Третьяк В.Г., кандидат психологических наук
Александров С.Г., кандидат педагогических наук
Луценко Е.В., кандидат технических наук
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД
Актуальность
Кризисные общественно-экономические процессы в Российской Федерации в конце ХХ столетия вызвали необходимость внесения существенных изменений в правоохранительную деятельность государства, организационно-управленческую и социально-психологическую работу с кадрами МВД. Как отмечается в решении Коллегии МВД "О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД России" (№ 6 им/1; 1998), анализ ситуации в органах внутренних дел выявил разрыв между уровнем материальной обеспеченности, социально-правовой защищенности персонала и значительно возросшими нагрузками на личный состав.
Исследований в этом направлении недостаточно, что сказывается на служебной деятельности сотрудников ОВД при решении ими практических вопросов в области правоотношений. От того, в какой степени личностные психологические процессы выпускника юридического института будут соответствовать требованиям к его профессиональной подготовленности, будет зависеть эффективность функционирования правоохранительной системы Российской Федерации.
Поэтому, по мнению авторов, представляет особый интерес разработка методов, позволяющих прогнозировать не только успешность поступления абитуриента в юридический ВУЗ МВД и показатели его академической успеваемости в период обучения, но, прежде всего, как он будет работать: по специальности или нет, и, если по специальности, то насколько успешно.
Предлагаемый подход
Есть все основания предположить, что текущие школьные оценки, оценки по предметам в аттестате и вкладыше в диплом не содержат принципиальной информации о том, как сложится будущая профессиональная деятельность абитуриента или курсанта (слушателя) юридического ВУЗа МВД, в частности – КЮИ МВД России. А между тем именно это и представляет основной интерес.
В данном случае мы сталкиваемся с классической проблемой синтеза (построения) измерительной системы, т.е. системы, которая по доступным для измерения внешним параметрам измеряемых объектов (признакам) позволяет с контролируемой надежностью делать выводы об их параметрах или давать оценку и классификацию объектов и их состояний.
Для решения обозначенной проблемы необходимо исследовать “корреляционные взаимосвязи” между широким кругом измеряемых параметров, прежде всего- между экспертной оценкой успешности учебы абитуриентов и курсантов (слушателей) юридического института и их предстоящей профессиональной деятельностью в качестве сотрудника ОВД.
По нашему мнению, общие и специальные способности поступающего в юридический вуз МВД к будущей профессиональной деятельности целесообразно изучать системно, руководствуясь всей совокупностью профессионально значимых социальных и психофизиологических качеств личности сотрудников ОВД в их взаимосвязи и взаимовлиянии.
В области социальной деятельности от кандидата на учебу, а в будущем сотрудника милиции требуется стремление к истине, торжеству справедливости, гуманизм, честность, принципиальность.
В поисковой деятельности необходимо обращать внимание на наблюдательность, концентрацию внимания, на устойчивость наблюдения.
В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, выдержку, такт, умение отстаивать свою точку зрения, способность ясно излагать мысли.
В области удостоверительной деятельности наряду с развитой письменной речью, необходимо отметить способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменное описание событий.
В организаторской деятельности требуется обращать внимание на настойчивость, целеустремленность кандидата, его организованность и т.д.
В области конструктивной и реконструктивной деятельности необходимо обращать внимание на способность анализировать получаемую информацию, творческий, оригинальный подход к решению задач, проницательность.
С этой целью была разработана универсальная когнитивная аналитическая система “Эйдос” и связанная с ней система обработки данных комплексного психологического тестирования, позволяющие решить сформулированную выше проблему.
Данный программный продукт позволяет решать следующие виды задач:
Одним из главных результатов психологического анализа деятельности сотрудника милиции должно явиться создание профессиограмм разных специальностей, представляющих комплексное отражение основных сторон правоохранительной деятельности, а также качеств, которые в ней реализуются.
С нашей точки зрения готовность личности к профессиональной деятельности в системе МВД включает мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые компоненты.
Так, мотивы отражают стремление стать следователем (сотрудником уголовного розыска, инспектором ГИБДД и т.д.). Параллельно присутствует потребность успешно выполнять свои должностные обязанности по раскрытию, предупреждению и профилактике преступлений, всестороннему и полному расследованию уголовных дел и т.д. В этой же области находится стремление будущего специалиста к достижению профессиональных успехов, желание показать себя с наилучшей стороны.
К познавательным аспектам относится понимание стоящих перед сотрудником правоохранительных органов задач в сфере служебной деятельности. От личности требуется ясное представление различных сторон этой деятельности и ее психологических особенностей, моделирование профессиональных ситуаций, способность представить себя в будущем в качестве специалиста, разрешающего эти ситуации.
Эмоциональной стороной готовности является чувство личной ответственности будущего молодого специалиста за качество деятельности. По борьбе с преступностью, а также уверенность в своих силах. От личности требуется способность преодолевать многие субъективные и объективные преграды, которые могут возникнуть в процессе достижения профессиональных целей. Важное значение приобретают чувства удовлетворения, возникающие в результате достижения торжества закона над беззаконием, социальной справедливости и т.д.
