"ЕДИНСТВО МИРА"
РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ
студента 2-го курса физического факультета
Кубанского государственного университета
Луценко Е.В.
Краснодар - 1974 год.
(1-е место на VI студенческой научной конференции по философии.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Движение мира в целом и развитие уровней.
II. Движений уровней и развитие объекта.
1. Диалектика сущности и формы
2. Пространство - время - развития.
III. Движение объекта
1. Причинность
2. Пространство - время - движения.
IV. "Разумность" природы и единство мира.
ВВЕДЕНИЕ
Мир един и вечен, эта определенность есть действительная суть всего, т.к. мир существует и есть все; но для более конкретного познания этого мы должны развернуть в систему логического следования то, что одно без другого в действительности не существует; в понимании этого заключается монизм диалектического материализма.
I. Движение мира в целом и развитие уровней.
Мир существует, он один. Единство мира в его материальности. Материя истинно бесконечна. Движение есть способ существования материи. Определенность мира как одного, в форде противоречия бытия и небытия, через их взаимопроникновение, в становлении "переходит" в противоречие между уровнями, оставаясь собой; подобно отражению в зеркальных поверхностях. В этом состоит движение мира в целом и развитие уровней
II. Движений уровней и развитие объекта.
Уровни, их развитие и иерархия, есть форма становления; здесь определенность мира выражается в форме противоречия между уровнями, это противоречие есть движущая сила движения уровней, которое состоит в существовании и развитии объектов. Движение всегда относительно. Объект есть канал взаимодействия, действительного отношения уровней, из которых он состоит. Диалектическое противоречие между уровнями отражается в каждом из них и переходит в противоречие между объектом и средой Содержание объекта есть совокупность диалектических противоречий между входящими в него уровнями. Сущностью объекта называется наиболее глубокий уровень, на котором он индивидуализирован; формой - наименее глубокий. Развитие объекта состоит в сближении его сущности и формы через снятие противоречия между ними, это выражается в углублении сущности и формы. С точки зрения более глубокого уровня сущность объекта активна, т.к. в ней отражена форма; поэтому происходит кристаллизация, углубление сущности. С точки зрения менее глубокого уровня форма объекта также активна, т.к. в ее структуре проявлена сущность.
Развитие объекта есть его движение в пространстве-времени движения уровней; последнее существует потому, что развитие актуально бесконечно.
III. Движение объекта
Движение объекта есть процесс снятия противоположности между его подуровнями, т.е. образование и развитие подобъектов. Предыдущие и последующие состояния объекта в движении связаны между
собой как причина и следствие, эта связь по форме дискретна, а в сущности непрерывна. Развитие подобъекта есть его движение в пространстве - времени движения объекта; с точки зрения подобъекта это развитие бесконечно; но с точки зрения объекта это не развитие, а движение и его пределом является другой объект; поэтому бесконечность актуальная и пределом развития подобъекта является полное снятие противоположности между его подуровнями и их тождество. Предел достигается в момент поглощения подобъекта. которое является его реальным отношением к объекту, в результате которого подобъект становится квантом пространства-времени движения объекта. Пределом развития подобъекта является объект; это новый объект, но его структура полностью определяется поглотившим объектом, отличие в пространственно-временном смещении на один квант. Сместившийся объект есть как бы отражение старого в пространстве-времени. Если поглощение подобъекта происходит испустившим объектом, то происходит движение по инерции или покой, если другим - то относительное движение; пределом первого случая является образование замкнутого пространства-времени движения объекта; пределом второго - растворение во взаимодействии. При отражении подобъекта в элементарном объекте он расщепляется на четыре различных кванта, оставаясь собой:
(1) в непосредственном отношении к форме он есть квант пространства формы,
(2) в непосредственном отношении к сущности он есть квант пространства сущности.
(3) как квант пространства сущности в опосредованном отношении к форме он есть квант времени формы,
(4) как квант пространства формы в опосредованном отношении к сущности он есть квант времени сущности.
Поглощенный подобъект в непосредственно-опосредованном отношении к форме есть пространство-время формы; он же, в непосредственно-опосредованном отношении к сущности есть пространство-время движения сущности. В опосредованном отражении выявляется определенность формы. Поглощение подобъекта собственно и состоит в многократном опосредованном отражении, первое из которых дает квант тождества, второе - пространства сущности и формы, а все последующие время; если ряд фора в отражении времени сходится, то объект имеет определенную форму и движется с различными скоростями по траекториям; если не сходится, то объект распада на подобъекты, не имеющие формы в пространстве-времени движения объекта. Реальное пространство-время движения объекта есть первое отражение поглощенного подобъекта, остальные отражения зависят от структуры конкретного объекта. Пространство-время есть зеркало, а не отражение
; при многократных отражениях объект растворяется в новом отражении, которое становится все более конкретным. Пространство-время движения объекта состоит из тех уровней и подуровней, которые входят в его состав. Единое пространство-время, отражая объект, оставаясь неизменным как бы расщепляется на сущность и форму, в которых движутся соответствующие уровни объекта. Отношение пространства-времени сущности и пространства-времени формы подобно отношению последних в объекте. Сущность есть возможность формы, которая есть действительность сущности. Количество сущности есть качество формы. Если во времени формы протекло некоторое действительное время, то во времени сущности протекло только возможное, т.е. в действительности во времени сущности не протекало никакого действительного времени. Поэтому, с точки зрения формы время сущности течет бесконечно медленнее времени формы. С другой стороны: если во времени сущности протекло некоторое возможное время, то во времени формы протекло только действительное, т.е. в возможности во времени формы не протекло никакого возможного времени. Поэтому, с точки зрения сущности время форды течет бесконечно медленнее времени сущности. Это происходит потому, что все реально относительно самого себя: для возможного возможное более действительно, чем само действительное; для действительного действительное более возможно, чем само возможное. Различия в течении времени, расстояниях, топологии есть отражения различий между уровнями, пределом развития которых является данное пространство-время. Поэтому различие времен бесконечно только по отношению к уровням, т.е. абстрактно; реально, в объекте это различие конечно и постоянно уменьшается с его развитием приближаясь к нулю. Следовательно, пространство-время безотносительно к различному едино; в отношении же объекта оно имеет структуру, подобную ему.В пространстве-времени движения объекта отражаются противоречия уровней последнего; это отражение происходит через объект (многократные отражения) и через среду (первое отражение). Второе отношение есть константа уровней и зависит только от величины противоречия между ними, а от объектов постольку, поскольку они изменяют это противоречие. Это противоречие между уровнями есть единственная форма, которой поглощаются подобъекты вне объекта; это среда.
