Луценко Е.В., Селиверстов В.В. КЮИ МВД РФ
РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОГРАММ И ОПТИМАЛЬНЫХ АДАПТИВНЫХ ТЕСТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ “ЭЙДОС”
Постановка проблем.
Сама жизнь сегодня до предела остро ставит перед нами следующие непростые вопросы:Как показывает практика, каждая ошибка в ответах на эти вопросы очень дорого обходится как личности, так и государству. Поэтому разработка перспективных технологий заблаговременного получения максимально точных ответов на эти вопросы является весьма актуальной.
Отсюда следует проблема
№1: разработать профессиограммы по базовым специальностям КЮИ МВД РФ. Отметим, что в настоящее время они не разработаны, более того, работы в этом направлении не ведутся. (Профессиограммой называется перечень психофизиологических свойств и других свойств и качеств личности, с количественным указанием степени их необходимости для успешного выполнения определенных задач).Но даже если бы эти профессиограммы уже существовали бы, то возникла бы проблема №2, т.е. проблема разработки в внедрения способа практического применения этих профессиограмм.
Проблема № 3 состоит в том, что со временем профессиограммы теряют адекватность вследствие изменения закономерностей в предметной области. Следовательно необходима их периодическая адаптация и локализация.
Традиционные пути решения проблем.
Разработка профессиограмм длительный процесс весьма значительной трудоемкости и наукоемкости. В целом этот процесс в настоящее время не формализован и практически не оснащен адекватным техническим и методическим инструментарием. Осуществляется он, в основном, на основе экспертных оценок или путем применения значительного количества нелокализованных по месту и времени применения тестов зарубежного производства, не адаптированных для тех целей, которые ставятся перед разработчиками профессиограмм..
Проблема №2 возникает редко, т.к. у практических психологов обычно просто нет профессиограмм. Но даже если они есть, то, как правило, решение принимается психологами на неформальном уровне: на основе личного опыта и интуиции, т.к. у них в распоряжении нет способа количественно сравнить респондента с профессиограмммами.
Концепция решения проблемы автором.
Автор предлагает конкретные успешно опробированные методики и интеллектуальные компьютерные технологии решения сформулированных выше проблем, воплощенные в когнитивной аналитической системе “ЭЙДОС-6.2”
[2, 3] и системах окружения.Кратко, суть этих методик и технологий заключается в следующем:
[4].1. Автоматическое взвешивание или ремонт исходных данных, то есть выборку из массива респондентов такого подмножества, которое в наибольшей степени соответствует заданной генеральной совокупности (обеспечение структурной репрезентативности обучающей выборки).
2. Формирование обобщенных образов исследуемых профессиональных категорий респондентов, т.е. автоматизированную разработку профессиограмм.
3. Определение вклада психологических свойств, измеряемых с помощью стандартных тестов, в различие профессиограмм.
4. Исключение тех психологических свойств, которые вносят наименьший вклад в различие профессиограмм (абстрагирование).
5. Вывод сформированных профессиограмм и профилей психологических качеств в удобной для восприятия и анализа текстовой и графической форме.
6. Сравнение индивидуальных интегральных образов респондентов с профессиограммами и определение спектра профессиональных предпочтений для данного респондента.
7. Сравнение профессиограмм (и профилей психологических качеств) друг с другом, формирование кластеров и конструктов, автоматическое построение семантических сетей классов и признаков.
8. Содержательное сравнение профессиограмм (и профилей психологических качеств) друг с другом, автоматическое построение когнитивных диаграмм, в том числе стандартных и инвертированных (термин авт.) диаграмм В.С.Мерлина
9. Расчет частотных распределений профессиограмм и психологических, а также двумерных матриц сопряженности на основе критерия c
2 и коэффициентов Пирсона, Чупрова и Крамера.Адаптивность обеспечивается тем, что связь с тестируемыми не прерывается, и когда становится известным, оправдались или не оправдались прогнозы, сделанные по ним, или изменяется экспертная оценка респондентов обучающей выборки, то эта информация вводится в систему и решающие правила переформировываются с учетом этого.
В качестве примера успешного применения на практике предложенной автором технологии можно привести исследование [5], проведенное в КЮИ МВД РФ кандидатом психологических наук полковником В.Г.Третьяком под руководством заведующего кафедрой психологии КубГУ кандидата психологических наук А.Н.Кимберга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: