методология и технология обеспечивает сбор и обработку данных мониторинга по тем срезам социума, которые приняты как объекты постоянного контроля и управления:
Кроме того, может быть дан психологический анализ различных типов управленческого и вспомогательного персонала, разработаны фотороботы этих типов и автоматизированные методики их идентификации.
Таким образом, предлагаемый подход позволяет решить следующие задачи:
5.3.2. Анализ и прогнозирование событий на фондовом рынке
На базе предложенной методологии и технологии может быть создана система "Фондпрогноз", обеспечивающая анализ и прогнозирование ситуаций на фондовом рынке
.Данная система относится к окружению инструментальной программной системы и представляет собой программный интерфейс между биржевыми базами данных (табл. 8.1) и специально разработанным приложением базовой инструментальной системы. По экспериментальным оценкам система "Фондпрогноз" обеспечивает прогнозирование динамики курсов валют и ценных бумаг на 1й 2й, 3й, ... 30й день от текущего дня с достоверностью около 85%.
Преобразование данных из стандартов биржевых баз данных в стандарт инструментальной системы осуществляется автоматически с помощью специально для этого созданного программного интерфейса. При этом также осуществляется преобразование первичных параметров, т.е. чисел из временных рядов, характеризующих предметную область, во вторичные параметры характеризующие наступление тех или иных экономических ситуаций (событий). Инструментальная система выявляет взаимосвязи между прошлыми и будущими событиями, и на этой основе позволяет осуществлять прогнозирование ситуаций разрабатывать рекомендации по управлению ими. Технические решения, реализованные в данном программном интерфейсе, являются типовыми и могут быть использованы в других приложениях, где необходимо преобразование временных рядов, характеризующих динамику предметной области, в события, анализируемые инструментальной системой.
При экспериментальном исследовании на ретроспективных данных авторами были подтверждены многие сильнодействующие закономерности валютного и фондового рынка, давно известные специалистам и вписывающиеся в так называемые "фундаментальные" (т.е. содержательные аналитические модели) и "технические" (т.е. феноменологические аналитические) модели. В то же время необходимо подчеркнуть, что были открыты и новые, как правило, "более слабые" специфические закономерности валютного и фондового рынка,
характерные именно для ММВБ на период, отраженный в базах данных. Была также обнаружена определенная динамика этих закономерностей. Оказалось, например, что наиболее существенно на текущие состояние рынка влияют события, произошедшие неделю назад, что отражает время реакции (инерционность) системы. Обнаружилось, что система имеет период собственных колебаний, также составляющий около недели.Подход, реализованный на базе инструментальной системы в некоторых отношениях является синтезом подходов фундаментальной и технической школ и, по мнению авторов, имеет определенную новизну. Он также технологичен и легко поддается автоматизации, как и технический подход, так как информация о событиях и причинноследственных взаимосвязях между ними выявляется непосредственно из анализа временных рядов, характеризующих предметную область. В то же время если в техническом подходе исследуется зависимость будущего поведения какоголибо параметра от его прошлого поведения, то в предложенном подходе, как и в фундаментальном, для прогнозирования и управления используются причинноследственные связи между событиями, выявленные на основе анализа нескольких временных рядов.
На приведенных ниже диаграммах, которые выдает система "Фондпрогноз", приводится фактический курс $ США, а также множество точечных прогнозов и средневзвешенный прогноз динамики курса $, рассчитанный с учетом содержания и значимости точечных прогнозов. В данном приложении на каждый конкретный день получается, как минимум, 30 прогнозов, первый из которых получен "с позиции во времени", отстоящей на 30 дней назад от текущего дня, второй на 29 дней назад и т.д.
На диаграммах, которые выдает данная система, приводится фактический курс $ США, а также множество точечных прогнозов и средневзвешенный прогноз динамики курса $.
Интересно, что наилучшее совпадение средневзвешенного прогноза с фактическим курсом $ наблюдается тогда, когда разброс точечных прогнозов минимален. Это означает, что в развитии фондового рынка, как и других сложных систем, хорошо предсказуемые "детерминированные" периоды чередуются с периодами, в которых поведение рынка практически непредсказуемо и легко может пойти по любому направлению, это своеобразные "точки бифуркации". Именно в периоды второго типа и наблюдаются такие катастрофы, как "Черный вторник" и "17 августа".
Авторы рассматривают систему окружения "Фондпрогноз", кратко описанную в данном разделе, как пример использования предложенной методологии и технологии для анализа временных рядов, характеризующих некоторую предметную область, путем выявления в этих рядах вторичных параметров, имеющих смысл событий, а также причинноследственных взаимосвязей между этими событиями.
Необходимо отметить, что предположения и технологии, примененные при разработке данного примера, имеют общий характер и могут быть легко обобщены и перенесены на другие предметные области.
5.3.3. Оценка рисков страхования и кредитования предприятия
Известны зарубежные методики оценки рисков страхования и кредитования предприятий (РСК). Однако эти методики основаны на предположении о существовании определенных экономических реалий (макро и микроэкономических законов и закономерностей), которые в экономике переходного периода, каковой в настоящее время является экономика России, действуют слабо или вообще не имеют места. Поэтому зарубежные методики в наших условиях не должны эффективно работать.
Эффективность адаптации зарубежных методик к нашим условиям также выглядит проблематичной, так как даже если ее и осуществить, то все равно изза высокой динамичности нашей экономики и ее законодательноправового аспекта эти адаптированные методики достаточно быстро потеряют свою адекватность. Возникает также вопрос о том, насколько для ЮжноРоссийского региона, имеющего свою ярко выраженную специфику, годятся методики, адаптированные для Москвы или С.Петербурга и насколько они лучше, чем, например, Кембриджские или Стэндфордские.
