УДК 62-50: (075.8)

В. С. Симанков, Е. В. Луценко

 

О ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

И ТЕСТАМ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБУЧЕННОСТИ

 

(Технический университет КубГТУ, г.Краснодар)

 

 

Одной из приоритетных задач, возникающих при построении современной системы образования, обеспечивающей интеграцию в мировое образовательное пространство, является создание системы управления качеством подготовки специалистов, обеспечивающей соответствие международным требованиям в области образования, определяемым стандартом ISO–9000 (International Organization for Standartion Quality in Education).

Очевидно, система управления качеством образования в качестве одной из основных компонент должна включать систему мониторинга образовательного процесса, обеспечивающую периодическое измерение уровня предметной обученности.

Традиционный подход, основанный на проведении срезов и контрольных работ, не обеспечивает пространственно-временную сопоставимость измерений учебных достижений учащихся даже в пределах одного региона и одного учебного года. Этот недостаток может быть компенсирован применением учебных тестов, которые в последнее время становятся все более популярными.

В частности широкое распространение получило Централизованное тестирование абитуриентов и система Телетестинг, предназначенные для тестирования абитуриентов. Имеются и тесты, предназначенные для измерения уровня предметной обученности непосредственно в учебном процессе.

Качество применяемых тестов во многом определяется свойствами тестовых заданий. Авторы считают, что для того, чтобы соответствовать своему назначению и тестовые задания, и сами тесты должны удовлетворять вполне определенным требованиям, которые могут и должны иметь количественное выражение.

Например, для каждого задания должно быть известно:

1. Раздел учебного плана, проверяемый данным заданием.

2. Уровень освоения учебного материала, необходимый для успешного выполнения данного задания.

3. Сложность (решаемость) данного задания для учащихся на практике.

4. Информативность данного задания, т.е. количество информации, содержащейся в степени решения данного задания учащимся о принадлежности данного учащегося к группам аттестованных и не аттестованных.

5. Ошибка измерения обученности с помощью данного задания.

6. Скорость сходимости и предел ошибки измерения обученности при увеличении объема выборки.

7. Вероятность угадывания правильного ответа для данного задания.

Каждому заданию может быть приписан некоторый интегральный критерий качества, являющийся функцией приведенных свойств.

Тесты учебных достижений также должны удовлетворять определенным требованиям: быть сопоставимыми по сложности и измеряемым параметрам обученности, определять степень соответствия уровня предметной обученности требованиям образовательных стандартов; обеспечивать мониторинг уровня обученности, для чего необходимо включать в тест задания с более широким диапазоном сложности и более широкими требованиями к уровню освоения учебного материала, а также выходящие за пределы учебного плана; содержать некоторый процент заданий с неизученными на практике свойствами, с целью их апробации и возможного использования в будущих тестах.

Кроме того, тесты учебных достижений должны в перспективе обеспечивать выявление зависимостей между решаемостью заданий и тем, поступил абитуриент в вуз или не поступил, а также успешностью его обучения в вузе на различных курсах и по различным предметам, успешностью его будущей профессиональной деятельности.

Предлагаемые в [1-4] методология, инструментальные средства и технологии позволяют решить эти проблемы.

 

Литература

 

1. Симанков В.С., Луценко Е.В. Моделирование принятия решений в адаптивных АСУ сложными системами на основе теории информации. Ж-л: Информационные технологии, 1999, №2, 12с.

2. Симанков В.С., Луценко Е.В. Синтез адаптивных АСУ сложными системами с применением моделей распознавания образов. Ж-л: Автоматизация и современные технологии.1999, №1.11с.

3. Симанков В.С., Луценко Е.В. Адаптивное управление сложными системами на основе теории распознавания образов. Монография (научное издание) /Техн. ун-т Кубан. гос. технол. ун-та. – Краснодар, 1999. –318 с.

4. Пат. № 2000610164 РФ. Адаптивная система анализа и прогнозирования состояний сложных систем "ДЕЛЬТА" /В.С. Симанков (Россия), Е.В. Луценко (Россия); Заяв. № 2000610164. Опубл. 03.03.2000