УДК 519:68

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Канд.техн.наук Е.В.Луценко, канд.техн.наук В.Н.Лаптев

Технический университет КубГТУ

 

Анализ работ ведущих в России ученых в области качества подготовки специалистов: профессоров Селезневой Н.А., Субетто А.И., Наводнова В.Г., Майорова А.Н. и др., а также работ краснодарских исследователей: профессоров Симанкова В.С., Бедерхановой В.П., доцентов Некрасова С.Д., Третьяка В.Г., заслуженного учителя России Гельфера Ф.С., убедительно свидетельствует о том, что проблема управления качеством подготовки специалистов является сложной комплексной межотраслевой научной проблемой, решение которой требует согласованных усилий специалистов по педагогике, психологии, философии, экономике, математике, а также по технологии обработки информации.

У этой проблемы есть две стороны: "традиционная", основанная на государственной системе аттестации и аккредитации, работе учебно-методических отделов (УМО), подготовке программно-методических комплексов (ПМК) и т.д., и "неклассическая", основанная на современных информационных технологиях и нетривиальных математических моделях. В данной статье авторы не претендуют на полноту охвата всех этих аспектов проблемы и акцентируют основное внимание на математических моделях и информационных технологиях.

По мнению авторов, основной является проблема создания АСУ качеством подготовки специалистов. Путем декомпозиции основная проблема преобразуется в систему трех подпроблем: понятийно-концептуальные проблемы; математические и информационно-технологические проблемы; организационно-юридические, кадровые и финансовые проблемы. Рассмотрим эти проблемы подробнее.

Проблема создания АСУ качества подготовки специалистов. Автоматизация управления представляет собой генеральное направление совершенствования процессов управления. В этой области накоплен огромный опыт, детально разработана математическая теория автоматизированного управления. Однако все это касается АСУ техническими объектами. АСУ качеством подготовки специалистов по целому ряду существенных параметров принципиально и качественно отличается от традиционных классических АСУ техническими объектами. Эти отличия обусловлены прежде всего спецификой самого объекта управления, которым является учащийся и учебный процесс. Необходимо также отметить очень большую длительность цикла управления. Как объект управления учащийся является активной системой, т.е. имеет свои цели, которые, вообще говоря, отличаются от целей системы управления. А так же он имеет модель окружающей среды, включающей и модель системы управления. Уровень сложности учащегося, как объекта управления, на много порядков превосходит сложность любых мыслимых технических объектов. Поэтому задача создания АСУ качеством подготовки специалистов сложнее, чем, например, создание системы управления кораблем многоразового использования "Буран" или атомной подводной лодкой. Поэтому АСУ качеством подготовки специалистов относится к рефлексивным АСУ активными системами, теория которых в настоящее время только разрабатывается.

Задачи, решаемые АСУ кач.подг.спец.: прогноз поступления абитуриента в вуз; прогноз успеваемости по различным дисциплинам; прогноз об окончании вуза или отчислении; прогноз успешности профессиональной деятельности по различным направлениям после окончания вуза (1. На основе данных о психологическом статусе абитуриента. 2. На основе данных об успеваемости учащегося в вузе по различным дисциплинам); выработка научно-обоснованных рекомендаций по: подбору абитуриентов и принятию решений о приеме; профессиональной ориентации учащихся на ранних стадиях обучения; коррекции психологического статуса учащихся и их мотиваций; коррекции учебных планов по объему и содержанию преподаваемых дисциплин; коррекции методов преподавания).

Понятийно-концептуальные проблемы.

В этой области пока идут научные обсуждения и больше вопросов, чем ответов. Вот лишь некоторые из этих вопросов. Что понимать под качеством подготовки специалистов: качество процесса подготовки или качества результата? Как соотносятся понятия "Качество подготовки специалистов", "Предметная обученность" и "Качество образования"? Какую роль играет в обеспечении качества подготовки специалистов государственные образовательные стандарты? Эти стандарты ориентируют на обязательный минимум образования или на обеспечение международного уровня качества образования? Как соотносятся содержание образовательных стандартов с педагогической формой, обеспечивающей донесения этого содержания до учащихся? Какой должна быть инфраструктура и инструментарий, обеспечивающие контроль за соблюдением образовательных стандартов, и управление процессом образования, направленное на обеспечение соответствия государственным стандартам? Каковы критерии качества образования? Как найти разумный компромисс между нормативным и критериальным подходами к оцениванию уровня обученности? Как их измерять и обрабатывать? Какова основные требования к измерителям уровня предметной обученности? (сопоставимость, известные: сложность, раздел учебного плана, уровень освоения учебного материала). Являются ли оценки, традиционно выставляемые учащимся, измерителями уровня качества подготовки специалистов? Каковы плюсы и минусы, достоинства и ограничения тестов и традиционных контрольных заданий? Позволяют ли тесты измерять все уровни обученности, или только способность выбора, не содержат ли они скрытой подсказки? Как обеспечить сопоставимость результатов измерения качества подготовки специалистов в пространстве и времени?

Математические и информационно-технологические проблемы. Проблема выбора или разработки непараметрической робастной математической модели, обеспечивающей: анализ данных большой размерности: тысячи, а может быть и десятки тысяч факторов; анализ неструктурированных и неполных исходных данных различной качественной природы, не подчиняющихся нормальному распределению, которые очень далеки по полноте и строгости от тех, которые требуются в факторном анализе, т.к. их многообразие связано прежде всего с естественной вариабельностью; определение фактических свойств выбранных индикаторов, критериев и факторов; выбор из всей совокупности факторов сравнительно небольшого их числа, играющих определяющую роль (Парето – оптимизация); использование методов интеллектуального анализа данных временных рядов, позволяющих: выявить причинно-следственные закономерности в предметной области, определить периоды эргодичности, осуществлять многовариантное прогнозирование и выбор оптимального сочетания управляющих факторов с решением проблемы комбинаторного взрыва (обратная задача распознавания образов); создание программной системы, обеспечивающей решение сформулированных задач, разработка различных видов обеспечения ее эксплуатации.

Организационно – юридические и финансовые проблемы: получение разрешения на проведение работ и сбор информации; организация межвузовского регионального научно-исследовательского центра управления качеством подготовки специалистов; организация постоянного мониторинга и накопление баз данных для принятия решений; интеллектуальный анализ баз данных мониторинга и выявление причинно – следственных зависимостей и периодов эргодичности; решение задач прогнозирования: успешности поступления в ВУЗ; успешности обучения по различным дисциплинам; успешности профессиональной деятельности и оптимальной профессиональной принадлежности; решение задач разработки научно-обоснованных рекомендаций по формам и методам организации учебного процесса, подбору профессорско-преподавательского состава, управлению целями, мотивациями, стимулированию творческой активности, корректировке психологического статуса личности учащихся.

Перспективы состоят в решении перечисленных проблем и задач.