Как правило, технология адаптации является весьма сложной, наукоемкой и интеллектуальной, и стоит на несколько порядков дороже самих методик или вообще не поставляется ее разработчиком.
Следовательно, весьма актуальной является разработка отечественных методик и технологий, обеспечивающих как оценку РСК, так и позволяющих разработать рекомендации по управлению предприятием, которые изменяли бы эти оценки в желательном направлении (санация).
Традиционные подходы к решению проблемы: фундаментальный и технический подход (содержательные и феноменологические модели)
Существуют два основных подхода к решению сформулированной выше проблемы:
Фундаментальный подход оперирует средствами многомерного факторного анализа и содержательным аналитическим аппаратом математической экономики. Технический подход основан на статистических феноменологических моделях, отражающих внешнюю сторону явлений. Первое выглядит более обоснованным, однако наталкивается на технические трудности сбора и подготовки исходной информации. Технический подход более технологичен в плане сбора информации и ее обработки, но является более поверхностным в ее анализе и дает менее качественные прогнозы.
Предлагаемая методология и технология как синтез технического и фундаментального подхода. Общие принципы решения проблемы
В данной работе авторы предлагают методологию и технологию, сочетающие глубину, содержательность и интерпретируемость фундаментального подхода с технологичностью технического подхода. Суть этой технологии состоит в том, что, как в техническом подходе, на основе анализа временных рядов определенных параметров, характеризующих как само предприятие, так и экономическую и правовую среду, в которой оно действует, выделяется информация о событиях в этих областях. После этого, как в фундаментальном подходе, анализируются причинноследственные взаимосвязи между событиями, и на основе этого разрабатываются прогнозы и рекомендации по управлению.
В самом общем виде принцип решения сформулированной выше проблемы с помощью инструментальной программной системы состоит в следующем:
Подробнее эти этапы рассмотрены в работе
[277].
5.4.1. Разработка оптимальных адаптивных тестов и профессиограмм
Сама жизнь ставит перед нами следующие непростые вопросы:
Как показывает практика, каждая ошибка в ответах на эти вопросы очень дорого обходится как личности, так и государству, поэтому разработка перспективных технологий заблаговременного получения максимально точных ответов на эти вопросы является весьма актуальной.
Отсюда следует проблема № 1: разработать профессиограммы по базовым специальностям данного вуза. Отметим, что в настоящее время они не разработаны, более того, работы в этом направлении не ведутся. Профессиограммой называется перечень психофизиологических и других свойств и качеств личности, с количественным указанием степени их необходимости для успешного выполнения определенных учебных и профессиональных задач.
Но даже если бы эти профессиограммы уже существовали, то возникла бы проблема № 2, т.е. проблема разработки и внедрения способа практического применения этих профессиограмм.
Проблема № 3 состоит в том, что со временем профессиограммы теряют адекватность вследствие изменения закономерностей в предметной области. Следовательно, необходима их периодическая адаптация и локализация.
Разработка профессиограмм это длительный, трудоемкий процесс весьма значительной сложности и наукоемкости. В целом этот процесс в настоящее время не формализован и практически не оснащен адекватным техническим и методическим инструментарием. Осуществляется он, как правило, на основе экспертных оценок или путем применения значительного количества нелокализованных по месту и времени применения тестов зарубежного производства, не адаптированных для тех целей, которые ставятся перед разработчиками профессиограмм.
Проблема № 2 возникает редко, так как у практических психологов обычно просто нет профессиограмм. Но даже если они есть, то, как правило, решение принимается психологами на неформальном уровне: на основе личного опыта и интуиции, так как у них в распоряжении редко есть способы количественно сравнить респондента с профессиограммами.
Авторы предлагают конкретные, успешно апробированные методики и интеллектуальные компьютерные технологии решения сформулированных выше проблем, воплощенные в инструментальной программной системе "ДЕЛЬТА" и системах окружения
.Кратко, суть этих методик и технологий заключается в следующем:
Когнитивная аналитическая система "ДЕЛЬТА" обеспечивает:
Адаптивность обеспечивается тем, что связь с тестируемыми не прерывается, и когда становится известным, оправдались или не оправдались прогнозы, сделанные по ним, или изменяется экспертная оценка респондентов обучающей выборки, то эта информация вводится в систему и решающие правила переформировываются с учетом этого.
В качестве примера успешного применения на практике предложенной авторами технологии можно привести исследования
.
5.4.2. Комплексное психологическое тестирование и прогнозирование
Первая группа проблем связана с необходимостью получения комплексной картины предметной области с помощью узкоориентированного, т.е. специализированного психометрического инструментария
.В настоящее время психологипрактики все чаще обращаются к комплексному психологическому тестированию. Основная причина этого очевидна: каждый из стандартных психологических тестов или опросников позволяют исследовать лишь какойлибо один из уровней или аспектов личности, или достаточно узкий их спектр, тогда как основной интерес представляет именно получение и исследование целостной картины, которая определяется характером взаимосвязей разноуровневых свойств личности.
Например, самоактуализационный тест (САТ) измеряет прежде всего социальнообусловленные качества респондентов, тогда как опросник 16 PF Р.Б.Кеттелла конституционные психические качества, детерминируемые более фундаментальными и устойчивыми генотипическими факторами.
