АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТОМ
Петрик А.А., Лобанов В.Г., Симанков В.С., Луценко Е.В.
Кубанский государственный технологический университет, г.Краснодар
Кубанский государственный технологический университет является наиболее крупным техническим вузом ЮжноРоссийского региона и играет ведущую роль в подготовке специалистов для предприятий данного региона. Особенно возросло значение университета в последние годы в связи с кардинальным изменением геополитической ситуации на юге России, т.е. когда Краснодарский край стал пограничным и самым южным регионом России, а также единственным регионом, имеющим прямой выход в Черное море. Поэтому закономерно, что в этот период резко увеличился приток населения и финансовых ресурсов в Краснодарский край, возросла интенсивность техникоэкономического сотрудничества края со странами Черноморского и Средиземноморского бассейнов. Все эти процессы привели к резкому увеличению объемов рынка квалифицированного труда, и, соответственно, к росту потребности в образовательных услугах. Вместе с тем, на рубеже третьего тысячелетия требуются уже не просто специалисты, а специалисты мирового уровня.
На текущем этапе развития перед Кубанским государственным технологическим университетом стоят три стратегических цели:
Достижение этих целей в современных условиях и на современном уровне требует создания адаптивной АСУ университетом на основе единой концепции информатизации.
Сложившаяся информационная инфраструктура университета характеризуется существенной разнородностью: подразделения университета оснащены компьютерами различных поколений и платформ; в локальные сети объединены не все компьютеры; в корпоративную сеть входят не все локальные сети; программное обеспечение разработано с применением различных инструментальных средств, работает в различных операционных системах и с использованием различных стандартов баз данных; решаемые задачи слабо взаимосвязаны информационно.
Учитывая состояние информационной инфраструктуры университета, разработаны единая концепция информатизации и технорабочий проект АСУ университетом в рамках которых поставлены и решены следующие задачи: развитие локальных, корпоративных сетей и Internet; непрерывное обновление и модернизация парка компьютерной техники; интеграция унаследованных систем в состав первой очереди АСУ университетом; разработка новых версий уже существующих программных систем; разработка внедрение и сопровождение нового программного обеспечения в рамках АСУ университетом; развитие существующих организационных структур и подразделений, обеспечивающих развитие процессов информатизации университета.
Единая концепция информатизации университета учитывает международные стратегии в области информатизации, основывается на концепции информатизации высшего образования Российской Федерации, использует новейшие информационные технологии.
Система образования представляет собой консервативную систему, обладающую большими и устойчивыми традициями, что с одной стороны является положительным фактором, обеспечивая преемственность всего лучшего, накопленного предыдущим развитием, но с другой стороны не позволяет отслеживать быстроизменяющемся ситуацию на рынке образовательных услуг, складывающуюся в мире, стране, регионе. Адаптивная система управления университетом призвана обеспечить адекватное реагирование, причем как оперативное, так и стратегическое, на быстроизменяющиеся условия рынков труда и образовательных услуг.
В состав адаптивной АСУ университетом входит шесть базовых подсистем, которые обеспечивают достижение сформулированных выше стратегических целей:
Основой адаптивной АСУ университетом является корпоративная сеть, объединяющая информационные системы подразделений университета в единую распределенную информационную систему и обеспечивающая интеграцию информационной инфраструктуры университета в Российское и международное образовательное пространство.
Внедрение адаптивной АСУ университетом даст экономию финансовых ресурсов и дополнительные внебюджетные средства за счет общесистемного эффекта, а также обеспечит повышение эффективности стратегического управления университетом, совершенствование механизмов и организационной структуры управления, создание системы управления качеством образования.
Есть все основания полагать, что создание адаптивной АСУ университетом окажет глубокое и долговременное влияние на повышение качества образования в Кубанском государственном технологическом университете. Более того, результаты, полученные в ходе реализации проекта, по-видимому, могут представлять определенный интерес и для других вузов.