Наконец, волевые компоненты отражают сосредоточенность человека на выполнении служебной задачи, достижении гармонии между требованиями профессии и сферой собственных интересов.
Применительно к личности специалиста той или иной службы ОВД выделяют несколько групп общих требований, предъявляемых ко всем категориям сотрудников.
1. Требования связанные с содержанием работы сотрудника ОВД как видом государственной службы и политической деятельности.
2. Требования, связанные с правовой регламентацией деятельности.
3. Требования, связанные с противодействием заинтересованных лиц.
4. Требования, связанные с наличием властных полномочий.
5. Требования, связанные с сохранением служебной тайны.
6. Требования, связанные с социально-психологической атмосферой деятельности сотрудника правоохранительных органов.
7. Требования, связанные с разнообразием деятельности сотрудников ОВД.
8. Требования, связанные с дефицитом времени, своеобразием условий и перегрузкой в деятельности работника милиции.
Таким образом, сотрудник должен быть личностью высокого уровня развития и максимально соответствовать общим и специальным требованиям выбранной им деятельности, самостоятельно проявляя активность.
Курсанты и слушатели КЮИ МВД России по своим нравственным качествам, общественной и трудовой активности, профессиональной направленности личности, психологическим данным и психофизиологическим особенностям к выпуску из института должны соответствовать требованиям предъявляемым к сотрудникам ОВД. Они отражены в профессиограмме специальностей, разработанных на кафедре общей и юридической психологии, подготовку который осуществляет институт. Ориентируясь на эти профессиограммы и осуществляется психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса вуза как составной части процесса подготовки квалифицированных кадров для МВД.
Вывод:
Предлагаемая модель профессионально-значимых психологических качеств личности сотрудников ОВД, представленная в виде развернутой характеристики индивидуальных свойств и особенностей их взаимосвязи, отраженная в профессиограммах, необходима для повышения эффективности профессионального отбора и последующей целенаправленной подготовки будущих офицеров милиции, а также выявления степени соответствия выпускников юридического института требованиям профессии следователя, оперативного работника, инспектора ГИБДД и т.д.
Каждая из сторон профессиограмм, представляющих важнейшие элементы модели психологических качеств личности сотрудников милиции, отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней заложены эталонные личностные качества, навыки, умения и знания, обеспечивающие успех на различных уровнях правоприменительных отношений.
Литература
Агафонов Ю.А. и соавт. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Учебно-практическое пособие. – Краснодар: КЮИ МВД РФ, 1996. – 197 с.
Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава ОВД (По мат-лам научн.практ.конф.). – М.: Академия МВД РФ, 1992. – 125 с.
Андросюк В.Г. Педагогика и психология в деятельности ОВД: Учебное пособие. – Киев: КВШ МВД РФ, 1990. – 80 с.
Васильев В.Л. Судебная психология: Психологический практикум для следователей. – М.: Юридическая литература, 1979. – 194 с.
Васильев В.Л. Юридическая психология. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2000. – 624 с.
Возрастная и педагогическая психология: Учебник / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М.: Знание, 1970. – 95 с.
Гуцериев Х.С., Сальников В.П., Федоров В.П., Худяк А.И. Правовая и духовная культура сотрудников правоохранительных органов. – СПб: МПбЮИ, 1996. – 92 с.
Дулов А.В. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в системе образовательных учреждений МВД России // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД: Сб. тезисов докладов. – М.: МВД, 2000. – С.58.
Карцев И.Д., Халдеева Л.Ф., Павлович И.Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 312 с.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина, 1984. – 216 с.
Куликов А.С. Материалы Всероссийского учебно-методического сбора руководителей органов внутренних дел и командного состава внутренних войск // Вестник МВД РФ. – 1996. – № 1.
Марищук В.Л. Критерии профессиональной пригодности в отборе // Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. – М.: Высшая школа, 1991. – С.257-259.
Методические указания по психологическому отбору кандидатов на учебу в КЮИ. – Краснодар: КЮИ, 1997. – 40 с.
Мягких Н.И. Профессионально-психологический отбор в ОВД и медико-психологическое сопровождение деятельности сотрудников // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД: Сб.тезисов докладов. – М.: МВД, 2000. – С.28.
Панкратов В.Н. Культура общения офицера: Метод.пособие. – М.: Акалемия МВД, 1993. – 39 с.
Психологическое исследование познавательных процессов и личности / Отв. Ред. Д.В. Ковач, Б.Ф. Ломов, А.В. Беляева. – М.: Наука, 1983. – 216 с.
Семко М.А. Особенности познавательной деятельности: характеристика психических процессов и их учет в работе сотрудников ОВД: Лекция. – М.: МЮИ МВД РФ, 1994. – 24 с.
Симанков В.С., Луценко Е.В. Адаптивное управление сложными системами на основе теории распознавания образов: Монография.- Краснодар:КГТУ, 1999.-318 с.
Третьяк В.Г. Организация психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в Краснодарском юридическом институте МВД России / Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД: Сб.тезисов докладов. – М.: МВД,2000. – С.298-299.
Третьяк В.Г. Учебная активность и индивидуальные особенности обучаемых юридического института МВД: Научно-методическое пособие. – Краснодар: КЮИ МВД России, 1996. – 110 с.