На определяющую роль изучения межуровневых взаимосвязей индивидуальных, психодинамических и социальнопсихологических свойств личности для интегрального исследования индивидуальности указывал В.С.Мерлин
.Вторая группа проблем, связана с тем, что практически все стандартные психодиагностические тесты, опросники и процедуры (далее: "тесты") обладают целым рядом принципиальных недостатков, ограничивающих их корректное и методологически оправданное применение:
На первый взгляд кажется, что проблема № 1 решается адаптацией тестов, однако это не совсем так. Дело в том, что необходимо еще подтвердить специальным исследованием, что адаптированный, например, С.Петербургской психологической школой (в частности, известной фирмой "Иматон") тест применим на Кубани, т.е. учитывает ЮжноРоссийскую региональную специфику.
По мнению авторов, адаптировать тесты необходимо на репрезентативной выборке, представляющей ту генеральную совокупность, на которой они будут применяться. Иначе даже "адаптированные" гдето и для когото тесты не будут учитывать региональной специфики, в которой работают конкретные пользователи, и практически ничем не будут отличаться в этом отношении от "неадаптированных".
Но даже у тестов, учитывающих региональную специфику (локализованных), изза динамичности предметной области со временем уменьшается надежность и валидность. Поэтому необходима периодическая адаптация тестов к изменившимся условиям, а лучше работа тестов в адаптивном режиме. На сегодняшний день, по литературным данным, известна лишь одна система, обеспечивающая не только автоматизированную разработку, но и эксплуатацию тестов в адаптивном режиме это система "ДЕЛЬТА
".Известно, что работы по адаптации тестов являются весьма трудоемкими и наукоемкими, а также сложными в организационноюридическом отношении, поэтому в настоящее время в России научные центры, способные решать эти задачи, можно буквально пересчитать по пальцам одной руки. Очевидно, мощности этих центров не обеспечивают потребностей регионов в стандартизированном психометрическом инструментарии.
Из этих предпосылок часто делается вывод о том, что необходимо дать психологам технологию создания и адаптации тестов, чтобы они сами на местах могли решать эту проблему. Однако в настоящее время этот вывод представляется авторам необоснованным, несмотря на то, что ранее и они придерживались этой точки зрения. Дело в том, что дать психологу подобный инструмент это все равно, что дать рядовому бухгалтеру систему программирования Turbo C++ for Windows9X и предложить ему, чтобы он сам создал, а затем модернизировал такую систему бухучета, которая отражала бы специфику его предприятия. Однако рядовой бухгалтер не имеет для решения этой задачи ни сил, ни времени, ни соответствующей квалификации. Также и рядовой психолог не сможет, да и не должен заниматься выработкой своего инструментария.
Но если предположить, что психологи все же займутся не своим прямым делом, а разработкой инструментария, и что у них это получится, то это будет означать одновременно конец какойлибо сопоставимости в их исследованиях, так как каждый будет пользоваться своим собственным инструментарием. По сути мы сталкиваемся в этой ситуации с метрологической проблемой. И мы знаем, что существуют центры и лаборатории стандартизации и метрологии, которые занимаются поверкой и, если надо, настройкой измерительных приборов. Опыт метрологических служб является весьма ценным в нашем случае и им целесообразно воспользоваться.
Следовательно, весьма актуальным является создание региональных ведомственных и межведомственных психологических центров, которые могли бы решать задачу оснащения практических психологов в своих регионах новыми, адаптированными и сопоставимыми психометрическими методиками.
Проблема нецелевого применения тестов, по мнению авторов, является даже еще более острой, чем проблема их неадекватности. Вызывает по меньшей мере удивление, с какой легкостью "специалисты" некоторых частных фирм, изучив всего лишь одно, отдельно взятое психологическое свойство, например, "общительность", выносят рекомендации о том, может ли данный кандидат быть, например, бухгалтером-кассиром, сотрудником службы безопасности или инкассатором банка. Спрашивается, зачем банку нужен общительный бухгалтер? Однако отсутствие элементарной методологической корректности применения тестов характерно не только для коммерческих фирм, живущих за счет рекламы, вводящей в заблуждение.
Конечно, ясно, что результаты тестирования с помощью этих тестов какимто образом связаны с успешностью или неуспешностью профессиональной деятельности
на различных должностях. Но ведь вопрос как раз и заключается в том, что эта взаимосвязь еще никем не исследовалась и фактически никому не известна. А ведь на пути к практическому применению этих знаний необходимо еще создать соответствующий инструментарий, апробировать его, сертифицировать и стандартизировать как пригодный для решения данных конкретных задач. Забегая вперед, отметим, что инструментарий и методика для создания двухступенчатого теста на базе тестов Кеттела и Люшера (а также других) имеются: базовая когнитивная система "ДЕЛЬТА" и система обработки данных комплексного психологического тестирования "ДЕЛЬТАY ".Для решения задач комплексной обработки данных психологического тестирования и получения как комплексных индивидуальных психологических портретов респондентов, так и их групп, была разработана система
"ДЕЛЬТАY ".Система "ДЕЛЬТА
Y " относится к окружению системы "ДЕЛЬТА", т.е. она, с одной стороны, представляет собой расширяемый супертест (аналогично MMPI), а, с другой стороны, является программным интерфейсом между реализованными в ней стандартными тестами и системой "ДЕЛЬТА", обеспечивающей интеллектуальную обработку результатов тестирования.Система "ДЕЛЬТА
Y " обеспечивает:Основные отличия (а, по мнению авторов, и преимущества) системы "ДЕЛЬТА
Y " по сравнению с аналогами, состоят в следующем:В настоящее время система "ДЕЛЬТА
Y " обеспечивает комплексную (совместную) обработку данных по следующим опросным процедурам одновременно:Принцип организации системы обеспечивает расширение перечня совместно используемых опросных процедур. Добавление новой опросной процедуры реализуется разработчиками системы и требует одногодвух человекодней.
