АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОГНИТИВНЫЙ СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ДПО НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Канд.техн.наук Е. В. Луценко.
Кубанский государственный технологический университет.
г. Краснодар. Россия
Системный анализ является мощным теоретическим методом познания, применение которого особенно актуально при познании сложных многопараметрических динамических и активных систем, к которым относится и система дополнительного профессионального образования (ДПО).
Основными требованиями системного анализа являются обеспечение максимальной полноты и всесторонности рассмотрения объекта исследования и исключение из рассмотрения всего, постороннего, не имеющего отношения к делу, лишнего или несущественного. Удовлетворение этих в определенной степени противоположных требований не вызывает особой сложности при изучении элементарных систем, однако чем сложнее объект исследования тем труднее это сделать на практике. В настоящее время отсутствуют механизм и технология, обеспечивающие совместное удовлетворение этих требований.
Необходимо подчеркнуть, что неучет существенных факторов приводит к наиболее серьезным ошибкам в управлении, а перегруженность модели несущественными факторами увеличивает накладные расходы на сбор и обработку информации и резко снижает эффективность системы управления, что в ряде случаев делает нецелесообразной или практически невозможной ее эксплуатацию. Таким образом и возникает проблема, состоящая в том, что применение системного анализа проще всего осуществить в тех случаях, когда в этом нет особой необходимости, когда же применение системного анализа особенно актуально и востребовано, на практике это наталкивается на наибольшие трудности и наиболее проблематично.
По мнению автора основной причиной возникновения поставленной проблемы является то, что всякая система, в том числе и человек имеет ресурсные ограничения при реализации своих функций. Человек, как познающий субъект, ограничен в возможностях своих когнитивных функций, что обусловлено прежде всего его генетической и психофизиологической природой, а также конкретными свойствами текущей формы сознания.
Выработано два основных пути преодоления этих ограничений: рационализация процессов мышления, основанное прежде всего на обобщении, абстрагировании, сравнении и классификации; создание и использование технических систем и технологий, берущих на себя функции человека и реализующих их вне его биологических ограничений. Развитие технологии состоит в последовательной передаче функций человека техническим системам (средствам труда), вершиной развития которых на данный момент являются средства труда для обработки информации, т.е. компьютерные комплексы и информационные системы. Информационным средствам труда передаются сначала наиболее рутинные, а затем все более и более интеллектуальные и творческие функции по обработке информации и в этом состоит генеральное направление их совершенствования и развития.
Автор предлагает методологию, математические модели, алгоритмы, реализующую их программную систему
[2, 3] и технологию ее применения, обеспечивающие автоматизацию базовых когнитивных операций системного анализа [1, 5, 6], что позволяет упростить на практике применение системного анализа и за счет этого расширить область его применения, обеспечить применение системного анализа в рефлексивном управлении активными системами, в частности процессами дополнительного профессионального образования [4].Проблема максимальной автоматизации системного анализа была сформулирована профессором И.П.Стабиным еще в 1984 году
[7]. Необходимо отметить, что обилие разнообразных математических методов, применяемых в настоящее время в системном анализе, пока не обеспечивает решение этой проблемы. Автор ни в коей мере не претендуя на глобальное решение поставленной профессором И.П.Стабиным стратегической проблемы предлагает совершить очередной шаг в этом направлении путем автоматизации следующих базовых когнитивных операций системного анализа: присвоение формальных (знаковых) имен классам; присвоение формальных (знаковых) имен признакам; восприятие; обобщение (синтез, индукция); абстрагирование (снижение размерности пространства признаков); абстрагирование (снижение размерности пространства классов); классификация обобщенных образов и формирование конструктов классов, отображаемых в форме семантических сетей; классификация признаков и формирование конструктов признаков, отображаемых в форме семантических сетей; содержательное сравнение обобщенных образов классов, отображаемых в форме когнитивных диаграмм Вольфа Мерлина; содержательное сравнение признаков, отображаемых в форме инвертированных когнитивных диаграмм Вольфа Мерлина; распознавание (идентификация и прогнозирование) конкретных объектов и их состояний; когнитивный анализ обобщенных образов (дедукция); когнитивный анализ признаков; многовариантное планирование деятельности с точки зрения достижения цели, выработка многофакторного управляющего воздействия; проверка адекватности когнитивной модели на практике; накопление практического опыта и его теоретическое обобщение.
Литература