Взаимодействие объекта со средой зависит только от величины противоречия между уровнями, взаимодействием которых эта среда образована. Отражаясь в пространстве-времени движения, это взаимодействие выражается в виде абсолютного, безотносительного движения, скорость которого есть скорость света; это скорость развития подобъектов
Неопределенность содержания среды приводит к тому, что она способна дать лишь одно, первое отражение подобъектов, т.е. единое пространство-время движения. Противоречие между уровнями снимается развитием объектов, поэтому скорость света меняется. Конечность скорости света означает, что противоречие между уровнями уже в некоторой мере снято и разрешено. Природа в своем стремлении к многообразию всегда исходит из единства и стремится в единству.
IV. "Разумность" природы и единство мира.
Природа диалектична. В возможности мир един, т.к. там нет действительных различий. Действительное движение в возможности есть "покой"; в этом покое снято движение, т.е. он диалектичен и сам является лишь другой формой движения - сущностью первой. Это одна сторона: но вследствие симметричности смещения времени формы и сущности можно поменять их местами и тогда движение будет понято как покой, а покой как движение; т.к. движение формы та сущности отличаются качественно; в то же время они неразрывны. Единство в основе всего сущего есть внутренняя причина закономерного и гармоничного строения мироздания. Сущность всего диалектична, она не разрушается при разрушении формы и проявляется как закон. При метафизическом рассмотрении эта единая суть теряется, вследствие чего внутренне объединенное целое распадается на части, соединенные внешне и механически: свойства целого есть просто сумма свойств частей и т.д. до бесконечности.
Метафизический материализм не видя сущности сводит мир к чистому множеству; изгоняя жизнь и считая, что им раскрыта сущность механических явлений. Действительно, ярче всего диалектика проявляется в высших фордах движения, но в сущности без нее необъяснимы даже существование механических явлений. Вследствие этого, прежде всего для объяснения жизни, к неизмененной метафизической картине была внешне присоединена потерянная в самом начале душа, призванная объединять в целое мертвые части; но при этом оставалась неизвестной взаимосвязь самой души с телом. Идя дальше по пути к единству дух поместили внутрь материи, которая стала его инобытием, эта уже была диалектика, но только абстрактная, идеалистическая; вследствие этого она абсолютизировала сам путь познания, отождествив развертывание логических категорий с развитием мира и растворив материю в духе. Поэтому деятельная сторона, единство мира,, развивалась идеализмом. Единство мира понималось как единство мысли, откуда тезис Гегеля о разумности действительной природы. Диалектический материализм утверждает, что всей материи присуще свойство, родственное ощущению - это свойство отражения поэтому мир един и это единство в его материальности.
Список литературы
Начало списка будет сделано позже
23. Марков Ю.Г, "Философское значение принципов симметрии в физике". М.,67.
24. Марков Ю.Г, "О понятии первоматерии". Вопросы философии, 1970. № 4.
25. Мелюхин С.Т. "Философские проблемы современной физики".М.,66
26. Мостепоненко М.В, "О специфике и путях построения научной теории"
27. Мостепаненко М.В. "Философия и физическая теория". И 69
28. Мостепаненко М.В. "Материалистическая сущность теории относительно Эйнштейна". М.62
29. Мостепаненко А.М. "Проблема универсальности основных свойств пространства и времени". Л.69.
30. Разумовский О.С. "Философское значение и содержание эксиремаль-ных закономерностей в физике". М.64
31. Омельяновский M.S. "Диалектика в современной физике" М.,73
32. Радхакришнан С. "Индийская философия" т.1,М.,56.
33. Радхакришнан С. "Индийская философия" т.2, М.57
34. Розенталь М.М. "Философский словарь". М,72
35. Рой М. "История индийской философии", М.58
36. Фейман Р. "Характер физических законов", М.68
37. Эйнштейн А. "Эфир и теория относительности". Сбор.научных трудов. T.I, М., 65
38. Эйнштейн А. "Физика и реальность". М., 65
39. Эйнштейн А, Инфельд Л. "Эволюция физики" М.65
40. Цехмистро Т.З, "Диалектика множественного и единого". М.,72.