Математические модели, реализуемые системой "ДЕЛЬТА
Y ", являются упрощением и конкретизацией моделей системы "ДЕЛЬТА6.2" для данного специального случая.Настройка системы на способ совместной обработки результатов тестирования осуществляется следующим образом:
Таким образом, в системе "ДЕЛЬТА
Y " каждый респондент характеризуется не только всей совокупностью его ответов на вопросы батареи тестов, как в большинстве статистических систем (например: SPSS, STATGRAPHICS, STATISTICA), но и принадлежностью к определенным группам, соответствующим градациям шкал. Решение о принадлежности респондента к тем или иным группам принимается исследователями на основе результатов тестирования или(и) экспертных оценок. Данная особенность системы сближает ее с интеллектуальной системой "ДЕЛЬТА6.2" и позволяет организовать полноценный экспорт данных о респондентах в последнюю.Надежность обработки информации в системе обеспечивается следующими мерами:
Выходные формы системы. Каждая опросная процедура, входящая в состав системы, выдает результаты в виде двух таблиц:
Последнее и обеспечивает совместный анализ результатов тестирования респондентов с помощью опросников, реализованных в системе.
Тест САТ и анкета "Ориентация на развитие", кроме того выдают частотные распределения стандартизированных баллов (стенов), разделенные на три зоны, такие, что вероятность попадания стена в каждую из них одинакова. Система сама определяет границы этих зон, что обеспечивает оценку конкретных респондентов и их групп не только относительно "генеральной совокупности", но и относительно самой группы респондентов.
Кроме того, система выдает по каждому респонденту итоговые данные по его тестированию с помощью всех тестов в виде одной сводной карты.
Все выходные формы записываются системой в виде текстовых файлов в поддиректорию TXT, что позволяет печатать их с использованием любого текстового редактора и на любом принтере, имеющемся у пользователя.
По опроснику 16 PF Р.Б.Кеттелла системой выдаются также в графическом виде стандартные профили респондентов и их групп (группы соответствуют градациям шкал) по факторам, причем профили групп выдаются в двух видах:
Эти профили записываются системой в виде PCXфайлов в поддиректорию PCX, причем имена файлов соответствуют кодам респондентов, кодам шкал и групп. Эти графические данные легко могут быть вставлены в сводную карту респондента и распечатаны, например с использованием популярного редактора Winword.
Актуальность
Данный вид работ проводится с целью обеспечения оптимального подбора и расстановки руководящих, административных и профессорско-преподавательских кадров с учетом профессиональной компетентности и индивидуальных психологических свойств и качеств, а также психологической совместимости в коллективах.
Для достижения цели данного вида работ, создается и внедряется адаптивная автоматизированная система управления персоналом Кубанского государственного технологического университета (ААСУ "Персонал"), входящая в адаптивную автоматизированную систему управления университетом в качестве подсистемы.
В процессе создания системы выполняются следующие работы:
1. Разрабатывается концепция и стратегия управления персоналом Кубанского государственного технологического университета:
2. Определяются принципы и методы построения ААСУ "Персонал".
3. Выполняется разработка ААСУ "Персонал":
конкретизируются цели и задачи системы, выполняется функциональное проектирование;
разрабатывается математическое обеспечение АСУ "Персонал";
разрабатываются алгоритмы и структура баз данных системы;
разрабатывается программное, информационное, техническое, а также кадровое, делопроизводственное, организационное, юридическое, нормативное, научное, методическое, этическое обеспечение системы.
Результаты и перспективы
В результате в практику работы университета внедряется адаптивная система управления персоналом, обеспечивающая:
разработку, адаптацию и применение профессиограмм, адаптивных оптимальных тестов и супертестов;
формирование оперативного плана работы с персоналом и контроль его выполнения;
маркетинг персонала;
определение потребности в персонале;
планирование и анализ показателей по труду, расходов на персонал;
нормирование и учет численности персонала;
профессиональный и личностный отбор, наем и прием персонала;
деловая оценка персонала;
оценка личностных характеристик персонала;
профориентация и трудовая адаптация персонала;
организация системы обучения и повышения квалификации персонала;
управление деловой карьерой персонала;
управление служебно-профессиональным продвижением персонала;
высвобождение персонала;
управление социальным развитием организации;
управление поведением личности в профессиональных группах;
управление мотивацией трудовой деятельности;
управление нововведениями в кадровых системах;
управление конфликтами и стрессами;
управление безопасностью;
оценка результативности труда руководителей, специалистов, профессорско-преподавательского состава, аттестация персонала;
оценка эффективности деятельности подразделений управления персоналом;
оценка экономической эффективности адаптивной автоматизированной системы управления персоналом.
5.4.4. Транспортная психология
С применением предложенной методологии и технологии, а также инструментальной системы, может быть проведено исследование по выявлению психологических и иных причин нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями, имеющими различный психологический статус и относящимися к различным группам населения в разрезе: причины нарушения ПДД, виды нарушения ПДД, время суток нарушения ПДД.
Водители, как представители своих национальных, культурных, религиозных, возрастных, образовательных, социальных и других групп населения испытывают с их стороны влияние, формирующее на подсознательном уровне всю систему их отношений, в том числе и к выполнению ПДД. С применением предложенных в данной работе технологий могут быть выявлены зависимости между индивидуальными качествами водителей и видами совершаемых ими нарушений ПДД.
Детально зная все эти и другие особенности различных групп населения и имея индивидуальный прогноз совершения нарушений ПДД по каждому конкретному водителю, психолог может оказать адресное индивидуальное корректирующее (управляющее) влияние на тех водителей, для которых риск нарушения ПДД выше принятого в качестве допустимого
.
В данном разделе авторы приводят в порядке обсуждения когнитивную концепцию, которая представляет определенный интерес в связи с реализацией основных когнитивных операций в предложенных интегральной математической модели и инструментальной программной системе (когнитивная аналитическая система "ДЕЛЬТА
").Прежде всего процесс познания начинается с процесса восприятия объектов и явлений. Процесс восприятия осуществляется с помощью органов восприятия: зрения, а также слуха, осязания и др. Органы восприятия дают человеку чувственную информацию о признаках наблюдаемых объектов.
На самых первых этапах жизни человека эти признаки объектов не образуют устойчивых взаимосвязанных комплексов, т.е. целостных образов объектов. Но опыт взаимодействия человека с реальными объектами приводит к выявлению взаимосвязей между признаками. Так в результате опыта обнаруживается, что некоторые признаки наблюдаются как правило вместе друг с другом (наличие пространственновременных корреляций), другие же наоборот, вместе практически не встречаются. Могут быть также признаки, которые встречаются как бы случайным образом и, повидимому, никак не связаны с другими.
Существование устойчивых взаимосвязей между признаками говорит о том, что они не являются самостоятельной реальностью, а отражают нечто стоящее за ними и их объединяющее, т.е. реальные объекты. Это означает, что признаки не генерируются из ничего, а имеют объективное содержание. Каждому Реальному объекту или явлению Реальности в сознании человека соответствует некоторая своя устойчивая взаимосвязь признаков (этого объекта), т.е. свой определенный образ, а именно конкретный чувственный образ данного конкретного (этого) объекта. Конкретный чувственный образ объекта представляют собой совокупность всех его воспринимаемых признаков, как общих с другими объектами, так и в большей или меньшей степени специфических именно для данного конкретного объекта.
Следующий этап познания Реальности состоит в том, что некоторый взрослый человек учитель (обычно мать или отец) показывает ребенку окружающие его объекты и произносит их названия на некотором символическом языке, т.е. дает им некоторые условные наименования или имена.
Если чувственно воспринимаемые признаки конкретного объекта имеют объективное происхождение, то наименование объекта устанавливает его принадлежность к некоторой категории объектов, включающей в общем случае много различных объектов, объединенных по их назначению или иной функциональной роли в природе или обществе с точки зрения познающего человека (общества), или роль данного объекта для самого познающего человека.
Необходимо также отметить, что у животных, в отличие от человека, сам набор обобщенных образов довольно жестко фиксирован (свой для каждого вида) и количественно очень ограничен.
На этом этапе весьма существенным обстоятельством является то, что самые различные объекты одного функционального назначения получают одинаковое название, например, все различные мячи получают наименование "Мяч", столы "Стол" и так далее.
При этом ребенок устанавливает (корреляционные) взаимосвязи:
Благодаря существованию этих связей и становится возможным говорить о смысле признаков, т.е. о том, что каждое физическое свойство конкретного объекта несет определенную информацию о роли этого объекта в природе, обществе или для конкретного человека
.Таким образом, введение в обиход наименований объектов становится важнейшей предпосылкой для формирования их абстрактных обобщенных образов, причем сама возможность обобщения связана с классификацией объектов по их социальной роли (назначению).
Среди различных окружающих объектов совершенно аналогично формируется предметный образ и такого специфического для каждого конкретного человека объекта, как его собственное физическое тело. Так формируется "образ Я", характерный для физической формы сознания, формируется предметное сознание и самосознание.
Когда абстрактные обобщенные образы объектов сформированы, то становится возможным узнавание конкретных объектов, т.е. их идентификация. Операция узнавания состоит в сравнении конкретного чувственного образа определенного объекта с обобщенными абстрактными образами и определение степени сходства и различия между данным конкретным чувственным образом и обобщенными образами. В результате, когда конкретный объект узнан, человек может назвать его наименование, т.е. может восстановить его функциональную роль в природе, обществе или лично для себя. Если человек в состоянии это сделать, то считается, что он понимает смысл того, что он воспринимает.
Таким образом, узнавание это процесс установления соответствия между объективным описанием объекта как дискретной совокупности признаков и его единым и неделимым (континуальным) именем, т.е. наименованием той обобщенной категории, к которой данный объект относится по своей социальнообусловленной роли. У человека интенсиональное (дискретное) и экстенсиональное (континуальное) описания объектов обрабатываются двумя различными взаимнодополнительными системами отражения, работа которых обеспечивается различными полушариями мозга, и лишь взаимодействие этих двух систем обеспечивает обработку смысла
.По мере накопления опыта выясняется, что некоторые специфические признаки практически однозначно позволяют идентифицировать объекты, т.е. отнести их к определенным обобщенным категориям, другие же встречаются примерно с одинаковой вероятностью у самых различных объектов и для целей идентификации являются практически бесполезными. Умение человека определить ценность тех или иных признаков для решения задачи идентификации уже говорит о накоплении достаточно большого опыта восприятия и обобщения.
Когда такой достаточно значительный опыт накоплен, то следующим совершенно естественным этапом познания является выделение всего наиболее существенного путем отбрасывания случайных и не несущих существенной информации признаков, а также дублирующих и избыточных признаков, имеющих очень сходный друг с другом смысл. В результате этой операции, называющейся "абстрагирование", первоначальное описание объекта на языке признаков, включающее все его чувственно воспринимаемые признаки, заменяется значительно более сжатым и экономным описанием, содержащим только наиболее существенные для идентификации объекта признаки. После этой операции процесс ориентации в предметной области становится более экономным по затратам всех видов ресурсов, более легким и быстрым, чем до этого, причем при сохранении необходимого высокого качества.
