МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Канд. техн. наук Е.В. Луценко, канд. техн. наук А.В. Власенко

Кубанский государственный технологический университет

 

 

Предлагается методика изучения влияния обучения в системе дополнительного профессионального образования на успешность учебной деятельности студентов вузов и профессиональной деятельности специалистов, основанная на применении методов дискриминантного анализа и стандартных статистических пакетов.

Рассмотрим две группы студентов ВУЗов и специалистов:

1. Группа – прошедшие ДПО.

2. Группа – не прошедшие ДПО.

Предлагаемая методика включает ряд этапов.

I этап – формализация предметной области. На данном этапе перечисляются и кодируются все виды ДПО в разрезе по специальностям, срокам обучения, составу ППС, уровню обеспеченности ПМК, размерам и составу учебных групп и т.д.

На II этапе классифицируются специальности и дисциплины высших учебных заведений.

III этап – разработка классификации уровней успешности или не успешности учебной деятельности студентов и профессиональной деятельности специалистов в разрезе по различным специальностям и дисциплинам.

IV этап состоит в сборе статистики по учебным успехам студентов и профессиональной деятельности по рассмотренным выше двум группам.

На V этапе используются стандартные статистические пакеты для компьютерного анализа данных такие как “СТАТИСТИКА”, “СТАТГРАФ”, “СТАДИЯ” или другие. В частности может быть применена когнитивная аналитическая система "Эйдос" [2] или автоматизированная система анализа и прогнозирования состояний сложных систем "Дельта" [5, 6]. Статистические данные вводятся в эти системы и обрабатываются с применением стандартных математических методов и теории информации, в результате чего определяется сила и направленность влияния обучения в системе ДПО на успешность обучения студентов и профессиональной деятельности специалистов. Несколько систем и математических методов (в частности параметрических и непараметрических) рационально применить с целью проверки полученных результатов обработки на согласованность друг с другом, что повышает надежность выводов.

Для выполнения этой работы очевидно необходимо заручится поддержкой Департамента образования и науки Краснодарского края и руководства ряда высших учебных заведений для обеспечения доступа к необходимой исходной информации.

Необходимо отметить, что подобные исследования могут быть проведены для других факторов (кроме ДПО). Исходя из этого авторы считают весьма актуальным создание региональной межвузовской инфраструктуры, которая бы обеспечила централизованный сбор, преобразование в электронную форму (базы данных), поддержку и анализ соответствующей исходной информации.

 

Литература

  1. Симанков В.С., Луценко Е.В. Адаптивная автоматизированная система управления качеством обучения //Информационные технологии и системы. ВТУ: Тез. докл. Всероссийской конференции. -Воронеж, 1999.-2с.
  2. Симанков В.С., Луценко Е.В. Адаптивное управление сложными системами на основе теории распознавания образов. Монография (научное издание) /Техн. ун-т Кубан. гос. технол. ун-та. - Краснодар, 1999. -318 с.
  3. Симанков В.С., Луценко Е.В. Исследование эффективности управления обучением с применением адаптивной информационной модели //Компьютерные технологии в науке и образовании XXI века: Тез. докл. Всероссиской конференции. -Уляновск: УлГУ, 1999. - 3 с.
  4. Симанков В.С., Луценко Е.В. О требованиях, предъявляемых к тестовым заданиям и тестам по предметной обученности //Тезисы 2-го Всероссийского совещания-семинара "Интеллектуальные информационные системы", -Воронеж: ВГТУ, 2000.-С.21-23.
  5. Симанков В.С., Луценко Е.В. Решение задач управления качеством обучения с применением интеллектуальной системы "Дельта" //Тезисы 2-й Международной выставки-конференции "Информационные технологии" и телекоммуникации в образовании", М.: ВВЦ, 2000.-С.52-53.
  6. Симанков В.С., Луценко Е.В., Лаптев В.Н. Системный анализ в адаптивном управлении: Монография (научное издание). /Под науч. ред. проф. В.С.Симанкова. –Краснодар: ИСТЭК, 2001. – 258 с.