Луценко Е.В., Лаптев В.Н. КЮИ МВД РФ
ПРИМЕНЕНИЕ
КОГНИТИВНОЙ
АНАЛИТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ “ЭЙДОС”
ДЛЯ
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
УСПЕШНОСТИ
БУДУЩЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АБИТУРИЕНТОВ
И УЧАЩИХСЯ
ВУЗОВ
Постановка проблемы.
Во-первых, хорошо известно, что успешная сдача абитуриентом вступительных экзаменов в ВУЗ еще совершенно не означает, что он будет так же успешно учиться. Более того, само по себе это абсолютно не гарантирует, что он вообще окончит ВУЗ.
Во-вторых, не менее хорошо известно, что и успешное обучение студента в ВУЗе само по себе также совершенно не гарантирует, что его практическая профессиональная деятельность после окончания учебы будет так же успешна. Часто бывшие “троечники” на практике добиваются значительно лучших результатов, чем обладатели “красных дипломов”.
Поэтому, по мнению автора, представляет интерес разработка методов, позволяющих прогнозировать не только то, поступит ли данный абитуриент в ВУЗ и как он будет учиться (это представляет лишь частный интерес), но прежде всего то, закончит ли он обучение и как будет работать: по специальности или нет, и, если по специальности, то насколько успешно.
Анализ проблемы.
Школа решает основную задачу обучения и воспитания, а вовсе не задачу подготовки учащихся к поступлению в ВУЗ, и уж тем более не готовит их к обучению в нем. Это обусловлено просто тем, что подавляющее большинство выпускников школ не собирается поступать и не поступает в ВУЗы.
Высшее учебное заведение, в свою очередь, должно готовить не к защите кандидатских и докторских диссертаций, что, очевидно, не может быть самоцелью, а к практической деятельности в соответствующих сферах жизни общества. (Конечно, наука также является одной из этих сфер, но это частный случай).
Гипотеза. Таким образом есть все основания предположить, что текущие школьные оценки, оценки по предметам в аттестате и вкладыше в диплом не содержат особенно существенной информации о том, как сложится будущая профессиональная деятельность сегодняшнего учащегося школы или студента ВУЗа. А между тем именно это и представляет основной интерес.
Подход автора к проверке гипотезы и решению проблемы. В данном случае мы сталкиваемся с классической проблемой синтеза (построения) измерительной системы, т.е. системы, которая по доступным для измерения внешним параметрам измеряемых объектов (признакам) позволяет с контролируемой надежностью делать выводы об их ненаблюдаемых (латентных) параметрах или давать оценку и классификацию объектов и их состояний.
Например, если врач измеряет температуру пациента, то он это делает не потому, что его интересует температура сама по себе, а для того, чтобы с учетом температуры поставить диагноз и прийти к обоснованному плану лечения. Но врач может поставить диагноз по температуре только потому, что в течение тысяч лет до него накапливалась информация о связи температуры с теми или иными заболеваниями, и эта связь сначала была выявлена, а затем стала известна данному врачу в процессе его обучения. Только зная эту связь врач может по температуре судить о диагнозе.
Поэтому, для решения проблемы, поставленной в данной статье, необходимо исследовать “корреляционные взаимосвязи” между широким кругом измеряемых параметров абитуриентов и учащихся ВУЗов, и экспертной оценкой успешности их учебы и профессиональной деятельности. В круг анализируемых параметров можно включить и традиционные оценки, имеющие внешний вид количественных (“по пятибальной шкале”). Одновременно и выясниться, насколько они в действительности сопоставимы друг с другом и пригодны в качестве измерителей того, что нас на самом деле интересует. Это позволит обоснованно подтвердить или опровергнуть сформулированную выше гипотезу.
Инструментарий, обеспечивающий решение проблемы. Автором разработана универсальная когнитивная аналитическая система “ЭЙДОС-6,2” и связанная с ней система обработки данных комплексного психологического тестирования “ЭЙДОС
-Y ”, позволяющие решить сформулированную выше проблему. Для этого выполняются следующие работы:1. Классифицируются виды профессиональной деятельности (шкалы) и уровни их успешности (градации), а также успешность поступления и обучения.
2. Классифицируются измеряемые параметры абитуриентов и учащихся ВУЗов: предыстория, актуальный социально-психологический статус, учебные и иные воздействия.
3. Накапливается база данных по абитуриентам и студентам, описанным измеряемыми параметрами.
4. Когда (по прошествии соответствующего времени) становится известно, к каким классам по успешности или неуспешности обучения и профессиональной деятельности фактически относятся те или иные абитуриенты и студенты, то база данных по ним дополняется этой информацией. Так формируется база примеров, т.е. обучающая выборка. Очень важно, что она может быть сформирована и по архивным данным, т.е. ретроспективно.
Система “ЭЙДОС-6.2” обеспечивает обработку обучающей выборки (которая может быть любого объема) с помощью алгоритмов, построенных на основе теории информации. В результате этого обеспечивается:
Система отображает и формирует в виде PCX-файлов 50 различных видов двухмерных и трехмерных графических форм в стандарте VGA 16-Color (640x480) и в виде TXT-файлов более 50 видов различных текстовых форм. Имеется подробное руководство по системе типографского качества, объемом около 300 листов
.В настоящее время имеется 15 актов об успешном применении системы “ЭЙДОС” в различных областях, в том числе на высоком уровне, рекомендация Минтруда, 3 авторских свидетельства на нее и связанные с ней разработки, 15 публикаций, в том числе 2 книги. Система
“ЭЙДОС” неоднократно была успешно применена для компьютерной обработки данных диссертационных исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