Высвобождение сил познающего человека после исключения из анализа второстепенной и несущественной информации позволяет подойти к решению более сложных задач, таких как выявление сходств и различий между обобщенными образами различных видов объектов Реальности, а также выявление смысловых взаимосвязей между различными признаками этих объектов. Кроме того, использование сжатых и высокоинформативных образов объектов позволяет быстро и с минимальными внутренними затратами относить конкретные чувственнонаблюдаемые объекты к тем или иным обобщенным категориям, функции и свойства которых уже известны, и таким образом эффективно ориентироваться в некоторой предметной области (окружающей среде).
В дальнейшем, применяя на практике ранее сформированные модели Реальности, человек получает новую достоверную информацию о степени их эффективности и, соответственно, адекватности. Эта информация обратной связи используется для уточнения и развития конкретной чувственноэмоциональной и обобщенной, абстрактной (формальной) модели Реальности, в чем и состоит ее адаптивность
.Математическая модель и реализующая ее инструментальная программная система, разработанная на основе многокритериального подхода и теории информации,
обеспечивает достаточно адекватное для практического применения формальное описание и поддержку реализации когнитивных операций, психологическое описание которых дано в базовой когнитивной концепции:
5.4.6. Компьютерные Y технологии
Круг возможных областей применения предложенных методологии, технологии и инструментальной системы для исследований в пограничных и малоисследованных областях науки включает следующие направления:
Рассмотрим подробнее возможность применения предложенной технологии для дистанционной невербальной подсознательной диагностики и коррекции социальнопсихологического и профессионального статуса учащихся
.В настоящее время, в соответствии с Государственным образовательным стандартами, проблемы обеспечения информационной безопасности решаются правовыми, организационными, экономическими, инженерно-техническими, математическими и программно-аппаратными средствами. Однако, по мнению авторов, этими мерами возможности по защите информации не исчерпываются. Важный резерв повышения эффективности охранных мероприятий заключается в специальном профессиональном отборе и особой психологической подготовке специалистов, призванных обеспечить мероприятия по защите информации и работающих с закрытой информацией.
Задача оптимального профессионального отбора традиционно решается профессиональными психологами, использующими существующий инструментарий. При этом в качестве источника первичной информации о кандидатах, как правило, используются их ответы на вопросы определенных тестов (опросников). На основе обработки этих ответов выявляются психологические свойства кандидатов, которые сравниваются с ранее разработанными профессиограммами. На этой основе принимаются решения о профессиональной пригодности кандидата. О коррекции личностных свойств традиционно вопрос не ставится, так как считается, что подготовка специалиста сводится к передаче ему определенного объема знаний и навыков. В то же время именно социальнопсихологическими свойствами личности, ее мотивацией и другими пока неконтролируемыми параметрами определяется эффективность, более того, сама направленность использования полученных специальных знаний и навыков.
Традиционный подход имеет ряд ограничений, обусловленных следующим: ответы на вопросы кандидаты дают в условиях специально организованной процедуры анкетирования, смысл и значение которой им заранее известен; стимульный материал и ответы даются в словесной форме, т.е. предполагают участие сознательного критического мышления кандидата, что искажает исходные данные представлениями кандидата о том, как должен выглядеть наилучший вариант ответов; процедура анкетирования требует значительного времени, а также согласия на ее проведение со стороны кандидата, что затрудняет ее использование в реальных условиях; профессиограммы учитывают значение только психологических свойств кандидатов для успешности их профессиональной деятельности, в то время как остальные, часто не менее значимые их свойства игнорируются; ставится лишь задача определения статуса кандидата, тогда как задача подготовки профессионала требует и решения задачи коррекции, т.е. по сути задач управления.
Некоторые из названных ограничений снимаются технологиями, основанными на использовании полиграфа, который позволяет регистрировать подсознательную реакцию на те или иные стимулы, как правило осознаваемые кандидатом. Однако дистанционность съема первичной информации обеспечивается при этом в очень ограниченной мере (на минимальных расстояниях). Дистанционные каналы передачи первичной информации являются электромагнитными, что позволяет блокировать возможность их использования стандартными средствами. Кроме того, с одной стороны, полиграф является лишь системой съема информации и не может быть использован для коррекции состояния кандидата за счет использования обратной связи, а, с другой стороны, анализ первичной информации и принятие решения об отнесении кандидата к тем или иным диагностическим категориям осуществляется человеком-экспертом, что не позволяет объективировать эти оценки и добиться их сопоставимости для различных диагностических групп кандидатов, регионов и времени проведения исследований.
Предлагается создать автоматизированную систему с человеко-зависимым дистанционным интерфейсом, обеспечивающим:
Для этой цели на этапе получения исходной информации предлагается применить дистанционные датчики разработки лаборатории PEAR Princeton university (NJ, USA), а также отечественные и собственные разработки. Для анализа исходной информации и принятия решений об отнесении кандидатов к тем или иным диагностическим категориям, а также для выработки корректирующего (управляющего) воздействия, предлагается использовать автоматизированные системы принятия решений, основанные на многокритериальном подходе и теории информации. По этим направлениям в ТУ КубГТУ имеется научный и практический задел (данное направление является базовым научным направлением кафедры компьютерных технологий и информационной безопасности КубГТУ).
