УДК 519:68
РЕФЛЕКСИВНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Канд.техн.наук Е.В.Луценко
Технический университет КубГТУ
Автоматизация управления представляет собой генеральное направление совершенствования процессов управления. В этой области накоплен огромный опыт, детально разработана математическая теория автоматизированного управления. Однако все это касается АСУ техническими объектами). Основной особенностью этих АСУ является то, что фундаментальные физические закономерности и основанные на них технические системы описываются с высокой степенью точностью теоретическими моделями, которые сохраняют свою адекватность в течение длительного времени.
АСУ социально-экономическими системами, к которым относится и АСУ качеством подготовки специалистов, принципиально отличается от АСУ техническими системами. Эти отличия обусловлены прежде всего спецификой самого объекта управления, которым является учащийся и учебный процесс. Основные закономерности, действующие в социально-экономических системах, заметно эволюционируют с течением времени, а довольно часто, по крайней мере в нашей стране, в них происходят и значительные скачкообразные, т.е. революционные, изменения. Объект управления АСУ качеством подготовки специалистов органично вписан в социально-экономическую среду и представляет собой сложный и динамичный объект. (Уровень сложности учащегося, как объекта управления, на много порядков превосходит сложность любых мыслимых технических объектов и даже всех технических объектов, созданных человеком, вместе взятых. Необходимо также подчеркнуть очень большую длительность цикла управления, которая составляет около 5 лет). Поэтому основные причинно-следственные закономерности и взаимосвязи между управляющими факторами и результатами управления в этих АСУ постоянно изменяются, а модель, на основе которой принимаются решения о выборе управляющих воздействий, чтобы сохранять адекватность должна непрерывно отслеживать динамику предметной области, т.е. быть адаптивной. На рис.1-а приведена принципиальная схема АСУ технической системами, а на рис.1-б параметрическая модель адаптивной АСУ сложными системами.
Рис.1-а. Принципиальная модель АСУ |
Рис.1-б. Параметрическая модель адаптивной АСУ сложными системами |
Однако, АСУ качеством подготовки специалистов по целому ряду существенных параметров принципиально и качественно отличаются от адаптивных АСУ сложными системами. Как объект управления учащийся является активной системой, т.е. имеет свои цели, которые, вообще говоря, отличаются от целей системы управления. Кроме того он имеет модель окружающей среды, включающей и модель системы управления. Поэтому АСУ качеством подготовки специалистов относится к рефлексивным АСУ активными системами, теория которых в настоящее время только разрабатывается. Рассмотрим принципиальную модель рефлексивной АСУ качеством подготовки специалистов, приведенную на рис.2.
Рисунок 2. Принципиальная модель рефлексивной АСУ активной системой |
Как показано на рис.2, активная система состоит из двух подсистем: интеллектуальной информационной системы (ИИС), обеспечивающей целеполагание и мотивацию, формирование и модификацию модели среды и системы управления, принятие решений; системы поддержки функций ИИС, обеспечивающей реализацию управляющих воздействий.
Рефлексивное управление активными системами осуществляется не путем воздействия на систему поддержки функций ИИС, как в классических АСУ техническими системами и адаптивных АСУ сложными системами, а путем информационного по своей сущности воздействия на ИИС, приводящей к корректировке целей и мотиваций активного объекта управления в нужном направлении, что возможно только с учетом характера сложившейся в объекте управления системы целей и мотиваций. Ведущая роль мотиваций в учебных достижениях обоснована в [3].
Задачи, решаемые АСУ кач.подг.спец.: прогноз поступления абитуриента в вуз; прогноз успеваемости по различным дисциплинам; прогноз об окончании вуза или отчислении; прогноз успешности профессиональной деятельности по различным направлениям после окончания вуза (1. На основе данных о психологическом статусе абитуриента. 2. На основе данных об успеваемости учащегося в вузе по различным дисциплинам); выработка научно-обоснованных рекомендаций по: подбору абитуриентов и принятию решений о приеме; профессиональной ориентации учащихся на ранних стадиях обучения; коррекции психологического статуса учащихся и их мотиваций; коррекции учебных планов по объему и содержанию преподаваемых дисциплин; коррекции методов преподавания).
Литература
1. Луценко Е.В. Теоретические основы и технология адаптивного семантического анализа в поддержке принятия решений (на примере универсальной автоматизированной системы распознавания образов "ЭЙДОС-5.1"). - Краснодар: КЮИ МВД РФ, 1996. - 280 с.
2. Симанков В.С., Луценко Е.В. Адаптивное управление сложными системами на основе теории распознавания образов. Монография (научное издание).-Краснодар: ТУ КубГТУ, 1999. - 318 с.
3. Третьяк В.Г. Учебная активность и индивидуальные особенности обучаемых юридического института МВД. -Краснодар: КЮИ МВД РФ, 1996. - 110 с.