Полученные результаты позволяют создать:
1) скрытую технологию раннего выявления оптимальных кандидатов для подготовки по различным специальностям;
2) компактный аппаратнопрограммный комплекс бесконтактной идентификации пользователя и коррекции его состояния, действующий без его ведома и сознательного участия, встраиваемый в компьютер или действующий автономно.
5.5. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ В ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ
5.5.1. Социология и политология
С применением предложенной методологии и технологии может быть выполнен ряд работ в области социологии и политологии
:В настоящее время работы, проводящиеся различными группами и организациями по этим проблемам не основаны на использовании автоматизированных систем искусственного интеллекта, позволяющих разрабатывать и использовать оптимальные методики получения социологической информации и ее анализа. Обычно применяемое для компьютерной обработки результатов анкетирования программное обеспечение позволяет получить лишь простейшие характеристики исследуемой выборки, вроде процентного распределения голосов по районам или различным группам населения.
Рассмотрим подробнее вопросы применения кластерноконструктивного анализа и теории информации для выявления конфликтующих коалиций в сложных организационных системах.
В теории конфликтов традиционно считается, что конфликтующие стороны известны, т.е. заданы априорно, и, таким образом, вопрос об их обнаружении и выявлении в рамках этой теории не стоит.
Однако в ряде предметных областей, таких, например, как психология общения, социально-экономические и политологические системы, которые представляют собой сложные организационные системы, перед применением методов теории конфликтов часто бывает необходимо предварительно выявить сами конфликтующие стороны и их возможные коалиции, определить содержание и источники конфликтов, и уже только после этого конкретизировать типы конфликтов и применять стандартные методы их разрешения или компромиссного согласования интересов. Более того, именно в обнаружении конфликтующих сторон, а не в дальнейшем анализе, зачастую и состоит основной смысл интеллектуальной обработки данных в этих предметных областях.
Таким образом проблема выявления конфликтующих сторон и коалиций является актуальной научно-технической проблемой, относящейся к области, непосредственно смежной с теорией конфликтов и как бы подготавливающей исходные данные для ее применения.
Авторы предлагают применить для выявления конфликтующих коалиций в сложных организационных системах методы кластерно-конструктивного анализа и теории информации, реализованные в адаптивной системе анализа и прогнозирования состояний сложных систем "Дельта"
.Теория конструктов возникла в 1955 году (Дж.Келли) в области когнитивной психологии. Конструктом называется понятие, имеющее семантические полюса и шкалу промежуточных смысловых значений (градаций). В частности, конструктом является и система из двух наиболее сильно отличающихся кластеров со спектром объектов, занимающих между этими полюсами промежуточные положения.
Более конкретно суть предлагаемой авторами технологии состоит в следующем.
Осуществляется формализация предметной области, которая состоит в том, что каждой относительно самостоятельной компоненте системы ставится в соответствие некоторая обобщенная категория и все компоненты описываются в одной системе свойств и качеств (атрибутов).
На основе описаний компонент формируются обобщенные образы категорий, которые соответствуют конфликтующим или вступающим в коалицию сторонам. Для этой цели применяются методы теории информации, в частности апостериорная семантическая мера информации А.А.Харкевича
.Каждый из обобщенных образов представляет собой список атрибутов, расположенных в порядке убывания их характерности для данной категории. Кроме того, каждый атрибут описывается количеством информации, которое он содержит о принадлежности обладающего данным атрибутом компонента системы к каждой из категорий.
Обобщенные образы непосредственно сравниваются между собой методами корреляционного анализа, на основе чего формируется матрица сходства, которая является непосредственной основной для расчета конструктов и кластеров.
Важно, что в предложенной математической модели при формировании конструктов одновременно формируются и кластеры, причем если для формирования кластеров по классическим алгоритмам необходимо произвести число операций, равное количеству сочетаний из "n по m", то для формирования конструктов, всего n
2, т.е. в предложенной модели в данном случае снимается проблема комбинаторного взрыва.Результаты кластерно-конструктивного анализа представляются в наглядной графической форме в виде семантических сетей, которые представляют собой ориентированные графы, в вершинах которых находятся обобщенные категории, а ребрами являются вектора, величина и направление которых соответствуют величине сходства или различия каждой пары категорий.
Конкретное содержание конфликтов и основа для коалиций раскрывается в форме когнитивных диаграмм, представляющих собой по сути дела графическое изображение обобщенных образов двух категорий в форме списков наиболее характерных и нехарактерных для них атрибутов с указанием в форме векторов вклада каждой пары атрибутов в сходство или различие данных категорий.
Таким образом, предложенные авторами математические модели, основанные на теории информации, и конкретная технология интеллектуальной обработки информации, реализованная на базе адаптивной системы анализа и прогнозирования состояний сложных систем "Дельта", обеспечивают успешное выявление конфликтующих коалиций в сложных организационных системах, в частности коллективах, социально-экономических и политологических системах.
5.5.2. Маркетинговые, рекламные и социальнопсихологические исследования
Все эти исследования проводятся примерно по одной технологии:
Различие состоит в том, к какой сфере относится информация, собираемая с помощью опросного листа:
Различают разовые (точечные) и периодические исследования. Разовые исследования дают возможность выявить картину на момент проведения опроса, тогда как периодические обеспечивают изучение динамики процессов. Во втором случае со временем появляется возможность прогнозирования развития ситуации.
Исследования могут иметь также различный "территориальный охват", т.е. могут ограничиваться лишь одним населенным пунктом или включать сбор информации по району или краю. Во втором случае имеется возможность выявления территориальной специфики, а также возможность выявления регионов, сходных в том или ином отношении.
Использование информации, получаемой в результате маркетинговых, рекламных и социальнопсихологических исследований, позволяет принимать точные и эффективные решения в области планирования закупок и продвижения на рынок (адресной реализации) различных товаров, а также управлять кадрами, обеспечивая сплоченную, согласованную и надежную работу коллектива.
Маркетинговые исследования проводятся в целях получения полной и достоверной информации, необходимой для определения объема и номенклатуры закупаемых товаров и организации их адресной реализации конкретным группам потребителей.
Опросный лист разрабатывается таким образом, чтобы с помощью него можно было получить необходимую информацию о потребителях. В опросный лист могут входить фирменные товарные знаки и каталоги товаров как изготовленные типографским способом, так и с изображения товаров, снятые с их фотографий при помощи сканера и отпечатанные на цветном принтере. Опросный лист может служить одновременно и бланком для заполнения, но могут использоваться и специальные бланки для ответов (что более рационально).
Вопросы делятся на несколько групп:
В результате проведения маркетингового исследования выявляются потребительские предпочтения различных групп населения в определенном секторе рынка. Выясняется, "что, где, когда", кем и по каким причинам приобретается.
Например, выясняется, что данная категория населения приобретает такието виды товаров в такихто местах, а приобрела бы и такие, но если бы цена на них была более приемлемая.
На основе этой информации может быть разработан план закупок или производства товаров, определена потенциальная емкость рынка на данный момент и перспективу, а также спрогнозирована его динамика, товар может поставляться адресно в те торговые точки, которые пользуются популярностью у конкретных категорий потребителей.
Регулярное проведение маркетинговых исследований позволяет постоянно "держать руку на пульсе" и строить свою работу используя достоверное знание предпочтений возможностей и желаний своих потребителей.
Рекламные исследования проводятся в целях получения полной и достоверной информации, необходимой для адресного управления формой и содержанием информации, на основе которой конкретными группами потребителей принимаются решения о приобретении тех или иных товаров.
Опросный лист разрабатывается таким образом, чтобы с помощью него можно было выяснить, какими источниками информации реально пользуются различные категории потребителей, а также какие формы подачи информации они предпочитают и лучше воспринимают.
В опросный лист могут быть включены фирменные знаки, ключевые слова и рекламные фразы, а также наименования источников информации, выполненные их фирменными стилями (которые можно снять с помощью сканера и отпечатать на цветном принтере). Опросный лист может служить одновременно и бланком для заполнения, но могут использоваться и специальные бланки для ответов.
Вопросы делятся на несколько групп:
В результате проведения рекламного исследования выясняется, какими источниками информации пользуются различные потребительские группы населения и какие формы подачи информации для них предпочтительны.
Например, выясняется, что определенная группа населения в основном слушает "Радио Рокс" и именно определенную передачу, которая идет с 18 до 19. Кроме того, известно, что эту группу населения раздражает, когда любимая передача прерывается рекламой товаров, которые представителями данной группы в принципе не могут быть куплены. Известно, также, что эта группа предпочитает юмор политике.
На основе этой информации может быть разработан план использования этой передачи "Радио Рокс" для адресного сообщения данной группе населения информации о "ее товарах", причем в такой форме, которая будет воспринята этой группой эмоционально положительно.
Регулярное проведение рекламных исследований позволяет строить свою работу, используя достоверное знание источников и форм информации, которыми реально пользуются различные категории потребителей.
Социальнопсихологические исследования
Социальнопсихологические исследования проводятся с целью организации эффективного использования кадров на основе достоверного знания индивидуальных характеристик членов коллектива и учета их взаимодействия в группах.
Такие исследования проводятся в два основных этапа.
На первом этапе на основе применения систем комплексного психологического тестирования, а также специальных опросников и методов обработки информации выявляются индивидуальные социальные ориентации, мотивации, психологические и профессиональные характеристики членов коллектива:
На втором этапе изучается взаимодействие членов коллектива в группах и решается задача реструктуризации коллектива:
Опросный лист разрабатывается на основе стандартных тестов и опросников, что позволяет измерить индивидуальные психологические характеристики членов коллектива. Кроме того, он содержит оценки членов коллектива их непосредственными руководителями, если последние имеют полномочия приема на работу и увольнения своих подчиненных. Опросный лист может служить одновременно и бланком для заполнения, но могут использоваться и специальные бланки для ответов.
Вопросы делятся на несколько групп:
Регулярное проведение социальнопсихологических исследований позволяет эффективно управлять кадрами с учетом как индивидуальных возможностей членов коллектива, так и их совместимости в группах.
5.5.3. Правоохранительная сфера
В правоохранительной сфере предложенная методология и технология может быть применена, в частности, для решения следующих задач:
Применение в Internet
Необходимо отметить, что многие услуги, оказываемые с применением предложенной методологии и технологии, являются услугами по интеллектуальной обработке данных, а значит могут с успехом предоставляться через глобальную сеть Internet.
Это может выглядеть, например, следующим образом:
В перспективе возможна разработка обеспечения для оказания Online услуг непосредственно в Internet.
5.5.5. Другие перспективные применения
В перспективе предложенные методология, технология и инструментальная программная система могут быть применены, в частности, в следующих областях:
Обобщая рассмотренные примеры, можно сделать выводы о том, что программная инструментальная система:
Рассмотренные применения предлагаемой методологии показательны как сами по себе, так и в качестве примеров применения системы для выявления взаимосвязей между различными технологиями, с одной стороны, и их хозяйственными и финансовыми результатами, с другой.